Антонина Гудкова. Беру ответственность на себя!

7518
Антонина Гудкова. Беру ответственность на себя!

Председатель Самарского обкома Профсоюза работников народного образования и науки, заслуженный учитель России Антонина Гудкова отмечает сразу несколько юбилеев:

— 70 лет со дня рождения|
— 50 лет без малого учительского стажа
— Более 30 лет профсоюзной работы

Награды:

Нагрудный знак «Отличник народного просвещения»

Медаль «Ветеран труда»

Юбилейная медаль «100 лет профсоюзам»

Почетный знак Самарской Губернской Думы

Почетный знак Губернатора Самарской области

«За труд во благо земли Самарской»

Почетный знак Губернатора Самарской области «За развитие профсоюзного движения в Самарской области»

Дипломы и почетные грамоты Федерации Независимых профсоюзов России, ЦК Профсоюзов работников народного образования, Самарской Губернской Думы, Губернатора Самарской области


Статьи о таких людях, как Антонина Васильевна Гудкова, пишут не для того, чтобы польстить их самолюбию. Они и так давно про себя все знают. Цель публикаций другая: на примере яркой жизни научить молодое поколение смело преодолевать трудности и стремиться к новым вершинам.

Учитель, пред именем твоим…

Антонина Васильевна считает, что тому, как надо жить и работать, она училась у старших товарищей, которых встретила в школе, в вузе и на общественной работе. Но все же она уверена, что у каждого человека – своя судьба и свое назначение в жизни.

Ее отец был инженером-строителем, а мама посвящала себя дому и детям. В семье до Антонины Васильевны не было учителей. Но вот первый знак судьбы: папа назвал дочку Тоней в честь своей первой учительницы.

И она почувствовала свое призвание очень рано – когда буквально так же, как ее отец когда-то, влюбилась в учителя начальных классов Любовь Германовну Теплову, которая встретила её, первоклассницу, в 107-й школе на «Машстрое», и захотела стать на нее похожей.

Антонина Васильевна Гудкова, председатель Самарского обкома Профсоюза работников народного образования и науки, заслуженный учитель России:

– Уроки, которые вел в 107-й школе этот талантливый педагог, были интересными, отношение к детям – самое внимательное. Она умела разглядеть в каждом ребенке неповторимую личность.

А личность у маленькой Тони была неуемная и непоседливая: девочка не была тихоней, любила играть в казаки-разбойники и в тимуровцев, благо штаб этой детской организации находился прямо напротив ее дома в районе завода «Металлист». В семье было трое детей, Тоне приходилось ухаживать за младшей сестренкой и много помогать маме по хозяйству. Мама серьезно готовила девочку к школе, да и первая учительница сумела пробудить интерес к учебе и в этой смелой и подвижной первоклашке. Начальную школу Антонина Васильевна закончила на «отлично».

Девочка была увлечена и общественной работой: была председателем Совета отряда, членом Совета пионерской дружины, затем – комсомольским вожаком.

Склонность к точным наукам проявилась у нее в средней школе, на уроках физики.Учитель физики Сергей Андреевич постоянно соотносил сухие формулы с конкретными жизненными ситуациями и мастерски обыгрывал их. Подростки просто обожали его.

По другим предметам у Тони Коваленко, такова девичья фамилия Антонины Васильевны, тоже были хорошие и отличные оценки, с которыми легко было перейти в выпускные классы. Но девушка легких путей не искала. Она пошла работать на завод.

Антонина Васильевна Гудкова, председатель Самарского обкома Профсоюза работников народного образования и науки, заслуженный учитель России:

– Тогда многих ребят захватила трудовая романтика, нам хотелось быстрее стать самостоятельными, приносить пользу родной стране.

Но Антонина Васильевна не скрывает, что для этого была еще одна причина: в средней школе появился 11-й класс, а в школе рабочей молодежи, куда пошла учиться, поступив на завод, Тоня Коваленко, по-прежнему были только 9-й и 10-й. То есть на один год школьной жизни меньше. Скорее – во взрослую жизнь!

