«Охотник» за меню
Старинный Львов справедливо считают в Украине вторым после Киева городом по объему купли-продажи антиквариата, тем более, что из года в год интерес к его коллекционированию на отечественных просторах стабильно растет.
Скажем, более 90% всего, что составляет интерьер многочисленных львовских кофеен, которые оформлены под галицийско-австрийскую старину, приобретено в местных антикварных лавках или же на известном львовском рынке раритетов «Вернисаж». Но, несмотря на кажущуюся доступность львовского антиквариата, эта сфера покрыта густым мраком таинственности. В Львове насчитывается более десяти легальных антикварных магазинов. Самые популярные экспонаты в них — картины, мебель и книги. Но о том, как попадают сюда эти предметы, антиквары рассказывают неохотно, обычно говорят, что приносят их на продажу нуждающиеся пенсионеры. К тому же, ни один львовский антиквар-продавец не скажет вам, кто его постоянные клиенты. И хотя коллекционеры — ключевые игроки в этом бизнесе, почти все между собой знакомы, но рассказать широкой общественности о своей коллекции, а, тем более о ее стоимости не соглашается почти никто.
Конечно, бывают и приятные исключения, однако и в этом случае предметы коллекционирования представляют больше ценность для самого собирателя, чем являются объектами бешеного спроса на антикварном рынке. Например, известный не только в городе, но и далеко за его пределами львовский ресторатор Вардкес Арзуманян обожает старинные ресторанные меню, за которыми буквально охотится уже много лет.
По словам собирателя, история ресторанных меню не такая уж и давняя. Ведь первые меню появились во Франции во времена Людовика XV, а неотъемлемой составляющей ресторанного сервиса они стали лишь с середины XIX века. Тем не менее, в меню отражается не только история гастрономии, но и история графического искусства. Ведь в конце позапрошлого и в начале прошлого века знаменитые рестораторы начали создавать меню совместно с известными художниками, представляя посетителям с помощью живописи и графики целую историю. А внешний вид ресторанных меню синхронно изменялся со сменой стилей: насыщенный деталями историзм, певучие линии модерна, изысканность арт-деко, практичный дизайн 1930-1940-х годов.
Таким образом, старинные меню несут более весомую художественную и историческую ценность, чем многие себе это сейчас представляют. А то, что меню — действительно настоящее искусство, и хотел продемонстрировать Вардкес Арзуманян, организовав в прошлом году во Львове специальную выставку. Здесь было представлены около сотни меню, которые были оформлены известными французскими графиками ХХ века: Франциском Пульбо, Жоржем Эмаром, Луи Жу, Жоржем Вилла и др. Изысканные, «вкусно» сделанные, они отличаются оригинальной эстетикой: некоторые полны эротики, а некоторые — тонкого юмора. Также яркими акцентами выступили здесь и два меню работы выдающегося чешско-моравского художника и иллюстратора, одного из самых известных представителей стиля «Арт Нуво» Альфонса Мухи. Но настоящей жемчужиной своей коллекции ресторатор считает меню с печально известного «Титаника», напечатанное на корабле за день до трагедии. В целом в этом собрании ресторанных раритетов насчитывается уже больше 1000 интересных экземпляров, а сам коллекционер надеется, что в ближайшем будущем у него появится возможность показать всем желающим и их также.
Игорь Галущак
Львов