Эльчин Гашимов: учитель-новатор, ученый, лингвокультуролог

3616
Эльчин Гашимов: учитель-новатор, ученый, лингвокультуролог

Директор «Муниципального Центра развития образования» г.о. Самара, доктор филологических наук, Почетный работник общего образования. Эльчин Гашимов по первому образованию – инженер, по второму – учитель английского и немецкого языков. Профессионал высокого уровня, человек, обладающий блестящей эрудицией, коммуникативными, организаторскими и управленческими способностями, сегодня активно занимается разработкой и реализацией инновационных образовательных программ. В круг его исследовательских интересов как ученого входят внедрение в практику новых методик преподавания иностранных языков и такая научная дисциплина, как лингвокультурология. Лекции Гашимова по лингвокультурологии пользуются успехом у студентов и преподавателей вузов и учебных центров Европы и Юго-Восточной Азии. Много путешествуя, Эльчин Айдынович взял на себя миссию продвижения русского языка и русской культуры за рубежом.

Четверть века в педагогике

22 августа 2020 года Эльчин Айдынович отмечает юбилейный день рождения – 50 лет.

О его необыкновенной творческой энергии, работоспособности, увлеченности делом, причем в разных сферах, в педагогической среде ходят легенды. За четверть века, которые он работает в системе среднего и высшего образования, успел защитить кандидатскую и докторскую диссертации. Работая директором городского Центра развития образования, одновременно преподает на кафедре английской филологии Самарского филиала МГПУ и отвечает за вузовские международные связи, является доцентом ВАК РФ. Гашимов – автор более 110 печатных работ, в том числе учебных пособий по ГИА (английский язык). С 2018 года возглавляет авторский коллектив по написанию учебно-методического комплекса (УМК) нового поколения для 6-8 классов по английскому языку для школ России при издательстве «Просвещение» (г. Москва). Учебное пособие уже проходит апробацию, его выход запланирован на сентябрь.

Впрочем, подводить профессиональные итоги пока рано. В повестке дня Эльчина Айдыновича – работа над новыми проектами.

Эльчин Гашимов, директор ЦРО г.о. Самара:

– В педагогику я пришел не сразу. Но сколько себя помню, всегда интересовался гуманитарными науками, мне легко давались иностранные языки, возможно, и потому, что родился в интернациональной семье.

Эльчин Айдынович провел детство и юность в столице Азербайджана городе Баку. Учился в знаменитой 189-й «английской» школе, директором которой была Таисия Петровна Стюхина и с которой продолжает поддерживать по сей день человеческое и профессиональное общение.

После окончания школы мечтал учиться в институте иностранных языков, но судьба распорядилась иначе. Поэтому он поступил в технический университет на специальность «инженер-переводчик». В 1990 году, после распада Советского Союза, семья перебралась на Волгу – на родину бабушки, маминой мамы, которая была родом из Большечерниговского района Самарской области, а в Баку мама Эльчина Айдыновича приехала с мужем – военнослужащим. С 1992 года семья живет в Самаре.

Эльчин Гашимов, директор ЦРО г.о. Самара:

– Я горжусь своими корнями. Прадед по маме Семен Алексеевич Бобков в Гражданскую войну был красноармейцем в дивизии Василия Ивановича Чапаева. В годы Великой Отечественной войны Семен Алексеевич служил командующим артиллерией 44-й армии, погиб в 1943 году. По линии отца у меня тоже героические предки. Дед Идрис Гашимов во время Великой Отечественной войны был на фронте, в 1942 году попал в плен, бежал и продолжил воевать в рядах французского Сопротивления. Вернувшись на родину, некоторое время провел в спецлагерях. После работал учителем истории и географии в сельской местности.

Переехав в Самару, Эльчин Айдынович недолго работал в Информационно-производственном центре при областном Министерстве образования и науки. Но желание целенаправленно заниматься иностранными языками, в конечном счете, победило. Он принял решение посвятить себя педагогической деятельности и в 1995 году пришел на работу в среднюю школу № 32 учителем английского языка, заочно поступил в Самарский филиал московского городского педагогического университета на филологический факультет по специальности «учитель английского и немецкого языков». В 2000 году получил диплом вуза.

