Мастер мыльных пузырей

1086

(Отрывок из сказки)

… – Где мое дитя? – спросила Алеся уже отнюдь не таким смелым тоном.

– Вон, – Мастер равнодушно махнул рукой на почерневшую столешницу. – Любуйся.

Ей вдруг стало страшно до обморока. Лавка старьевщика закачалась перед глазами.

«Он бы кричал… если бы был жив».

С этой мыслью она заставила себя повернуть голову и взглянуть на то, что лежало на столе. На миг она отчетливо увидела голенькую розовую куклу с пальчиками без ногтей. Кукла была прекрасна и уродлива одновременно, как и положено новорожденному. Но для нее (это была девочка) существовало другое название – мертворожденная.

– Хватит обманывать себя, – сказал старец с брезгливой ноткой. – Ты все еще мыслишь стереотипами своего мира. Ты так и не поняла, где находишься. Требовала свое дитя – получай. Вот оно, твое мертвое Творение!

Не было никакой розовой куклы. Это упрямое подсознание подгоняло немыслимую истину под привычные образы…

На столе лежала книга.

Тощенькая брошюрка в дешевом розовом переплете. На обложке написано: «Мастер мыльных пузырей». Ниже – «Сказка для взрослых»…

Алеся медленно взяла в руки свое Творение и раскрыла на первой странице.

Девочка была еще так мала, что верила: секунды длинные-длинные, а все красивое – вкусно... – прочитала она вслух и замолчала, глядя на Мастера.

Тот закивал, затряс своей седой бородой.

В воздухе перед ней висело Чудо. Чудо было круглым и цветным, и не просто цветным, а меняющим свои краски и узоры как в калейдоскопе… – продолжил он с ленцой человека, который знает текст наизусть, и рад бы забыть, да не может, словно вдолбленное с детства стихотворение. – Сравнить мыльный пузырь с калейдоскопом! Но чего не напишешь ради красного словца!.. И про встречу с Любимым ты наврала. Человек такой был, но познакомилась ты с ним не на шоу мыльных пузырей – тебе просто хотелось, чтобы это было там… Полистай, полистай свое Творение! Видишь белые страницы? Это те места, где фантазия твоя дала сбой, а реальность не смогла прийти к ней на помощь, ибо в таких книжицах она не приживается. Видишь, страницы перечеркнуты крест-накрест? Это то, что не нравилось тебе самой. То, что молило: «Дай мне созреть, напитаться правдой, ведь и в сказках есть своя правда!» Но ты торопилась, ты решила: и так сойдет. А страницы, где буквы то огромные, то крохотные, – что, по-твоему, это означает? Корявость фразы, небрежность стиля, если тут вообще можно говорить о стиле!..

Сухо и методично указывал старец на все недостатки и слабые места – никакой другой критик не мог быть более зорким и безжалостным. Алесе было больно, она все собиралась возмутиться, объяснить… Но почему-то молчала.

– Ты отправилась в Путь и гордилась собой так, словно возвысилась над всем миром. А ведь твой хваленый зуд – это просто болезнь, иногда врожденная, иногда приобретенная. Ее можно сравнить с недержанием. Приходится бежать под кустик, пока остальные спокойно пьют чай на веранде, но чем же тут годиться?! Ты и такие как ты – о, если бы ты знала, как вас много! – с чесоткой, недержанием, припадками, которые вы зовете вдохновением, – все вы являетесь сюда как Главные Герои и Творцы одновременно.

И где же ваши Творения? Вот они, – старец брезгливым жестом обвел комнату, – выкидыши ваших творческих мук: книги, которые никто не захочет читать, симфонии, которые никто не станет слушать, картины, на которые способен любоваться лишь слепец… Вот они – ваши дети: недоношенные, мертворожденные, испустившие дух в первый день Творения, заброшенные, жалкие, никому не нужные!..

«Лучше бы мне каждый день вырезали гланды… чем слушать это!»

