Последняя строка
Так сердце заноет под вечер,
что мысли и строчки — вразброд.
Вранье, что поэзия лечит,
скорее — наоборот.
Наивные думают люди,
нам рифмы — как воздух,
точь-в-точь…
Метафоры нет и не будет,
с другим она в эту ночь!
Дрожит уголек сигареты,
строфа не сомкнется никак.
Дожить бы еще до рассвета,
ведь кончился нитромак!
А сердце шалит понемногу,
срываясь с хорея на ямб —
как будто трясется в дороге,
где множество ям.
Оно по-другому не хочет,
забылось в своей маете…
И россыпь взлохмаченных строчек
соринками на листе —
последнее, что ты запомнишь,
когда,
обгоняя восход,
знакомая «скорая помощь»
под окнами тормознет.
И все, что щемило годами,
и прочь уносило покой,
проступит на кардиограмме
последней строкой.
- 35 комментариев
Майя Симонова
12:40
#
↓


Алексей Мальцев
14:09
#
↑
↓

Спасибо огромное, будем стараться!
Марат Валеев
12:49
#
↓

Ух как... кардиограммно, Алексей! Сам на себе почувствовал, как трепещет огорченное сердце автора ли или ЛГ. Очень впечатлило!
Алексей Мальцев
14:10
#
↑
↓

Конечно, ЛГ, Марат.
Спасибо от души за такой отзыв.
Александр Рубис
09:55
#
↑
↓

Меня тоже впечатлило: кардиограмма, видящая прошлое, - это нонсенс. Тут не конкурс фантастики.
Яна Солякова
12:58
#
↓

Ух ты! Здорово!
Здоровья Вам, Алексей! И вдохновения!
Алексей Мальцев
14:13
#
↑
↓

Спасибо, Яна.
Продолжаем в том же духе!
Мария Штанова
15:39
#
↓

Алексей, очень -очень точно.метафорично, хоть и грустно.Что поделаешь? Жизнь.Здоровья и удачи в конкурсе!
Алексей Мальцев
16:46
#
↑
↓

Спасибо, Мария. И Вам всего самого лучшего!
Анна Штомпель
13:48
#
↓

Снова с удовольствием прочитала Ваши стихи, Алексей. "Россыпь взлохмаченных строчек..." Какой образ! Прекрасная находка для финала -- про последнюю строку на кардиограмме... Та самая "изюминка" и стопроцентное попадание в тему. Удачи! Большой +.
Алексей Мальцев
15:46
#
↑
↓

Спасибо за столь подробный разбор, Анна.
И с наступающим праздником!!!
Александр Рубис
09:58
#
↑
↓

Ну, хоть бы Мальцев сначала написал: "зачеркнутые" или "исправленные", чтобы было видно, что строки действительно "взлохмачены. Он это не сделал. За такую работу получают минус.
Татьяна Ларченко
16:31
#
↓

Это что же он, сердечный, так напрягается с этими ямбами, что "скорую" приходится вызывать? Хорошо, если до последней извилины на кардиограмме герой стихотворения успел что-то стоящее написать... Радуюсь, что у вас, Алексей, с этим порядок!+
Алексей Мальцев
17:10
#
↑
↓

Поэт по-другому не может, Татьяна.
Спасибо и с наступающим праздником!
Александр Рубис
10:03
#
↑
↓

Герой Мальцева перестарался: так усердно писал, что даже сердечный ритм перевел в ямб и хорей. Получается, он не знал, что ямб и хорей - стихотворные размеры. А ритм - совершенно другая песня. Иными словами, грубейшая ошибка.
Валерий Крылов
05:20
#
↓

Превосходно! Каждое слово, точно гвоздём, вколачивается в сознание читающего. Очень понравилось!
Алексей Мальцев
07:02
#
↑
↓

Спасибо, Валерий... Очень тронут.
Эк Вы... с плотницким уклоном...
Геннадий Гималай
07:07
#
↓

Задумка и коцовка - просто замечательны! Но подводка хромает, порой даже провоцирует на пародию:
Взлохмаченное
Словно гриву Пегасову сдуру,
чтобы вытрясти строчек пяток,
я терзаю свою шевелюру,
ощущая таланта приток.
И хоть мука такая несносна,
продолжатель привычек старинных,
вновь и вновь я трясу свои космы -
так, что весь я в каких-то соринках:
то ли снег, то ли пух лебединый,
столь уместный в лирических перлах...
Только ты меня не убедила,
проза жизни, что все это - перхоть.
Геннадий Гималай
08:52
#
↑
↓

Забыл предпослать пародии - строки из стихов Алексея, которые, собственно, и вдохновили меня на этот перл. Вот они:
"И россыпь взлохмаченных строчек -
соринкою на листе"
Алексей Мальцев
10:49
#
↑
↓