В 1998 году, продолжая преподавать в школе, Эльчин Айдынович начал работать методистом коммуникативного отдела в Центре развития образования г.о. Самара (Центр создан в 1997 году). Спустя некоторое время был назначен первым заместителем директора ЦРО. Ключевая обязанность на этом посту – определение общей стратегии развития учреждения. По роду своей профессиональной деятельности Эльчин Айдынович входит в оргкомитет и состав жюри окружного конкурса «Учитель года», занимается вопросами методического обеспечения образовательного процесса учреждений образования на территории городского округа Самара. В январе 2019 года Э.А. Гашимов возглавил ЦРО.

Ключевые компетенции

Сам открытый всему новому, Эльчин Айдынович многое сделал для того, чтобы самарский ЦРО стал ведущим учебно-методическим и научным образовательным Центром, специалисты которого опираются на опыт лучших российских и зарубежных педагогических практик, используют новые форматы работы и технологии.

Сегодня ЦРО – это многопрофильное образовательное учреждение, деятельность которого направлена на непрерывное профессиональное развитие педагогов. Здесь самарские учителя, педагоги дополнительного образования и воспитатели детских садов повышают квалификацию, проходят профессиональную переподготовку. В рамках реализации государственной программы модернизации образования национального проекта «Образование» на базе Центра действует программа послевузовского профессионального образования. Ежегодно в ЦРО обучается свыше двух тысяч педагогов, руководителей образовательных учреждений, педагогов-психологов, логопедов, работников медиацентров.

Еще одно направление ЦРО – оказание методической поддержки образовательным организациям в экспериментальной и инновационной деятельности, реализации новых образовательных стандартов. Специалисты Центра являются разработчиками программ по повышению квалификации и педагогических кадров Самары, ведут мониторинг образовательной среды и качества образовательных услуг (в том числе в рамках подготовки к ОГЭ и ЕГЭ), осуществляют теоретические и прикладные исследования по актуальным педагогическим и социальным проблемам, осуществляют методическое и научное сопровождение участия образовательных организаций в региональных и федеральных проектах.

Центр развития образования также является организатором ряда районных и городских мероприятий для педагогов и талантливых детей. Его специалисты входят в состав жюри многих конкурсов, в том числе, городского и регионального этапов Всероссийского конкурса «Учитель года».

Эльчин Гашимов является экспертом по разработке олимпиадных заданий по английскому языку окружного тура Всероссийской олимпиады, председатель Жюри окружного тура Всероссийской олимпиады по иностранному языку, консультант-эксперт научно-практических конференций «Первые шаги в науку», «Я – исследователь», научно-практической конференции старшеклассников по направлению «Иностранный язык».

Эльчин Гашимов, директор ЦРО г.о. Самара:

– Когда я пришел на работу в Центр развития, то учреждение, в основном, занималось методической работой. Здесь было только три отдела – методический, аналитический и коммуникативный, которые активно сотрудничали с муниципальными образовательными учреждениями, с общественными образовательными обьединениями, начинавшими в это время активно зарождаться в педагогической среде Самары. О многогранной деятельности ЦРО говорит и такой факт. Много лет при учреждении существуют общественные организации, имеющие юридический статус: «Самарское городское объединение преподавателей иностранных языков», руководителем которого является Гашимов Э.А., «Ассоциация лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением отдельных предметов Самары» (руководитель Толстых Н.П.) и «Объединение директоров общеобразовательных учреждений Самары» (руководитель Коковина И.Н.).

Миссия профессиональных сообществ – создание среды профессионального общения педагогов. Представители общественных объединений активно участвуют и в нормотворческой деятельности, руководители этих объединений входят в Общественные Советы Самарской Губернской и Самарской Городской Дум.

