ПРО "ЧУКЧУ"

«Чукча не читатель, чукча — писатель...»

(из анекдота)


Журналов «толстых» кипа
пылится и не тает,
и книги тоже, ибо -
все пишем, не читая.

Ведь чтобы стать писателем
(о чем Высоцкий бредил),
пример необязателен,
а может быть, и вреден.

Нет больше потрясений
от всевозможных гениев.
Всяк сам себе — Есенин
и сам себе — Тургенев.

И сам себе — Эль Греко,
нарисовавший нимб.
И сам — библиотека
с читателем одним...

От трубецкого-ляпис
не требуйте, строги,
провозглашать: «Ни дня без
прочитанной строки!»

И зябнет томик Пушкина
без нашего тепла,
чего уж там про Кушнера
и прочие дела!...

Бегите ж, не читая,
к столу, к карандашу!
И разница какая,
о чем я тут пишу!?

Оцените статья

+15

Оценили

Елена Ядрина+1
Яна Даренко (Татьяна Бондаренко)+1
Ирина Коротеева+1
ещё 12
07:24
А и правда, никакой! laugh ))))) Очень смешно и очень правда, к сожалению.
Согласен с автором на все сто! laugh Удачи, Геннадий!
10:08
Читать надо. А что читать? Известно, что Нобелевскую премию по литературе могут дать не за художественные достоинства книги, а по политическим соображениям. Если издается циркуляр "Рекомендовано для внеклассного чтения", то такого рода бумага порождает ожесточенные споры, в первую очередь - среди педагогов. В школе от учеников младших классов требуют заучивать длинные, сложные стихотворения. Это не порождает энтузиазм среди родителей, а наоборот.
То, что вы говорите, - это политика, и литература здесь присутствует лишь в той степени, в какой политика ее эксплуатирует. Об этом можно без конца дискутировать, но стихи о другом. Спасибо, Ракия,
10:16
Что касается школы - во всём нужна мера, а для пишущего человека,думаю, чтение необходимо.Отличное стихотворение!
Спасибо, Наталья, за понимание. Но я хочу кое-что пояснить. Данные стихи - плод давних споров на этом же сайте. Я всегда был и остаюсь категорическим противником студийного (коллективного) обучения юных и не юных литераторов. Потому что руководит там, как правило, кто попало, и учит ямбам, а не самостоятельному мышлению, без чего не бывает писательских озарений. (Так в плохих средних школах учат не языку, а грамматике). И только таинственный процесс чтения, глубокое погружение в атмосферу высоких образцов литературного творчества - приучает к самовзыскательности и учит работе со словом, дабы уметь оригинально излагать на бумаге то, чему научила сама жизнь.
Согласна с каждым словом! Чтобы хорошо писать-нужно много читать. А ещё хорошие стихи-это, по моему убеждению, рождённые душой, когда цепляют, оставляют след и послевкусие. Да, они могут быть написаны технически несовершенно, но разве творчество можно втиснуть в рамки стандартов? Типа, чтобы получить идеальное стихотворение, надо соблюдать определённые правила. Правила лишь помогают придать более приятную и читабельную форму произведению, но сюжет хороший не придумать, если голова пуста.
10:56
Читай, читай, еще раз читай! (без юмора - Г.Г.) Удачи!
14:36
Вы, как всегда, Геннадий, своеобразны и интересны. Доставили удовольствие. Удачи !!!
Вот уж точно- "всяк себе Есенин", торопится к столу, чтоб чего-нибудь "наваять" и потрясти человечество. А разница между такими и вами все же есть...
Да в том-то и дело, что потрясать человечество они не намерены, потому что не умеют и не хотят уметь. А вот захваливать беспомощные опусы друг друга и таким образом взаимно объесениваться - это их стиль. Спасибо, Татьяна. Мне кажется, вы тоже к "чукчам" не относитесь.
УмнО и остроумно. Удачи в конкурсе!
12:24
