Достается недёшево

Со своей лучшей подругой Альбиной я познакомилась в апреле 1975 года, когда наша семья переехала в новую кооперативную квартиру по проспекту Карла Маркса. Был конец учебного года, я заканчивала 4-й класс (я была круглая отличница!), мне пришлось перейти в новую школу, и школа эта — № 7 — мне ужасно не понравилась.

Вспоминается заседание родительского комитета, на котором разбирали поведение отъявленных прогульщиц. Мама моя, к счастью, была занята в своей школе и не попала на мероприятие. Я же на всю жизнь запомнила слова классной руководительницы: «Ира была такая мягкая, такая нежная. Альбина была ребёнок как ребёнок. Но вот появляется Гладкова…». В общем, я стала девочкой, «с которой детям не разрешали водиться», как героиня Ирмгард Койн.

Несмотря на запреты взрослых, Альбина дружила со мной. У нас дома была неплохая библиотека, а подруга моя, так же как и я, больше всего на свете любила читать. А ещё Альбина очень любила Вербу. Мама согласилась взять в нашу новую квартиру щенка, и этот пушистый комочек, озорной и ласковый, рос у нас на глазах. Мы учили Вербочку сидеть, давать лапу, приносить мячик, подавать голос и наряжали в детские платьица.

Альбина пробовала писать. Одно из первых её стихотворений было написано в двенадцатилетнем возрасте и называлось «Рассуждения щенка».

У меня тоже были первые литературные опыты, но начала я раньше Альбины. Свою первую «поэму» я написала в третьем классе, в возрасте девяти лет. Предыстория её создания такова: в школе на уроке нам рассказывали о магнитогорской поэтессе Людмиле Татьяничевой и читали её стихи. Одно из них мы учили наизусть, строки из этого стихотворения я помню и сейчас:

Достается недёшево
счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего?
Чем ты людям помог?

На дом дали задание — написать сочинение по пословице, чтобы оно перекликалось со стихотворением Татьяничевой. Со всей серьёзностью, на какую была способна, я принялась за дело, начав с изречений:

Вспашешь в срок, посеешь в срок — будет урожай высок.

День прозевал — урожай потерял.

Упустишь время — потеряешь урожай.

Вторая из приведённых мною пословиц больше всего, на мой взгляд, соответствовала моему замыслу – садово-огородные работы я себе представляла, тема труда была значимой, своевременность проводимых работ – день прозевал – выходила на первый план. И полились строки:

Кто хоть на день

попозже посеет –

у того

ничего не поспеет.

На себе испытала я это,

лук посеяла я в это лето.

Все посеяли седьмого,

я-ж посеяла восьмого.

Скоро времечко идёт,

урожай-то наш растёт.

Вот сентябрь наступил.

У других лук невредим,

а у меня лук недозрелый –

все сказали – дорастёт!

Но пошла гроза.

Всем грозам – гроза!

Градом весь мой лук

был выбит.

Что поделаешь – гроза…

Кто хоть на день

попозже посеет –

у того

ничего не поспеет.

На себе испытала я это,

лук посеяла я в это лето.

Всё было написано на едином дыхании. Я перечитала своё творение и осталась довольна. Переписала красивым почерком и сделала рисунки к тексту.

Конечно, где-то в глубине души, своим незрелым ещё умишком я чувствовала, что развязка притянута за уши. Но уж больно значительной представлялась мне борьба за урожай, пусть и предполагаемая, читаемая между строк. И кульминационная острота эпизода (всем грозам гроза!) заключала в себе наивысшую степень напряжения сил побеждающей стороны и одновременно подтверждала народную мудрость. Опять же — «достаётся недёшево». Здесь было даже то, что не было обозначено в задании – чувство коллективизма, поддержка друзей (все сказали – дорастёт!).

Собираясь на следующее утро в школу, я представляла, как мою поэму зачитают вслух в классе, а затем одноклассники, сгорая от зависти, будут рассматривать авторские иллюстрации.

Нет, лучше не в классе, а на школьной линейке, в холле, где стоял бюст молодого Володи Ульянова; и мой дедушка – директор ШРМ № 10 (школы рабочей молодёжи), стоя среди приглашённых лиц, будет с гордостью смотреть на внучку.

Оценка «см» (смотрено) — так оценила мой духовный прорыв учительница Софья Михайловна. Возможно, потому что в произведении моём не было исхода.

Тут впору бы вспомнить другую пословицу – дурак думкой богатеет, но тогда я её ещё не знала.

Оцените статья

+3

Оценили

Яна Даренко (Татьяна Бондаренко)+1
Татьяна Ларченко+1
Майя Симонова+1
Очень признательна Вам за отклик, Лидия! Спасибо, что нашли время и прочитать, и оценить.
Спасибо Вам, Татьяна!
Знакомая ситуация, когда пишешь и ждешь оценки своего творения, вердикта учителя: похвалит или черкнет равнодушное "см." Я, как и другие ваши комментаторы, Светлана, вспомнила такое далекое... Спасибо за этот искренний рассказ!
Знаков без пробелов - 3 488.
11:49
Светлана,Ваш рассказ меня тронул до глубины души! Такое и мне когдв-то пришлось испытать в детстве. Очень искренний и правдивый экскурс в раннюю пору творческих исканий и заблуждений,восторга и романтических грез!Спасибо Вам за этот рассказ.Удачи в конкурсе!
Мария Фёдоровна! Огромное спасибо за отклик!
19:52
Рассказ - прелесть! Живо представила себе, как вдохновенно сочиняла девятилетняя поэтесса своё первое творение. Читала и узнавала в героине рассказа себя))Трогательно, искренне, с юмором написано. Удачи вам, Светлана!
Светланка! Я тоже прошла через это. В школе просто не поверили, что я написала: - "Переписала и принесла... Не стыдно?" Спасибо, что вы пишите, что пишите легко и свободно. Удачи, Вам! (+)
Загрузка...