В настоящее время идет работа по совершенствованию структуры самого Центра развития образования. Меняются подходы в организации работы специалистов Центра, создаются проектные офисы вместо традиционных отделов. Структурные изменения необходимы, так как проектная деятельность учреждения – часть требований Федеральных государственных образовательных стандартов и относится к разряду инновационных.

Светлана Апасова, заместитель директора ЦРО по научно-методической работе и проектной деятельности, кандидат педагогических наук:

– 5 лет назад в рамках Стратегии комплексного развития городского округа Самара до 2025 года Департамент образования Администрации г.о. Самара делегировал Центру развития образования ряд полномочий по организации проектной деятельности в интересах развития муниципальной системы образования. В своей деятельности ЦРО активно опирается на национальные проекты, реализуя их через свои инновационные проекты: «Самара.Цифра.Ру», «Школа молодого педагога», «Школа наставничества».

В прошлом году в рамках национального проекта «Образование» и федерального проекта «Успех каждого ребенка» в ЦРО открылось новое структурное подразделение «Муниципальный опорный центр дополнительного образования детей». Свою деятельность Опорный центр осуществляет в тесном сотрудничестве с Региональным модельным центром дополнительного образования детей по созданию сайта – навигатора услуг дополнительного образования, инновационная электронная платформа которого позволяет найти дополнительную общеобразовательную программу для ребенка, соответствующую его интересу и позволяющую развивать его творческий потенциал.

Центр развития образования является местом профессиональной коммуникации и дискуссионных площадок для работников образования. Стали традиционными такие формы работы с молодыми педагогами, как форсайт-сессии и проектные сессии, которые позволяют научиться работать в команде, быстрее овладеть профессиональными компетенциями, проявлять инициативу, создавать собственные проекты и учить этому воспитанников. В работе с руководителями образовательных организаций Центр совместно с Департаментом образования Администрации г.о. Самара активно использует формат стратегических сессий, форумов образовательных инициатив, к участию в которых привлекаются ученые вузов Самары и других регионов России. У руководителей образовательных организаций г.о. Самара в рамках реализации трехстороннего договора о совместной деятельности между Департаментом образования г. Москвы, Департаментом образования г. Самара и Центром развития образования г.о. Самара есть возможность обмениваться опытом с коллегами в творческих командировках и стажировках.

Эльчин Гашимов, директор ЦРО г.о. Самара:

– За последние полтора года спектр деятельности Центра не то чтобы изменился, а несколько расширился. При ЦРО, по инициативе Департамента образования г.о. Самара, создан новый сектор аттестации руководителей образовательных организаций. Была разработана и утверждена новая модель аттестации руководителей образовательных организаций г.о. Самара, которая успешно реализуется в течение этого года.

Неожиданный переход образовательных учреждений в конце марта на удаленный режим работы в связи с коронавирусом внес, естественно, и необходимые коррективы в работу ЦРО, сделал крайне востребованными программы дистанционного обучения, курсы повышения цифровой грамотности педагогов.

Эльчин Гашимов, директор ЦРО г.о. Самара:

– Я с удовлетворением отмечаю, что, несмотря на пандемию коронавируса, рабочий процесс в Центре, деятельность специалистов Центра не останавливалась. Дистанционный режим работы не был для нас каким-то новшеством, и до этого все методисты и преподаватели умели использовать современные цифровые технологии, имели опыт работы в удаленном доступе, принимали участие в веб-конференциях и проводили дистанционные курсы в рамках программ повышения квалификации и переподготовки кадров. В период режима самоизоляции при Центре работала «горячая линия» для оказания методической поддержки учителей и консультаций по разным направлениям деятельности педагогов.

О многогранной деятельности ЦРО говорит и такой факт: при учреждении существуют общественные организации с юридическим статусом – «Самарское городское объединение преподавателей иностранных языков», «Ассоциация лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением отдельных предметов Самары» и «Объединение директоров общеобразовательных учреждений Самары». Миссия профессиональных сообществ – создание среды профессионального общения педагогов. Учителя собираются и обсуждают профессиональные вопросы, помогают их решать. Представители общественных объединений участвуют и в нормотворческой деятельности. Эльчин Гашимов, как председатель Объединения преподавателей иностранных языков, входит в Общественный совет при Думе Самары.

