Песня - она сама жизнь
Жизнь без молитвы и песни трудно представить. Они для человека — как вехи судьбы. С ними рождались, жили, преодолевали трудности, делили радости и печали.
Помню, как моя мама говорила: «Если бы не молитва в душе да не песня в жизни, я не смогла бы пережить потерю любимого мужа, а вашего отца, пережить оккупацию в годы войны, да и тяжёлые послевоенные годы». Дальше она продолжала словами песни: «Нам песня строить и жить помогает».
Прошло уже двадцать шесть лет, как нет мамы с нами, а бабушки — и того больше, а я пою их любимые песни. Пою в те минуты, когда особенно трудно и хочется мне с ними пообщаться. Пою, и мне кажется, что они рядом со мной.
Вот мама поздним вечером, после тяжёлой работы в колхозе и домашних дел, усталая, штопает нашу одёжку (у неё нас трое) и тихо напевает старинную казачью песню «Вьюн над водой, ой, вьюн над водой расстилается» или «Ах, ты, Маныч, наша Маныч, речка быстрая». От её протяжного, задумчивого пения в хате, кажется, становится теплее и уютнее.
Или вижу бабушку (когда я бывала у неё в гостях), низко склонённую над колыбелью правнука Юрика. Поёт она колыбельную песню «Спи, младенец мой прекрасный».
А вот бабушка Анна в гостях у нас. Сидят они на скамеечке под цветущим кустом сирени, прислонившись головами друг к другу, и поют грустную песню донских казаков «Чёрный ворон, друг ты мой залётный...» Пели они её всегда со слезами на глазах, потому что потеряли дорогого человека, мама — мужа, а бабушка — сына.
В то тяжёлое послевоенное время у многих в доме не было часов. Не было их и у нас. Так будильником для хуторян стала песня доярок. Возил их на дойку в четыре часа утра дядя Митя — инвалид, умелец на все руки. Собрал он старую, негодную трофейную машину-полуторку и возил на ней доярок на ферму, а с фермы — молоко на молзавод.
Доярки — молоденькие девчушки, только что окончившие семилетку, а бригадиром у них была женщина средних лет. Звали её Марфой. Была она любительницей донской казачьей песни да и знала толк в её исполнении. Научила она девчат играть их. Всегда заводила песню сама, низким бархатным голосом. Песню подхватывали девчата, но уже более высокими голосами, и вдруг в общий голосовой поток вплетался высокий, да такой редкой чистоты голос самой молоденькой доярки Натальи. Её голос поднимался всё выше и выше, и казалось, что вот-вот он взлетит в поднебесье. Весь хутор просыпался от их песни. Слушали хуторяне и восхищённо говорили: «Ох, как ладно играют девчата! А как дишканит Наталья!»
Песенный репертуар у них был разнообразен. Пели песни донских казаков: «Ой, то не вечер, то не вечер», «Как за Доном, за рекой», «Пускай казачка вспоминает меня, донского казака». Но особенно любили они петь лирические песни Владимира Захарова: «Ой, туманы мои, растуманы», «Русская красавица», «Дайте в руки мне гармонь» и другие его песни.
В те годы было мало праздников у наших мам. Так иногда они устраивали их сами. Бригадир выписывал в кладовой продукты для гуляния (всё потом вычитывалось из заработков). У нас была самая просторная хата, и поэтому гуляли всегда у нас. Мама с подругами накрывала праздничный стол. На праздник приходили бригадир со своей супругой, дядя Митя — гармонист, один холостяк на весь хутор, и все женщины их бригады.
В это время я сидела за печкой и в щёлочку наблюдала за происходящим. Меня поражали женщины. Какие они были красивые в своих праздничных, ещё довоенных, платьях, с затейливо уложенными на головах косами, с чуть подкрашенными губами! Я их просто не узнавала. А пели! Как они пели! Вот весело, задорно заиграли застольную «Чарочка моя», потом пошли играть казачьи плясовые «Пчёлочка», «Ой, вы морозы, вы, морозы крещенские, лютые», «При лужку, лужке». Лица у них разрумянились, глаза сияют.
Кроме казачьих пели песни Клавдии Шульженко. особенно они любили петь «Синий платочек». Эту песню мама часто напевала дома, занимаясь делами, и говорила нам: «Дети, ваш отец так же как в этой песне, строчил по фашистам за нас и Родину. Он был пулемётчиком. Помните об этом, дети!»
Ещё она любила песни «Друзья-однополчане», «Давай закурим», «На тот большак». Позже я поняла, какую важную роль они играли в её жизни. Эти песни стали и моими любимыми.
- 42 комментария











































