Школьные годы 1941г.

2161

Что я помню о школьных года? Да, у меня только светлые воспоминания. Но школу я знаю с самого рождения, так как родилась в семье сельских учителей. Переезжали мы с места на место, куда партия отправит. Ясно помню, большую телегу, какие-то вещи, швейная машинка и маленькая телочка. Мне 3 года. Снова в путь. Это был последний наш переезд шел 1941г. Мой отец, Закий Ахмеров. был не только учителем, но и командиром в запасе. Началась война, и он 23 июня уже ушел на фронт. Остались я, мама, сестра Лениза и братья Марс и Ирек. Настали тяжелые времена. Мама, Мукарама, работала в первую смену в школе, но детей ходило очень мало, кому нечего было одеть, кто-то, из-за голода, без сил лежал дома, но многие ребята в место учебы трудились в колхозе. Там за день давали горсточку муки. Мои старшие брат с сестрой не были исключением. А вечерами, если оставались силы, мама занималась с ними. А я с младшим братом сидела в доме взаперти и пела песни. Что вижу, то пою. Но больше песни о еде были. Нам на день давали маленький сухарик, и мы его сосали весь день. Я так хотела попасть в школу, быть большой, не сидеть дома. В те годы нас от голодной смерти спасла наша корова, мама делала каждый день катык (кефир). Помню этот большой тазик и половник. Мы его пили? нет, мама продавала, а у нас была очередь — кто этот тазик вылизывает, а кто половник. А на деньги вырученные за катык, мама покупала еду. Так и держались.

Ясно помню, как пришел отец в 1944г. с войны. Было утро, мы завтракали, мама несла чугунок, в дверь постучались, Мама пнула дверь ногой со всей силой и крикнула «Кого там с утра принесло». За дверью стоял отец, раненный, но живой.

1945г. был для меня счастливый не только потому, что война закончилась, но и потому, что я пошла в школу. 1-ый класс был переполнен. Пошли все дети, кто раньше не мог учиться во вовремя войны.

1 сентября 1945г. Я нарядная в платье, сшитом из папиной рубашки, в галошах с сумкой из лоскутков ситца. иду в школу. За партами сидели втроем. На весь класс было два Букваря. И учитель каждому по очереди давал его домой. Ох, какой же это был праздник для меня. Когда Букварь достался мне, я с таким гордым видом несла его домой, так аккуратно листала весь вечер и рассматривала каждую картинку. Для нас эта книга была такой ценностью, мне до сир пор кажется, что знаю на ощупь каждую ее страничку. Тетрадей не было, писали на газетах, между строк и на полях. Как-то мама с работы принесла мне одну тетрадь, я так с ней в обнимку и уснула.

Каждый день, в любую погоду мы ходили в школу. Папа директор, мама учитель начальных классов.

Помню из обуви были только галоши. Зимой в сильный мороз или снегопад, папа в школу носил меня на руках. Вы спросите, они же работали, получали деньги? Да, но зарплату выдавали картошкой, тканью или зерном. Жили скромно. Валенки мне купили в 3 классе. Как я радовалась. Первое время, не обувала их, носила на руках, как куклу, все смеялись. А я их берегла.

В 4 классе у меня родился брат и мама вышла сразу на работу. В первую смену с ним нянчилась я, во-вторую — мама. Оденусь, Нура заверну в одеяло, и зимой иду с ним на руках в школу. Принесу маме и сама бегом на уроки. Даже гулять с ребятами, тоже с ним на руках ходила. В прятки играть с ним было крайне не удобно, спрячусь хорошо, сижу довольная, найти не могут, а он возьми до заплачь. Так меня вперед всех и находили.

Школа в деревне была 7-летняя. Чтобы продолжить учебу, я уехала в другую деревню за 75 км. Жили мы в маленьких комнатах, спали по-двое на кроватях, по 20-30 человек в комнате. Но все учиться хотели, никакие трудности не пугали. Отец мой учил всех нас, что знания — это сила, и нужно учиться любыми путями, как тяжело бы не было. Домой приезжала на каникулах. Как правило, на дорогу не было денег, и мы все прыгали на мимо проезжающие товарные поезда. Прятались в вагонах, пели песни, танцевали по время пути. Один раз, меня поймал проверяющий, я почему то думала бить будет, а он только тихо сказал :" не плачь девочка, сейчас доедим до станции и спокойно выйдешь, а то боюсь ноги переломаешь себе"

Но хочу заметить, что никто не бросил учиться. Все мы закончили с хорошими оценками школу. И многие, как я, поступили в педагогическое училище. Но это уже совсем другая история.

Оцените статья

0
12:09
Война-это страшное явление.Мне понравился Ваш рассказ.Прочитала затаив дыхание.Удачи Вам в конкурсе!
Рассказ, Лилия, получился у вас очень интересным и затрагивающий струны души. Только он оказался длиннее заданного объёма, чтобы его допустили к конкурсу придётся урезать. Рада, что успела прочитать ваш рассказ в полном объёме.
Да, ещё иллюстрации надо перенести в комментарии. Простите, но это нада сделать, чтобы рассказ допустили к конкурсу.
12:34
Общее фото. Моей бабушке здесь 12 лет. она в первом ряду, вторая слево. По середине ее отец, директор школы. На другом фото вся семья. Здесь моей бабушке лет 10.
12:39
Фотографии замечательные.Редкие кадры военных лет.Желаю победы в конкурсе!
Самыми интересными, захватывающими, затрагивающими лучшее в душе получаются именно такие-- правдивые, невыдуманные истории, без наива, сюсюканья, а то и пошлости, которыми грешат некоторые авторы. Конечно, здесь нет какой-либо интриги, неожиданного финала, зато какой заряд позитива они в себе несут!
Прочёл как будто о своих родителях, их детство тоже пришлось на войну. Как они хотели учиться, а была ещё и недетская работа в колхозе! Но они выучились, оба. Никак не мог себе представить, что в доме нечего есть, и было очень интересно, какая же они на вкус: трава лебеда и молотая кора дуба? Когда-то и мама, и папа их ели. А вот мне, спасибо им и их поколению, не пришлось.
18:23
Лилия, склонен рассматривать Вашу работу, как ценный материал на которым можно сделать мемуарную прозу. Понимаю скованность рамками формата, но... Вы на верном пути. Рискну посоветовать Вам перечитать очень интересную статью Варлама Шаламова "О прозе". "Нужно и можно написать рассказ, который неотличим от документа. Только автор должен исследовать свой материал собственной шкурой -- не только умом, не только сердцем, а каждой порой кожи, каждым нервом своим. В мозгу давно лежит вывод, какое-то суждение о той или другой стороне человеческой жизни, человеческой психики. Этот вывод достался ценой большой крови и сбережён, как самое важное в жизни." В. Шаламов. Успехов Вам.
19:10
Олег, спасибо, Вам за такие ценные слова, обязательно воспользуюсь вашими советами.
Загрузка...