В качестве волонтера и эксперта

Наряду с управленческой деятельностью Э.А. Гашимов ведет большую общественную и волонтерскую работу. По представлению Министерства образования и науки Самарской области возглавляет Учебно-методическое объединение (УМО) учителей по иностранным языкам в системе общего образования: в 2015-2016 годах являлся сопредседателем комиссии по экспертизе образовательных программ образовательных учреждений, обеспечивающих углубленное изучение отдельных предметов на уровне среднего общего образования.

В период подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года Эльчин Айдынович отвечал за работу курсов иностранных языков для сотрудников ГУ МВД и Росгвардии Самарской области.

Э.А. Гашимов является членом государственной комиссии при ГУ МВД по Самарской области по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка.

Отдельная тема – международные образовательные проекты. Эльчин Айдынович участвовал в реализации программы по подготовке переводчиков с китайского языка на базе Самарского филиала Московского городского педагогического университета. По этому направлению проходил стажировку в вузах-партнерах Китая, Сингапура и Тайваня.

Его международные контакты помогли осуществить еще один крупный проект – в рамках молодежного форума «iВолга». Эльчин Айдынович был одним из организаторов российско-китайской студенческой смены.

Гашимов также является координатором международного проекта для школьников «Интеллектуальный железный человек («Iron Men»), который на протяжении многих лет успешно реализуется в Тайване. Команды из г. Самары уже дважды выезжали для участия в международном конкурсе, где успешно занимали призовые места.

Бывая в командировках за рубежом, Эльчин Айдынович знакомится с интересными опытами образовательных моделей и технологиями разных стран. Своими знаниями и полученным опытом он делится на круглых столах, читая лекции в вузах. Он один из организаторов международных обменных программ. Благодаря этой деятельности у педагогов нашего города есть возможность общения с делегациями педагогов из разных стран, приезжающих в рамках обмена.

Диалог культур и ментальные коды

В последние годы Эльчин Айдынович серьезно увлекся таким разделом языкознания, как лингвокультурология, предметом исследований которой является взаимодействие между языком и культурой народа. Его интересуют вопросы диалога культур, интерференций в лингвистике (влияние одного языка на другой). На эти темы он пишет статьи, читает курсы лекций по «Теории лингвокультурологических исследований», «Лингводидактика» в МГПУ. И даже в отпуске он работает над этими темами, пишет статьи, читает лекции в детских летних лингвистических лагерях.

Эльчин Гашимов, директор ЦРО г.о. Самара:

– Мне нравится совмещать активный отдых с культурно-образовательной деятельностью. Я путешествую по стране и одновременно преподаю. Я люблю бывать в тех странах, где есть культурные традиции, много исторических мест. В Европе – это Англия, Италия, в Азии – Тайвань. Причем традиционно выбираю для ознакомления и изучения один из городов, где знакомлюсь с традициями, культурными объектами, общаюсь с местными жителями.

Своей образовательной миссией за рубежом Эльчин Айдынович считает продвижение знания русского языка за рубежом, пробуждение интереса к его изучению, знакомство с историей нашей страны и ее культурными ценностями.

Эльчин Гашимов, директор ЦРО г.о. Самара:

– Когда я спрашиваю иностранных студентов: «Что для вас Россия?» – обычно они говорят: Москва, Петербург. И тогда я начинаю показывать фотографии из разных мест нашей страны. Для них это всегда откровение. Чаще всего такое общение позволяет убрать стереотипы знаний о нашей стране, ее культуре и традициях. Радует, когда понимаешь возникший интерес к стране, желание посетить Россию. Я хочу, чтобы у людей в разных странах возник интерес к изучению русского языка, чтобы они узнали Россию такой, какая она есть, а не через призму возможных недоброжелателей.

