Старая примета
Старая примета
Каждой весной выращенные в Шушенском лук и редис доставляют на Север, где они в это время нужны. Утром самолёт вылетает из Красноярска, загружается в Шушенском и к обеду возвращается. После смены экипажа и заправки топливом «витамины» летят дальше.
…Был тёплый субботний вечер в конце мая. Командир экипажа, второй пилот и радист приехали в лётную гостиницу, прошли медосмотр и отправились отдыхать в клуб рядом с лётной гостиницей, где были танцы.
Когда оказалось, что девушка, с которой лётчики танцевали весь вечер, ещё не летала на самолёте, они принялись её уговаривать:
— Летим завтра утром с нами в Шушенское, к обеду вернёмся…
Утром к подготовленному и заправленному топливом самолёту вместе с экипажем пришла девушка. Её уговорили прокатиться…
Все сели в самолёт, запустили двигатели и взлетели.
Через 15 минут после взлёта с самолёта сообщили:
— Упало давление топлива.
Ещё через пять минут поступило второе сообщение:
— Двигатели остановились, выбираем место для вынужденной посадки.
Самолёт приземлился «на брюхо» на песчаную косу острова в середине Енисея. Были повреждены оба воздушных винта и консоль правого крыла, задевшая за случайное дерево; экипаж не пострадал.
Для выяснения причин лётного происшествия на остров на вертолёте прилетел главный инженер управления. Выйдя из вертолёта, кроме членов экипажа рядом с самолётом он увидел девушку.
— Старая примета: «женщина на корабле – не к добру», — подумал он.
Лётчикам был задан вопрос:
— В чём причина лётного происшествия?
Второй пилот понуро сообщил:
— Топливо кончилось, самолёт не был заправлен технической службой.
Объяснение было нелепым. Инструментами, находящимися на борту самолёта, главный инженер приказал вскрыть капот одного двигателя и снять крышку карбюратора…(В поплавковой камере карбюратора всегда остаётся не вырабатываемый запас того топлива, на котором двигатель работал перед остановкой). В карбюраторе находился промывочный бензин Б 70 — светлый как стёклышко, с приятным запахом, а не этилированный, ядовитый, красного цвета, обычный для этого самолёта.
На самолёте Ли 2 в каждом крыле по два бака, первый и второй – в левом крыле, третий и четвёртый – в правом. Взлетают самолёты обычно на бензине из первого бака, на высоте 25-30 метров переключают кран на третий бак- для сохранения центровки самолёта. В карбюраторе двигателя был обнаружен промывочный бензин из четвёртого бака, которым никогда не пользуются.
Стала понятна причина лётного происшествия: девушка при взлёте сидела в кабине на откидном стульчике. Лётчики рассказывали ей, как летают. За разговорами второй пилот совершил ошибку: переключил кран подачи топлива с первого бака не на третий, а на четвёртый.
Улетая с острова, главный инженер забрал девушку; вторым рейсом был вывезен экипаж.
Для охраны самолёта на остров из нашей смены был доставлен техник Игорь Кораблин, холостяк, проживавший в общежитии. Ему привезли всё необходимое для жизни до зимы. Потом раз в неделю привозили на вертолёте хлеб, тушёнку и сгущёнку.
По вечерам на остров приплывали на лодках ребята и девчата из окрестных деревень. Они привозили Игорю молоко, картошку, овощи и мясо. Им было интересно посидеть у костра, поговорить с городским парнем.
С наступлением морозов и достаточной толщины льда, трактор на санях привёз к самолёту два воздушных винта, консоль правого крыла, снятую со списанного самолёта, и резиновую воздушную подушку. Бригадой техников под самолётом была выкопана яма. В неё уложили подушку и накачали её воздухом — самолёт был поднят с земли и поставлен на колёса. Заменили повреждённые винты и консоль правого крыла. Привезли экипаж. Развернули (за хвост) самолёт в нужном направлении и взлетели по льду. Самолёт прилетел в Красноярск, благополучно сел и потом долго летал в исправном состоянии.
За ошибку пилотирования, вынужденную посадку и повреждение само-лёта экипаж был наказан: командир экипажа понижен на год до второго пилота; второй пилот на год отстранён от лётной работы и переведён техником по обслуживанию самолётов на земле. Радисту объявлен выговор за то, что не пресёк неправильные действия лётчиков.