Соринками...
Спасибо, Геннадий. Пародии обожаю.
Александр Шайкин
17:43
#
↓

С удовольствием прочитал Ваши стихи. В строке "где множество ям" не хватает 2 слога, здесь при чтении "споткнулся" , в последней строке тоже 2 слога не хватает. Остальное хорошо. Желаю удачи в конкурсе+
Алексей Мальцев
17:57
#
↑
↓

Александр, в каждой строфе 4-я строка короткая, там не хватает слогов.
Я это сделал сознательно. Чтобы убрать сладкозвучие, внес некоторую неотесанность, рваный ритм.
Александр Шайкин
18:12
#
↑
↓

Теперь понятно. Спасибо, Алексей. Удачи.
Алексей Мальцев
19:35
#
↑
↓

Словно на 4-ю строку не хватает дыхания, что ли...
Александр Рубис
09:50
#
↑
↓

Так сердце заноет под вечер, -/- - /- -/-
что мысли и строчки — вразброд. -/- -/- -/
Вранье, что поэзия лечит, -/- -/- -/-
скорее — наоборот. -/- -/-/ Сбой ритма (ударение не должно падать на 7 слог).
Наивные думают люди, -/- -/- -/-
нам рифмы, – как воздух, точь-в-точь… -/- -/- -/
Метафоры нет и не будет, -/- -/- -/-
с другим она в эту ночь! -/-//-/ Сбой ритма (ударение не должно падать на 4 и 7 слоги).
Дрожит уголек сигареты, -/- -/- -/-
строфа не сомкнется никак. -/- -/- -/
Дожить бы еще до рассвета, -/- -/- -/-
ведь кончился нитромак! -/- - /-/ Сбой ритма (ударение не должно падать на 7 слог).
А сердце шалит понемногу, -/- -/- -/-
срываясь с хорея на ямб — -/- -/- -/
как будто трясется в дороге, -/- -/- -/-
где множество ям. -/- -/ Сбой размера (5 слогов вместо 7).
Оно по-другому не хочет, -/- -/- -/-
забылось в своей маете… -/- -/- -/
И россыпь взлохмаченных строчек -/- -/- -/-
соринками на листе — -/- -/-/ Сбой ритма.
последнее, что ты запомнишь, -/- -/- -/-
когда, обгоняя восход, -/- -/- -/
знакомая «скорая помощь» -/- -/- -/-
под окнами тормознет. -/- -/-/ Сбой ритма
И все, что щемило годами, -/- -/- -/-
и прочь уносило покой, -/- -/- -/
проступит на кардиограмме -/- -/- -/-
последней строкой. -/- -/ Сбой размера (5 слогов вместо 7).
Алексей, на этих схемах хорошо видно, что не во всех четвертых строках не хватает двух слогов. Это нарушение системы, сбой размера, следовательно, бессмысленно говорить о том, что вы это сделали намеренно. Однако и без ошибок в ритме и размере в "Последней строке" есть недостатки - отсутствие знаний, ошибки в стиле.
Валерий Гринцов
20:53
#
↓

Сильно написано!
Удачи, Алексей!

Алексей Мальцев
06:13
#
↑
↓

Спасибо, Валерий.
Удача не помешает.
Николай Лыков
15:08
#
↓

Так ярко написал, Алексей, и так образно, что будущих поэтов, похоже, напугал! Плюсую.
Алексей Мальцев
21:11
#
↑
↓

