Сколько слов и надежд, сколько песен и тем… Несыгранные роли Владимира Высоцкого

3866
Сколько слов и надежд, сколько песен и тем… Несыгранные роли Владимира Высоцкого

Сегодня песни Высоцкого слушают всей Россией. Большинство из них известны всем. Но попадаются и песни, которые не «на слуху». При жизни Владимира Высоцкого, если некоторым счастливчикам удавалось найти новые записи его песен, никто не задумывался над тем, какие из них были написаны по заказу для кино, а какие просто так – «на злобу дня». Но все они имели «второе дно», были пропущены через судьбу поэта, многие из них актуальны и сегодня, спустя четыре десятка лет, значит, они вошли не только в уши, но и в души, так, как хотел сам Высоцкий.

Вдохновение всегда творит чудеса. И в поэтическом смысле прежде всего. Являясь мастером остро отточенного слова, Владимир Высоцкий не искал темы для своих пылающих песен, помните, как он пел в 60-х: «Сгорели пламенем стихи…» Но время показало, что рукописи не горят, и все написанное им сохранилось.

Многие события страны вместе с раздумьями поэта стали сюжетами его произведений, легли в основу песен Высоцкого для кино. Надо сказать, что кинодорога Владимира Высоцкого всегда была непроста. Она то и дело упиралась то в чиновничьи запреты, то в своеволие режиссеров фильмов. Сегодня речь пойдет о Высоцком, которого мы потеряли… Чиновники из Госкино СССР часто решали судьбу его песен для кинофильмов. Наверное, это и к ним относятся слова песни Владимира Высоцкого «Прерванный полет»: «… только начал дуэль на ковре, еле-еле, едва приступил, лишь чуть-чуть осмотрелся в игре, и судья еще счет не открыл…». Но, к сожалению, тогдашняя идеология значительно влияла на киноиндустрию Советского Союза, поэтому «… осталось недорешено все то, что он недорешил…», и песни Высоцкого по-прежнему безжалостно вырезались из фильмов вместе с его ролями.

Но, несмотря ни на что, он продолжал писать песни, в «доброте сохраняя сердца…». Наши с вами сердца.

Владимир Высоцкий снялся почти в 30 фильмах, в некоторых фильмах Высоцкий не играет, но в них звучат песни (или их фрагменты) в его исполнении, еще в нескольких фильмах песни В. Высоцкого исполняют другие актеры. С некоторыми кинорежиссерами, в фильмах которых довелось сниматься Владимиру Высоцкому, он дружил. Это Станислав Говорухин, Георгий Юнгвальд-Хилькевич, Александр Митта, Геннадий Полока, с другими находился в дружеских отношениях – Михаил Швейцер, Кира Муратова, Виктор Туров, Иосиф Хейфиц, Эдмонд Кеосаян, Борис Дуров, Владимир Назаров, Александр Столпер, Евгений Карелов и другие.

Но сколько ролей, предназначавшихся Высоцкому, остались несыгранными, не утвержденными киношным начальством, сколько в его жизни было фото– и кинопроб, которые так и остались лишь маленькими рулончиками пленки, чудом не смытыми после выхода картины в свет с другим актером вместо Владимира Высоцкого? Но, несмотря ни на что, Высоцкий всегда умел держать удар, – он преодолевал запреты чиновников советского кинематографа, считая их лишь маленькими трагедиями, с головой уходил в работу над новыми ролями и продолжал писать песни, многие сюжеты которых подчинялись творческой фантазии Владимира Высоцкого. Как говорил Лепорелло, обращаясь к Дон Гуану из «Каменного гостя» Пушкина, «… у вас воображенье враз дорисует остальное…».

Некоторые несыгранные кинороли Владимира Высоцкого и его песни, не прозвучавшие с экрана:

«Над Тиссой» – 1958, «Мосфильм», режиссер Дмитрий Васильев, автор сценария Александр Авдеенко (по одноименной повести А. Авдеенко), композитор Лев Шварц. В. Высоцкий участвовал в пробах. (Источник информации – фотопроба.)

«Северная повесть» – 1960, «Мосфильм», режиссер и автор сценария Евгений Андриканис, (по одноименной повести К. Паустовского), композитор Анатолий Александров.

В. Высоцкий участвовал в пробах. (Источник информации – фотопроба.)

