Марки умеют говорить – главное научиться их слышать…
Я родилась через два года после смерти моего старшего брата. Он умер в тринадцатилетнем возрасте от острого лейкоза. Когда я стала подростком, очень не хватало общения с ним – хотелось поделиться проблемами, услышать толковый совет, узнать что-то новое.
Мостиком между нами стала коллекция почтовых марок брата. Я открывала альбом и, благодаря маленьким клейким кусочкам бумаги, погружалась в мир его интересов. Марки начинали рассказ о выдающихся людях нашей страны, ее спортивных достижениях, о флоре и фауне, первых полетах советских летательных аппаратов в космос… Именно эта коллекция помогла сблизиться с уже ушедшим в другой мир братом. Со временем возникла любовь к его увлечению. Марки превратились в моих друзей, их становилось все больше и больше. Были у нас и общие праздники – интересные публикации в журналах, газетах, настольных календарях об отдельных экземплярах необычной марочной семьи, а самая знаменательная дата – тысячная марка в коллекции.
Удивительно, но собранные в коллекцию марки становятся источниками творческих поисков и раздумий, родником подлинной радости. Рассматривая через лупу марку, читая о событии, которому она посвящена, хочется узнать больше обо всем этом. Как будто ты аннотацию к книге прочитал, а с сюжетом литературного произведения еще предстоит познакомиться. Так, серия почтовых марок по архитектуре рассказала мне, что кроме Московского, есть еще Новгородский, Коломенский, Горьковский (теперь – Нижегородский) кремль. Марки, посвященные живописи, дали возможность познакомиться с творчеством русских и зарубежных художников — Айвазовского, Васильева, Шишкина, Саврасова, Петрова-Водкина, Рафаэля, Рубенса, Рембранта, Мане. Истинным магнетизмом обладают иностранные серии марок. С их помощью приглашают к себе в гости далекие страны — Китай, Болгария, Польша, Венгрия, Германия, Вьетнам, Куба. Коллекционер, рассматривая хрупкую почтовую марку, испытывает радость и восхищение, тождественные эстетическому удовольствию зрителя возле известной картины в художественной галерее. Еще его ощущения можно сравнить с просмотром театрального спектакля в концертном зале. Поразительно, но, когда меня спрашивают, знакома ли я с творчеством литовской писательницы Юлии Жемайте или с заповедником Аскания-Нова, утвердительно ответить позволяет именно голос марок из моей коллекции, ведь они познакомили нас когда-то. Марка – это не только миниатюрное графическое произведение искусства, но и способ научить, как бережно относиться к творениям человеческих рук. Настоящий филателист берет марки только пинцетом и прикрепляет их в альбом на специальную ножку из липкой почтовой бумаги. Научившись такому отношению к маркам, я уже и фотографии, и компьютерные диски щадила от своих отпечатков пальцев.
Жаль, что дети не разделили мое увлечение почтовыми марками. Надеюсь, что внучка подружится с бесценной коллекцией.
Совсем недавно я снова услышала голос марок. Это случилось при подготовке статьи в Википедию об Элизе Ожешко. В разделе об увековечении памяти польской писательницы ни слова не указано про марки, которые посвящены ей. На самом деле их четыре – две польские и две советские.
Самый главный урок от моих марок — интересуйтесь окружающим мирозданием, изучайте его, никогда не останавливайтесь на достигнутом уровне. Учитесь на протяжении всей своей жизни. Мир так прекрасен!