– Твоя сказка – мыльный пузырь, один из многих, лопающихся на ветру. Ты шла ко мне, чтобы я вдохнул жизнь в этот пузырь, но я бессилен помочь бездарности. Все, что я могу сделать, – дать вам иллюзию Творчества. И лопать, лопать то, что обречено родиться мертвым! Большинство рады и этому. Но время от времени я сталкиваюсь с такими упрямыми невеждами, как ты, и тогда появляется новый хлам для этого хранилища…

Оцените статья

+16

Оценили

Оксана Алмазова+1
Яна Даренко (Татьяна Бондаренко)+1
Николай Лыков+1
ещё 13
Мне кажется, иногда нужно разродится мёртвым творением и забыть его, чтобы самому не задохнуться в вечных творческих муках ))) + за беспощадную правду )))
11:24
Спасибо за Ваше мнение, Валерий! Иногда бывает и так. Но всех, кто читает и оценивает, прошу помнить: это ОТРЫВОК из сказки. И не факт, что тот, кто вещает "беспощадную правду" -- в самом деле Мастер. И его "приговор" Алесиной сказке -- не истина последней инстанции. Всё как в жизни.
21:53
Начало сказки в моем блоге. Полная версия этой главы здесь: https://www.proza.ru/2017/05/02/1384 Для самых отважных: сказку целиком можно легко скачать единым файлом для удобного прочтения на главной странице самарской писательской организации http://litsamara.com/ в заметке от 15 апреля 2017 г.
15:39
Первая иллюстрация к моей сказке художницы Светланы Сапсай. Проголосовать за сказку можно на сайте конкурса "Открытая Евразия 2017". Жюри принимает решение самостоятельно, но мне как автору очень важен каждый голос и отклик! http://www.17.ocabookforum.com/%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0-%D1%88%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D0%BB%D1%8C/
18:11
11:25
Благодарю Вас, Майя! Ваши отзывы всегда красочны! smile
Философский подход к теме. Если бы люди создавали только гениальные произведения, то они становились бы уже рядовыми. Пусть будет разнообразие. laugh Удачи в конкурсе, Анна!
11:45
Спасибо, Владимир! Рождение этой сказки -- выплеск личных переживаний и во многом самоирония. Полностью она объемом 4 авторских листа или 161 800 знаков. Конечно, по крохотному отрывку трудно судить о целом. Я могла бы отнестись к теме традиционно и написать, как в пять лет карябала свои первые рассказы большими печатными буквами, как потом попала в юношескую студию журналистики к строгому гуру, как радовалась своей первой публикации... Наверное, это было бы интересно и лучше принято самсудовцами. Но так совпало, что главные свои терзания и творческие поиски я уже отразила в этой сказке. И пусть это лишь крохотная часть их, но для меня важно быть услышанной.
Однажды я спросил Льва Полугаевского - был такой шахматный гроссмейстер в Самаре (Куйбышеве) - может ли он стать чемпионом мира. Лев сразу ответил "нет". "Чемпионами мира рождаются, а не становятся," - сказал он и показал пальцем на небо. Может, и с настоящими писателями так же, графоманы зря стараются? Кажется, об этом и Ваше конкурсное произведение, Анна... +.
12:03
Геннадий, спасибо за отзыв и такой интересный пример! Наверное, по этому отрывку действительно приходишь к такому жесткому выводу. Но сказка гораздо шире. Я бы никогда не взялась за произведение, в котором нет надежды! И у Алеси она, безусловно, есть... Тема "настоящих писателей" столь неоднозначна -- у каждого они свои. Насчет графомании. Как говорила одна моя преподавательница: "Иногда количество переходит в качество". Это действительно так. Поэтому не стоит бросать стихосложение, если в 17 лет не стал, условно говоря, Маяковским. Просто надо развивать вкус и самокритику, чтобы адекватно себя оценивать. Я долгие годы графоманила, изничтожая запас бумаги в доме, и меня оправдывает лишь то, что эти убогие во всех смыслах романчики я писала "для себя", даже и мысли не держа обнародовать. А вот то, что решаешься выложить на публику -- к этому надо подходить очень серьезно и ответственно. Это мое личное мнение.
20:29
Анна,сегодня я еще раз убедилась в незаурядности Вашего дарования,прочитав в один день два Ваших рассказа и порадовалась открытию для себя чего-то нового,доселе не прочитанного ,но безумно интересного.Этот новый рассказ-притча так метафоричен и так наполнен мыслью о Творчестве, о Таланте и об "иллюзииТворчества", что мне стало немного грустно...А вдруг все то,чем я сейчас ,на старости лет,увлечена,всего лишь иллюзия,бездарное убийство сил и времени?.. Может,лучше вырежки вязать ?....Информация к размышлению.За рассказ мой +!Спасибо!