«Верьте мне, люди» – 1964, киностудия имени М. Горького, режиссеры Леонид Луков (начинал), Илья Гурин и Владимир Беренштейн, автор сценария Юрий Герман, композитор Марк Фрадкин. Режиссер Л. Луков поручил ассистенту Л. Марягину найти для картины «хорошую блатную песню», и тот обратился к Высоцкому. Высоцкий напел ему песни на кассету, а Марягин оформил запись как прослушивание. Ни одна песня Высоцкого в картину не вошла, но гонорар в размере 13 рублей 50 копеек он все-таки получил. (Источник информации – воспоминания Л. Марягина «Первый гонорар Высоцкого» в газете «Семь дней», Москва, 27 января – 2 февраля 1997 г., №5, стр. 14.) В фильме актер Кирилл Лавров напевает «Таганку».

«Таежный десант» – 1965, «Мосфильм», режиссеры и авторы сценария Валерий Усков и Владимир Краснопольский (по мотивам повести В. Орлова «Солёный арбуз»), композитор Леонид Афанасьев. В. Высоцкий пробовался на роль Кешки, но, по словам В. Краснопольского, директор «Мосфильма» В. Сурин, просмотрев пробы, заявил: «Уж очень развязно у вас Кешка играет, ну что вы, разве такие строители социализма, коммунизма?!» И Высоцкого отстоять не смогли. (Источник информации – книга А. Утевского «Возвращение на Большой Каретный», Москва, 2004 г., стр. 219.)

«Операция «Ы» и другие приключения Шурика» – 1965, «Мосфильм», режиссер Леонид Гайдай, авторы сценария Яков Костюковский, Морис Слободской, Леонид Гайдай, композитор Александр Зацепин. В. Высоцкий пробовался на роль Прораба в новелле «Напарник», в фильме эту роль сыграл Михаил Пуговкин. (Источник информации – «Студенческий меридиан», 1989 г., №1, стр. 56.)

«Андрей Рублев» («Страсти по Андрею») – 1966, «Мосфильм», режиссер Андрей Тарковский, авторы сценария Андрей Кончаловский и Андрей Тарковский, композитор Вячеслав Овчинников. В. Высоцкий пробовался на роль Сотника. Второй режиссер картины Игорь Петров и оператор Вадим Юсов независимо друг от друга сказали Б. Акимову и О. Терентьеву, что Высоцкий просто не смог сняться из-за занятости в театре. В фильме роль Сотника сыграл Николай Граббе. (Источники информации – фотопроба, «Живая жизнь», Москва, 1988 г., стр.107; журнал «Студенческий меридиан», Москва, 1989 г., №12, стр.46-47.)

«Один шанс из тысячи» – 1968, Одесская киностудия, режиссер Левон Кочарян, авторы сценария Левон Кочарян, Артур Макаров и Андрей Тарковский, композитор Юрий Левитин.

В. Высоцкий сам отказался от роли в этом фильме и предложил вместо себя снять друга – Олега Халимонова, который был моряком, а не актером, но роль сыграл. (Источник информации – интервью О. Халимонова в книге «Живая жизнь», Москва, 1988 г., стр. 225-232.)

«Еще раз про любовь» – 1968, «Мосфильм», режиссер Георгий Натансон, автор сценария Эдвард Радзинский (по пьесе Э. Радзинского «104 страницы про любовь»), композитор Александр Флярковский, автор текста песен Роберт Рождественский (рабочее название фильма – «Наташа»).

В. Высоцкий пробовался на главную роль Электрона, которую потом в фильме сыграл Александр Лазарев. Исполнительница главной роли Т. Доронина вспоминала, что они быстро нашли общий язык, но Высоцкий не был утвержден на роль. По словам Э. Радзинского, проба у Высоцкого была блестящая, вся киногруппа очень хотела видеть его, но художественный руководитель 2-го творческого объединения И. Пырьев был против. (Источники информации – беседа с Т. Дорониной, газета «Комсомольское знамя», Киев, 10.11.1984 г.; электронное письмо Э. Радзинского от 20.11.2002 г.)

«Золотой теленок» – 1968, «Мосфильм», режиссер и автор сценария Михаил Швейцер (по одноименному роману И. Ильфа и Е. Петрова), композитор Георгий Фиртич. В. Высоцкий пробовался на роль Остапа Бендера, но режиссер выбрал Сергея Юрского. Софья Милькина – второй режиссер картины – говорила: «Мы снимали «Золотого телёнка», а он (Высоцкий) снимался у Киры Муратовой в «Коротких встречах» («Владимир Высоцкий в кино», Москва, 1989 г., стр. 123.)

