​Эврика! Нашел! ​Я теперь знаю, почему «девяносто», а не «девятьдесят»

Поезд Киев – Москва отправляется с 13-ой платформы. Я в купе пока один. Предо мной, вольготно и торжественно возлежащем на уютнейшей полке, предстал выбор между тремя видами досуга: бить баклуши, валять дурака, плевать в потолок. Выбрал последний вариант и стал с удовольствием рассматривать объект своей деятельности. Шучу, конечно. Вспомнил почему-то злополучную словоформу «девяносто»… Одну руку освободил из-под головы, в которой, как влюбленные в парке, беззаботно блуждали свободные мысли. Взглянул на свою руку со стороны, как на чужую, – пятерня…пять…Освободил из-под головы и вторую руку. Добавил еще 5 пальцев к уже существующим и гениально сложил: одна рука плюс одна рука равно две, то есть, словоформа «две» = словоформе «десять»… Эврика!

Но пока оставим меня наедине с открытием, рассмотрим предысторию моей поездки в Москву. Я работал учителем русского языка в Луганской области. Очень любил свою профессию и детей. Занимался и научно- методическими исследованиями. Свои статьи о новых формах, средствах и методах публиковал в московских и киевских журналах. Стал победителем областного конкурса «Учитель года» Мой опыт обобщался. Еще будучи сельским учителем, неоднократно ездил на методические конференции в Москву, в НИИСиМО. Ездил также и в Донецк, в СШ 4, к педагогам — новаторам Шаталову и Меженко для обмены опытом. Но потом все это рухнуло. После обретения государством «самостийности», количество часов русского языка в школе резко сократилось, и вскоре я просто стал безработным. Два года поскитался по заработкам от сторожа до приемщика макулатуры, потом мне удалось устроиться руководителям шахматного кружка в родную городскую школу. Устроился с надеждой, что учитель русского языка все-таки иногда болеет и я смогу замещать его на уроках. Буду рассказывать детям, почему «до лампочки», а не «до выключателя», например, читать «Войну» Рождественского и др., словом, заниматься любимым делом хотя бы иногда. Узнал потом о международном конкурсе среди учителей — «Пушкинский конкурс «Язык Победы» — 2015», отослал свои работы, стал победителем. И вот – купе!

Но снова оставим пока меня, едущего в Москву, и посмотрим, что происходило потом в столице. Пусть будет больше дороги, больше ожидания. Счастье — это ожидание счастья. Все хорошее скоротечно, как вспышка фотоаппарата, остановившего прекрасное мгновение. Я приехал в Москву, вышел на перрон, нашел человека, держащего в руках бумажный лист с надписью «Пушкинский конкурс». Это был водитель, который встречал меня одного. И вот я еду по столице,

— Давно в Москве не был? – Спросил водитель.

— Давно… лет двадцать.

— А сам откуда?

— С Донбасса.

—!!! Тогда я тебе покажу Москву. Авто развернулось, и мы поехали свободным маршрутом. Вот если бы тот московский водитель читал сейчас эти мои строки, я бы ему между строк помахал дружески рукой – «Спасибо!». Все дни пребывания в столице были единым праздником: парк — отель Шереметьевский, прием в Моссовете, награждение, экскурсии, встречи, спектакли, рестораны…

Это все будет, а пока я еду в купе и смотрю на свои руки, как на чужие.

Две – это десять! А если из ста вычесть две руки по 5 пальцев, то есть «десять» — будет искомое «девяносто». Значит, у девяносто такой же лексико – семантический способ образования, как и у слова «сорок» (вместо «четыредесят»), то бишь связан с процессом счета через знак (жест). 90 – это две руки (показываем) не сто. 90 — это без двух рук (количественно обозначающих пальцами «десять») сто. Ошибка этимологов в том, что они считали первым корнем в девяносто – девять, а первый корень – это дьве (две)! 100 – 10 (две по пять) = 90.

Дьве не сто – девенесто — девяносто! Девятьдесят и девяносто существовали синонимично параллельно, но со временем форма девяносто вытеснила девятьдесят и осталась только в русском языке из всех славянских.

Оцените статья

+8

Оценили

Татьяна Ларченко+1
Валерий Панфилов+1
Николай Литвинов+1
ещё 5
Герой рассказа - профессионал и энтузиаст своего дела! Было очень приятно читать о таком человеке. Удачи!
Спасибо, Оксана. И Вам успехов в жизни и творческих удач!
09:55
Замечательная находка и замечательный человек! v Удачи Вам, Владимир!
Спасибо, Яна. А еще замечательно, когда встречаешь хороших людей. И Вам добрых и счастливых встреч.
11:39
Счастливы ученики, которым судьба посылает такого Учителя - творческого, влюблённого в свой предмет, в свою работу. Эх, были бы все учителя такими, как изменилась бы наша жизнь... Спасибо за рассказ! Успехов вам в творчестве и в жизни! +
Спасибо, Лидия. Посмотрел в Вашей анкете, Вы любите стихи. Захотелось почему-то Вам одно свое написать... Предо мною альбом. Давней юности фото. Мы с тобою в лесу собираем цветы. Как момент уловил сверхталантливый кто-то. Я не помню, кто именно, помнишь ли ты? Машут мне в никуда лепестками ромашки. Запах сосен и трав с фотоснимка вдохну. Ты в оранжевом платье, я в белой рубашке… Ты наденешь ее, как фату, поутру. Предо мною альбом. Давней юности фото. Я в квартире с подругой своей - тишиной. В этом мире другой сверхудачливый кто-то Называет любимой тебя… и женой.
13:32
Очень хорошее стихотворение. Спасибо!
Класс, очень понравилось
Спасибо, Николай. И Вам успехов!
11:49
Автору +
Благодарю, Николай! Значит, не зря тружусь, если и от Вас "плюс".
Плюс за преданность делу!
Спасибо, Татьяна! Спасибо! И Вам удачи!
Загрузка...