Волшебная сила искусства

      За 10 школьных лет по разным причинам я сменил четыре школы и воспоминания о каждой теснятся в моей памяти. Третьей по счёту школой, в которой я учился, была московская школа №399, расположенная в Серебряническом переулке. Каждый раз, когда я вспоминаю эту школьную пору, всё вытесняется одной мощной фигурой директора Тихона Емельяновича Видищева, все его звали Тишка.  Директор всегда ходил со связкой ключей в руках и, если видел какое-то нарушение, прихватывал виновника ключами, делал такой щипок. От боли нарушитель сразу останавливался и замирал под осуждающим взглядом Тишки. Затем директор приказывал идти к его кабинету и внимательно прочитать вывешенные под стеклом правила, и, что самое главное, он требовал найти в правилах грамматические ошибки и потом зайти к нему в кабинет и сообщить о них.

    Однажды перед зимними каникулами Тишка остановил мой бег по коридору, цапнув ключами до слёз. Он коротко, но внятно отчитал меня и дал своё традиционное задание. Я тогда удивился, думая, как же так, если в правилах, которые висят в коридоре у всех на виду, есть ошибки, то почему их до сих пор не исправили? Но пришлось отказаться от поисков логики и идти выполнять задание. Я изучал правила и не находил ничего. Из кабинета вышел Тишка, для устрашения позвякивая ключами:

   — Ну что, нашёл что-нибудь, хулиган?

   — Нет, не нашёл, – виновато ответил я.

   — Плохо, плохо, что не нашёл, – укоризненно говорил директор, и я чувствовал себя ещё больше виноватым.

   — Зато почитал и наконец-то узнал, как себя вести в школе. Значит так, в наказание, в каникулы будешь приходить в школу и немножко поработаешь. Дай-ка свой дневник, я для твоих родителей кое-что напишу.

   Начались каникулы, а я и ещё несколько провинившихся ребят пошли в школу отрабатывать свои грехи. Тишка решил в воспитательных целях на всех этажах школы, в коридорах повесить репродукции картин из Третьяковки. Была ли эта его инициатива или он следовал спущенному сверху указанию – не знаю, но хочется думать, что автором идеи являлся он сам. Для воплощения своей задумки Тишка закупил альбомы с репродукциями, багет, стекло. В нашу задачу входило во главе с учителем труда делать рамки, оформлять и развешивать картины. Я любил делать что-либо руками, и меня работа увлекла с самого начала. Довольно быстро я научился точно под углом 45 градусов отпиливать багет и аккуратно собирать рамы. Дальше репродукция прихватывалась клеем к заранее вырезанному картону, накрывалась стеклом и закреплялась в раме. Для меня сам процесс был отнюдь не механическим, каждую репродукцию я сначала внимательно рассматривал, впитывал в себя имена художников, названия картин, сюжеты, а потом уже вставлял в раму и любовался, и радовался – вот она волшебная сила искусства.

  Мы сделали всё за несколько дней, и коридоры школы преобразились: на стенах висели портреты, натюрморты, пейзажи самых знаменитых художников. Красота. Гордость за содеянное наполняла меня, и я чувствовал себя причастным к великому искусству.

  Тишка нас отблагодарил по царски – каждому выдал по билету на ёлку в Кремль. О такой сказочной награде можно было только мечтать. К сожалению, для меня ёлка в Кремле закончилась так же быстро, как и началась. Когда я оказался внутри какой-то кремлевской палаты, моё внимание привлекла здоровенная, отделанная мрамором тумба, из которой вверх устремлялся мощный поток теплого воздуха. Пытливая мысль проснулась во мне, и я решил провести небольшой эксперимент. Снял пионерский галстук, поднёс его к воздушному потоку и выпустил красный треугольник из пальцев. Галстук взлетел и, как живой, начал кружить над тумбой. Тут же ко мне подскочил какой-то мужик, схватил и поволок к выходу. Там мне наговорили кучу всяких слов, записали все мои данные и выпроводили вон. Вот и вся кремлёвская ёлка.

   Именно тогда, в школе №399 произошло моё первое и большое знакомство с изобразительным искусством, и теперь я совершенно иначе смотрю на директора школы и на его методы воспитания учеников. Кстати, в вывешенных правилах поведения не было ни единой ошибки, но хитрый Тишка придумал хороший воспитательный ход.

 

 

 

 

 

 

Оцените статья

0
Ой, как обидно, что вы, Александр, так и не увидели кремлевской елки. Попасть туда, наверное, было не легче, чем в "Артек"? А что касается "Тишки", в каждой школе были такие чудаки со своими эффективными методами воспитания. Вы хорошо передали атмосферу своего ученического времени-- читала с интересом и удовольствием.
Загрузка...