Мне кажется это беда современной жизни. Вот изучаю сайт "Cтихи. ру" На нём около 1 миллиона поэтов. Уровень у большинства таков, что Пушкина не знают. Главная цель - общение, ведь очень много одиноких. Женщины пытаются найти себе партнёров, мужчины ищут виртуальных партнёрш для душевного общения. Мужчинам нужно обмануться, посмотреть на фото, которое обычно лет на 10 моложе фэйса, прочитать, пофантазировать эротически, писнуть что-то лестное. Одним словом заполнить житейский душевный вакуум. Женщины не против и ближе познакомиться, но графоманское начало обычно не оставляет шанса престарелому мужскому телу. Поэтому реальных знакомств крайне мало. Получается банальный сайт неудавшихся знакомств. В 70 лет уже учиться поздно, да и желания нет. А тут ещё коммерция. Кричит, что за деньги и печататься будете и в союзы вступите и т. д Успехов!.
Да, круто вы повернули, Владимир! Никогда не думал, что Стихира конкурирует с Гузеевой и К по части устройства личной жизни престарелых авторов. Для меня эта площадка была и остается чем-то вроде чемодана или склада готовой продукции перед дальнейшей отправкой куда-нибудь. Хотя не могу не согласиться, что интересные женщины там присутствуют, а часть из них иногда радует своим приятным вниманием. И приходится лишь сожалеть о том, что на всех сразу не женишься. Впрочем, все это я могу сказать и о нашем, самсудовском, сайте, где лучшая половина человечества и в самом деле - лучшая. Спасибо! И вам успехов! А учиться, как и жениться, никогда не поздно - еще Авиценна сказал.
06:31
Владимир, очень странно, что Вы миллион пользователей (user) называете поэтами. "В Колумбии в городке Ла Глория живет учитель Луис Умберто. Городок настолько маленький, что в нем только одна библиотека, а покупать книги большинству жителей не по карману. Учитель решил эту проблему по-своему: он создал передвижную библиотеку для жителей городка и близлежащих селений. Для развозки книг и журналов он использует двух ослов. Каждый раз он берет с собой в путь около сотни книг. В каждом месте он бывает раз в две недели." Я познакомилась с Луисом Умберто , и теперь Луис Умберто берет в путь около тысячи книг. Отгадайте, Владимир, сколько развозчиков книг и журналов стало теперь у Луиса Умберто?
Благодарю всех, кому не ответил.
14:42
Геннадий, с удовольствием прочитала и Ваши строки, и комментарии под ними. Сам себе библиотека с читателем одним -- это шикарно и, увы, часто реалистично... Плохо подстраиваться под массовый вкус, но даже тут нужен своего рода талант, чтобы быть коммерчески успешным писателем. Удручающе выглядит и другая крайность -- когда "литературная элита" замыкается в своем узком мирке. Сами пишут, публикуются в своих журналах (когда-то миллионные тиражи упали до 1000 - 3000 экз., журналы еле дышат), сами друг друга читают, хвалят, критикуют и раздают премии... Все-таки творить надо для читателей, чтобы было и занимательно, и познавательно, и к размышлениям побуждало, а не для одобрения в своем кругу. По поводу качества произведений я уже высказывала свою мысль: для себя и друзей пиши что хочешь, но если уж решился опубликовать -- отнесись к себе максимально строго и критично. А то литературные сайты напоминают, извините, помойку...
Анна, вы зацепили огромную самостоятельную тему - писательского противостояния.. Вот пара цитат: "Попов за пять лет учёбы в Литинституте показал органическую неспособность обращаться к эстетствующему столичному меньшинству…» "Стихи, лишённые черт современности, сами лишают себя шансов быть воспринятыми критикой" Это говорит действующий преподаватель Литинститута, поэт. Таким образом провозглашается культ флюгера, который должен не только сам одеваться в соответствующие политическому моменту одежды, но и поэзию свою подгонять к требованиям в данном случае - "эстетствующего меньшинства". Именно такая - флюгерная - поэзия главенствует сегодня в "Журнальном зале". И это не совсем та самоизоляция, о которой вы говорите. Они бы с удовольствием навязали и навязывают свою "эстетику" молодому поколению литераторов. Но, слава Богу, этой камерно-флюгерной эстетике противостоит литература, замешанная на правде жизни. Именно такую литературу любит массовый читатель, - к сожалению, в силу материальной бедности отлученный сегодня от книги (так что "подстраиваться под массовый вкус" сегодня коммерчески невыгодно). М.