Егор Полухин. Человек неба

5289
Егор Полухин. Человек неба

20 тысяч часов безаварийного налета за более чем 40-летнюю работу в авиации. Заслуженный пилот России, обладатель ордена «Знак Почета», директор Самарского филиала «Газпром авиа» Егор Полухин. Вместе со всей страной, когда стрелки часов начнут отсчет первого часа января, он будет праздновать не только 2017 год, но и свое официальное 70-летие. Человек, влюбленный в небо, в вертолеты и в своё дело.

«Каждому свой крест», — говорим мы нередко, имея в виду жизнь. С ее радостями, горестями, победами и поражениями. Каждому свое. Выдержать, выстоять, вынести. Свой крест в самом прямом смысле слова он не нес, а вез, притом по воздуху – на вертолете! Это была не тяжелая ноша испытаний, а ювелирная работа высочайшего уровня без права на ошибку. Сердце билось от радости, его самого и всех присутствующих переполняли не сравнимые ни с чем эмоции! Получилось! Удалось! 27 сентября 2000 года пилот Егор Полухин установил на Царевом кургане под Самарой 16-метровый крест весом в 2,5 тонны. Поскольку курган разработан, его верхняя площадка – по сути стеночка – несколько метров в ширину, что уже усложняет работу. Здесь с помощью вертолета уже установлено основание в виде пирамиды. В нем – отверстие в 50 сантиметров, именно сюда с воздуха нужно было поместить крест. Это воспоминание – одно из самых ярких как для самого летчика, так и для всей команды «Газпром авиа». Коллектив делает его руководитель. Именно за ним будут тянуться остальные сотрудники, чтобы соответствовать высокой планке. Сегодня крест на Царевом кургане встречает людей, въезжающих в наш город. Это настоящий символ Самарской губернии. Как для самарской гражданской вертолетной авиации – имя Егора Яковлевича Полухина, профессионального пилота, мудрого руководителя и просто доброго человека.

Свой день рождения он празднует дважды. Как мы уже сказали, официально – это первое января. Однако настоящая дата рождения у Егора Яковлевича – 9 декабря 1946 года. В послевоенное время по определенным стратегическим соображениям население сознательно «молодили», старались, где можно, записать ребенка в следующем году. Так вышло и с Полухиным. Он родился в Курской области, в семье Татьяны Матвеевны и Якова Григорьевича, и был третьим ребенком. Детство прошло, как у многих ребят того поколения: школа в соседнем селе за 10 километров, зимой – на лыжах, летом – на велосипеде. Старались учиться, несмотря на послевоенные трудности, верили в себя, любили Родину и были готовы защитить ее в любой роковой момент. Кожаная куртка отца, сохранившаяся с Великой Отечественной, была так похожа на форму летчика и навевала романтические мысли о высоте. А тут еще полет Гагарина, прогремевший на весь мир! Тебе 14 лет, в школе тебя все зовут Юрой (считается, что Юрий и Егор – имена производные), конечно, тебе тоже хочется летать!

Егор Полухин, заслуженный пилот РФ:

– Я окончил школу с серебряной медалью. Это, кстати, по просьбе моей жены, тогда еще будущей. Она училась на класс младше меня. Я заметил ее, когда мы с ней еще учились в разных школах. Александра очень хорошо пела, и я видел ее на разных выступлениях. А тут в девятом классе она пришла к нам! Какое это было счастье! Мы с ней вместе выступали с «Демоном» Лермонтова, и всем учителям было очевидно, как искренне и трогательно я читаю стихи. Любовь была взаимной. Но Саша шутила: «Ты должен окончить школу с медалью, тогда я стану твоей женой». На золотую пятерки не хватило, но серебряную я получил, задание выполнил! Спустя четыре года мы поженились, тогда я уже учился в летном училище. Мои мечты сбывались!

Егор стал курсантом Кременчугского летного училища. До Кременчуга летал в Курском аэроклубе ДОСААФ на самолетах Як-18А (Инструктор – Евгений Никитович Васюков), затем в Ярославском ДОСААФЕ на вертолете Ми-1 (Инструктор – Евгений Владимирович Гречин). День своего первого самостоятельного полета он помнит, как сейчас. 1 июля 1966 года: было солнечно и радостно. Когда он поднялся в небо на самолете ЯК-18А, слова песни сами вырвались изнутри. «Широка страна моя родная!» — пел молодой летчик. Сердце ликовало, а колени дрожали.

