Экзамен по литературе

 Подавая сигнал к началу экзамена, Ольга Павловна начала вызывать по списку.

– Аникеева, – назвала она первую фамилию.

Рита подошла к столу.

– Тяни билет.

Рита долго выбирала, наконец, дернула четвертый слева.

– Номер десять, – сообщила она.

Ольга Павловна глянула в свою тетрадку.

– Очень хорошо. Расскажи основные вехи жизни и творчества Александра Сергеевича Пушкина.

Вопрос был легкий для Тани, но Рита вряд ли что-нибудь об этом знала. Она стояла, беспомощно размахивая руками.

– Спорю, она даже не знает, что Пушкина убили, – шепнул кто-то. 

Таня услышала эти слова и злорадно улыбнулась. Как-никак, если ты отличница, это не обязывает тебя любить ближних, тем более тех, кто не любит тебя.

Все же Рита выдала несколько любопытных фактов, вроде как Пушкин был самозванцем, поднял восстание против королевы Елизаветы или Катерины, написал пасквиль и вызвал сам себя на дуэль, где и был казнен на Красной площади, а под конец выяснилось, что зовут его Виссарион Григорьевич. После подобного описания жизненного пути Пушкина ничего не оставалось, как посадить Аникееву на место с двойкой и правом на переэкзаменовку, хотя учительница с удовольствием поставила бы ей тройку и не стала бы с ней возиться, не будь в ее речах такого абсурда, причем бессвязного и публично.

Потом отвечали несколько учащихся, из коих двое-трое отвечали хуже и были оставлены на переэкзаменовку, остальных ждали результаты проверки сочинений. В билетах было два рода вопросов: наизусть и теория, последняя включала в себя факты, события, имена и даты. Считалось, что труднее всего наизусть, нередко ученик, вытянувший билет с этим вопросом, вообще ничего не мог сказать и тянул другой билет. Для Тани это не составляло труда, она беспокоилась о датах, так как при подготовке не потрудилась заучить их. Таня боялась, что, найдя ее слабое место, училка устроит ей допрос с пристрастием.

К счастью, ее вызвали вне очереди, не давая возможности как следует занервничать от долгого ожидания.

– Светочева! – позвала Ольга Павловна.

Таня поднялась с места, подошла к столу и встала напротив литераторши. Та протянула ей коробочку с билетами. Таня потянула первый попавшийся.

– Номер три, – сказала Таня, показывая билет. 

Удостоверившись, учительница заглянула в свои записи и сказала:

– Расскажи отрывок из «Евгения Онегина», не меньше семи строф подряд. Потом опиши Татьяну Ларину, подтверждая отрывками из поэмы. Только с выражением. Сможешь?

Таня смогла. Она не только рассказала семь первых строф главы, описала Татьяну, но и кратко проанализировала роман, при этом ни разу не запнувшись. Ольга Павловна довольно кивнула и, порывшись в тетрадке, задала последний, дополнительный вопрос:

– Охарактеризуй главного героя «Мертвых душ».

Таня подробно описала, кто такой Чичиков, после чего получила «5» и была отправлена на место.

Теперь она без всякого интереса дожидалась конца опроса. С удовольствием ушла бы домой, но всем велели остаться зачем-то. Таня, несмотря на свои отличные результаты, полчаса провела в хмуром настроении, недовольная и сердитая. Она даже не заметила, как очередной двоечник бесславно провалился.

В целом класс ответил плохо. Экзаменатор и ассистенты подсчитали, что около половины оставлено на переэкзаменовку. Это те, кого им предстояло вытянуть на «трояк». Классного руководителя такое дело очень огорчило.

Устный экзамен обернулся завалом. Невозмутимая литераторша начала с неутешительных вестей и только потом заговорила о письменной части экзамена. Она отметила несколько отличных работ, и танину в том числе.

– А что касается остальных сочинений, – объявила она, – то мы будем проверять сегодня целый день, создана комиссия учителей по литературе. Я сказала, что уже просмотрела некоторые из них и, не сомневаюсь, другие учителя утвердят мои оценки. Сочинение, ребята, должно быть рассуждающим, а не просто описывающим, сколько раз я говорила?! Пересказ мне не нужен. И нужно побольше чувства, не монотонно, больше…

«Не это ли называется – махать кулаками после драки?» — подумала Таня, оглядывая кислые физиономии одноклассников.

