Спасибо за Высоцкого! Открытие выставки на площади Славы

2753
Спасибо за Высоцкого! Открытие выставки на площади Славы

4 августа на Площади Славы состоялось открытие выставки «Спасибо за Высоцкого!», посвященной 55-летию Городского молодежного клуба – ГМК-62 и 50-летию концертов В.С. Высоцкого в Куйбышеве.

Выставочный проект «Спасибо за Высоцкого!» был осуществлен по инициативе Общественной палаты Самарской области, при поддержке Администрации городского округа Самара и Нотариальной палаты Самарской области. Автор выставки – писатель, кинодраматург, Заслуженный работник культуры России Виталий Добрусин, который в день открытия провел для участников встречи подробную экскурсию.

Виталий ДОБРУСИН, писатель, кинодраматург, Заслуженный работник культуры России:

– Сегодня здесь собрались люди, которые представляют культурную и самую прогрессивную элиту Самарской области. Я говорю это без преувеличения, здесь находятся ветераны ГМК-62, руководители общественных организаций и творческих союзов, деятели культуры, писатели, историки, краеведы. Мне очень приятно, что именно мне доверили создание этой выставки. Работа была непростой. С одной стороны, о Высоцком уже все известно, с другой – после выставки все участники убедятся, что очень многое им было неизвестно! На стендах представлены уникальные факты, артефакты, раритеты, документы, фотографии. Эта выставка – свидетельство того, как много значили, значат и будут значить для Самары приезд и все концерты Владимира Семеновича Высоцкого. Они, в определенной степени, изменили самарцев, были глотком свежего воздуха для закрытого города.

Город Куйбышев сыграл огромную роль в биографии поэта, актера и барда Владимира Высоцкого. Здесь в 1967 году во Дворце спорта он дал первый в своей жизни сольный концерт на огромную аудиторию – 14 тысяч человек, именно отсюда и началась его всесоюзная слава. Есть и другая сторона медали. Именно после этих концертов началась настоящая травля поэта: оскорбительные публикации в прессе, запрещение концертов. Чтобы не допустить нового выступления Высоцкого в Куйбышеве, по команде властей его снимали с поезда прямо на Казанском вокзале в Москве.

Сергей ФИЛИППОВ, министр культуры Самарской области:

– Самарской области есть чем гордиться. Потому что наш город стал своеобразным трамплином, который позволил Владимиру Семеновичу свободно выступать перед любой аудиторией. И то, что Куйбышев имел отношение к началу его триумфального подъема, несмотря на то, что официально его не спешили признавать и даже запрещали, это большая честь для нас. Наша обязанность – эту память сохранить.

Владимир СЛАСТЕНИН, первый заместитель главы г.о. Самара:

– Для меня был открытием тот факт, что мать Владимира Высоцкого по Волге оказалась на Речном вокзале, и в это же время тут же оказался сам Владимир Семенович, который крикнул ей: «Мама, ты что, не узнаешь своего сына?»

Экскурсия по выставке в день ее открытия стала необычной. На Площади Славы в минуты экскурсии находились свидетели легендарных концертов Высоцкого. Один из них – ветеран ГМК-62 Владимир Емец. Именно его уникальные снимки легли в основу выставки.

Владимир ЕМЕЦ, член Союза журналистов России, член правления ГМК-62:

– Все впечатления от концертов Высоцкого можно вместить в одно слово – потрясение! Моя мама – ветеран войны, фронтовик, военный врач, в тот год я пригласил ее на первый концерт Владимира Семеновича. Когда я подошел к ней после концерта, она плакала… Творчество этого легендарного человека и сегодня остается актуальным. У меня тоже может покатиться слеза, когда я буду слушать его песни о войне. Не зря во время его концертов в зале была гробовая тишина…

Виктор СОЙФЕР, председатель Общественной палаты Самарской области:

– В 1967 году мне довелось побывать на всех концертах Владимира Семеновича. Высоцкий – это уникальное явление! Вот уже почти четыре десятилетия его нет с нами, однако по прошествии времени становится еще более ясен масштаб этой личности. На мое поколение его творчество и, в целом, его жизнь оказали очень большое влияние.


6 февраля 1971

6-го. Мы собираемся в Куйбышев на два выходных дня: Золотухин, Смехов, Васильев, Хмельницкий, Славина. Вчера примкнул к нам Володя. Должны заработать красиво.

11февраля 1971

В Куйбышев нас не пустили. Это интересная, особая история, записанная Венькой.

Валерий Золотухин


… На выходные дни группа актеров театра на Таганке приглашена в Молодежный клуб г. Куйбышева. Все билеты на концерт проданы за месяц, нас ждут. На вокзале слышим радио: «Руководители группы Высоцкий и Смехов! Срочно подойдите к справочному бюро!» Отмена поездки — все по домам. А я с посланцем из Куйбышева, Севой Ханчиным, еду по собственному желанию.