Егор Полухин окончил летное училище в 1970 году с отличием (красный диплом) и начал летать вторым пилотом, а затем командиром экипажа на вертолете Ми-4 во Втором Куйбышевском объединенном авиационном отряде Приволжского управления гражданской авиации, располагающемся в аэропорту Смышляевка. В 1974 году он переучился на Ми-8, а в 1976-м уже стал командиром звена. Наставниками Егора Яковлевича были опытные пилоты: Г.А. Мареев, Е.В. Полищук, Г.М. Гениев. Перевозки были связаны с нефте- и газодобычей, доставкой людей, работающих вахтовым методом. Много летали днем и ночью на доставке комплектующих изделий для автозаводов: ВАЗ и КаМАЗ. Также куйбышевские гражданские вертолеты летали между Полевым спуском в Самаре и селом Рождествено, когда прекращалась водная переправа. Судна на воздушных подушках в те времена не ходили. Для людей это был единственный способ добраться до дома на том берегу Волги.

В 1980-е мирные для Куйбышева годы в далекой африканской Республике Ангола, о которой добрая часть наших горожан никогда и не слышала, шла гражданская война. В 1984 году туда в долгосрочную командировку приезжает Егор Яковлевич Полухин. Оставив на Волге жену и двух дочек, безумно тоскуя по ним, он начинает работать в абсолютно новых для него условиях. Сильная жара, высокая влажность. Готовясь к поездке, понимая, что в командировке будут встречи на высшем уровне, он специально заказал вельветовый костюм. Уже на месте повесил тройку в шкаф, а заглянув в него через три дня, пришел в ужас: темная ткань была белой от плесени!

Но климатические условия – не самое сложное испытание. Основной работой Полухина в Африке должно было быть обучение местных курсантов. Ребята, молодцы, схватывали материал и, пусть были не так крепки физически, умели быстро реагировать и принимать решения. Когда у одного курсанта родился сын, он его назвал Егором. Однако за два года службы Егору Яковлевичу пришлось не только учить молодых летчиков. В военное время случалось всякое. Очень часто его вертолет прилетал на базу обстрелянным. Бывало, приходилось вывозить раненых: стоны, кровь… В таких условиях он прослужил до июня 1986 года. А вернувшись домой, продолжил работу в гражданской авиации, летая на МИ-8. Было с чем сравнивать, было чему радоваться: у тебя семья, любимая работа и мирное небо, в которое ты поднимаешься каждый раз, будто в первый.

В 1990-е годы Второй Куйбышевский объединенный авиаотряд испытывает кризис, как и большинство советских организаций. Нефтяная и газовая промышленность нуждалась в своей авиации. «Самаратрансгаз» создает свой авиационный отряд. Сюда 01.11.1994 года на работу были приняты одни из лучших пилотов: В.Н. Сахаров – директор отряда, Е.Я. Полухин – заместитель по организации летной работы, А.Н. Петров – бортовой механик, А.М. Зверев – КВС (командир воздушного судна), Е.В. Полищук – начальник штаба отряда. Высокопрофессиональные пилоты не потеряли работу, а компания приобрела такой замечательный коллектив. В 1997 году региональные авиакомпании ПАО «Газпром» объединяют в единый флот. Сегодня, после реструктуризации, организация, возглавляемая Егором Полухиным, называется Самарский филиал ООО «Газпром авиа».

В парке – более десяти вертолетов. География полетов одна из самых широких в компании: Астрахань, Ставрополь, Волгоград, Саратов, Самара, Нижний Новгород, Казань, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Пермь, Уфа, Краснодар. База располагается в Смышляевке, а техника находится в аэропорту Курумоч. Самарский регион был выбран неслучайно. Исторически здесь было развито авиационное направление как с технической, так и с кадровой точки зрения. И то, что в нашей губернии есть такой пилот, как Егор Полухин, – дополнительное тому подтверждение.

Главная задача коллектива – авиационное сопровождение крупномасштабных проектов ПАО «Газпром», регулярный осмотр газотранспортной системы, экстренное реагирование в определенных ситуациях. Вертолет пролетит там, где не пройдет человек, а его способность опуститься достаточно низко над землей делает возможным производить необходимые измерения прямо с воздуха. Это позволяет следить за надежностью всех коммуникаций, их надлежащей эксплуатацией.

Допуск к монтажным работам –показатель качества, профессионализма и мастерства. Пилотов Самарского филиала «Газпром авиа» приглашают участвовать при строительстве крупных стратегических объектов. Как вы думаете, как на куполе Самарского железнодорожного вокзала появился десятиметровый шпиль? 11 июля 2001 года его монтаж на вертолете также выполнил Полухин. Сегодня наш вокзал считается самым высоким в Европе, его высота – 100 метров. В копилке нестандартных рабочих моментов Егора Яковлевича – установка громоотвода на 150-метровой вышке предприятия «Тольяттиазот», конструкций для горнолыжной базы в Стерлитамаке, ну и, конечно же, креста на Царевом кургане. «Это мой дедушка его сюда поставил», – рассказала как-то внучка Егора Яковлевича Полина, когда со своим классом ехала мимо в экскурсионном автобусе. Восторгу ребят не было конца! До этого никто не задумывался, как же крест очутился на такой высоте.