21:16
Вот из-за такой реакции не люблю подобные произведения. Когда талантливо написано нечто уничтожающее. Естественно, каждый примеряет отрывок на себя, вспоминает недостатки и задумывается, а не зря ли он вообще?.. Возможно, только отрывок звучит правдиво-беспросветно, а целое произведение оставляет надежду пишущим, не знаю. Но критику, подрезающую крылья, не люблю.
Анна! Наверное, я соглашусь с Яной Соляковой. И ещё: так уж сложилась моя жизнь, что я знала женщин, родивших мёртвого ребёнка. Более того - у одной из них несколько раз рождались мёртвые дети.Это огромная боль! Я бы не стала в данном случае сравнивать.Упаси Господи пережить такое! Писатель, как никто другой должен задумываться над сравнениями и словами. Можно, конечно, сравнить произведения с детьми, но на этом немного притормозить...
12:36
Мария, Яна, Наталия! Прежде всего: огромное спасибо за отзывы и искренние мнения! Для меня такие комментарии гораздо ценней и интересней, чем безликая похвала. С первой написанной строчки я осознавала, что сказка получится неоднозначной, по разным причинам сложной для восприятия, у кого-то вызовет отторжение. Но чтобы судить о произведении, надо читать его целиком, здесь же представлен лишь отрывок. И то, что в целом бы сгладилось, здесь приобрело жесткие формы. Но я и на это пошла сознательно. В этой сказке выражены МОИ комплексы, сомнения и терзания. Там нет ничего, что я не пережила бы лично (естественно, в форме аллегорий). И если после этого я пишу, творю и даже добиваюсь некоторых успехов, почему бы моим уважаемым читателям и авторам вдруг бросать свой поиск, свое творчество?.. В этом отрывке Алеся лишь в середине Пути. А главное у нее впереди...Впрочем, в любом произведении каждый видит свое, и имеет на это право. Наталия, и среди моих знакомых есть женщины, терявшие детей, и я с огромным сочувствием и уважением отношусь к их горю. Однако я знаю и то, что чувствуют авторы, у которых (как им кажется) получилось мертвое Творение. Не только писатели -- художники в широком смысле слова. Мастера. Если они годами во что-то вкладывались, ночей не спали, бредили наяву, отказывали себе во многом, а потом видят -- нет, нет, не то!.. Это трудно понять, кто не пережил. Именно для таких "ненормальных" людей их Творения и приравнены к детям. Не вообще, не для всех! А только для таких. И в этом тоже правда жизни...
Ну что же-- суровая правда устами Старца. Но нас-то голыми руками не возьмешь! Поплакали, и "будя". Новый день принесет новые творческие муки. Хотя, прислушаться бы еще и к словам Валерия Панфилова про то, что стоит забыть мёртвое творение "...чтобы самому не задохнуться в вечных творческих муках". Попутно, Анна: слово во фразе "но чем же тут годиться?! " потеряло буковку "р". Успеха!
12:46
Татьяна, благодарю за зоркий глаз! Сама всегда вижу такие огрехи в чужих текстах, и со смирением принимаю свой прокол. zst Исправлять не буду, может, уже и нельзя. Получилось немного по Фрейду, Вам не кажется?.. Маленький секрет: к этому Старцу не стоит относиться слишком уж серьезно. Не все, что он говорит -- стопроцентная истина. Алеся только в середине своего Пути...
Понравилось. Удачи в конкурсе, Анна!+
12:40
Спасибо за неизменную поддержку, Александр!
05:18
Очень сильно написано, жестко. Наверное, так и надо: сила и воздействие слова - велики, и если то что движет пишущим - корысть, тщеславие, графоманство, заказ - то от таких слов - огромный вред. Спасибо, Анна.
12:41
Вам спасибо, Елена, что сумели так прочувствовать!
17:10
Анна, Вы подняли злободневную тему, сейчас в эру интернета и доступности обнародования любых творений, на мир обрушился настоящий девятый вал имитаторов от литературы. Мертворожденные произведения - сильная и точная аллегория, не в бровь, а в глаз. При всем желании, к тексту не придерешься: замечательный слог, добротная проза… Единственное, что я не увидел – главной идеи сказки, авторского отношения к явлению. Возможно, из-за того, что выложен только фрагмент сказки. То что графоманство по большому счету плохо – очевидно. Но бороться с графоманами, это все равно, что бороться с восходом солнца. Да и есть ли смысл? Ведь каждый автор сам решает для себя: имитирует ли он творчество или взаправду творит. Хотя конечно, это очень не просто. Я тоже решал этот вопрос и даже написал некую исповедь: Конь в манто (Исповедь графомана) Говоришь, что пишу исключительно хрень? Помудрев, ощущаю и сам: все не то… Но хоть лопни, мозги хоть сверни набекрень, Вместо «Lady in red» - конь глумится в манто… look smile