«Семь стариков и одна девушка» – 1968, «Мосфильм», режиссер Евгений Карелов, авторы сценария Альберт Иванов, Евгений Карелов, композитор Евгений Птичкин, автор текста песен Михаил Пляцковский. В интервью журналу «Спортивная жизнь России» (1968 г., №5, май) Владимир Высоцкий сказал: «Евгений Карелов приглашает меня сыграть боксера Тюпина в новой спортивной кинокомедии. Я уже и песню написал: «Про сентиментального боксера»». В те времена Карелов начинал работу над фильмом «Семь стариков и одна девушка», где одним из действующих лиц был Тюпин (эту роль в фильме сыграл Валентин Смирнитский.) Высоцкий в фильме сняться не мог просто физически, потому что с 1 июня был занят на съемках «Хозяина тайги», основная часть которого снималась в районе Красноярска. Песня «Про сентиментального боксера» была написана не для фильма, но, очевидно, предлагалась в эту картину.

«Сирано де Бержерак» – 1969, режиссер Эльдар Рязанов (по мотивам одноименной пьесы Эдмона Ростана, фильм поставлен не был.) В. Высоцкий пробовался на роль Сирано, были сделаны кино– и фотопробы. (Источник информации – фотопроба, воспоминания Э. Рязанова «И актер, и поэт» – «Владимир Высоцкий в кино». Составитель И. Роговой. ВТПО «Киноцентр», 1989.)

«Мой папа – капитан» – 1969, киностудия имени М. Горького, режиссер Владимир Бычков, авторы сценария Авенир Зак, Исай Кузнецов. В. Высоцкий участвовал в пробах, но не получил роли в этом фильме. (Источник информации – фото– и обнаруженная в 2004 г. кинопроба.) Не вошли в фильм его песни «Сколько чудес за туманами кроется...», «Четыре года рыскал в море наш корсар...» и «В желтой жаркой Африке...».

«Красная площадь» («Два рассказа о рабоче-крестьянской армии») – 1970, «Мосфильм», режиссер Василий Ордынский, авторы сценария Юлий Дунский и Валерий Фрид, композитор Вениамин Баснер. Сценаристы Ю. Дунский и В. Фрид предложили В. Высоцкому роль матроса, но режиссер Высоцкого не утвердил, роль в фильме исполнил Сергей Никоненко. (Источник информации – интервью В. Фрида в книге «Владимир Высоцкий в кино», Москва, 1989, стр. 79-85.)

«Бег» – 1970, «Мосфильм», режиссеры и авторы сценария Александр Алов и Владимир Наумов, консультант Елена Булгакова (по мотивам одноименной пьесы Михаила Булгакова, также использованы фрагменты из его романа «Белая гвардия» и либретто оперы «Черное море»), композитор Николай Каретников. В. Высоцкий пробовался на роль Хлудова, но утвержден не был, в фильме эту роль сыграл Владислав Дворжецкий. (Источник информации – воспоминания пробовавшейся на роль Люси актрисы Антонины Жмаковой в газете «Московский комсомолец», 25.01.2003 г.)

«12 стульев» – 1971, «Мосфильм», режиссер Леонид Гайдай, авторы сценария Владлен Бахнов, Леонид Гайдай (по одноименному роману И. Ильфа и Е. Петрова), композитор Александр Зацепин, автор текста песен Леонид Дербенев. В. Высоцкий прошел кинопробы на роль Остапа Бендера, но накануне начала съемочного периода Гайдаю сообщили, что Высоцкий в съемках принимать участия не будет, на роль был приглашен Арчил Гомиашвили. (Источники информации – фотопробы; опубликованные Анастасией Герасимовой воспоминания двоюродной сестры кинооператора Сергея Полуянова – Флориды Полуяновой «Тайна 12 стульев». Сам Л. Гайдай в одном из интервью так прокомментировал ситуацию: «Вдруг Высоцкий заболел и надолго. У нас план «горел», пригласили Арчила Гомиашвили».)

«Антрацит» – 1971, «Мосфильм», режиссер Александр Сурин, автор сценария Эдуард Володарский. Песня «Гимн шахтёров» («Не космос – метры грунта надо мной...») в окончательный вариант фильма не вошла.

