90 лет творческой жизни. Дмитрий Еленевский

3085
90 лет творческой жизни. Дмитрий Еленевский

На этих страницах мы говорим о своих чувствах, раскрываем сокровенные тайны, делимся впечатлениями о прожитых днях. Герой нашей публикации решил поделиться с нами своими воспоминаниями. Выдающийся специалист самарского авиадвигателестроения Дмитрий Сергеевич Еленевский – герой нашей публикации.

Он родился 8 ноября 1925 года в Воронеже в семье известного ученого, заслуженного деятеля наук СССР Сергея Семеновича Еленевского. Любовь к науке, стремление к новым, уникальным разработкам передались ему от отца. Поэтому тернистый путь к мечте не сломал его, а, наоборот, подарил некий запас терпения и уверенность в правильности своего выбора.

1942 год в судьбе Дмитрия Еленевского стал особым. Он окончил 9 классов средней школы в родном Воронеже. Но война разрушила все дальнейшие планы его семьи. Под бомбежкой ночью им пришлось уйти из города, после долгих мытарств семья оказалась в селе Рязаново Ульяновской области. За три месяца, находясь в эвакуации, Дмитрий самостоятельно освоил программу десятого класса и, сдав на «отлично» 11 экзаменов экстерном в конце ноября, поехал поступать в Куйбышев, узнав, что там открылся авиационный институт. Но в приеме ему отказали сразу в трех вузах: и в авиационном, и в политехническом, и в строительном, поскольку занятия шли уже более 2 месяцев.

«… В отчаянии я решил еще раз пойти в КуАИ, но на этот раз к самому директору. В то время возглавлял КуАИ его фактический организатор, известный профессор А.М. Сойфер. Попасть к нему оказалось на удивление просто. Александр Миронович внимательно выслушал незнакомого ему мальчишку, по-отечески расспросил и поверил в его горячее, искреннее желание быть авиационным инженером. Так я стал студентом факультета двигателестроения КуАИ. Меня поселили в общежитие, где я прожил все годы учебы...»

«Трудности в учебе возникали на каждом шагу, но я не помню, чтобы кто-либо из моих товарищей под этим предлогом отлынивал от учебы, хотя, конечно, маленькие студенческие хитрости применялись…

К концу первого учебного года мы освоились с суровыми условиями жизни и особенностями учебы в военное время и стали закаленными студентами. Столовой тогда не было, и приходилось во дворе института разжигать костер, чтобы приготовить себе еду. Через год нас перевели в более благоустроенное общежитие.

Нередко к нам в общежитие заходил Александр Миронович и всегда старался чем-нибудь помочь. Он был очень яркой личностью, всесторонне талантливым, высокоинтеллигентным человеком. Александр Миронович, наряду с достоинствами настоящего, широко эрудированного, большого ученого, с талантом генератора идей и прирожденного исследователя, обладал даром бескорыстного человеколюбия, отличался врожденным тактом и воспитанностью».

Быстрыми темпами шел процесс развития и становления института как крупного современного вуза с высоким научно-педагогическим уровнем и солидной учебной базой. Укреплялись связи с ведущими академическими и отраслевыми научно-исследовательскими организациями.

А время учебы Дмитрия Еленевского уже заканчивалось.

«Подошло время делать диплом. Стараниями А.М. Сойфера три студента 5-го курса факультета №2 – Н.С. Первышин, В.И. Цейтлин и я – были направлены на преддипломную практику и разработку диплома в Москву в Центральный институт авиационного моторостроения. Мы не преминули воспользоваться этой прекрасной возможностью для пополнения теоретических знаний и близкого знакомства с передовой методикой проектирования новых в то время турбореактивных двигателей.

Мне очень повезло, поскольку я попал в отделение, научное руководство которым осуществлял крупный ученый того времени в области конструкционной прочности академик С.В. Серенсен. Впоследствии он стал моим научным руководителем при работе над кандидатской диссертацией.

Наши дипломы при защите были высоко оценены. Итак, в конце 1947 года институт был закончен. Я получил диплом с отличием и по собственному желанию был направлен на вновь созданный опытный завод №2 (ныне ОАО «Кузнецов» – площадка «Управленческий»).

