В школу...
В школу…
…Лето на Севере короткое и дождливое, быстро переходящее в осень.
А осень — это долгожданный праздник, 1-е сентября, праздник школы.
Вовке очень хотелось в школу, он ещё не знал, что там, в школе, но чувствовал, что всё будет нормально, он будет учиться читать и писать, а этому ему очень хотелось научиться. А ещё ему очень хотелось одеться в новый, ему лично купленный, школьный костюм и белую рубашку. Когда он с родителями ходил по школьному базару и смотрел на разнообразие школьных предметов: тетради, ручки, карандаши, пластилин и прочее, больше всего он поглядывал туда, где продавалась школьная форма — костюмы висели вряд, как солдаты. Вешала с белыми рубашками с эмблемами на рукавах, притягивали его как магнитом, и он думал, что вот сейчас родители пройдут мимо этой красоты, а ему придётся идти в школу в том, что у него есть, в том, что носил когда-то его старший брат, а так хотелось иметь свою личную вещь, новую, пахнущую свежестью новизны. Вовка молчал и украдкой поглядывал на родителей — пройдут мимо или остановятся.
Они остановились и отец сказал:
— Ну, что, петушок, выбирай.
Всё в Вовке перевернулось, ему показалось, что весь мир затих, ожидая его выбора…
…Новую покупку, завёрнутую в белую хрустящую бумагу, Вовка нёс перед собой гордо, как флаг, ему казалось, что все смотрят на него, и радуются, всё в нём прыгало и он сам, наверное, светился таким счастьем, что хотелось бегать кругами и прыгать на одной ноге. Но он, как подобает мужчине, шёл домой, правда более быстрым шагом, как если бы мать позвала его домой с улицы, раза в три-четыре быстрей, ему не терпелось всё это одеть и пройтись "франтом" по квартире.
Потом, когда родители днями уходили на работу, Вовка наряжался и подолгу разгуливал по квартире в новой школьной форме, вживался в роль первоклассника, входил в новую жизнь. До школы, до первого звонка оставалось несколько дней, и они пролетели быстро.
Пришло 1-е сентября! Вовка был готов к школе, он давно и с радостью ждал этого дня, правда, его лицо, точнее подбородок, было в небольших порезах, почти еле заметных. Получилось всё очень просто: во время его "репетиций" в новом костюме, он вдруг почувствовал себя уже вполне взрослым человеком, и ему пришла откуда-то шальная мысль — побриться как взрослому. Он много раз наблюдал, как это делает отец. «А что? Он тоже уже взрослый».
Взял и побрился.
Вечером, когда мать пришла с работы, она сразу спросила:
— Вова, ты что, никак, брился?
— Нет! — соврал Вовка сразу, — просто я резал хлеб.
На первой школьной линейке их построили группами по будущим классам. Вовка попал в 1-А.
Было интересно, он, слушая произносимые речи директором школы и учителями, думал о том, как он сейчас войдёт в школу, в класс, сядет за школьную парту и будет учиться. Это было здорово начать школьную, новую жизнь, в новой школе.
Как приятно ступить в новую жизнь.
Поздравления первоклашкам сыпались как ком, день был солнечный и тихий.
Настроение у Вовки было приподнятое, но ему всё меньше нравилось то, что говорят долго. Хотелось поскорее войти в школу.
Вскоре их повели в класс. Школьная жизнь началась.
Вовка сел за первую парту у окна, ему это место как-то сразу приглянулось. Класс был большой, чистый, всё пахло новизной, было красиво и тихо. Первоклашки, его будущие друзья, сидели смирно и во все глаза смотрели на свою первую учительницу - небольшую, хрупкую женщину, которая улыбалась им приветливо, от неё шло тепло и какое-то непонятное притяжение.
— Ну, здравствуйте, мои дорогие мальчики и девочки, мы с Вами вступаем в новую жизнь. Меня зовут — Зоя Николаевна Карасёва.
Это имя Он запомнил на всю жизнь…
1964г.