«Дерзость» – 1971, Одесская киностудия, режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич, автор сценария Василь Земляк (по мотивам повести В. Земляка «Подполковник Шиманский».) Диплом Пражского кинофестиваля за лучшую режиссуру в номинации приключенческих фильмов.

В. Высоцкий участвовал в пробах на главную роль подполковника Клименко, но утвержден не был. В фильме эту роль сыграл Николай Олялин. По воспоминаниям режиссера Г. Юнгвальд-Хилькевича, Госкино даже не захотело обсуждать кандидатуру Высоцкого под угрозой закрытия съемок фильма. Режиссеру сказали: «Мы вам дали снять Высоцкого в «Опасных гастролях», потому что он поет. А что делать этому ужасному артисту в «Дерзости?»» (Источники информации – фотопроба, книга Г. и Н. Юнгвальд-Хилькевич «За кадром», Москва, 2000 г., и статья «Почему Высоцкий не сыграл в “Андрее Рублеве?”» – газета «Комсомольская правда», Москва, 24.07.2003 г.)

«Земля Санникова» – 1973, «Мосфильм», режиссеры Альберт Мкртчян и Леонид Попов, авторы сценария Марк Захаров и Владислав Федосеев (по мотивам одноименного научно-фантастического романа В.А. Обручева), композитор Александр Зацепин, автор текста песен Леонид Дербенев. В. Высоцкий не был утвержден на роль Крестовского. Как сказал режиссер фильма А. Мкртчян, истинной причиной этого было то, что буквально в канун утверждения актеров на роли песни Высоцкого передавались по «Немецкой волне». (Источник информации – фотопроба и интервью режиссера А. Мкртчяна в книге «Владимир Высоцкий в кино», Москва, 1989 г., стр. 105-114; и интервью в журнале «Сериал», Киев, 27.10.-2.11.2003 г., № 38, стр.10.) В фильм не вошли песни «Белое безмолвие», «Баллада о брошенном корабле» и «Кони привередливые».

«Морские ворота» – 1974, Рижская киностудия, режиссер Сергей Тарасов, композиторы Сергей Никитин и Виктор Берковский, автор текста песен Юрий Визбор. В телефильм не вошли песни Высоцкого «В день, когда мы поддержкой земли заручась...», «Когда я спотыкаюсь на стихах...», «Всему на свете выходят сроки...», «Был развеселый розовый восход...».

«Люди и манекены» – 1974, творческое объединение «Экран», режиссеры-постановщики Аркадий Райкин и Виктор Храмов, автор сценария Аркадий Райкин (на основе монологов и интермедий из спектаклей Ленинградского театра миниатюр «Светофор» (1967) и «Плюс-минус» (1970), авторы –

М. Жванецкий, Л. Лиходеев, и др.), композитор Геннадий Гладков, авторы текстов песен Борис Заходер и Юрий Энтин (четырехсерийный телефильм.) В фильм Высоцким предлагались, но не вошли «Песня таксиста» и «Мы – куклы, но… смотрите: нас одели…».

«Афоня» – 1975, «Мосфильм», режиссер Георгий Данелия, автор сценария Александр Бородянский, композитор Моисей Вайнберг. Специальная премия Всесоюзного кинофестиваля за 1976 год. Режиссер Г. Данелия пригласил В. Высоцкого для разговора о съемках в главной роли – сантехника Афони Борщева. Высоцкому нравился сценарий, но до проб он так и не дошел – Г. Данелия и сценарист фильма А. Бородянский посчитали, что из Высоцкого получился бы слишком мощный и серьезный сантехник, а снимать хотели кино с юмором. (Источник информации – статья А. Велигжаниной в газете «Комсомольская правда», Москва, 27.11.2003 г.)

«Звезда пленительного счастья» – 1975, «Ленфильм», режиссер Владимир Мотыль, авторы сценария Владимир Мотыль, Олег Осетинский, при участии Марка Захарова, композитор Исаак Шварц, текст песен Булат Окуджава. В. Высоцкий рассказывал: «Режиссер Мотыль вроде бы хотел взять меня на пробы. Но как-то мягко отказали, не дали». (Источник информации – журнал «Вагант-Москва», 2003 г., №№ 1-3, стр.17.)