В то время на этом заводе работали немецкие специалисты и рабочие, вывезенные из Германии после войны.

Мы попали в трудные условия работы в коллективе немецких специалистов, которые имели многолетний опыт в области создания авиационных двигателей и были асами в этом деле. Хорошие знания разговорного и технического немецкого языка помогли мне в дальнейшей работе».

Как теперь вспоминает Дмитрий Сергеевич, крепкий фундамент знаний, который заложили в студентов преподаватели института, позволил не ударить в грязь лицом, достаточно быстро освоить порученное дело, встать на один уровень с немецкими специалистами, а всего через несколько лет и вовсе их заменить!

Представлял ли тогда, в 1947 году, Дмитрий Сергеевич, что он начинает работу на предприятии, которому в дальнейшем посвятит всю свою жизнь?.. Без перерыва он проработает на заводе 60 лет! Все эти годы Дмитрий Сергеевич занимается научно-технической деятельностью в области прочности и надежности авиационных и ракетных двигателей марки НК. Он всегда был ближайшим соратником и единомышленником Николая Дмитриевича Кузнецова, который поручил Дмитрию Сергеевичу Еленевскому решение крупной перспективной задачи по созданию и развитию принципиально нового научно-технического направления опережающей поузловой доводки газотурбинных двигателей (ГТД) на конструкционную прочность, а также специализированной экспериментальной базы с целью достижения нового, более высокого уровня надежности проектируемых двигателей. Решение этой важной и сложной проблемы определило научно-техническую деятельность Дмитрия Сергеевича Еленевского.

Одним из важных этапов этой работы явилось создание и внедрение принципиально нового научно-испытательного комплекса поузловой доводки газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения по надежности и ресурсу.

Большой интерес к созданному комплексу неизменно проявляют представители крупных зарубежных фирм, отечественных предприятий и руководителей промышленности до сих пор. За создание этого уникального, не имеющего аналогов ни в России, ни за рубежом комплекса в 1997 году Дмитрию Сергеевичу и его сотрудникам была присуждена премия Правительства Российской Федерации в области науки и техники. В этом комплексе воплотились его основные научно-технические идеи. Дмитрий Сергеевич руководил всеми этапами создания комплекса: разработкой технического проекта, организацией разработки специализированного научного оборудования в академических и отраслевых НИИ, а также в зарубежных фирмах, вопросами изготовления, монтажа и отладки этого оборудования. Он постоянно курировал строительство комплекса, и в итоге своевременно организовал пуск в эксплуатацию этого сложнейшего научного объекта.

Последний министр авиационной промышленности А.С. Сысцов высоко оценил комплекс и принял решение построить такие комплексы при всех ведущих двигательных КБ. Но наступили «лихие» девяностые, и это решение не было выполнено.

В ходе создания комплекса Дмитрий Сергеевич показал себя как умелый организатор науки, сумев привлечь и объединить усилия по разработке специализированного научного оборудования для комплекса ученых Москвы, Киева, Минска, Новосибирска, Самары.

«Я горд тем, что Николай Дмитриевич доверил мне создавать этот уникальный комплекс, а затем руководить им. Технический руководитель одной из крупнейших американских корпораций Дженерал Электрик, ознакомившись с комплексом, назвал его национальным достоянием России. До сего времени этот комплекс является важной достопримечательностью нашего завода».

Дмитрий Сергеевич восхищается своим руководителем Николаем Дмитриевичем Кузнецовым, с которым долгие годы работал рука об руку. Он вспоминает, что Николай Дмитриевич не склонялся перед самыми крупными авторитетами, а руководствовался своими глубоко научными представлениями и, прежде всего, государственными интересами, хотя подчас для этого требовалось большое личное мужество. В подтверждение своих слов Дмитрий Сергеевич рассказывает одну историю…

«Приведу пример с известным двигателем НК-12, который создавался в начале пятидесятых годов для стратегического бомбардировщика ТУ-95. Молодой Главный конструктор Кузнецов заложил в него ряд смелых нестандартных решений. Но случилась беда. Опытный двигатель, установленный на самолете, потерпел аварию. Самолет разбился.

