Левша поневоле
За окном рыдал июнь, я в унисон ему хлюпала носом. Отпуск бездарно заканчивался, когда космический холод навеял задорную мысль: а не обновить ли мне обои?
И вскоре на пороге стояла моя тезка — моложавая женщина в праздничном спортивном костюме, просвечивающем через ярко-желтый сухой дождевик, с сумкой через плечо и пластиковым ведерком. Живой взгляд карих глаз, заразительная улыбка, ямочки на щеках и бравое «Здрассьте!» в обрамлении кудряшек настроили меня на оптимистический лад.
Не сходя с придверного коврика, Елена осмотрела фронт работ. Когда она на глазок определила точные габариты прихожей и комнаты с распахнутой дверью, а затем назвала цену ремонта, я ощутила себя в руках высокогуманного профессионала.
— Это все? – уточнила она и, получив подтверждение, заявила: — Справлюсь одной левой.
Елена ушла, оставив мне в знак особого расположения ведро с мастерком, валиком и рабочим спортивным костюмом.
Утром она познакомила меня со своим сыном, забросившим ко мне по дороге на стройку стремянку и раздвижной стол.
— Сегодня я все подготовлю под поклейку, — сообщила Елена и добавила: — Мне бы переодеться.
Я ретировалась на кухню.
Елена работала восемь часов кряду, отказываясь от помощи и чая. По-моему, она вообще не отдыхала. Неустанно скреб мастерок, погромыхивала передвигаемая стремянка, раздавались мягкие удары в пол, видимо, от прыжков со стола.
К шести часам вечера все стихло. Елена вышла в своей парадной форме. Выглядела она утомленной: морщинки под глазами, улыбка без ямочек, сутулая спина.
— Сейчас сын заедет, и мы вынесем мусор, — поблекшим голосом произнесла она.
Я удивилась: если сын возит Елену на машине, зачем ей нужен дождевик?
Придерживая правой рукой сумку, левой она ловко подхватила свернутые старые обои. Другой, громадный рулон взвалил на спину сын. Пожелав друг другу всего доброго, мы расстались.
На следующий день Елена появилась свежей, бодрой, улыбчивой и не просто скромной, а стеснительной. С виноватым видом она заранее отказалась от помощи и чая.
Меня разбирало любопытство: как можно в одиночку клеить обои? Признаюсь, не удержалась и подглядела через приоткрытую дверь.
Я видела Елену со спины. Левой рукой она мазала клеем нарезанные обои, придерживая их правой. Потом перекладывала бумажные пласты на стол, взбиралась на него, помогая себе левой рукой. Затем той же рукой пришлепывала обои к потолку, поддерживая их правой на уровне груди. Шаг за шагом она перемещалась от одной стены к другой, как по канату. Разворачивалась и, двигаясь в обратном направлении, разглаживала обои валиком в левой руке. Я подивилась легкости и отточенности движений. Надо же, настоящая эквилибристка!
Стены она оклеивала, поднимаясь по стремянке и удерживая обоину на голове. Левой рукой прижимала лист к стене, неуловимым движением гимнастки с булавами выхватывала из-за пояса валик и все той же волшебной рукой виртуозно расправляла бумажный отрезок на вертикальной поверхности.
— Золотые у вас руки! – восхитилась я, когда Елена позвала на смотрины.
Ни одной морщинки на свежей стене, даже стыков не видно, косоватенькие углы постройнели, комната расширилась и посветлела, словно переняла улыбку мастерицы. Прихожая с «припушинками» напоминала принаряженную горничную.
— Вы настоящая Левша, — похвалила я отделочницу.
— Да нет, я правша, — озадачила она меня. — Давно работаю, вот и научилась всяким премудростям.
Левой рукой Елена приняла от меня деньги, а правой никак не могла расстегнуть сумку: мешал рукав дождевика. А дождя сегодня не было, отметила я про себя. Машинально сдвинув рукав с кисти и задев манжету спортивной кофты, я почувствовала что-то твердое и увидела белую полоску. Гипс! Перехватив мой взгляд, Елена поспешно пояснила:
— Перелом. На новострое работать не могу, а помочь сыну с ипотекой надо. Да кто же наймет однорукую отделочницу? — вздохнула она и тут же просияла улыбкой, омывшей ее лицо от усталости: — Ничего, в среду гипс снимут. Тогда я о-го-го как смогу работать!
Смотрела я на Елену и размышляла: она левша поневоле, а лесковскому, пожалуй, не уступит. И сынок у нее работящий. Подвозит матушку, не комплексует. Или с Левшами так и бывает?