Именно в школе рабочей молодежи Тоня встретила замечательного учителя математики Иду Георгиевну, которая владела самыми последними достижениями в области преподавания своего предмета, так как дружила с крупными московскими методистами и авторами учебников. Учиться было нелегко – по вечерам, после тяжелой заводской смены. Но училась Тоня с увлечением. И, получив аттестат, твердо решила идти на физмат, в педагогический.

Исполнение мечты

Понимаю, что Антонина Васильевна так подробно рассказывает о своих учителях именно для того, чтобы подчеркнуть их значимость в жизни каждого человека, и не случайно впоследствии делом всей ее жизни стала защита интересов людей этой благородной профессии.

Насыщенные учебой и общественной деятельностью годы учебы в институте для Антонины промелькнули очень быстро. Ее избрали профгруппоргом.

К тому же во время учебы в Куйбышевском педагогическом институте она встретила своего будущего мужа – студента авиационного института Александра Гудкова. А в старейшем вузе нашего города, отмечает наше героиня, она встретила много прекрасных преподавателей-профессионалов, у каждого из которых старалась взять для своей будущей работы самое важное. Учиться пришлось всего 4 года, так как в школах города был большой дефицит учителей физики и математики.

И вот сбылась ее мечта: Антонина Васильевна сама стала учителем. Пришла на работу в 168-ю школу Кировского района. Она старалась увлечь ребят своим предметом, сделать каждый урок похожим на интересную игру, несмотря на то, что ей поручили работать, в том числе, с плохо успевающими ребятами, остававшимися на осеннюю переэкзаменовку. Но получившей заводскую закалку молодой учительнице все было по плечу. Справлялась она и с нелегким контингентом все той же родной для Антонины Васильевны школы рабочей молодежи №14, в которую ее пригласили на работу после того, как она вышла из декретного отпуска по уходу за сыном.

Школа руководителя

Энергичный и способный молодой педагог произвел впечатление на начальство. Антонину Васильевну пригласили работать инспектором в РОНО.

Антонина Васильевна Гудкова, председатель Самарского обкома Профсоюза работников народного образования и науки, заслуженный учитель России:

– Не скажу, что шла в РОНО работать с удовольствием, сменить живое общение с любимыми учениками на кабинетную монотонную работу было нелегко. Привлекала более высокая зарплата, ведь нашей молодой семье нужно было обустраивать свою жизнь. Отдушиной для меня оставались уроки в школе по субботам.

Но, как заметила наша героиня выше, судьба вела ее к определенной цели, и работа в районном отделе образования стала для нее очередной ступенью развития. Одиннадцать лет, проведенные в РОНО, были настоящей и довольно жесткой школой. Здесь она вступила в члены КПСС. Нужно было работать и с рай-исполкомом, и с райкомом партии – просить помощи, убеждать в своей правоте, настаивать. Хорошо, что в этих инстанциях она нашла поддержку и понимание со стороны третьего секретаря райкома Надежды Ильиной и заместителя председателя райисполкома Александра Мальцева.

Антонина Васильевна Гудкова, председатель Самарского обкома Профсоюза работников народного образования и науки, заслуженный учитель России:

– Александр Михайлович приучал к самостоятельности, он убеждал меня, что я должна верить в собственные силы.

Так уже в 25 лет Тоня Гудкова умела принимать решения и брать на себя ответственность за их исполнение. Ответственность не только за себя, но и за коллектив работавших с ней вместе единомышленников.

Профсоюз призван защищать

После одиннадцати лет работы в РОНО, будучи секретарем партийной организации, Антонина Васильевна была направлена на работу председателем райкома профсоюза работников народного образования и науки Советского района.