«Д’Артаньян и три мушкетера» – 1978, Одесская киностудия по заказу Гостелерадио СССР, режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич, автор сценария Марк Розовский (по мотивам романа Александра Дюма «Три мушкетера»), композитор Максим Дунаевский, 3 серии. Актер Михаил Боярский сказал в интервью: «Режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич сначала хотел снять в роли д’Артаньяна Владимира Высоцкого. Но артист отказался, и тогда ее предложили мне». (Цит. по газете «Вечерний Минск», 16.03.2001 г.) Исследователь Ю. Сушко выдвигает другую версию: «“Мушкетеры” снимались параллельно с сериалом “Место встречи изменить нельзя”, и у Владимира Высоцкого просто не было никакой физической возможности участвовать одновременно в двух таких масштабных работах». (Цит. по журналу «Вагант-Москва», 2003 г., №№ 1-3, стр.20.)

«Емельян Пугачев» (фильм 1-й: «Невольники свободы», фильм 2-й: «Кровью омытая») – 1978, «Мосфильм», режиссер Алексей Салтыков, автор сценария Эдуард Володарский, композитор Андрей Эшпай. В. Высоцкий не был утвержден на роль Пугачева, которого потом в фильме сыграл Евгений Матвеев. В роли Екатерины планировалась Марина Влади, но в фильме эту роль сыграла Вия Артмане. (Источник информации – воспоминания Э. Володарского.) В фильм не вошла песня «Старый дом».

«Забудьте слово “смерть”» – 1979, Одесская киностудия, режиссер Самвел Гаспаров, автор сценария Эдуард Володарский, композитор Алексей Зубов. Написанная для фильма песня «Пожары» в окончательный вариант фильма не вошла.

«Зеленый фургон» – 1983, Одесская киностудия по заказу Гостелерадио СССР, режиссер Александр Павловский, автор сценария Игорь Шевцов (по мотивам одноименной повести Александра Козачинского), композитор Максим Дунаевский. Написанная для фильма песня Владимира Высоцкого «Проскакали всю страну, да пристали кони – буде!..» в фильм не вошла.

В. Высоцкий участвовал в написании сценария, осенью 1980 года на Одесской киностудии должен был начать съемки этого фильма в качестве режиссера-постановщика, планировал сыграть одну из главных ролей – роль Красавчика (источник информации – воспоминания Г. Полоки «Последняя песня» в сборнике «Владимир Высоцкий. Я не люблю», Москва, «ЭКСМО-ПРЕСС», 1998, стр. 456.)

Во многих картинах 60-х годов прошлого века серьезного Высоцкого часто заменяли каким-нибудь улыбчивым артистом. Также по указке сверху и песни Владимира Высоцкого, заставляющие зрителя думать, заменялись жизнеутверждающими маршами и веселыми песенками в женском исполнении, под стать «эпохе радости» в советском кино того времени. «В те времена укромные, теперь почти былинные» при оценке любой кинопродукции у зрителя существовало понятие «маятник» – плохой фильм или хороший. Так вот, многие картины, в которых запретили снимать Высоцкого, за редким исключением (например, «Земля Санникова» и некоторые другие), автоматически попадали в категорию «плохих». Но что произошло, того уже не изменить. И сегодня никто не может с уверенностью сказать, проиграл фильм или нет без участия в нем Владимира Высоцкого. Одно можно утверждать смело: фильм, играй в нем Высоцкий, был бы совершенно другим.

«Дорогой мой, любимый друг Славик! У меня много событий, в основном не очень хороших, – писал Высоцкий весной 1972 года Станиславу Говорухину. – Например: утвердили меня в картину «Земля Санникова», сделали ставку, заключили договор, взяли билеты, бегал я с визой для Марины, освобождение в театре вырывал с кровью у директора и Любимова, а за день до отъезда Сизов – директор «Мосфильма» – сказал: «Его не надо!» – «Почему?» – спрашивают режиссеры. «А не надо и все! Он – современная фигура» и т.д. в том же духе. А рядом сидящий Чухрай, чья смелость и принципиальность кончились вместе с культом личности, этот Чухрай, который накануне говорил мне: «Вы, и только вы, и никто более, иначе нет фильма!» – на этот глупый аргумент дирекции заявил: «Да нет! Он у нас не утвержден!» Словом, билеты я сдал, режиссеры уехали все в слезах. Умоляли меня пойти похлопотать и так далее. Видишь ли, Славик, я не так сожалею об этой картине, хотя роль и интересная, и несколько ночей писал я песни, нужно просто поломать откуда-то возникшее мнение, что меня нельзя снимать, что я – одиозная личность, что будут бегать смотреть на Высоцкого, а не фильм, а всем будет плевать на ту высокую, нравственную идею фильма, которую я обязательно искажу, а то и уничтожу своей неимоверной скандальной популярностью…»

Владимир Высоцкий в роли Крестовского в фильме «Земля Санникова» был срочно заменен на Олега Даля, который ранее уже пробовался на эту роль.

