Портрет прапрадеда
Большой старинный портрет молодого человека сначала висел в комнате у бабушки. N. жила вместе с ней и мамой.Каждая в своей комнате. К бабушке девочка всегда заходила с огромным интересом. Здесь находилось много старинных вещей, но основными были: портрет прапрадеда — бабушкиного дедушки и комод с зеркалом.
Бабушка рассказала, что у портрета есть особенность: с какой стороны человек на него ни глядел, карие глаза юноши всегда были устремлены на него. Девчушка заглядывала и справа, и слева, отходила подальше, однажды даже присела на корточки и посмотрела снизу. Чудо: глаза молодого военного опять смотрели на неё! N. любила портрет, подолгу стояла рядом. У девочки были вопросы: Кем был этот человек? Что у него был за характер? Она нашла подходящую минуту и всё спросила у бабушки.
В ответ услышала следующее:
— Дедушку звали Сашей. Он был военным. Этот портрет был написан по окончании Александром Ильичом Лукиным московского кадетского корпуса. Он писался маслом одним из учеников известного художника Ильи Репина. Фамилия автора, к сожалению, не известна. Это семейная реликвия, ценная во всех отношениях. Я его сохранила. И вы храните!
— Хорошо, бабушка, он такой красивый!
Так и жила девочка в квартирах, где он висел: сначала здесь, а потом в двухкомнатной. После переезда, связанного с уходом её папы. Портрет повесили в большой комнате, где долгие годы жили мама и бабушка девочки, а она была в маленькой.
Когда N. было десять лет, в квартире появился красивый молодой человек в военной форме.
— Это твой родной брат, мой сын от первого брака. Он заканчивает военное училище в Рязани и старше тебя на десять лет. Больше ничего не спрашивай! — сказала мама.
Девочка мечтала иметь брата или сестру, но сейчас ей хотелось плакать. Брат у неё был, а она не знала.
" Что случилось? Почему?" — тогда она не получила ответы на эти вопросы.
Брат был весёлый, симпатичный, простой человек с большими красивыми глазами, как у их мамы. N. полюбила его. Позже — он то общался с ними, то пропадал на долгие годы.
N. вышла замуж и уехала из родного дома. Теперь в маленькой комнате стала жить её мама, а бабушка осталась в большой, где и продолжал висеть портрет. Будучи уже взрослой и приезжая сюда, молодая женщина подходила к портрету и смотрела на него, как в детстве. Ей, по-прежнему, было интересно знать: Что это был за человек по характеру? Какую прожил жизнь? Наверное, когда он умер, бабушка была маленькая и ничего не помнила. Известно только, что по мужской линии все в этом роду были военными.
Через несколько лет опять появился брат N. Все радовались воссоединению семьи! Старший брат стал офицером запаса, посвятив предыдущие годы военному делу. Он очень интересовался историей рода Лукиных! Многое семье удалось узнать благодаря его поискам. Оказывается, пращур, изображённый на портрете, женился на гречанке. В этом браке у них родились: старшая дочь и три сына. От младшего и пошла их ветвь этого генеалогического древа.
На следующий год после рождения дочери у N., умерла бабушка. Пережить эту невосполнимую для неё утрату помогло сознание того, что теперь есть дочка. Мама осталась жить в квартире одна.
Произошёл надлом в отношениях. Мама с братом отдалились от N. Вскоре брат заговорил о наследстве. Попросил отдать ему портрет. Мама согласилась, но после её смерти.
Трудно описать состояние молодой женщины! Ей всегда хотелось, чтобы мама жила дольше.То, что при её жизни начался делёж имущества, угнетало. В их семье никогда не говорили об этом. А ещё — не верилось, что когда-то она больше не сможет подходить к портрету и смотреть в глаза пращура! Вместе с потерей близкого человека эта женщина теперь могла потерять возможность видеть своего предка. Брат её жил в другом городе, родственники почти не виделись.Но его просьбы к матери на этом не ограничились.
Иногда N. с грустью думала:" Что сказал бы Александр Ильич Лукин, глядя на нас, своих потомков? "
- 54 комментария





































