Антонина Васильевна Гудкова, председатель Самарского обкома Профсоюза работников народного образования и науки, заслуженный учитель России:

– Просто прежние руководители профсоюза Советского района «завалили» весь отчет по соцсоревнованию, и мне сказали, что надо срочно менять там ситуацию.

Ее кандидатура была поддержана работниками образования района, в котором ее все знали. Наша героиня сразу отмела существовавшие с советских времен стереотипы о том, что профсоюзы должны заниматься только перераспределением социальных благ и организацией досуга. Она решила встать на защиту интересов людей, которые оказали ей доверие. Знающая все о нелегкой профессии учителя, Антонина Васильевна сразу взялась за программу реабилитации здоровья работников образования. Нашей героине удалось создать в районе постоянно действующий кабинет психологической разгрузки.

Времена в стране были тяжелые. В 80-е и 90-е годы, особенно после «шоковой терапии» гайдаровских реформ, даже такие законопослушные члены общества, как работники образования, начали протестное движение в связи с резким ухудшением своего положения, напрямую зависящего от бюджетных средств – заплата в отрасли достигала 40% от средней по стране, к тому же задерживалась месяцами.

Нужна была целенаправленная работа по выправлению этой негативной тенденции. В сентябре 1990 года был создан Всероссийский профсоюз работников образовательной отрасли. В те годы была большая потребность в опытных работниках профсоюза, действующих на местах.

Вскоре ей поступило предложение от председателя областной профсоюзной организации Владимира Григорьева стать заместителем председателя обкома профсоюза работников народного образования и науки Самарской области. Через некоторое время Антонина Васильевна сама возглавила профсоюз. На этом посту ей понадобилось немало мужества, чтобы вести нелицеприятные переговоры на разных уровнях. И все-таки ей удалось достучаться до руководства области, возглавляемой в то время Константином Титовым, и многие предложения и планы работников профсоюза были реализованы на практике.

Решение назревших проблем

В 90-е годы не только сами учителя и преподаватели нуждались в защите, но и вся система образования: студентам не индексировали стипендию, перестали поступать средства на оплату коммунальных платежей, не хватало школ, особенно в сельской местности, ремонт во многих учебных заведениях не проводился десятилетиями и прочее.

Коробил всех педагогов и рыночный подход к системе образования, превращение высокой миссии учителя в «образовательную услугу».

По инициативе профсоюза работников образования в Генеральное соглашение, подписанное между Федерацией независимых профсоюзов и Советом министров страны, были включены предложения о порядке льготного налогообложения предприятий, направляющих часть своей прибыли на развитие образования, об увеличении до 10% доли национального дохода, направляемого на эти цели, и о безвозмездной передаче земли в пользование учреждений народного образования. Был внедрен термин «социальное партнерство».

Защитой же для работников отрасли стали коллективные договоры, которые они начали подписывать с администрацией учебных заведений, что вело к расширению участия всех членов коллектива в управлении школами и вузами.

Но процесс воплощения всех этих мер в жизнь было долгим и нелегким. В 1992 году забастовки охватили почти

5 тысяч учебных заведений страны.При Самарском обкоме профсоюза был даже создан Координационный совет из представителей стачкомов, директоров и учителей, который продолжал борьбу за принятие четкой государственной политики в области образования и немедленных мер по его спасению. Большой победой было принятие единой тарифной сетки оплаты труда учителей.

Антонина Васильевна Гудкова, председатель Самарского обкома Профсоюза работников народного образования и науки, заслуженный учитель России:

– Сейчас тяжело даже вспоминать, сколько энергии и сил ушло на то, чтобы сделать жизнь работников народного образования достойной, но все же мы добились многого.

А впереди были еще другие кризисные годы – 1993-й, 1997-й и так далее. И приходилось вновь и вновь отстаивать право на индексацию зарплат, на надбавки учителям из местных бюджетов, на достижение полной занятости педагогов, их права на достойную пенсию и социальные гарантии.