Внуки, Полина и Егор, и дочки, Лилия и Эльвира, – радость и счастье Егора Яковлевича Полухина. Его супруга, увы, рано ушла из жизни. Но его любовь к работе по-прежнему вдохновляет его коллег. Заслуженный пилот Российской Федерации, директор Самарского филиала «Газпром авиа» прекратил полеты в 2010 году. Скучая по небу, он руководит коллективом, помогая своим сотрудникам реализовать себя. Коллектив славится своими династиями. Вслед за отцами в авиапредприятие пришли их сыновья. Это Капустины Александр Иванович и Иван Александрович, Сидоровы Василий Евгеньевич и Сергей Васильевич, Щипановы Сергей Юрьевич и Дмитрий Сергеевич, Максимовы Сергей Николаевич, Сергей Сергеевич и Евгений Сергеевич, Максимовы Виктор Николаевич и Сергей Викторович, Гущины Вячеслав Петрович и Максим Вячеславович. Егора Яковлевича ценят не только как грамотного и справедливого руководителя, а как-то по-особенному – как старшего товарища, брата, отца. Теплая, дружеская атмосфера в коллективе, доброта, ответственность, умение прийти на помощь – это та высота, которую он достиг в своей жизни. За нее не дают медалей, но любовь окружающих тебя людей – это самая дорогая награда.

Сергей Пфефер, первый заместитель Генерального директора ООО Авиапредприятие «Газпром авиа»:

– Егор Яковлевич Полухин – уникальная личность, сильный летчик. Это человек неба. Он был рожден для полетов, для того, чтобы своим примером показать, что такое быть настоящим пилотом! Именно на таких людях, как он, во все времена все и держится. Это без преувеличения – лицо нашей современной авиации. Его имя на слуху у всех пилотов в России. Он, безусловно, знаковая фигура, лидер. И, что приятно, при этом он всегда остается мягким, добрым, отзывчивым и человечным. Здоровья ему и долгих лет!

Валерий ШУБИН, начальник Приволжского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта:

– Как сейчас помню: апрель 1983 года, я, выпускник КуАИ, познакомился с Егором Яковлевичем в Смышляевке. Он был уже матерый летчик, глядя на него, хотелось добиться в жизни такого же уважения. За все его 40 лет полетов у него не было ни одного аварийного происшествия! Есть чем гордиться! Сегодня я взаимодействую с ним именно как с управленцем, организатором и хочу сказать, что это уникальный руководитель. Больше бы таких! Мне хочется пожелать ему, чтобы он работал так долго, сколько бы ему хотелось работать, пока это ему нужно. Он сделал очень многое для российской авиации, и я уверен, что сделает еще.

Иван МАРИН, заместитель начальника Приволжского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта:

– В авиации работают непростые люди. Это талант – быть летчиком. А у Егора Яковлевича этот талант уникальный! Он всегда с удовольствием включен в работу. Так важно любить то, чем ты занимаешься. До 1992 года я так же работал в Смышляевке, как и он, только я был пилотом самолета. Мы встречались, здоровались, но близко друг друга не знали. Но потом я решил переучиться на управление вертолетом. И хотя до этого я был командиром эскадрильи, но на Ми-8 начал снова со второго пилота. Я очень ценю помощь Егора Яковлевича. Его пример всегда помогал мне, я ориентировался на этого человека. Сегодня мы работаем в разных организациях, но в одной сфере, нам приходится часто контактировать по работе, и я рад этому сотрудничеству.

Геннадий ЛИМОВ, инспектор по безопасности полетов Самарского филиала ООО «Газпром авиа»:

– Егора Яковлевича я знаю более 40 лет, здесь, в Смышляевке, мы и познакомились. Я пришел после летного училища, стал вторым пилотом, а он в это время был командиром звена. Вот так мы и работаем, как говорят, в одной упряжке уже несколько десятилетий. Это удивительный человек. Я бы сказал, что его отличает правильная позиция в жизни, он всегда везде один из первых. Он умеет найти правильную струю и влиться в нее, освоить новые технологии, поделиться своим опытом с младшими сотрудниками. Полухин – летчик от Бога. У него исключительная техника пилотирования, он был рожден стать летчиком. Я благодарен судьбе, что она свела меня с ним!