Николай Дмитриевич был вызван «на ковер» к Сталинскому наркому, как его тогда называли, министру Дементьеву. Мне довелось присутствовать на этом совещании. Сразу почувствовалось, что оно было задумано как разгромное. Авторитетнейший в то время Главный конструктор академик Микулин дал резко отрицательный отзыв о двигателе. Самыми мягкими словами, которые употреблял министр в своем выступлении, были «авантюра», «безответственность» и так далее. Николай Дмитриевич смело и решительно защищал конструкцию двигателя и меры по его доводке. Обстановка накалялась, но Николай Дмитриевич твердо стоял на своем, хотя прекрасно понимал, что речь идет не только о судьбе двигателя, но и о его судьбе. Время было жестокое. В конце концов его непоколебимая уверенность в своей правоте и убедительные доводы подействовали на руководство, и ему дали последний шанс. Двигатель был успешно доведен.

И вот сейчас, спустя более полувека, двигатель НК-12 по-прежнему поднимает в воздух нашу главную ударную силу – стратегические ракетоносцы ТУ-95. Отмечу, что одно из основных предложенных Николаем Дмитриевичем мероприятий по доводке основывалось на полученных мною результатах по разработке мер повышения динамической прочности шлифованных зубьев силовых цементированных шестерен мощного редуктора двигателя НК-12».

История про известный двигатель НК-12 дорога для Дмитрия Сергеевича. Ведь с самого начала своей деятельности он активно включился в процесс разработки и доводки именно этого двигателя – НК-12 для стратегического бомбардировщика ТУ-95. Модифицированный ТУ-95 до сего времени находится на вооружении в военно-воздушных силах России. В 1957 году основные участники создания этого двигателя получили Правительственные награды. Дмитрий Сергеевич за его большой научно-технический вклад был награжден орденом «Знак Почета».

Вся долгая производственная деятельность Дмитрия Сергеевича посвящена обеспечению прочности и надежности всех типов двигателей марки НК. На заводе им основано наиболее крупное в отрасли научное подразделение прочностной доводки «Конструкторское научно-исследовательское отделение», которое он возглавлял 52 года, воспитав несколько поколений высокопрофессиональных прочнистов-исследователей. Под руководством Дмитрия Сергеевича выполнялись все прочностные испытания, исследования и измерения конструкций всех типов двигателей НК, созданных за все время существования КБ и завода.

Неоднократно ему предлагали более высокие должности, однако он всегда оставался верен своему коллективу и своему делу…

Наряду с конструкторско-производственной деятельностью Дмитрий Сергеевич Еленевский систематически проводил научные исследования по новым направлениям в повышении конструкционной прочности двигателей, разработал методы повышения работоспособности и ресурса силовых редукторов авиационных турбовинтовых двигателей за счет оптимизации технологии обработки высоконагруженных деталей. По результатам этих исследований в 1959 году он защитил диссертацию, и ему была присвоена ученая степень кандидата технических наук.

Дмитрий Сергеевич многое сделал по совершенствованию и внедрению методов поверхностного упрочнения конструкций авиационных двигателей, позволивших повысить их надежность и ресурс. За цикл работ в этом направлении в 1984 году наряду с рядом работников завода ему была присуждена премия Совета Министров СССР в области науки и техники.

Он является инициатором и руководителем разработок и внедрения новых прогрессивных методов натурных прочностных исследований, из которых особо значимым является лазерно-голографический комплекс по ускоренной отработке конструкционной прочности двигателей. За научно-технические достижения в этой области в 1998 году ему и ряду специалистов была присуждена Губернская премия в области науки и техники. Он был введен в состав Научного совета Российской Академии Наук по проблеме «Голография».

Выдающийся специалист и талантливый руководитель Дмитрий Сергеевич Еленевский внес большой личный вклад в отработку высокой надежности всех Самарских двигателей марки НК.

В 1987 году по результатам своих научных работ в области прочности и надежности двигателей Д.С. Еленевский защитил диссертацию, и ему была присуждена ученая степень доктора технических наук.

С 1992 года одновременно с работой на заводе Дмитрий Сергеевич возглавил «Самарский научно-инженерный (сейчас научно-исследовательский) центр аэроупругости, прочности и динамики машин», который был образован совместным приказом Минпрома РФ и Президиума Российской академии наук при поддержке ОАО «Газпром».