Настоящих поэтов не запугать ничем.
Спасибо, Николай!
Александр Рубис
17:43
#
↓

Жюри поспешило, присудив 1 место этому стихотворению. Слишком много в нем недостатков.
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
«Наивные думают люди, нам рифмы — как воздух, точь-в-точь….». Мысли так не оформляют (Наивные думают люди: «Нам рифмы — как воздух, точь-в-точь»). Есть другой вариант, но придется вставить слово: «Наивные думают люди, ЧТО рифмы — как воздух, точь-в-точь».
«нитромак». Это лекарство больше известно как нитроглицерин. Автор не объяснил значение слова (это делается после текста).
ОТСУТСТВИЕ ЖИЗНЕННЫХ ЗНАНИЙ
«уголек сигареты». Уголек – в печи или в костре, а у сигареты – только огонек, пепел.
«А сердце шалит понемногу, срываясь с хорея на ямб». Ямб и хорей – это стихотворные размеры. А здесь речь идет о ритме.
«взлохмаченных строчек». Строки бывают короткими, длинными, понятными, непонятными и т.д., но только не взлохмаченными. Если автор имел в виду зачеркивания, исправления, то надо было в двух словах рассказать об этом в тексте.
«И россыпь взлохмаченных строчек соринками на листе – последнее, что ты запомнишь, когда, обгоняя восход, знакомая «скорая помощь» под окнами тормознет». Последнее, что запоминают в такой ситуации, – это боль, из-за которой вызывают «скорую».
«И все, что щемило годами, и прочь уносило покой, проступит на кардиограмме последней строкой». На кардиограмме всего лишь проступает сердечный ритм. А «все, что щемило годами», остается в памяти, в душе.
ОШИБКИ В РИТМЕ И РАЗМЕРЕ
Так сердце заноет под вечер, -/- - /- -/-
что мысли и строчки — вразброд. -/- -/- -/
Вранье, что поэзия лечит, -/- -/- -/-
скорее — наоборот. -/- -/-/ Сбой ритма (ударение не должно падать на 7 слог).
Наивные думают люди, -/- -/- -/-
нам рифмы, – как воздух, точь-в-точь… -/- -/- -/
Метафоры нет и не будет, -/- -/- -/-
с другим она в эту ночь! -/-//-/ Сбой ритма (ударение не должно падать на 4 и 7 слоги).
Дрожит уголек сигареты, -/- -/- -/-
строфа не сомкнется никак. -/- -/- -/
Дожить бы еще до рассвета, -/- -/- -/-
ведь кончился нитромак! -/- - /-/ Сбой ритма (ударение не должно падать на 7 слог).
А сердце шалит понемногу, -/- -/- -/-
срываясь с хорея на ямб — -/- -/- -/
как будто трясется в дороге, -/- -/- -/-
где множество ям. -/- -/ Сбой размера (5 слогов вместо 7).
Оно по-другому не хочет, -/- -/- -/-
забылось в своей маете… -/- -/- -/
И россыпь взлохмаченных строчек -/- -/- -/-
соринками на листе — -/- -/-/ Сбой ритма.
последнее, что ты запомнишь, -/- -/- -/-
когда, обгоняя восход, -/- -/- -/
знакомая «скорая помощь» -/- -/- -/-
под окнами тормознет. -/- -/-/ Сбой ритма
И все, что щемило годами, -/- -/- -/-
и прочь уносило покой, -/- -/- -/
проступит на кардиограмме -/- -/- -/-
последней строкой. -/- -/ Сбой размера (5 слогов вместо 7).
Подвожу итог.
Стилистические ошибки – 2.
Отсутствие жизненных знаний – 5.
Ошибки в ритме и размере – 6.
Как не стыдно организаторам вешать на Доску Почета таких авторов? В моем произведении «Черная река» ошибок куда меньше, но его не наградили даже дипломом. Отправил письмо с протестом председателю жюри, но, похоже, что он притворился слепым. Я предложил ему объяснить, почему «Черная река» хуже, но Добрусин все равно промолчал. Это молчание можно рассматривать как неспособность дать какие-либо разумные объяснения.
Александр Рубис
09:56
#
↓

Вот ситуация: "Черная река" (http://samsud.ru/archive-konkurs/tvorchesky-konkurs-ni-dnya-bez-strochki/-chernaja-reka.html) лучше, чем "Последняя строка", но на первом месте почему-то стоит Алексей Мальцев. Виталий Добрусин, вам как председателю жюри не пристало отмалчиваться в такой ситуации. Что будем делать? Ругаться или начинать мирные переговоры?
Яна Солякова
10:18
#
↓

Замечательное стихотворение. Игра с ритмом действительно "снимает сладкозвучие" и делает слова более живыми. А сравнение сердечного ритма с хореем и ямбом - просто прекрасная находка! И это всё - язык поэзии... но объяснять такие вещи... бесполезно, по-моему.
Александр Рубис
15:59
#
↑
↓

"Игра с ритмом действительно "снимает сладкозвучие"". Мальцев заигрался, и в результате получился искаженный ритм. В одной четвертой строке у него семь слогов, в другой - пять. За такую небрежность оценка произведения снижается. А сладкозвучие должно быть, иначе работа будет горчить.
"и делает слова более живыми". Сделать слова живыми могут только жизненные знания, правильный стиль, чувство ритма, логическая связность, эмоциональное воздействие и красивые метафоры.
"сравнение сердечного ритма с хореем и ямбом - просто прекрасная находка". Ничего прекрасного тут нет. "А сердце шалит понемногу, срываясь с хорея на ямб". Хорей и ямб - это стихотворные размеры, а у сердца - ритм. Если бы автор написал примерно так: "А сердце шалит понемногу, срываясь с пулеметной очереди на разрывы гранат", то это было бы правильно. Надо было кардиограмму сравнить с ямбом или хореем.
"язык поэзии... но объяснять такие вещи... бесполезно". Если язык поэзии нельзя объяснить, то писать поэзию бессмысленно. Надо понимать, что написано хорошо, а что - плохо. Особенно это касается жюри. В противном случае, получится не литературный конкурс, а игра в дурака.
Алексей Мальцев
11:02
#
↑
↓

Да... Навтыкали... Благо, интернет все выдержит.
Александр Рубис
17:26
#
↑
↓

Алексей, если Интернет выдержал даже ваше произведение, то остальное он выдержит тем более.