13:04
Леонид, мне очень понравилась Ваша "исповедь"! Честно! joke Иронизировать над собой может только сильный и умный человек. Разумеется, Вы и не могли увидеть "главной идеи сказки" в крошечном отрывке. Мое авторское отношение в данном конкретном случае: отойти в сторонку, чтобы дать высказаться героям. А то ведь и они бы умолкли на середине фразы с 3500 знаками лимита... Вся сказка -- 161 800. Почувствуйте разницу... ))) Когда сказка будет опубликована, я дам желающим ссылку, чтобы уж ругали меня конкретно, по всем пунктам ))). Бороться с графоманстом можно двумя способами. Игнорировать чужое и развивать вкус, чтобы не допускать собственного. Вот так мне это видится. Я сама вышла из графоманов -- хочется надеяться, что уже вышла!.. Но именно из них, родимых. Уже по этой простой причине я не могу считать всех графоманов безнадежными. ))) Поэтому (а не из вредности!) и оставляю какие-то замечания на страницах. А уж дело автора -- прислушаться или нет. Я тоже далеко не к каждой критике прислушиваюсь. Всегда рада Вам, Леонид!
АНЯ, ЕСЛИ У ЛЮДЕЙ ПОЯВИЛОСЬ ЖЕЛАНИЕ ПИСАТЬ, ТО НЕ НАДО ИХ ОТГОВАРИВАТЬ. Конкурсы - Самарские судьбы - это подарок судьбы всем нам. Где ещё вы можете проявить своё литературное дарование. Спасибо организаторам зтих конкурсов. За их терпение.И вам за критику, вы, наверное, по-своему болеете за литературу. +
13:17
Спасибо Вам за искренний отзыв, Зоя! Вы правы -- я болею за литературу, хотя это несколько пафосно звучит, но в целом правда. И стараюсь очень критично относиться к собственным текстам. Это я и пыталась выразить в сказке и в этом отрывке. А если еще кто-то узнал себя -- так тому и быть. Ни в коем случае не отговариваю никого писать и творить! Автор всегда глупо выглядит, если пытается объяснить, к чему же он, собственно, призывал. Мне бы очень хотелось, чтобы эту сказку прочитали целиком, и тогда бы я приняла все: и критику, и замечания, и вопросы... Но для меня ценно и то, что прочитали этот маленький отрывок. Спасибо всем, даже промолчавшим! Иногда молчание значит больше, чем слова.
14:55
Хорошо написано, Аня, и посыл понятен. Ближе всего ему соответствуют, наверное, вот эти строки из крыловского стиха - "Беда, коль пироги начнет печи сапожник, А сапоги тачать пирожник..." Но бесполезно говорить об этом людям, зараженным страстью к сочинительству (я бы так, более щадяще, назвал это болезненное увлечение, именуемое графоманией). Они писали и будут писать, это практически неизлечимо. Кто-то может утверждать, что сочинения графоманов способствуют насаждению дурновкусия. Однако человек со вкусом всегда отличит эрзац-поделку от подлинной литературы. И никогда плохие романы, рассказы, поэмы и стихи не выбьются на уровень не просто читаемых, но и почитаемых произведений. Думаете, во времена Пушкина, Лермонтова, Грибоедова не было графоманов? Их и тогда были тьмы. Но и через века мы знаем только Пушкина, Лермонтова, Грибоедова... Кстати, я себя тоже отношу к числу графоманов, правда, кое-чего все же достигших. Так что пусть люди пишут, если им это нравится. А читатель разберется, кто и что ему по душе.
15:54
Марат, очень приятно видеть Вас на странице и читать такой мудрый, взвешенный отзыв! Дай Бог каждому быть таким "графоманом", как Вы!!! Я восхищаюсь рассказиками, которые простыми словами (а такая простота дорогого стоит), весело и ненавязчиво показывают жизнь, какая она есть, и даже чему-то учат. Так, что хочется учиться, а это главное. У Вас талант миниатюр и юморесок. На это действительно нужен талант. Как известно, хороший рассказ написать сложней, чем плохой роман. Я всегда тяготела к большим формам, честно признаюсь: миниатюры -- не моя сильная сторона. Уважаю таких авторов, как Вы. Вот я читаю все комментарии и думаю: цепляет-то как раз чутких, тонких, даровитых людей... А "идейному графоману" что? Утерся и пошел... Спасибо! Удачи в творчестве!
Анна, хорошо написано!+
11:07
Спасибо, Вениамин!
18:04
