Последняя строка

Так сердце заноет под вечер,

что мысли и строчки — вразброд.

Вранье, что поэзия лечит,

скорее — наоборот.

Наивные думают люди,

нам рифмы — как воздух,

точь-в-точь…

Метафоры нет и не будет,

с другим она в эту ночь!

Дрожит уголек сигареты,

строфа не сомкнется никак.

Дожить бы еще до рассвета,

ведь кончился нитромак!

А сердце шалит понемногу,

срываясь с хорея на ямб —

как будто трясется в дороге,

где множество ям.

Оно по-другому не хочет,

забылось в своей маете…

И россыпь взлохмаченных строчек

соринками на листе —

последнее, что ты запомнишь,

когда,

обгоняя восход,

знакомая «скорая помощь»

под окнами тормознет.

И все, что щемило годами,

и прочь уносило покой,

проступит на кардиограмме

последней строкой.

Оцените статья

+15

Оценили

Николай Лыков+1
Людмила Косарева+1
Валерий Гринцов+1
ещё 12
12:40
Спасибо огромное, будем стараться!
12:49
Ух как... кардиограммно, Алексей! Сам на себе почувствовал, как трепещет огорченное сердце автора ли или ЛГ. Очень впечатлило!
Конечно, ЛГ, Марат. Спасибо от души за такой отзыв.
Меня тоже впечатлило: кардиограмма, видящая прошлое, - это нонсенс. Тут не конкурс фантастики.
12:58
Ух ты! Здорово! Здоровья Вам, Алексей! И вдохновения!
Спасибо, Яна. Продолжаем в том же духе!
15:39
Алексей, очень -очень точно.метафорично, хоть и грустно.Что поделаешь? Жизнь.Здоровья и удачи в конкурсе!
Спасибо, Мария. И Вам всего самого лучшего!
13:48
Снова с удовольствием прочитала Ваши стихи, Алексей. "Россыпь взлохмаченных строчек..." Какой образ! Прекрасная находка для финала -- про последнюю строку на кардиограмме... Та самая "изюминка" и стопроцентное попадание в тему. Удачи! Большой +.
Спасибо за столь подробный разбор, Анна. И с наступающим праздником!!!
Ну, хоть бы Мальцев сначала написал: "зачеркнутые" или "исправленные", чтобы было видно, что строки действительно "взлохмачены. Он это не сделал. За такую работу получают минус.
Это что же он, сердечный, так напрягается с этими ямбами, что "скорую" приходится вызывать? Хорошо, если до последней извилины на кардиограмме герой стихотворения успел что-то стоящее написать... Радуюсь, что у вас, Алексей, с этим порядок!+
Поэт по-другому не может, Татьяна. Спасибо и с наступающим праздником!
Герой Мальцева перестарался: так усердно писал, что даже сердечный ритм перевел в ямб и хорей. Получается, он не знал, что ямб и хорей - стихотворные размеры. А ритм - совершенно другая песня. Иными словами, грубейшая ошибка.
05:20
Превосходно! Каждое слово, точно гвоздём, вколачивается в сознание читающего. Очень понравилось!
Спасибо, Валерий... Очень тронут. Эк Вы... с плотницким уклоном...
Задумка и коцовка - просто замечательны! Но подводка хромает, порой даже провоцирует на пародию: Взлохмаченное Словно гриву Пегасову сдуру, чтобы вытрясти строчек пяток, я терзаю свою шевелюру, ощущая таланта приток. И хоть мука такая несносна, продолжатель привычек старинных, вновь и вновь я трясу свои космы - так, что весь я в каких-то соринках: то ли снег, то ли пух лебединый, столь уместный в лирических перлах... Только ты меня не убедила, проза жизни, что все это - перхоть.
Забыл предпослать пародии - строки из стихов Алексея, которые, собственно, и вдохновили меня на этот перл. Вот они: "И россыпь взлохмаченных строчек - соринкою на листе"
Соринками... Спасибо, Геннадий. Пародии обожаю.
С удовольствием прочитал Ваши стихи. В строке "где множество ям" не хватает 2 слога, здесь при чтении "споткнулся" , в последней строке тоже 2 слога не хватает. Остальное хорошо. Желаю удачи в конкурсе+