Оцените статья

+1

Оценили

Людмила Алмазова+1
09:57
Вот всегда думал: откуда они берутся, отличники? Все же у них как у всех других учеников: руки, ноги, голова-два уха. А вот поди ж ты: такие же, и не такие! smile
Все берутся из системы, Марат)
11:36
Красиво написали.Мне очень понравилось!
Старалась, чтоб атмосфера экзамена вспомнилась, как важно знать все и вовремя)
13:42
Идея хорошая - описать экзамен с точки зрения отличницы, и её саму показать... Только так не бывает. Нет человека, который назвал бы Пушкина Виссарионом Григорьевичем. "Александр Сергеевич Пушкин" такое же устойчивое словосочетание как ... не знаю... "Красная Шапочка", "здоровый образ жизни"... Когда одно слово говоришь, а остальные сами по привычке подстраиваются. И потом, когда устный экзамен, даётся время на подготовку. И народ ждёт в коридоре, а не в классе... Мне кажется, везде так. Ни разу не встречала такого порядка, как рассказе scratch
13:43
Или, может быть, конечно, где-то именно так всё и происходит... scratch
Яна, Вы не представляете, какую муру гонит народ на экзамене от волнения. Хочет одно сказать, а лопочет другое. Так бубнят люди, что фиг вообще разберешь, помнят ли они родную речь) Это из моего опыта экзаменатора в вузе - не в школе. Адекватные, подготовленные люди падают в обмороки, бросаются в слезы и просто сбегают. Поясню другой момент. Это отрывок из произведения, где речь идет о 80-х годах, когда начали педагогические эксперименты, типа комбинированных экзаменов; тогда не существовало еще устойчивого порядка их проведения типа кому сидеть в классе, а кому ждать в коридоре. Не все школы опробовали такие новые методы, к счастью. Спасибо, что осилили нереалистичное произведение!
21:42
Согласна, сдаюсь!)))) И правда что, и не такое городят... Вспомнила, как однажды сидела в комиссии на экзамене по истории в 8-м классе... Мальчик один рассказывает: "... другие, если в них попадёт копьё - упадут, да лежат. А Жанна д,Арк шла дальше!" hoho ))))) Весь экзамен тогда все силы ушли, чтобы не выть под столом от смеха, а сидеть с серьёзным лицом... И эксперименты тоже... Да. Забираю возражения обратно))) Всяко было. Просто, наверное, ностальгия по своим школьным годам набежала, ну и захотелось, чтобы было , как у нас... Кто бы мог представить, что возможна ностальгия по экзаменам??? hoho
Ностальгия по школьным годам - это здорово. А вот по экзаменам... Моей бабуле 82 года, и она говорит, что иногда ей снится, как сдает в геологическом техникуме экзамены, и она с ужасом просыпается)
04:49
Прочитал несколько раз. Уже из комментариев понятно стало, что это "отрывок из произведения". Оксана, с Вашего позволения, что бросилось т.с. "в глаза". Первое трудно понять, что за Бука появилась в тексте, второе после слова "наизусть" просится уточнение (что наизусть?), к примеру -- отрывок. Третий момент: мне представляется, лучше, когда в тексте нет цифр (билет номер десять, номер три и т.д.) Хорошо передана атмосфера экзамена, взаимоотношения между учащимися. +
Спасибо за обстоятельный комментарий. Буку уберу - это прозвище учительницы, но здесь оно не к месту.
Оксана, тебе удалось передать атмосферу экзамена. Я согласна , что на экзаменах , всё что угодно , от волнения, могут ляпнуть . Я , например , недавно познакомилась с девокой, учащейся 9-го класса, которая считает, что Пушкин был царьвсея Руси shock после Петра Первого look cry
Круто! Как же тогда он мог сказать: "Ай да Пушкин, ай да сукин сын!"??? от царя возвращаясь? laugh за оценку спасибо)
Знакомая ситуация. Чего только не бывает! Мы раньше со шпаргалками выкручивались. Из своего личного помню, когда пришлось сдавать экзамен в институте на заочном отделении по зарубежной литературе, приходилось много читать. Так я умудрилась при ответе из автобиографии Байрона сделать пересказ с элементами жизни Дон Жуана. Самой так смешно было. Преподаватель даже заметила, что у меня винегрет получился. Жаль, вопрос не помню. По-любому связано с произведениями Байрона.
21:28
Понравился рассказ. Вспомнила, как у нас на экзамене один ученик стал уверять учителя, что "Каштанку" написал Пушкин. А другой с места стал его исправлять, что это был Гоголь. Учительницу чуть паралич не разбил, а все смеялись до посинения.
Да уж, учителя на экзаменах предпочли бы сами сдать) особенно при комиссии. Спасибо, что делитесь воспоминаниями!
Экзамен - это проверка нервной системы на стрессоустойчивость и психики - на пофигизм и чувство юмора, а потом уже памяти на способность вовремя воспроизводить. А также на коммуникабельность и личное обаяние ( в тестах этотм омент исключается). Когда говорят, что такие-то экзамены знания не проверяют - ерунду гонят, ни один экзамен, по сути, их не выявляет. А когда много надо запомнить - и правда, все перемешивается!
Экзамены... Они выявляют и незнание пройденного, и неумение управляться с нервами, и взаимоотношения:педагогов с учащимися, и учащихся друг с другом. Всё это есть в Вашем рассказе, Оксана. Чувствуется, что ЭТО - отрывок, и ещё Ваше неудовлетворение системой экзаменационной. Или мне это показалось. УДАЧИ - от души!
Все так и есть. Спасибо, Людмила!
Экзамены - это чудо!!! laugh Не забуду глаза физички, присутствующей на экзамене по немецкому языку! Я нес какую-то несусветицу, а она готова была провалиться сквозь землю. Физику-то я сдал на отлично. laugh Удачи, Оксана!
Да уж, разочарование педагога надолго запоминается. Спасибо за прочтение!
10:01
Приветствую, Оксана! Ни разу в жизни не сдавала экзамена по литературе устно! Только писала сочинение письменно. Читать было интересно! Ход экзамена напомнил мне устный экзамен по физике. Рассказать теорию на нём не каждый мог, а было ещё и практическое задание(задача). Несколько человек из нашего класса тоже пошли на переэкзаменовку. Рассказ понравился. Желаю удачи!
13:02
Литературу в школе обажала,писала лучше всех сочинения.Оксана,здорово передана сама атмосфера экзамена. С интересом прочитала
Загрузка...