Или вот, взять фильм «Емельян Пугачев», который мог стать звездным часом и для Высоцкого, и для Марины Влади. Э. Володарский серьезно работал над сценарием, перелопатив массу исторической литературы. Перед глазами сценариста стояли В. Высоцкий в роли донского атамана и М. Влади в образе Екатерины II. Все складывалось. Председатель Госкино СССР Филипп Ермаш принимал легендарную супружескую чету, поил чаем, обещал помочь поскорее запустить фильм в производство. В своей книге «Друзья Высоцкого. Проверка на преданность» Ю. Сушко пишет: «Научный консультант картины, замечательный историк, специалист по ХVIII веку, профессор Сорбонны Сергей Тимофеевич Преображенский, дотошно изучив фотопробы четырех десятков претендентов на роль Пугачева, сразу забраковал Евгения Матвеева: «Ой, только не этот!» А увидев снимки Высоцкого, сразу сказал: «Вот вам Емелька!» Однако министр советской кинематографии никогда не ставил знак равенства между глаголами «обещать» и «делать». В итоге главных героев сыграли надежные и заслуженные Евгений Матвеев и Вия Артмане. А Владимиру Высоцкому бороду пришлось сбрить. Кстати, роль писаря в этом фильме тогда сыграл наш земляк – актер Самарского государственного драматического академического театра им. М. Горького, народный артист России Владимир Борисов.

Еще при жизни Высоцкого о нем ходили невероятные слухи и сплетни, которые позже превращались в легенды. Вряд ли Владимир Высоцкий тогда понимал, что своей личностью одержал безоговорочную победу над обычной популярностью в кино, к которому всегда относился с большим уважением.

Он говорил: «От меня почему-то сначала требуют тексты, а потом, когда я напишу, выясняется, что их не утверждают где-то очень высоко – у министров, в обкомах, в правительстве, и денег мне не дают, и договора не заключают… Вообще, если дальше так все пойдет, мне и до проб будет не добраться, вырубят меня с корнем из моей любимой советской кинематографии. Но в другую меня не пересадить, у меня несовместимость с ней, я на чужой земле не зацвету, да и не хочу я…»

Однако, несмотря на недружественные выпады в сторону Высоцкого, он продолжал работать – писать песни и сниматься в фильмах, в которые его утверждали.

Но бывало и по-другому. Вспомним фильм «Бегство мистера Мак-Кинли», который вышел на экраны страны в 1975 году. Владимир Высоцкий играл в нем эпизодическую роль уличного певца Билла Сигера. При переработке киноповести Л. Леонова так, чтобы она больше соответствовала современности, М. Швейцер – режиссер фильма, решил выражать авторскую мысль через песенную прослойку. Так как фильм делался «из американской жизни» и ставить его было задумано в американской манере, появилась идея использовать широко применяемый в американских фильмах прием сквозных баллад. Найти в СССР поэта, который смог бы справиться с такой задачей, казалось почти невозможно, рассматривался даже вариант приглашения Дина Рида. Однако решили попробовать обратиться к Владимиру Высоцкому. По воспоминаниям С. Милькиной (жены М. Швейцера), в пятницу она дала В. Высоцкому сценарий фильма, а в следующий четверг он позвонил и сказал, что хочет встретиться и поговорить. Придя в то же воскресение, В. Высоцкий неожиданно для всех сказал: «Ребята! А я написал уже баллады…» За неделю были написаны почти все песни (семь из девяти.) Спев же «Мистерию хиппи», Владимир Высоцкий заявил: «Вот это я написал для себя, – я же буду играть вашего Билла Сиггера…» Музыка В. Высоцкого в основном не подходила для большого экрана, композитор фильма Исаак Шварц отказался писать свою: «Я не знаю, как трансформировать Высоцкого…». Поэтому музыку для некоторых песен писал А. Кальварский.

