Аэроплан над Одессой

765
Коля с родителями летел на отдых. Плоскость крыла самолёта играла солнечными бликами. Рельефно выступали ряды заклёпок. Это удивительно, подумалось Николаю, что такая махина парит в воздухе.
Очнулся от яркого солнца. Инстинктивно приставил ладонь ко лбу, защищая глаза. С удивлением огляделся — был в разношёрстной толпе, прижатый к какому-то решётчатому ограждению. Впереди зеленело большое поле, окаймлённое дорожкой. Вокруг поля стояли солдаты в фуражках, защитных гимнастёрках, серых обмотках поверх ботинок.
В толпе слышался говор смеси украинского и русского языков. Рядом с Николаем — черноволосый мужчина, держащий газету. Он периодически вытягивал шею, выглядывая что-то впереди.
— Разрешите вашу газетку. – Попросил Коля.
— Та возьми. – Протянул газету мужчина.
Это был «Одесский листок», а текст с «ятями». Вверху страницы обозначен год – 1910. Во всю ширину полосы заголовок: «Первый в России полёт русского авиатора будет иметь место 21 марта на ипподроме». Ниже фотография улыбающегося человека с усами и в шлеме. Под фото надпись: «Первый российский авиатор М.Н.Ефимов».
Вдруг возникла волна оваций. На поле выехал автомобиль с открытым верхом и пассажиром в шлеме на заднем сидении. Он встал и приветственно замахал рукой.
— Ура Ефимову! – Прорывали рукоплескания возгласы.
К машине подошёл человек в кожанке и что-то сказал авиатору.
— Это француз Роде, механик Ефимова. – Комментировал черноволосый сосед.
Ефимов пожал механику руку. Тот бегом направился к ангару. Солдаты выкатили на улицу аэроплан.
— Каков красавец Фарман-4! – Восторгался сосед, обращаясь к Коле.
Действительно, аэроплан был ажурен. Он имел два этажа основных крыльев. На верхней плоскости нижних крыльев устроено сиденье пилота, и место для пассажира. Сзади на раме установлен мотор с пропеллером. Хвостовое оперенье содержало также два крыла, одно над другим. Между хвостовыми крыльями вертикально располагались два боковых руля. Колеса шасси, как у велосипеда, были в паре одно за одним с каждой стороны. Возглавлял сооружение руль высоты, вынесенный вперёд между уровнями основных крыльев.
Между тем солдаты катили аэроплан в конец поля. Авиатор шёл впереди аппарата. Дойдя до конца длинной стороны поля, Ефимов подал рукой знак. Аппарат описал дугу поворота и остановился в готовности к взлёту. Авиатор легко взобрался на место пилота. Оркестр заиграл марш. Людские голоса стихли. Ефимов махнул рукой. Механик подбежал к пропеллеру и прокрутил его. Затарахтел мотор, набирая обороты и постепенно заглушая оркестр. Солдаты, упираясь в землю ногами, удерживали аэроплан.
— Какая же здесь сейчас будет силища. – Комментировал сосед. – Представляете, в моторе пятьдесят лошадок.
Механик что-то крикнул и развёл руки в стороны. Солдаты разом отскочили от аэроплана и аппарат, медленно набирая скорость, побежал по полю. Вот он под громкие крики толпы оторвался от земли и на высоте не больше чем пятьдесят метров, описал перед приземлением три круга.
Мотор стих, пропеллер прекратил вращение и машина, замедлив ход, остановилась. Мощное многократное Ура…а! пронеслось над полем. Прорвав солдатские шеренги, выскочило с десяток зрителей. Авиатора подхватили на руки и понесли к трибунам. Оркестр грянул Прощание Славянки. Ефимова поставили на землю и кто-то из официальных лиц города увенчал его лавровым венком.
Людской восторг выплёскивался ещё и ещё, когда Ефимов осуществлял последующие четыре полёта, теперь не просто облетая вокруг ипподрома, но и делая различные пилотажные «горки». В двух из этих полётов на аэроплане было по пассажиру. По завершении полётов было длительное рукоплескание и качание авиатора. Освободившись от признательных зрителей, поднял руки, призывая к вниманию. В тишине громко прозвучало: — Спасибо за тёплый приём.
— Уважаемые пассажиры, просьба застегнуть ремни безопасности, открыть створки иллюминаторов. Мы начинаем снижение. – Прозвучало в ушах.
Коля открыл глаза. Между кресел шли стюардессы, проверяя выполнение сделанного сообщения.
— А на Фармане надо было пристёгиваться? – Спросил Николай у отца.

Тот удивлённо посмотрел на сына.

Оцените статья

+1

Оценили

Майя Симонова+1
22:43
07:16
Спасибо.
11:43
+. Быть Коле авиаконструктором!