Татьяна Свистуненко, руководитель планово-экономической группы Самарского филиала ООО «Газпром авиа»:

– У нас в коллективе 162 человека, и все любят Егора Яковлевича. Руководители бывают разные. И совсем не всегда к ним относятся так тепло. Нам очень повезло. Все, кто приходит к нам, с первых же минут отмечают удивительную атмосферу. У нас как одна большая семья. Может быть, это связано с нашей деятельностью. Ведь когда кого-то подолгу не бывает дома, его всегда встречают особенно трепетно. Так и у нас: когда люди улетают надолго, мы встречаем их с искренней радостью. А летаем мы действительно далеко. Наши пилоты кроме зон нашей ответственности привлекаются к работам по Северному или Южному потоку. Самарскому филиалу доверяют и всегда могут на него положиться, потому что тут такой замечательный руководитель.

Допуск к монтажным работам –показатель качества, профессионализма и мастерства. Пилотов Самарского филиала «Газпром авиа» приглашают участвовать при строительстве крупных стратегических объектов. Как вы думаете, как на куполе Самарского железнодорожного вокзала появился десятиметровый шпиль? 11 июля 2001 года его монтаж на вертолете также выполнил Полухин. Сегодня наш вокзал считается самым высоким в Европе, его высота – 100 метров. В копилке нестандартных рабочих моментов Егора Яковлевича – установка громоотвода на 150-метровой вышке предприятия «Тольяттиазот», конструкций для горнолыжной базы в Стерлитамаке, ну и, конечно же, креста на Царевом кургане. «Это мой дедушка его сюда поставил», – рассказала как-то внучка Егора Яковлевича Полина, когда со своим классом ехала мимо в экскурсионном автобусе. Восторгу ребят не было конца! До этого никто не задумывался, как же крест очутился на такой высоте.

Внуки, Полина и Егор, и дочки, Лилия и Эльвира, – радость и счастье Егора Яковлевича Полухина. Его супруга, увы, рано ушла из жизни. Но его любовь к работе по-прежнему вдохновляет его коллег. Заслуженный пилот Российской Федерации, директор Самарского филиала «Газпром авиа» прекратил полеты в 2010 году. Скучая по небу, он руководит коллективом, помогая своим сотрудникам реализовать себя. Коллектив славится своими династиями. Вслед за отцами в авиапредприятие пришли их сыновья. Это Капустины Александр Иванович и Иван Александрович, Сидоровы Василий Евгеньевич и Сергей Васильевич, Щипановы Сергей Юрьевич и Дмитрий Сергеевич, Максимовы Сергей Николаевич, Сергей Сергеевич и Евгений Сергеевич, Максимовы Виктор Николаевич и Сергей Викторович, Гущины Вячеслав Петрович и Максим Вячеславович. Егора Яковлевича ценят не только как грамотного и справедливого руководителя, а как-то по-особенному – как старшего товарища, брата, отца. Теплая, дружеская атмосфера в коллективе, доброта, ответственность, умение прийти на помощь – это та высота, которую он достиг в своей жизни. За нее не дают медалей, но любовь окружающих тебя людей – это самая дорогая награда.


Ксения Русяева
При подготовке материала использованы фото автора и из архива Егора Полухина.

Оцените статья

+1

Оценили

Ольга Михайлова+1
17 июля 2017 года ушел из жизни Егор Яковлевич Полухин. Замечательный летчик, потрясающий человек. Заслуженный пилот Российской Федерации, директор Самарского филиала «Газпром авиа» прекратил полеты в 2010 году. Скучая по небу, он руководил коллективом, помогая своим сотрудникам реализовать себя. Коллектив славится своими династиями. Вслед за отцами в авиапредприятие пришли их сыновья. Это Капустины Александр Иванович и Иван Александрович, Сидоровы Василий Евгеньевич и Сергей Васильевич, Щипановы Сергей Юрьевич и Дмитрий Сергеевич, Максимовы Сергей Николаевич, Сергей Сергеевич и Евгений Сергеевич, Максимовы Виктор Николаевич и Сергей Викторович, Гущины Вячеслав Петрович и Максим Вячеславович. Он был рожден для полетов, он был настоящим летчиком. Его имя навсегда останется в истории российской и самарской авиации. Егора Яковлевича ценят не только как грамотного и справедливого руководителя, а как-то по-особенному – как старшего товарища, брата, отца. Теплая, дружеская атмосфера в коллективе, доброта, ответственность, умение прийти на помощь – это та высота, которую он достиг в своей жизни. За нее не дают медалей, но любовь окружающих тебя людей – это самая дорогая награда. Искренние и глубокие соболезнования родным и близким покойного. Похороны состоятся 19 июля 2017 года по адресу: Аэропорт-2, дом 4.
Загрузка...