ТРЕВОЖНЫЙ ЗВОНОК
Пришли девяностые годы. Привычная и устоявшаяся жизнь в них рухнула в одночасье. Всем чего-то не хватает, городскому жителю продовольствия. Искали выход каждый как мог. Саша Бортников в прошлом из селян, пытался завести пчёл, я пчеловод, обещаю помощь. Но от пчел долго ждать результата. Саша решил поросят завести. Будучи раздобышным, он быстро их разыскал. Договорился с председателем соседнего колхоза, привез их в конце марта в гараж, устроил уютную каморку, постелил. Но погода холодная стояла, подсказали «Электрообогреватель им поставь».
О соблюдении техники безопасности при его установке мой земляк наверняка не вспомнил. В этом деле он без понятия, так как являлся если уж не артистом, то наверняка творческой личностью. Поэтому Бортников идет к первому попавшему соседу, берет переноску, не проверив, вставляет ее вилку в гаражную розетку. И, держа ее в ладонях, начинает ее провода разматывать…
Слышали соседи за несколько часов до этого игру Бортникова на баяне, которая грустными мелодиями разрывала и пронизывала им душу, И это были будто прощальные его звуки, ноты, переборов его клавиш. Рассказывали они мне про это, а я вспоминал, как он ко мне в Зуевку позвонил тогда и сказал " На работу не уходи, я через час, полтора у тебя буду". Его автобус с Нефтегорского в 15, 30 отходил. Мне он позвонил в 15 часов. Сказал: «Сяду я на автобус у хлебного магазина». Он жил с ним рядом.
А до нашего села из Нефтегорска 40 минут езды. И я ждал его приезда с газетой сидя на диване. Потом прилег. И явно уже заснул. Раздался телефонный звонок. Посмотрел на часы, они показывали 17-00.
Говорил в трубку тревожным голосом Евгений Иванович Меженин, родственник. У них гараж общий, въезды с разных торцов.
— Сашу Бортникова я обнаружил лежащим в гараже. В руках его электропровод и отражатель с лампочкой. Обесточил я его, вызвал скорую. Увезли в больницу.
Жизнерадостный, весёлый, творчески одаренный был мой друг Саша. Без таких людей жизнь на земле была бы скучной. Рассказывал мне участник одной свадьбы, где затейником и баянистом был он.
— Это удивительно. Обычно на сельских свадьбах молодёжь, да и пожилые гости за богатыми столами объедаются и упиваются, а потом горланят — кто во что горазд, ругаются, спорят. А Бортников организовал нам всем такое веселье, и ни одного вдрызг пьяного. Его баян на свадьбе разливался, пляски, песни и его анекдоты. Это я понимаю – у человека отличный организаторский талант.
И Саша изумительно красивым парнем был: простым, добрым, доступным. У него хорошо поставленный голос, отличные вокальные данные. Он пел в хоре и соло, выступал на сценах с интересными юморесками.
Районный хор ветеранов под руководством В. П. Трегубова как раз и достигал пика своей славы. Его песни, прославляющие патриотизм и величие русского народа, и были основной формой воспитания молодёжи. Его участниками были прославленные люди, ветераны войны и труда. У каждого из них вся грудь в орденах, имя и авторитет, и заслуги. И среди них Александр Тимофеевич Бортников.
Казалось бы, не место ему на сцене рядом с такими корифеями. А его позвали, полюбили и не мыслили быть без него. Он многим в сыновья годился. Ему в то время было-то чуть более сорока, а хористы в один голос заявляли: «Его присутствие в хоре необходимо и по голосу, и по характеру».
Уходит в прошлое его время. И только в памяти он просматривается так же ярко, будто жил с нами вчера.
Он родился в 1939 году. Из шестерых сестер по счёту он четвёртый. В войну жили они без отца. «На матерной шее сидели». И говорили о них: «Беднее семьи Тибатиных (уличное название) в Зуевке семьи не сыщешь».
В 1046 году с фронта раненым в голову вернулся их кормилица, Тимофей Егорович. До войны — красавец работяга и весельчак, а теперь он только и годился в колхозные сторожа.
Вскоре фронтовые раны взяли своё, случилось чего-то с головой Помутился разум. Увезли их отца в Томашевскую психбольницу. Смирного домой привезли, но не жизнеспособного.
Я его старше на четыре года. Подаю ему по жизни пример. По возвращении из ГДР со службы, поступаю в Куйбышевскую школу киномехаников, он тоже поступает в неё.
Работаем в зуевском клубе: он им заведует – я киномеханик. Ему культурная работа по душе, есть организаторский талант и природные способности. Работаем и на вечернем отделении в школе повышаем образование. Получив аттестаты, поступаем в КСХИ на заочное отделение агрономического факультета.
Тогда государство поддерживало молодежь. Ещё не получив диплома агронома женились они в 1965 году с учительницей Галиной Петровной. В 1966 году появился у них сын Валерий, в 1968 дочка Таня, в 1969 году они переехали в Нефтегорск из-за квартиры и работы.
Саша, попробовав себя в роли агронома в Богатовском районе. Не понравилось жить без семьи мотаться, перешел к нефтяникам.
К тому же Саша как природный сельчанин, выросший воистину в степи и на речке, был заядлым рыбаком и охотником. И до конца дней своих он этим делом полностью занимал себя. У него не проходило свободного дня без рыбалки или охоты. И без богатого улова с речки он пустым не приходил, как не приходил пустым и с зимней охоты.
И постигает его такой вот трагический финал, который ошарашивает своей неожиданностью, глупостью и беспардонностью нас всех.
Но мы его и теперь помним, любим
и говорим «Вечная ему память».