Старая примета

Старая примета

Каждой весной выращенные в Шушенском лук и редис доставляют на Север, где они в это время нужны. Утром самолёт вылетает из Красноярска, загружается в Шушенском и к обеду возвращается. После смены экипажа и заправки топливом «витамины» летят дальше.

…Был тёплый субботний вечер в конце мая. Командир экипажа, второй пилот и радист приехали в лётную гостиницу, прошли медосмотр и отправились отдыхать в клуб рядом с лётной гостиницей, где были танцы.

Когда оказалось, что девушка, с которой лётчики танцевали весь вечер, ещё не летала на самолёте, они принялись её уговаривать:

— Летим завтра утром с нами в Шушенское, к обеду вернёмся…

Утром к подготовленному и заправленному топливом самолёту вместе с экипажем пришла девушка. Её уговорили прокатиться…

Все сели в самолёт, запустили двигатели и взлетели.

Через 15 минут после взлёта с самолёта сообщили:

— Упало давление топлива.

Ещё через пять минут поступило второе сообщение:

— Двигатели остановились, выбираем место для вынужденной посадки.

Самолёт приземлился «на брюхо» на песчаную косу острова в середине Енисея. Были повреждены оба воздушных винта и консоль правого крыла, задевшая за случайное дерево; экипаж не пострадал.

Для выяснения причин лётного происшествия на остров на вертолёте прилетел главный инженер управления. Выйдя из вертолёта, кроме членов экипажа рядом с самолётом он увидел девушку.

— Старая примета: «женщина на корабле – не к добру», — подумал он.

Лётчикам был задан вопрос:

— В чём причина лётного происшествия?

Второй пилот понуро сообщил:

— Топливо кончилось, самолёт не был заправлен технической службой.

Объяснение было нелепым. Инструментами, находящимися на борту самолёта, главный инженер приказал вскрыть капот одного двигателя и снять крышку карбюратора…(В поплавковой камере карбюратора всегда остаётся не вырабатываемый запас того топлива, на котором двигатель работал перед остановкой). В карбюраторе находился промывочный бензин Б 70 — светлый как стёклышко, с приятным запахом, а не этилированный, ядовитый, красного цвета, обычный для этого самолёта.

На самолёте Ли 2 в каждом крыле по два бака, первый и второй – в левом крыле, третий и четвёртый – в правом. Взлетают самолёты обычно на бензине из первого бака, на высоте 25-30 метров переключают кран на третий бак- для сохранения центровки самолёта. В карбюраторе двигателя был обнаружен промывочный бензин из четвёртого бака, которым никогда не пользуются.

Стала понятна причина лётного происшествия: девушка при взлёте сидела в кабине на откидном стульчике. Лётчики рассказывали ей, как летают. За разговорами второй пилот совершил ошибку: переключил кран подачи топлива с первого бака не на третий, а на четвёртый.

Улетая с острова, главный инженер забрал девушку; вторым рейсом был вывезен экипаж.

Для охраны самолёта на остров из нашей смены был доставлен техник Игорь Кораблин, холостяк, проживавший в общежитии. Ему привезли всё необходимое для жизни до зимы. Потом раз в неделю привозили на вертолёте хлеб, тушёнку и сгущёнку.

По вечерам на остров приплывали на лодках ребята и девчата из окрестных деревень. Они привозили Игорю молоко, картошку, овощи и мясо. Им было интересно посидеть у костра, поговорить с городским парнем.

С наступлением морозов и достаточной толщины льда, трактор на санях привёз к самолёту два воздушных винта, консоль правого крыла, снятую со списанного самолёта, и резиновую воздушную подушку. Бригадой техников под самолётом была выкопана яма. В неё уложили подушку и накачали её воздухом — самолёт был поднят с земли и поставлен на колёса. Заменили повреждённые винты и консоль правого крыла. Привезли экипаж. Развернули (за хвост) самолёт в нужном направлении и взлетели по льду. Самолёт прилетел в Красноярск, благополучно сел и потом долго летал в исправном состоянии.

За ошибку пилотирования, вынужденную посадку и повреждение само-лёта экипаж был наказан: командир экипажа понижен на год до второго пилота; второй пилот на год отстранён от лётной работы и переведён техником по обслуживанию самолётов на земле. Радисту объявлен выговор за то, что не пресёк неправильные действия лётчиков.

Оцените статья

+6

Оценили

Николай Лыков+1
Гость №428+1
Марат Валеев+1
ещё 3
В пассажирских автобусах на стенах салона написано " Водителя во время поездки не отвлекать", - а в самолете, тем более, такое нарушение недопустимо. К счастью, в данной ситуации, всё обошлось без трагедии. Рассказ увлекательный. Спасибо.
Отличная история. Автору мой+.
16:03
Интересно про технические подробности было почитать. Рассказ тоже понравился. Удачи!
17:29
Увидел знакомые названия (Красноярск, Шушенское, Север) - думаю, ага, свой, красноярец, про севера пишет. Надо зайти! Зашел и не пожалел: вот какие случались да случаются истории по пути доставки грузов на севера! Ошибка, правда, оказалась поправимой, но могло быть гораздо хуже. Нельзя брать посторонних лиц на борт корабля, тем более - воздушного, тем более - молодых симпатичных девушек! До добра это не доведет! А ведь хотелось - так и напрашивается концовка в виде создания счастливой семейной пары из той девушки и пилота. Кстати, очень хорошо ощущается, что автор сам авиатор. Что не помешало ему еще и неплохо владеть пером!
13:39
Профессионализм автора в данной теме накладывает специфику на изложение: много внимания уделено техническим деталям, мало -- эмоциональной составляющей. Я как читатель лучше увидела и поняла самолет, чем героев. А хотелось бы все-таки отталкиваться от людей. Хотя бы по штриху к портрету: какой была девушка, какими были пилоты? Что они испытали, когда двигатели остановились? Ругались "по-матушке", паниковали, вели себя стойко, пресекли истерику девушки или орали вместе с ней?.. Кому-то эти подробности могут показаться сентиментальными и не нужными, но без них рассказ сильно проигрывает в художественной атмосфере. Остается четкая докладная записка. А ведь случай действительно интересный, и рассказ мог получиться очень увлекательным. Да, ограничение объема, понимаю! И все-таки...
14:31
Увлекательный рассказ! Жизненный! Мой+!
19:20
Согласна с Анной.Автор увлекся техническими деталями и слабо раскрыл характеры,ограничился сухим изложением фактов,которые ,безусловно, очень интересны сами по себе , и они составляют основу сюжета. А сюжет-то какой!на целую повесть хватило бы!
13:43
Прочитал с большим интересом. Спасибо автору. +
Загрузка...