«Неудобная» физичка

Антонина Васильевна признается, что многие ее считают человеком неудобным, не идущим на компромисс и слишком требовательным к окружающим. Но разве без этих качеств она была бы настоящим профсоюзным вожаком? И разве без борьбы можно было бы добиться таких значительных результатов? Так же, как без умения договариваться, нельзя организовать такую слаженную работу с Федерацией профсоюзов Самарской области, с областной и городской администрацией, депутатами Губернской и Городской Думы, работниками министерства образования и коллегами из других профсоюзов.

Антонина Васильевна Гудкова, председатель Самарского обкома Профсоюза работников народного образования и науки, заслуженный учитель России:

– Многие считают, что человек должен каждые пять лет менять место работы, а я вот думаю, что долгая работа на одном месте позволяет видеть перспективу, намечать отдаленные цели и добиваться их. Главное – оставаться современным человеком, открытым к новому и к мнению коллектива.

Большой победой профсоюза в наши дни опытный лидер считает принятие на уровне Самарской области собственного Закона об образовании. Также в число одержанных самарскими профсоюзными деятелями побед, по мнению Антонины Васильевны, можно занести закон об оздоровлении работников бюджетной сферы, который был принят в то время, когда социальное страхование ушло из ведения профсоюзов, а также создание кабинетов по охране труда и принятие закона о льготах и помощи молодым учителям. Из новых достижений – существенные доплаты тем учителям, которые готовят победителей различных олимпиад. За это так же, как и за активную поддержку организуемых профсоюзом конкурсов профессионального мастерства, нужно поблагодарить Губернатора Николая Меркушкина.

Антонина Васильевна Гудкова, председатель Самарского обкома Профсоюза работников народного образования и науки, заслуженный учитель России:

– В прошлом году в нашем городе состоялся всероссийский конкурс «Учитель года», я являюсь постоянным членом жюри этого профессионального состязания педагогов. Организация была прекрасная, все – и школы, в которых проходили показательные уроки, и оргкомитет – постарались. А вот о денежной составляющей мы даже не думали – все взяло на себя руководство области. Мне сейчас звонят из других городов, которые готовятся принять конкурс, и спрашивают совета, откуда взять на него деньги, а я просто не знаю, так как этим вопросом не занималась.

Как настоящий физик, Антонина Васильевна считает, что главное в любом деле – система. Так вот, по ее мнению, Российский профсоюз работников народного образования и науки выстроил уникальную систему работы, которая позволяет ему играть значительную роль в становлении системы образования в нашей стране. Недаром руководитель этого крупнейшего не только в нашей стране, но и в мире профсоюза Галина Меркулова избрана вице-президентом Европейского Интернационала профсоюзов образования.

Антонина Васильевна Гудкова, председатель Самарского обкома Профсоюза работников народного образования и науки, заслуженный учитель России:

– Вы думаете, что у нас сейчас нет проблем? Напротив, как и всегда, их множество: и зарплаты давно не индексировались, и бумажной работой учителя перегружены, с другой стороны, в последнее время падает у молодых учителей знание своего предмета. Все это нужно решать. Но не путем демонстраций. Меня радует, что за время последнего кризиса мы не потеряли ничего из наших достижений! Я всегда напоминаю своим коллегам, что мы, учителя, – работники идеологического фронта и сейчас, когда нашей стране трудно, мы должны показывать детям пример выдержки и патриотизма.

Еще несколько штрихов к портрету. Антонина Васильевна в течение 30 лет ни на один день не прерывала своей профессиональной деятельности в качестве школьного учителя физики. Она ведь должна была знать все учительские проблемы изнутри! И постоянно овладевала новыми знаниями и методиками, что позволяло ее ученикам с легкостью сдавать любые экзамены.

Антонина Васильевна Гудкова, председатель Самарского обкома Профсоюза работников народного образования и науки, заслуженный учитель России:

– Я говорю молодым учителям, которые жалуются на маленькую зарплату и на трудности прохождения аттестации: доказывайте вашу профессиональную пригодность – будьте людьми творческими, участвуйте в фестивалях, конференциях, подавайте свои работы на гранты. Чем более профессионален учитель – тем сегодня он более защищен!