Александр, в каждой строфе 4-я строка короткая, там не хватает слогов. Я это сделал сознательно. Чтобы убрать сладкозвучие, внес некоторую неотесанность, рваный ритм.
Теперь понятно. Спасибо, Алексей. Удачи.
Словно на 4-ю строку не хватает дыхания, что ли...
Так сердце заноет под вечер, -/- - /- -/- что мысли и строчки — вразброд. -/- -/- -/ Вранье, что поэзия лечит, -/- -/- -/- скорее — наоборот. -/- -/-/ Сбой ритма (ударение не должно падать на 7 слог). Наивные думают люди, -/- -/- -/- нам рифмы, – как воздух, точь-в-точь… -/- -/- -/ Метафоры нет и не будет, -/- -/- -/- с другим она в эту ночь! -/-//-/ Сбой ритма (ударение не должно падать на 4 и 7 слоги). Дрожит уголек сигареты, -/- -/- -/- строфа не сомкнется никак. -/- -/- -/ Дожить бы еще до рассвета, -/- -/- -/- ведь кончился нитромак! -/- - /-/ Сбой ритма (ударение не должно падать на 7 слог). А сердце шалит понемногу, -/- -/- -/- срываясь с хорея на ямб — -/- -/- -/ как будто трясется в дороге, -/- -/- -/- где множество ям. -/- -/ Сбой размера (5 слогов вместо 7). Оно по-другому не хочет, -/- -/- -/- забылось в своей маете… -/- -/- -/ И россыпь взлохмаченных строчек -/- -/- -/- соринками на листе — -/- -/-/ Сбой ритма. последнее, что ты запомнишь, -/- -/- -/- когда, обгоняя восход, -/- -/- -/ знакомая «скорая помощь» -/- -/- -/- под окнами тормознет. -/- -/-/ Сбой ритма И все, что щемило годами, -/- -/- -/- и прочь уносило покой, -/- -/- -/ проступит на кардиограмме -/- -/- -/- последней строкой. -/- -/ Сбой размера (5 слогов вместо 7). Алексей, на этих схемах хорошо видно, что не во всех четвертых строках не хватает двух слогов. Это нарушение системы, сбой размера, следовательно, бессмысленно говорить о том, что вы это сделали намеренно. Однако и без ошибок в ритме и размере в "Последней строке" есть недостатки - отсутствие знаний, ошибки в стиле.
Сильно написано! Удачи, Алексей!
Спасибо, Валерий. Удача не помешает.
15:08
Так ярко написал, Алексей, и так образно, что будущих поэтов, похоже, напугал! Плюсую.
Настоящих поэтов не запугать ничем. Спасибо, Николай!
Жюри поспешило, присудив 1 место этому стихотворению. Слишком много в нем недостатков. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ «Наивные думают люди, нам рифмы — как воздух, точь-в-точь….». Мысли так не оформляют (Наивные думают люди: «Нам рифмы — как воздух, точь-в-точь»). Есть другой вариант, но придется вставить слово: «Наивные думают люди, ЧТО рифмы — как воздух, точь-в-точь». «нитромак». Это лекарство больше известно как нитроглицерин. Автор не объяснил значение слова (это делается после текста). ОТСУТСТВИЕ ЖИЗНЕННЫХ ЗНАНИЙ «уголек сигареты». Уголек – в печи или в костре, а у сигареты – только огонек, пепел. «А сердце шалит понемногу, срываясь с хорея на ямб». Ямб и хорей – это стихотворные размеры. А здесь речь идет о ритме. «взлохмаченных строчек». Строки бывают короткими, длинными, понятными, непонятными и т.д., но только не взлохмаченными. Если автор имел в виду зачеркивания, исправления, то надо было в двух словах рассказать об этом в тексте. «И россыпь взлохмаченных строчек соринками на листе – последнее, что ты запомнишь, когда, обгоняя восход, знакомая «скорая помощь» под окнами тормознет». Последнее, что запоминают в такой ситуации, – это боль, из-за которой вызывают «скорую». «И все, что щемило годами, и прочь уносило покой, проступит на кардиограмме последней строкой». На кардиограмме всего лишь проступает сердечный ритм. А «все, что щемило годами», остается в памяти, в душе. ОШИБКИ В РИТМЕ И РАЗМЕРЕ Так сердце заноет под вечер, -/- - /- -/- что мысли и строчки — вразброд. -/- -/- -/ Вранье, что поэзия