Назавтра отсидел пару часов в клубе, записывал, что говорят зрители, возвращая билеты, и по поводу объявления: «… В связи с болезнью артистов». Затем прорвался к секретарю горкома по фамилии Денисова.

Не пускали, отговаривали меня, ибо: «ее нет», «она на проводе», «у нее делегация», «она больна» и т. д. Дама, похожая на всех руководящих дам — симпатичная, дородная, сталеглазая. Ни юмора, ни сомнений… «Вас негде поселить, в городе важный симпозиум, гостиница занята, горком комсомола за самоуправство понесет наказание...» Еще пять-десять минут моего таганковского упрямства, и крепость сдается: «А я сообщу куда надо, как вы без спросу врываетесь в кабинет. Как разговариваете!.. Нас правильно информировали, когда мы разговаривали с Москвой: вас так воспитали, это стиль вашего театра! И ваш Высоцкий год назад доставил уже тут нам массу удовольствий своими пьяными, хриплыми и сомнительными песенками!»

Вениамин Смехов


Олег БУРАНОК, доктор филологических наук, доктор педагогических наук, профессор:

– Такая выставка актуальна не только для самарцев, всякому человеку, читающему по-русски, это будет интересно. С 1960-х годов из окон лились его песни – и это было актуально; создавались фильмы – и это тоже было актуально, огромное количество спектаклей являются актуальными до сих пор. Высоцкий по сей день остается брендом «Таганки». Если о Пушкине говорят: «Это наше всё», то Высоцкий – это всё с 1960-х годов по сегодняшний день.

Борис КОЖИН, кинодокументалист:

– Почему вдруг сейчас, в начале августа, на берегу Волги открылась выставка, которую создал Виталий Аркадьевич Добрусин, под названием «Спасибо за Высоцкого»? Почему Самара так тесно связана с Высоцким? Тут, я думаю, вот в чем дело. Высоцкий – один из символов России. Река Волга, самарцы и самарский характер – это тоже часть России. Этот огромный, переплетенный вместе сладкий узел делает возможным то, чтобы Высоцкий никогда не исчезал с берегов Волги.

Владимир ПЛОТНИКОВ, член Союза журналистов России и Союза писателей России:

– Я могу представить, какую грандиозную работу проделал Виталий Аркадьевич при создании этой выставки. В очередной раз не перестаю удивляться кипучей энергии этого человека. Выставка лишний раз подтверждает, что Виталий Добрусин и знаменитый поэт, бард, актер Владимир Высоцкий очень похожи по своей энергетике, по своему «горению» идеей. Я очень рад, что подобные инициативы поддерживаются Правительством области, благодаря чему становится возможным их воплощение в жизнь. Ведь в стране осталось очень мало людей, которых можно было бы назвать «пассионариями», как когда-то Лев Гумилев говорил. Я думаю, что память о таких легендах, как Владимир Высоцкий, должна возродить пассионарный дух вялых, безынициативных людей.

Михаил ТРИФОНОВ, президент общественного Фонда «Центр В. Высоцкого в Самаре»:

– Это гениальная, исторически оправданная выставка. Мы обговаривали с Виталием Аркадьевичем каждую подпись под фото, все факты, чтобы избежать любых неточностей. В основу выставки легли хроникальные, уникальные фотографии. Очень символично, что выставка расположена на центральной площади города, напротив Белого Дома. Это и есть официальное признание В. Высоцкого как поэта.

Александр ЗАВАЛЬНЫЙ, главный библиограф Самарской областной универсальной научной библиотеки:

– Выставка не оставит никого равнодушным. Владимир Высоцкий будет актуален во все времена, как всегда актуальны будут мужество, воля, храбрость, благородство, которые он воспевал. На мой взгляд, если на основе выставки будет издан альбом, это станет хорошим имиджевым подарком для самарцев и гостей города. Надо отдать должное удивительной энергии, интеллекту и влюбленности Виталия Аркадьевича в родную Самару. Его уникальный проект «Самарские судьбы» прославил наш город больше, чем десятки краеведческих книг и кинофильмов, вместе взятые. Добрусин смог показать Самару во времени и пространстве, выведя, действительно, на планетарный уровень. Одна из последних работ Виталия Аркадьевича – это книга «Культурная элита запасной столицы», где собраны документы о пребывании писателей, художников, музыкантов в Куйбышеве во время Великой Отечественной войны. Со многими материалами самарцы познакомятся впервые и скажут искреннее «спасибо» человеку, сумевшему подготовить такое важное и престижное для Самары издание. И порадуются за наш город, где живут люди, которые могут так рассказать о его истории и культуре, как никто не смог это сделать до них.


Наталья Сидорова
При подготовке материала использованы фото Дмитрия Ионова.

Оцените статья

+1

Оценили

Ольга Михайлова+1
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...