Много наград у Антонины Васильевной, но своей главной наградой она считает то, что воспитала достойного сына, который является ее надеждой и опорой. А он подарил ей двух замечательных внуков. Станислав Александрович когда-то закончил школу с золотой медалью. Его дочь Валерия также получила золотую медаль за школьные успехи. Ну а у младшего внука Саши Гудкова, по мнению бабушки, все успехи еще впереди!

Владимир Пылев, министр образования и науки Самарской области:

– Уважаемая Антонина Васильевна!

От всего сердца поздравляю Вас с юбилеем!

Жизнь измеряется не годами, а делами человеческими. Вами пройден большой путь, на котором было все: радости и тревоги, трудности и достижения, победы и сомнения, а главное – преданное и самоотверженное служение своему делу. Ваша многолетняя деятельность неразрывно связана с системой образования. Трудно переоценить Ваш вклад в дело защиты законных прав и интересов работников образования, улучшения социального и материального положения педагогических кадров области.

Высокий профессионализм, талант умелого руководителя и организатора, огромный опыт работы, чувство долга и ответственности за судьбы людей, доброта и отзывчивость, умение решать сложные вопросы снискали Вам заслуженный авторитет и глубокое уважение коллег, руководства области, работников сферы образования.

Искренне желаю Вам крепкого здоровья, счастья, неиссякаемой жизненной энергии, дальнейших успехов во всех Ваших добрых делах и начинаниях на благо Самарской области!

Геннадий Котельников, ректор СамГМУ, председатель Совета ректоров вузов Самарской области:

– Дорогая Антонина Васильевна! Наш город всегда славился людьми трудолюбивыми и талантливыми, умеющими возвести свою профессиональную деятельность в ранг искусства, дела всей жизни. Во многом благодаря Вашему профессионализму и лидерским качествам в области сложился коллектив единомышленников, людей, заинтересованных в результатах своего труда. Этому коллективу под силу любые задачи, которые стоят перед профсоюзами по защите социально-экономических прав трудящихся. От Совета ректоров вузов Самарской области, профессорско-преподавательского состава, обучающихся и от себя лично поздравляю Вас с юбилеем! От всей души желаю Вам крепкого здоровья, оптимизма, благополучия и успехов во всех начинаниях на благо трудящихся Самарской области!

Павел Ожередов, руководитель Федерации профсоюзов Самарской области:

– Уважаемая Антонина Васильевна!

Федерация профсоюзов Самарской области от всей души поздравляет Вас с юбилеем!

В этот знаменательный день хотим выразить Вам слова искренней признательности и глубочайшего уважения. Врожденное лидерство, целеустремленность, ум, энергичность и профессионализм помогают Вам справляться со многими сложными задачами. Ваша трудовая деятельность отмечена многочисленными наградами.

Желаем Вам долгих лет жизни, неиссякаемой энергии, крепкого здоровья и сил на долгие годы! Пусть удача и успех сопутствуют Вам во всех начинаниях, хорошее настроение и жизненный оптимизм никогда не покидают Вас, и каждый день дарит Вам мир, гармонию и счастье!


Татьяна Гриднева
При подготовке материала использованы фото из архива Антонины Гудковой.

Оцените статья

0
14:06
Уважаемая Антонина Васильевна! Примите мои самые сердечные поздравления с юбилеем! В Советском районе,откуда Вы получили путевку в жизнь,конечно,Вас помнят ,знают как человека очень чуткого к нуждам учителей,как грамотного,инициативного руководителя и педагога.Мне довелось часто с Вами общаться по линии общества"Знание".Эти встречи были всегда теплыми и запоминающимися.Здоровья Вам,Антонина Васильевна,и новых творческих достижений в Вашем благородном труде на благо народного образования.