Часть песен не вошла в фильм (точнее, в его первоначальный вариант) или вошла в урезанном виде, причем не из-за обычных, в случае

В. Высоцкого, административных препонов, а по вине невозможно большого размера баллад. Однако при дальнейшей работе над фильмом, то есть при всех согласованиях и редактурах, картина была существенно сокращена, и из нее выпали еще некоторые песни.

После всех редактур фильма осталась единственная полная копия фильма. Уезжая на отдых, М. Швейцер и

С. Милькина поручили хранить ее монтажнице К. Алеевой. Однако по ее вине эта пленка была смыта, и фильм безвозвратно уничтожен. Позже

С. Милькина признавалась: «Я никого так в жизни не ненавижу, как Клавдию Петровну Алееву…»

В своих интервью В. Высоцкий говорил о том, что его песни в фильмы брали неохотно, большая часть песен для фильма «Бегство мистера Мак-Кинли» была вырезана и выброшена, поэтому поэт считал этот фильм неудачным.

Возьмем другой фильм – «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», 1976 года выпуска. Рабочее название этого фильма было «Арап Петра Великого». И уже потом, когда название фильма стало окончательным – «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», Владимир Высоцкий с грустным юмором говорил, что когда начинали снимать кино, то он был с большой буквы и перед царем, а сейчас – с маленькой, после запятой и Петра… По воспоминаниям В. Фрида В. Высоцкий был очень рад возможности сыграть роль «интеллигентного человека в неинтеллигентном мире». Он страстно включился в работу, и не только как актер. Прошло всего несколько дней, и Высоцкий принес две песни для фильма: «Разбойничья» и «Купола». Но не всегда песни Владимира Высоцкого вырезали из фильмов чиновники.

Когда фильм монтировали, режиссеру картины А. Митта стало ясно, что эти песни, по его словам, «задают высоту, до которой картина уже не могла дотянуться…» И поэтому, хотя уже было определено, в каких эпизодах будут звучать эти песни, он решил от них отказаться, и они не вошли в картину. Этого Высоцкий никак не ожидал от своего друга-режиссера. Как считают многие исследователи творчества поэта, это были одни из самых удачных песен, написанных Владимиром Высоцким для кино.

В 1977 году вышел фильм «Вторая попытка Виктора Крохина». Сохранились кинопробы Высоцкого к этому фильму, но его не утвердили. К этому фильму он написал свою знаменитую песню «Баллада о детстве» («Час зачатья я помню не точно…»).

Тогда же «сверху» было предложено сократить или переделать эту песню. Сценарист фильма Эдуард Володарский рассказывал, что Владимир Высоцкий не соглашался с купюрами песни, и по этой причине в первую редакцию фильма (1977) песня не вошла. Часть песни была включена в более поздний вариант фильма (1987).

В 1979 году на Одесской киностудии вышел известный 5-серийный телевизионный фильм «Место встречи изменить нельзя» с Владимиром Высоцким в главной роли, рабочее название которого было «Черная кошка». Об этом фильме уже столько сказано и написано…

Тогда состоялся альянс. Трио. Вернее, квартет: Вайнеры, Говорухин и Высоцкий. Бюджет фильма им утвердили очень скромный. Как грустно поведала директор «Места встречи…» Джемиля Панибрат, Госкино выделило на 5 серий – 38 частей – 750 тысяч рублей. Сумма настолько смешная, говорила она, что, если бы мы снимали комедию, можно было бы просто назвать эту цифру – и все бы уже смеялись.

Когда режиссер фильма Станислав Говорухин уезжал куда-нибудь во время съемок, он оставлял вместо себя Владимира Высоцкого, так что некоторые сцены в этом милицейском детективе придуманы и сняты самим Высоцким. Однако Говорухин не хотел, чтобы Высоцкий пел в этой картине, дабы не разрушать образ капитана Жеглова. Владимир Высоцкий, наоборот, не прочь был спеть в этом кино «какую-нибудь лирическую песню о работниках уголовного розыска».

