Экзамен по литературе
Подавая сигнал к началу экзамена, Ольга Павловна начала вызывать по списку.
– Аникеева, – назвала она первую фамилию.
Рита подошла к столу.
– Тяни билет.
Рита долго выбирала, наконец, дернула четвертый слева.
– Номер десять, – сообщила она.
Ольга Павловна глянула в свою тетрадку.
– Очень хорошо. Расскажи основные вехи жизни и творчества Александра Сергеевича Пушкина.
Вопрос был легкий для Тани, но Рита вряд ли что-нибудь об этом знала. Она стояла, беспомощно размахивая руками.
– Спорю, она даже не знает, что Пушкина убили, – шепнул кто-то.
Таня услышала эти слова и злорадно улыбнулась. Как-никак, если ты отличница, это не обязывает тебя любить ближних, тем более тех, кто не любит тебя.
Все же Рита выдала несколько любопытных фактов, вроде как Пушкин был самозванцем, поднял восстание против королевы Елизаветы или Катерины, написал пасквиль и вызвал сам себя на дуэль, где и был казнен на Красной площади, а под конец выяснилось, что зовут его Виссарион Григорьевич. После подобного описания жизненного пути Пушкина ничего не оставалось, как посадить Аникееву на место с двойкой и правом на переэкзаменовку, хотя учительница с удовольствием поставила бы ей тройку и не стала бы с ней возиться, не будь в ее речах такого абсурда, причем бессвязного и публично.
Потом отвечали несколько учащихся, из коих двое-трое отвечали хуже и были оставлены на переэкзаменовку, остальных ждали результаты проверки сочинений. В билетах было два рода вопросов: наизусть и теория, последняя включала в себя факты, события, имена и даты. Считалось, что труднее всего наизусть, нередко ученик, вытянувший билет с этим вопросом, вообще ничего не мог сказать и тянул другой билет. Для Тани это не составляло труда, она беспокоилась о датах, так как при подготовке не потрудилась заучить их. Таня боялась, что, найдя ее слабое место, училка устроит ей допрос с пристрастием.
К счастью, ее вызвали вне очереди, не давая возможности как следует занервничать от долгого ожидания.
– Светочева! – позвала Ольга Павловна.
Таня поднялась с места, подошла к столу и встала напротив литераторши. Та протянула ей коробочку с билетами. Таня потянула первый попавшийся.
– Номер три, – сказала Таня, показывая билет.
Удостоверившись, учительница заглянула в свои записи и сказала:
– Расскажи отрывок из «Евгения Онегина», не меньше семи строф подряд. Потом опиши Татьяну Ларину, подтверждая отрывками из поэмы. Только с выражением. Сможешь?
Таня смогла. Она не только рассказала семь первых строф главы, описала Татьяну, но и кратко проанализировала роман, при этом ни разу не запнувшись. Ольга Павловна довольно кивнула и, порывшись в тетрадке, задала последний, дополнительный вопрос:
– Охарактеризуй главного героя «Мертвых душ».
Таня подробно описала, кто такой Чичиков, после чего получила «5» и была отправлена на место.
Теперь она без всякого интереса дожидалась конца опроса. С удовольствием ушла бы домой, но всем велели остаться зачем-то. Таня, несмотря на свои отличные результаты, полчаса провела в хмуром настроении, недовольная и сердитая. Она даже не заметила, как очередной двоечник бесславно провалился.
В целом класс ответил плохо. Экзаменатор и ассистенты подсчитали, что около половины оставлено на переэкзаменовку. Это те, кого им предстояло вытянуть на «трояк». Классного руководителя такое дело очень огорчило.
Устный экзамен обернулся завалом. Невозмутимая литераторша начала с неутешительных вестей и только потом заговорила о письменной части экзамена. Она отметила несколько отличных работ, и танину в том числе.
– А что касается остальных сочинений, – объявила она, – то мы будем проверять сегодня целый день, создана комиссия учителей по литературе. Я сказала, что уже просмотрела некоторые из них и, не сомневаюсь, другие учителя утвердят мои оценки. Сочинение, ребята, должно быть рассуждающим, а не просто описывающим, сколько раз я говорила?! Пересказ мне не нужен. И нужно побольше чувства, не монотонно, больше…
«Не это ли называется – махать кулаками после драки?» — подумала Таня, оглядывая кислые физиономии одноклассников.