лечит, -/- -/- -/- скорее — наоборот. -/- -/-/ Сбой ритма (ударение не должно падать на 7 слог). Наивные думают люди, -/- -/- -/- нам рифмы, – как воздух, точь-в-точь… -/- -/- -/ Метафоры нет и не будет, -/- -/- -/- с другим она в эту ночь! -/-//-/ Сбой ритма (ударение не должно падать на 4 и 7 слоги). Дрожит уголек сигареты, -/- -/- -/- строфа не сомкнется никак. -/- -/- -/ Дожить бы еще до рассвета, -/- -/- -/- ведь кончился нитромак! -/- - /-/ Сбой ритма (ударение не должно падать на 7 слог). А сердце шалит понемногу, -/- -/- -/- срываясь с хорея на ямб — -/- -/- -/ как будто трясется в дороге, -/- -/- -/- где множество ям. -/- -/ Сбой размера (5 слогов вместо 7). Оно по-другому не хочет, -/- -/- -/- забылось в своей маете… -/- -/- -/ И россыпь взлохмаченных строчек -/- -/- -/- соринками на листе — -/- -/-/ Сбой ритма. последнее, что ты запомнишь, -/- -/- -/- когда, обгоняя восход, -/- -/- -/ знакомая «скорая помощь» -/- -/- -/- под окнами тормознет. -/- -/-/ Сбой ритма И все, что щемило годами, -/- -/- -/- и прочь уносило покой, -/- -/- -/ проступит на кардиограмме -/- -/- -/- последней строкой. -/- -/ Сбой размера (5 слогов вместо 7). Подвожу итог. Стилистические ошибки – 2. Отсутствие жизненных знаний – 5. Ошибки в ритме и размере – 6. Как не стыдно организаторам вешать на Доску Почета таких авторов? В моем произведении «Черная река» ошибок куда меньше, но его не наградили даже дипломом. Отправил письмо с протестом председателю жюри, но, похоже, что он притворился слепым. Я предложил ему объяснить, почему «Черная река» хуже, но Добрусин все равно промолчал. Это молчание можно рассматривать как неспособность дать какие-либо разумные объяснения.
Вот ситуация: "Черная река" (http://samsud.ru/archive-konkurs/tvorchesky-konkurs-ni-dnya-bez-strochki/-chernaja-reka.html) лучше, чем "Последняя строка", но на первом месте почему-то стоит Алексей Мальцев. Виталий Добрусин, вам как председателю жюри не пристало отмалчиваться в такой ситуации. Что будем делать? Ругаться или начинать мирные переговоры?
10:18
Замечательное стихотворение. Игра с ритмом действительно "снимает сладкозвучие" и делает слова более живыми. А сравнение сердечного ритма с хореем и ямбом - просто прекрасная находка! И это всё - язык поэзии... но объяснять такие вещи... бесполезно, по-моему.
"Игра с ритмом действительно "снимает сладкозвучие"". Мальцев заигрался, и в результате получился искаженный ритм. В одной четвертой строке у него семь слогов, в другой - пять. За такую небрежность оценка произведения снижается. А сладкозвучие должно быть, иначе работа будет горчить. "и делает слова более живыми". Сделать слова живыми могут только жизненные знания, правильный стиль, чувство ритма, логическая связность, эмоциональное воздействие и красивые метафоры. "сравнение сердечного ритма с хореем и ямбом - просто прекрасная находка". Ничего прекрасного тут нет. "А сердце шалит понемногу, срываясь с хорея на ямб". Хорей и ямб - это стихотворные размеры, а у сердца - ритм. Если бы автор написал примерно так: "А сердце шалит понемногу, срываясь с пулеметной очереди на разрывы гранат", то это было бы правильно. Надо было кардиограмму сравнить с ямбом или хореем. "язык поэзии... но объяснять такие вещи... бесполезно". Если язык поэзии нельзя объяснить, то писать поэзию бессмысленно. Надо понимать, что написано хорошо, а что - плохо. Особенно это касается жюри. В противном случае, получится не литературный конкурс, а игра в дурака.
Да... Навтыкали... Благо, интернет все выдержит.
Алексей, если Интернет выдержал даже ваше произведение, то остальное он выдержит тем более.