б., потому и отлученный, что бедный, а литература реалистического толка, как известно, имеет свойство будить в людях протестные настроения. Сейчас делаются попытки как-то не объединить, так хотя бы сблизить эти писательские миры, но это абсолютно бесперспективно, как объединять, к примеру, красных и белых. Надо просто делать свой осознанный выбор, и - "живи спокойно", потому что это бумажная война. Спасибо, Анна, что заглянули.
Глубоко копнули, Геннадий) Все так. Читать нужно, безусловно. Вот это, наверное, и есть образование, а, вернее, самообразование, необходимое пишущему человеку. И читать лучше разную (в смысле направлений) литературу. Классика (на то она и классика) совершенно необходимая база. Я сейчас просто зачитываюсь тем, что в школе воспринимала как неизбежное и обязательное - Чехов, Бунин, Симонов и т.д. Открываю и читаю с любой страницы. Имея такие высокие ориентиры - сейчас пишу на порядок меньше (зачастую творчество стремится к нулю) и шлифую до бесконечности. И все время, постоянно, нахожусь в сомнениях, рефлексирую по поводу своего уровня по отношению ко многим талантливым авторам: классикам и современникам. Но бросить окончательно - сил нет) Восхищаюсь, конечно, теми, кто штампует стихи тысячами - это ж надо иметь такой поэтический склад ума, просто таки нужно думать стихами)) Но, копнув поглубже, вижу, конечно, что процентов на 90 такая писучесть - просто дурная привычка, но никак не мастерство. Вот если бы из ста стихотворений сделать одно, где каждое слово на своем месте, пусть мало - но гармонично, это да. Но это - тяжелая пахота, а работать так над текстами хотят не все. С другой стороны никто никому писать не запретит. И человеку очень легко и просто обрубить крылья одним неправильным словом. Все начинают с малого, а иногда вырастают в достойных литераторов. Главное - работа, бесконечная и неустанная. Вот)
Вернулась, забыла сказать: за стихотворение и за литературную позицию - мой голос!
Евтушенко в одном из последних интервью рассказывает про студента литинститута, стихи которого грешили более чем очевидной вторичностью. И он спрашивает молодого поэта:" зачем вы все время изобретаете деревяный велосипед? надо знать своих предшественников". На что студент ответил: а я нарочно никого не читаю, чтобы никому не подражать. Вот такая позиция, абсолютно противоположная позиции (хотел сказать "живого классика") Евтушенко. Который, к слову, бросил в свое время этот самый литинститут, потому что его университетами уже были книги предшественников. Чья позиция правильнее, можно судить по достигнутым результатам - недипломированного Поэта и того неуча с дипломом. Нет, я никого не призываю бросать учебу в институте (чтобы стать как Евтушенко) - я просто подчеркиваю кратчайший путь к пониманию сути поэтического творчества через непосредственное чтение лучших образцов этого самого творчества. М.б, в этом и есть последнее напутствие нам от Евгения Александровича... Спасибо, Ирина, что оживили тему.
Да... Геннадий! Вот так буря! И даже Гузеева и К здесь побывали. Не согласна! О каких женихах там пишет Коньков? Зачем же Вы так? Возможно, что людям не хватает общения. Но зачем же так обижать? Я убеждена, что пишут в "Самарские судьбы" ради самой поэзии творчества, ради тех минут, когда забываешь о своих невзгодах, болезнях, неурядицах. Душой здесь отдыхают, а Вы, Владимир... Геннадий! Стихотворение Замечательное. Не оставляет, как видите, никого равнодушным. Если бы можно было +++... и даже больше.
11:42
Технично, глубоко и с юмором - как всегда порадовали, Геннадий! Только Вам ли не знать очерёдность "эффектов" в этом деликатном деле - ?!