Очень оригинальный подход к теме! Анна, Вы молодец! Но почему то некоторые комментаторы отнесли что то из написанного Вами к себе лично. Мне такой подход непонятен. Мало ли кто что где пишет? И что, сразу всё на себя примерять? У меня вот почему то и мысли такой не возникло. Просто понравилось и всё, будто прочитала интересную сказку чем то похожую на " Алису." Успехов в конкурсе и в жизни!
11:03
Спасибо за понимание, Елена, и здравый смысл! Очень рада! В полной версии к этой сказке стоит эпиграф из "Алисы в Стране Чудес". Имя Алеся тоже, конечно, не случайно. Вы абсолютно верно уловили посыл. Хотя во всех других отношениях это совершенно самостоятельное произведение, со своим сюжетом, перипетиями, финалом. Основанное, повторюсь, на моих личных переживаниях. Если кто-то примерил на себя -- "автор ответственности не несет". smile Вам тоже успехов!
Да... БОЛЬШАЯ философия, есть над чем поразмышлять! +
11:12
Владимир, благодарю Вас! Ведь и я размышляла, когда писала эту сказку... И хорошо, что отклики неоднозначные. Даже на этот крохотный отрывок.
Беспощадно и мАстерски, Анна, - к недостаткам и слабым местам, к "мыльным пузырям",мёртворождённым творениям... А примерять на себя или нет - дело индивидуальное.А "примеряют" многие. И - слава Богу. Думаем, значит, переживаем - и опять сочиняем... И ещё есть понимание: не всем сразу понятны Бродский,Андрей Белый,философ Тютчев... К ним, возможно, пришли , взбираясь по ступеням. У Белинского, по моему, в статье есть разделение на гениев(как Пушкин),кажется, гениальных талантов(А.Кольцов) и талантливых, которых большинство...Можно детализировать дальше... Но тема животрепещущая. Спасибо, Аннушка! Удачи. Любви. (+)
13:14
Спасибо, Людмила! На самом деле сказка про таланты, а не про бездарей, как могли подумать некоторые по монологу старца. Разве истинным талантам и даже гениям не приходилось выслушивать таких старцев?.. Разве не казалось, что всё потеряно, в свое творение уже не вдохнуть жизнь, но вдруг... Не надо сдаваться и слишком прислушиваться к чужим словам. Даже умным.
Замечательная сказка, правдивая, волнующая, переживательная!
13:19
Галина, благодарю Вас за такой отзыв! Всегда стараюсь быть искренней, писать о том, что болит у самой. joke
Недостатки и слабые места бывают почти у каждого из пишущих.И каждый воспринимает их по своему. Да жёстко, Анна, вы подошли этому, но как мастерски! Молодец +
16:08
Спасибо, Зинаида, за отзыв! Согласна -- у каждого свои слабости. Иногда в слабостях даже сила. Если не переборщить ). Удачи Вам!
15:37
Графоманы тоже нужны. Для сравнения. Мой +
18:03
Николай, благодарю Вас! Важное уточнение. Если бы еще количеством не забивали...
Еще одна сторона - и как она правдива! Даже становится не по себе. +
20:54
Спасибо Вам, Яна! Мне тоже слегка не по себе от этой сказки. ))) Вчера ее целиком разбирали на литературной студии. Поверьте, досталось мне на орехи!.. А еще на этом милом, пушистом сайте некоторые на "критику" обижаются... laugh
Уж очень категорично, перфекционизм до жестокости. И покойники существуют в нашем мире, значит, так надо. Я тут вспомнила, пока читала, "Звездные войны" - ну муть мутью, и снимать их первоначально никто не хотел, а когда-то попали в дух времени и стали культовыми. Женский роман всего-то 200 лет назад был немыслим ( на мой взгляд, этот жанр позорит гордое имя Человека), и стиль бывает похуже, чем у Вашей героини, а вот! Есть те, кто умиляется, что "красивое - вкусно". И еще - мастер Ваш неправ, можно вдохнуть жизнь во что угодно. В свое время я основательно изучила психологию читателя; так вот на определенном уровне человеку все равно, что читать, он делает это для себя и извлекает нужное из всего)
Да, еще забыла написать! Невероятно, но дохлые вампиры пользуются бешеной популярностью. Мастера они, часом, не кусали? Что уж к безобидным мыльным пузырям так придираться!
21:37
Оксана, спасибо Вам за такую живую реакцию и развернутый отзыв (даже два)! Поулыбалась... ))) Да, этот старикашка и есть жестокий, самовлюбленный прыщ, и трудно представить, у кого бы он мог вызвать симпатию. Его образ нарочито карикатурен. Всё становится ясно для тех, кто прочитает целиком. В сказке этой нет и не может быть готовых ответов, кто живой, кто мертвый, кто талант, кто г.... Она лишь побуждает размышлять и "извлекать нужное для себя" (цитирую Вас). По крайней мере, я как автор очень на это надеюсь.