Девушка Гагарина
Имя Григория, я запомнила сразу. Но простая фамилия тут же стёрлась. Переспросила.
– Титов я. Как второй космонавт. А моя тётя была с первым знакома. Гагарин за ней даже ухаживал. Но она прошляпила, дурёха.
Отношения с Гришей быстро развивались. Весной 1978 года я поехала в Новокуйбышевск к будущей свекрови уже на правах невесты. Там и познакомилась с её сестрой Татьяной Александровной. Она руководила небольшим музеем при Дворце культуры. После экскурсии пригласила нас домой, и за чаем я спросила про Гагарина.
Подтвердила, что дружила с ним, когда училась в Саратовском пединституте. Достала фотографию, групповую, пожелтевшую, где лица меньше горошинки. Вот и он. Знакомая улыбка, только совсем детская. Хотя ему тогда было не меньше 18-ти, а то и все 20.
– Он за вами ухаживал?
– Да, влюбился. Настойчивый был. Но не в моём вкусе.
– Почему?
– Потому что в нём было метр с кепкой! Потому что деревня деревней. И начитанности…
Вошла Гришина мама и, заметив нехорошие искорки в глазах сестры, перевела разговор на другую тему.
Татьяну Александровну я больше не расспрашивала, но с сестрёнкой она охотно делилась девичьими секретами. Так что подробности я узнала уже от свекрови.
Обе они были дочерьми директора школы города Вольска. Люба не дурна собой, а Таня Титова – редкостная красавица. Когда мы познакомились, ей уже исполнилось 45, но выглядела эффектно. Натуральная блондинка с чистой бело-розовой кожей, с большой грудью, выше среднего роста. Представляю, какой она была в юности…
При такой внешности и избалованности Татьяна чувствовала себя в институте принцессой, и поклонники это мнение укрепляли. Юра Гагарин в их компании явно уступал другим парням: не студент, всего лишь учащийся техникума, невысокий, застенчивый. Ему ли ухаживать за такой девушкой!
Однажды договорились встретиться, но начался дождь, и Таня осталась в общежитии. Юрий по-мужски слово сдержал, ждал, пока не промок до нитки. Заволновался, отправился в общагу узнать, не случилось ли чего. Стоит на пороге комнаты, ботинки в руках, а с него уже лужа натекла. Соседки Танины его тут на смех подняли – кинулся прочь в одних носках.
Осенью 1954-го у них состоялся решающий разговор. Юра рассказал, что начал заниматься в авиаклубе, но дама сердца остудила его восторги. Давно мечтаешь стать лётчиком? Так поступал бы не в техникум, а в вуз, например, в МАИ. Трудно туда попасть? Хочешь вначале в лётное училище? Подумай хорошенько: тебе уже двадцать, поздно так разбрасываться. Скоро получишь специальность в техникуме, вот и работай по ней. Приглашаешь замуж, а сам собираешься ещё невесть сколько учиться. Несерьёзно всё это.
Не сказала Таня, что у неё уже был жених, курсант военного училища Гена Савин. Но Юрий, наверно, догадался. Или понял, что взгляды на жизнь у этой красавицы никогда не совпадут с его взглядами. Больше он не искал с ней встречи.
После выпуска Татьяна вышла замуж. Но женой офицера так и не побыла: Геннадия вскоре комиссовали по болезни. Освоил гражданскую специальность, стал пусковиком-наладчиком нефтяного оборудования.
С Гагариным Татьяна столкнулась то ли на вокзале, то ли в аэропорту. Она была беременна. Юрий галантно сбегал за минералкой, поднёс чемоданы. Сидели, вспоминали общих друзей. И он сказал: «У меня сейчас очень интересная работа. Возможно, ты обо мне ещё услышишь».
Услышала. И сломалась. Дальше Татьяна не просто жила, она доказывала, что не совершила никакой ошибки, что у неё всё прекрасно. Хвасталась обновками, поучала, постоянно ставя себя в пример. Но чувствовалось, что свою суперуспешность она доказывает не столько собеседникам, сколько тому, погибшему много лет назад, но всё ещё разъедающему её душу.
По советским меркам, жизнь её была вполне устроенной. Двое детей, непыльная работа, прилично получающий непьющий муж. Но характер всё сильнее портится, дома участились ссоры. Когда я рассталась с Гришей, было заметно, что у Татьяны явные проблемы с психикой.
Гриша как-то сказал: «Не задавалась бы тётя Таня, была бы женой первого космонавта!». Но я ответила: «Нет, если бы они поженились, у первого космонавта была бы совсем другая фамилия».