Сони из буквенного царства

Живут-поживают в царстве-государстве Кириллице буквы гласные и согласные. Согласные — степенные и молчаливые. Имена свои они произносят коротко и отрывисто: «К», «П», «Р». А гласные буквы любят балагурить и смеяться. А уж как поют звонко! Каждая затянет своё имя: «А-а-а», «О-о-о», «И-и-и». И заливистая песня струится по просторам царства.

Строят буквы слова, из которых наша речь складывается. Когда-то, в стародавние седые времена властвовал в Кириллице Закон открытого слога. Он гласил: всякий слог в слове должен оканчиваться на гласную. Становились буквы по парам, согласная рядом со слогообразующей гласной. С годами закон этот потерял силу, а буквы все так же держатся вперемежку, для порядка. Но порой в одном слове все-таки сходятся несколько согласных подряд. Немедля молчание настает: слышно, как комар летит. А буквы В, Д, Л, Т ой как тишину не любят! Стоит им угодить в окружение товарок-согласных, тут же начинают носом клевать. Соседки их тормошат, да без толку. И в таком слове задремавшая (или, как еще говорят, непроизносимая) буква не произносится: «лестница», «солнце», «чувство», «сердце» и др.

Однако, если слово форму меняет или образует однокоренное слово, так чтобы громкоголосая гласная вклинилась между заскучавшими согласными, буквы-сони вмиг пробуждаются. Например: «сердце» — «сердечко», «солнце» — «солнышко» и т.д. Такие слова зовутся проверочными. Но в некоторых случаях проверить, есть ли в слове прикорнувшая согласная, невозможно. Правописание таких согласных нужно запомнить.

Оцените статья

+2

Оценили

Лидия Павлова+1
Майя Симонова+1
13:52
Необычная форма изложения темы "Непроизносимые согласные" ) Наверно, детям-второклассникам очень понравилась бы такая сказочная форма объяснения материала. Просто здорово! Удачи вам! +
Спасибо! Целевая аудитория - действительно младшие школьники.
Удачи Вам в конкурсе! Мой +.
Не могу ничего сказать по слова «лестница» и «чувство», просто не думал об этом, но «солнце» и «сердце» сегодня произносятся и пишутся не так, как в "в стародавние седые времена". В эти времена еще произносились, и значит, писались, буквы Еръ и Ерь. Да, это буквы, а не знаки. До сих пор они есть в азбуке. Буква означает звук, а знак служит для окраски речи. Еръ произносился как краткое "О", а Ерь - как краткое "Е". Если запишем слова с ером и ерем, будет «солънце» и «сердьце». От сюда солонце и сердечко. При наклонениях слова еръ и ерь ли бо "раздвигаются и звучат полногласно, (так что их на письме ошибочно заменили на "громкоголосые" "О" и "Е"), ли бо сжимаются и почти не произносятся. НО они там есть. Я не призываю вернуть при письме еры и ери на их "законные" места, но думаю, что знать самим и говорить об этом детям надо. Это же прошлое слов. Оно было. Придумывать же "объясняющие" сказки, по моему - не верно. Это только запутывает не то, что детей, а и взрослых. "... со свету ... со вторым ... состояние" и др., с ерами пишутся: "... съ свету ... съ вторым ... състояние" "... с ночи ... с первым ... сведения" с ерами пишутся: "... съ ночи ... съ первым ... съведения" (о, как: сведение - со-ведение) Как видим, где-то еры произносятся, а где-то - нет. Привычка, так сложилось. Но они там есть, а вот беглых гласных "о" и "е" - нет. Это "выдумка".
Алексей, спасибо за развернутый комментарий! Я по образованию филолог (потому и написала эту дидактическую сказку), так что ваши аргументы мне, разумеется, знакомы. Но мне кажется, вы все-таки неверно трактуете исторические данные. Да, в древнерусском языке Ер и Ерь (как и Ять) были полноценными гласными. БОльшее по сравнению с современным алфавитом количество гласных - прямое отражение влияние закона открытого слога. И, думаю, вы прекрасно знаете, что закон этот перестал действовать исключительно по естественным причинам. Ускорение темпа речи, унификация множества форм, тенденция к увеличению количества согласных и уменьшению количества гласных - эти и многие другие языковые процессы вполне естественны. Говорить о точной дате "падения редуцированных" мы, разумеется, не можем. Процесс этот занял, по меньшей мере, несколько веков. Сначала утратились редуцированные, находящиеся в слабой позиции. Затем вместо редуцированных в сильной позиции стали писаться, соответственно "Е" или "О". Происходило это по той причине. что писцы передавали в письме живую, актуальную речь. Так что говорить о том, что мы сегодня употребляет в речи редуцированные как минимум странно. Много веков назад язык "избавился" от лишних звуков, и в современном русском языке долгота-краткость звуков не имеет значения. Но все, сказанное выше, - знания университетского уровня. Школьникам, особенно младшим, они вряд ли нужны. А вот объяснить в игровой форме, какие согласные могут стать "непроизносимыми" (а эту цель я и ставила перед собой) - это может быть полезно для образовательного процесса. А поводу беглых гласных...Вы действительно думаете, что это выдумка? А учебники, в которые включена эта тема, - ересь? На эту тему у меня, кстати, тоже сказка есть.
Загрузка...