Приказ о его назначении руководителем Центра был переиздан в 2003 году приказом по Росавиакосмосу, в ведении которого находился Центр.

О еще одной важнейшей составляющей своей жизни Дмитрий Сергеевич Еленевский расскажет сам. О своей любви и о женщине, которую он встретил в 24 года и уже не расставался с ней никогда. Плодом этой красивой любви стали две дочки – надежда, счастье и опора Дмитрия Сергеевича…

«Свою жену Веронику Евгеньевну, врача по специальности, я первый раз увидел 21 декабря 1949 года в клинике Мединститута, куда приехал на консультацию. Мне сразу стало ясно, что в лице этой красивой девушки я встретил свою любовь и судьбу. Позднее она мне говорила, что у нее возникло такое же чувство. Новый год мы встречали уже вместе. Через два месяца после встречи 21 февраля 1950 года состоялась наша свадьба. В нашем счастливом браке родились две дочери.

Вероника Евгеньевна была не только любимой на всю жизнь женщиной, но и человеком с комплексом наилучших качеств. Мы прожили вместе 66 лет, до ее безвременной кончины в феврале 2015 года, без раздоров и разногласий, как говорится, «душа в душу». Наши вкусы удивительно совпадали.

Она была не только безупречной хозяйкой и прекрасно воспитывала дочерей, но и с полной самоотдачей и добротой исполняла свои врачебные обязанности. У больных она пользовалась высоким авторитетом и уважением, к ней стремились попасть на прием. Руководство, видя ее высокий профессионализм, энергию и добросовестность, назначило ее заместителем главврача МСЧ завода и стало поручать функции общерайонного характера, в частности, вопросы диспансеризации. Вскоре Красноглинский район в этой важной области здравоохранения занял первое место в городе. Были и другие поручения. Так ей было поручено медицинское курирование строительства современной новой районной поликлиники, которой она потом много лет заведовала.

За заслуги в областном здравоохранении и примерную врачебную деятельность в 1966 году ее наградили орденом «Знак Почета». Была она также награждена медалью «Трудовая доблесть». Ей было присвоено звание «Ветеран труда» федерального уровня. Ей также присвоили звание «Ветеран ВОВ» за работу во время войны еще совсем молоденькой медсестрой в госпиталях и наградили тремя медалями в связи с юбилейными датами ВОВ.

У жителей района она на долгие годы оставила добрую память как о внимательном, чутком и добром враче, который хорошо и надежно лечил. И хотя специальности были у нас совершенно разными, Вероника Евгеньевна всегда активно интересовалась моими делами, старалась всячески помогать мне, давая дельные советы и беря на себя больше домашних забот, освобождая мое время для занятий, прежде всего наукой.

Мои успехи в области науки и техники – во многом ее заслуга.

Выросли дочери, появились три внучки, правнучка и правнук.

Любимая, любящая, преданная и умная жена, а также крепкая, дружная семья – вот необходимые условия для достижения мужчиной настоящих успехов в своей профессии. К счастью, свыше все это было мне дано».

Дмитрий Сергеевич является автором 148 научных трудов. Как крупный ученый и специалист в области прочности и надежности двигателей он широко известен в кругах академической, отраслевой и вузовской науки, а также на ведущих предприятиях авиадвигателестроения. Он лауреат премии в области науки и техники Правительства СССР, Правительства России и Самарской области.

Дмитрий Сергеевич награжден орденом «Знак Почета», тремя медалями и знаком «Почетный авиастроитель», его имя внесено в сборник «Кто есть кто в Самаре».

Этот год стал для Дмитрия Сергеевича юбилейным, он отметил свой 90-ый День рождения, но по сей день продолжает руководить Центром с такой же высочайшей ответственностью и максимальной самоотдачей, как и в первые дни работы.

Семья, техника и наука, безусловно, занимают огромную часть его жизни. А скорее всего, в этом до сих пор и заключается его жизнь.


Наталья СИДОРОВА
При подготовке материала использованы фото из архива Д.С. Еленевского.

Оцените статья

0
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...