Наталья Толстых, первый заместитель директора ЦРО, Заслуженный учитель РФ, Отличник народного просвещения:

– Центр развития образования на современном этапе играет важную роль в системе образования города. Организация занимается повышением квалификации и переподготовкой педагогических кадров, помогает им быть все время на старте, в гуще современных событий в образовании, осваивать новые образовательные программы и создавать и реализовывать новые образовательные проекты. А если в образовательных учреждениях работают увлеченные педагоги, которые постоянно занимаются самосовершенствованием, повышают свое профессиональное мастерство, то в результате мы получаем в муниципальных учреждениях и уровень образования высокого качества, что является важной составляющей в реализации задачи, поставленной Президентом страны В.В. Путиным о вхождении РФ в число десяти ведущих стран по качеству общего образования. Все вместе – методические и управленческие структуры в системе образования г.о. Самара – мы должны служить этой цели, «формируя среду, в которой образованность, эрудиция, грамотная речь, знание классики отечественной и зарубежной литературы станут правилом хорошего тона».

Центру развития образования, его руководителю отведена большая и серьезная роль – организовать работу учреждения и его сотрудников так, чтобы деятельность Центра была востребована образовательными учреждениями и позволяла активно взаимодействовать в интересах всех участников образовательного процесса, помогала сохранять лидерские позиции образованию столицы губернии. Чтобы выполнить Указ Президента РФ, сотрудники Центра должны сделать все необходимое, чтобы педагог мог непрерывно работать над повышением своего мастерства. Продуманная, целенаправленная, качественно и творчески организованная деятельность современного педагога, думающего и о процессе, и о результате своей деятельности, – это и есть сегодня тот ветер, который должен наполнять деятельность нашего центра новыми идеями, приоритетной задачей которого становится непрерывное образование педагогов и руководителей образовательных учреждений, это служит повышению качества знаний учащихся.

У Эльчина Айдыновича как руководителя Центра развития образования есть все основания, знания, чтобы продолжить деятельность учреждения так, чтобы успешно реализовывать новые образовательные проекты, использовать инновационные форматы в работе, опираясь на многолетний содержательный фундамент, который был заложен в предыдущие годы работы коллективом Центра развития образования.

Галина Козловская, директор самарского филиала Московского городского педагогического университета:

– Становление Эльчина Айдыновича Гашимова как специалиста отличается большой целеустремленностью. Он долго шел к своей профессии. Окончил политехнический институт, спустя время понял, что его призвание – филология. Уже будучи взрослым человеком, отучился на филологическом факультете нашего университета. Затем очень быстро защитил кандидатскую диссертацию и уже в достаточно молодом возрасте стал доктором наук, специалистом высокой категории. Эльчина Айдыновича хорошо знают в вузах Самары, Поволжья и столичных вузах. У него уже есть ученики – студенты-дипломники, аспиранты, которые у него защищались.

Хотелось бы особо отметить, насколько Эльчин Айдынович – разносторонний человек. Он участвует в федеральных и международных проектах. С энтузиазмом отнесся к организации международной смены «iВолга». Внес большой вклад в становление такой специальности, как «китайский язык», в нашем университете. Г­ашимов также является организатором ЕГЭ в Самарской области по китайскому языку.

В нашем университете Эльчин Айдынович отвечает за коммуникации. Он заключал договоры о сотрудничестве с учреждениями и центрами образования Москвы и Китая. Мы доверили ему эту миссию, потому что он умеет выстраивать научные и профессиональные связи, легко устанавливает контакты с людьми.

Э.А. Гашимов – отличный организатор, человек, который успешно внедряет научные достижения в практику, быстро откликается на все новое. У него, бесспорно, есть чутье на новизну, актуальность и практицизм. Поэтому учителя и директора школ открыты его идеям и проектам. Они понимают: направление, которое им предлагают, будет востребовано в ближайшее время.


Ева СКАТИНА
При подготовке материала использованы фото из архива ЦРО г.о. Самары и Э.А. Гашимова.

Оцените статья

0
Нет комментариев. Ваш будет первым!