Мир профессий и дети
Это было в 2008 году, когда мне довелось работать воспитателем группы продлённого дня c младшими школьниками. С детьми данного возраста я общалась первый год. Приходилось часто замечать, что некоторые мальчики и девочки не очень мирно общаются между собой, даже дерутся. Выйдя на зимнюю прогулку, я решила заинтересовать ребят деловым разговором и спросила, о каких профессиях они знают и что о них слышали. Дети перечислили: водитель, директор, врач, продавец, парикмахер, учитель и т.д. Тогда я предложила им поиграть и распределить роли по той ситуации, которая возникла. Разделила ребят на две группы. Сценарий игры придумывала на ходу. Сначала засомневалась, что для такого возраста рановато, но дети оживились. Поскольку во дворе или на улице дети бегают, пользуются различными спортивными сооружениями, они могут упасть, удариться, то игру решила связать с правилами техники безопасности, поведением и соблюдением некоторых законов. Я спросила, кто и кем хочет быть. Мальчики распределились так: Алёша – директор магазина, Серёжа – его водитель, Саша – охранник, Женя – инженер по технике безопасности, остальные просто рабочие и служащие. Между девочками: Юля – продавец, Маша и Аня – покупатели, Настя – заведующая отделом, Катя – бухгалтер. Немного разъяснила ребятам особенности каждой роли, их права и обязанности. Дети заинтересовались игрой.
Но неожиданно между Юлей и Мишей произошла ссора, после которой мальчик ударил девочку. Мне пришлось повернуть игру в другое направление. Необходимо было определить, кто виноват, Юля или Миша. Мы с детьми решили разобраться и усмирить драчуна. Срочно понадобились юридические кадры. Настя сразу изъявила желание быть судьёй и прокурором одновременно. Я посоветовала выяснить и провести следствие, как всё произошло, хотя сама видела всю ситуацию. Дети стали кричать: мальчики защищали Мишу, девочки – Юлю. И это естественно. Чтобы выйти из этой неразберихи, в спор вступила «судья» Настя. Меня очень удивили чёткие и решительные высказывания девочки в адрес Миши о его неправильном поступке. Она самостоятельно и серьёзно начала «проводить» следственный процесс о признании виновности мальчика. Все были свидетелями этой горячей «схватки». Было интересно: чем она закончится. Меня очень поразило то, откуда у младшей школьницы такие знания из области гражданского права. Когда я спросила Настю о её осведомленности, оказалось, что её дядя работает в милиции, поэтому так легко «профессионально и квалифицированно» она вошла в роль судьи и прокурора, успешно доведя всё до конца.
Когда подошло время заключительного слова по обвинению и вынесению наказания, все дети внимательно выслушали Настю. Каждый отреагировал по-своему. Девочки согласились с твёрдым и убедительным выводом «судьи», мальчики насупились и обиделись. Чтобы внести ясность между ними, я сказала, что виноваты оба и, ни оскорблять, ни обижать, а тем более бить никого нельзя. Дети успокоились. По выражению лиц я определила, что все были довольны прогулкой и игровой беседой. Ведь не просто погуляли на улице, а узнали немного полезного из мира профессий, из области законности и правопорядка. По-моему, прогулка прошла не напрасно. Мальчики и девочки дружно направились в столовую на обед после прозвеневшего с урока звонка.
На следующий день они неотступно спрашивали меня о своих профессиональных ролях, особенно мальчишки, и мне невольно пришлось снова вернуться к этой теме и по-детски вести с ними разговоры.