В этом фильме, кроме кусочка романса А. Вертинского, который в народе называют «Лиловый негр», В. Высоцкий ничего не пел. Лишь после завершения съемок фильма «Место встречи изменить нельзя» Высоцкий написал песню, которая, наверное, хоть как-то успокоила его песенно-актерское самолюбие:

Граждане, ах, сколько я не пел,
И не от лени,
Некому, – жена в Париже,
Все дружки «сидят»,
Даже Глеб Жеглов, хоть «ботал», чуть по новой фене,
Ничего не спел, чудак, пять вечеров подряд…

Эту песню Владимир Высоцкий пел С. Говорухину, сценаристам фильма братьям Вайнерам и другим участникам съемочной группы в 1978 году на вечере, организованном по поводу завершения съемок фильма «Место встречи изменить нельзя». И еще:

Я не спел вам в кино, хоть хотел,
Даже братья меня поддержали:
Там, по книге, мой Глеб где-то пел,
И весь МУР все пять дней протерпел,
Но в Одессе Жеглова зажали.
А теперь запылает моя щека,
А душа – дак замлеет.
Я спою, как из черного ящика,
Что всегда уцелеет.

… … … … … … … … … … … … … ….

Я пил кофе – еще на цикории,
Не вставляя ни слова,
Ну а Вайнеры-братики спорили
Про характер Жеглова.

Кстати, любопытно: соизмерим ли был зрительский успех фильма «Место встречи изменить нельзя» тогдашнему рублевому эквиваленту? Станислав Говорухин признавался: «За три года работы мне выдали, кажется, тысяч пятнадцать рублей. Много это? Раздал долги, выпил с друзьями – и все». Гонорары же актерам в те времена были унизительно малы. Владимиру Высоцкому за съемочный день, например, полагалось 12 рублей 50 копеек, хотя по правде он, благодаря Говорухину, получал 42 рубля. Говорухин пошел на хитрость: он начал съемки, не заключив с исполнителем главной роли договор. Когда отсняли половину материала, явился с повинной к начальству и сообщил, что Высоцкий, дескать, требует 10 тысяч. В те годы примерно столько стоил автомобиль «Волга». Пришлось администрации согласиться с требованиями капитана Жеглова…

Начиная с 70-х годов ХХ века многие режиссеры уже начали понимать, что своим присутствием в кино Владимир Высоцкий обеспечивал любой картине успех, приковывал внимание зрителей, раздвигал горизонты, а вместе с тем и пространство кадра. В игре Высоцкого-актера, «словно в сказке на экране», вдруг оживал представляемый режиссером кинообраз, – это Высоцкий становился ролевым героем. С годами Владимир Высоцкий приобрел небывалую известность и славу, став одним из самых известных советских актеров. Во многом это было связано с его песнями для кино, которые многие зрители ждали с нетерпением. «Еще бы взять такой разгон, набраться сил, пробить заслон и голову сломать у цели…» Высокое напряжение этих песен, оглушительная и вместе с тем лирическая поэзия, актерский талант перевоплощения, мужественный образ на экране, который дополнял неповторимый голос, – наверное, в этом и есть киносекрет популярности Владимира Высоцкого.

Вот уже несколько десятков лет в Самаре происходит духовное измерение творчества Высоцкого. 24 мая 2016 года, в год российского кино, исполнилось 15 лет музею Владимира Высоцкого, действующего при Самарском региональном общественном Фонде «Центр В. Высоцкого в Самаре». Сейчас мы прилагаем все силы для того, чтобы наш музей в ближайшее время стал государственным и сделал бы наш город еще более привлекательным для туристов к Чемпионату Мира по футболу 2018 года.

А 25 июля 2016 года в самарском сквере Высоцкого прошел уже 3-й городской Фестиваль песен Владимира Высоцкого «Волга песни слышала…».

Высокая орбита звезды Высоцкого… По ней он передвигался, летел, на ней же был недосягаем, парил в одиночестве и оттуда посылал нам свои песни. Звезда поэта Высоцкого больше не висит и не пропадает в небе, ей есть куда упасть. Сначала ее лучи коснулись наших судеб, потом она и сама тихо опустилась на самарскую землю, где так часто раздаются звуки струн гитары Владимира Высоцкого и знакомый голос советует, как нам жить дальше…


Михаил ТРИФОНОВ
Президент общественного Фонда «Центр В. Высоцкого в Самаре», директор музея Владимира Высоцкого.

При подготовке материала использованы фото из архива общественного Фонда «Центр В. Высоцкого в Самаре».
Автор выражает благодарность М. Цибульскому (США) за предоставленные материалы.

Оцените статья

+1

Оценили

Татьяна Фокина+1
Нет комментариев. Ваш будет первым!