Ирина Пашкевич. Куклы – это судьба!

3042
Ирина Пашкевич. Куклы – это судьба!

В Самарском театре кукол свой 55-летний юбилей отмечает ведущая актриса, мастер сцены, Заслуженная артистка России Ирина Николаевна Пашкевич. По традиции все спектакли в мае идут с учетом ее участия в них. Глядя на молодую, улыбчивую красавицу, сложно удержаться, чтобы не спросить о секрете ее привлекательности.

«У меня замечательная работа: занимаешься любимым делом, а тебе еще за это и деньги платят! – смеется Ирина. – Всегда есть возможность получить заряд детской доброй энергии».

НАВСТРЕЧУ МЕЧТЕ

Уже спустя несколько минут общения, слушая, с каким азартом Ирина рассказывает о своей профессии, понимаешь, насколько важно найти свое дело в жизни и быть верным мечте.

В какой-то момент в силу жизненных обстоятельств ей даже пришлось уволиться из театра: сын был маленьким, нужно было зарабатывать. Уходила Ирина со слезами, с таким горем, что, казалось, душа плачет. Без любимого дела она продержалась год с небольшим. Да, на другой работе деньги платили хорошие, с этим проблем не было, но без театра оказалось так трудно, что в один момент она поняла: «Не могу больше так» – и пришла обратно. А когда вернулась, все вдруг встало на свои места. Так спокойно, легко на душе.

Актрисой Ирина Пашкевич мечтала стать с детства. Уже тогда она была очень музыкальной и пластичной девочкой. Целых десять лет она отдала музыкальной школе. Дело в том, что поступала Ирина сразу в две музыкальных школы, это увеличивало шансы. И поступила сразу в обе, но тогда она об этом еще не знала. Ирина начала заниматься во второй музыкальной школе по классу фортепиано, но эти два года чуть было не отвратили ее от музыки навсегда. «Я до сих пор помню, как учитель била меня линейкой по пальцам, если я неправильно играла. Я ее так возненавидела! Я возненавидела музыку», – вспоминает Ирина Николаевна. Спустя два года мама забрала дочь из этой музыкальной школы. Неожиданно она встречает директора первой музыкальной школы, и та спрашивает: «А почему вы Иру не привели? Она поступила, да на хоровое отделение». В то время это было очень престижно. И снова Ирина отправилась в первый класс, но на этот раз ей повезло. С благодарностью актриса вспоминает своих учителей: Людмилу Борисовну Бачевскую, преподавателя по фортепиано, и педагога-хоровика Ирину Николаевну Родионову.

«Теперь я понимаю, какое важное значение имеет педагог, – признается Ирина Пашкевич. – Бачевская – педагог от Бога. Умела найти подход к каждому».

Как любой ученик, Ирина не любила этюды. Но без техники никуда, и Людмила Борисовна нашла способ заинтересовать ученицу. Она прекрасно знала ее любимых композиторов и музыкальные вкусы, приносила в класс сочинения Баха или Фишера и говорила: «Смотри, Ира, какая чудесная композиция». У девочки загоралось все внутри от возможности соприкоснуться с этой великой музыкой, она умоляла: «Дайте мне скорее ноты!» «Хорошо, выучишь этюд, и я тебе дам», – отвечала Людмила Борисовна. И Ирина, зная, какая награда ее ждет, усердно занималась. Джаз – это еще одна большая любовь Ирины Пашкевич. В те годы он был в большом дефиците, купить его было невозможно. А у Бачевской он был, аккуратно переписанный от руки на нотных листах.

Когда пришло время выбора профессии, Ирина ни минуты не сомневалась, кем хочет стать, – только артисткой. Не было даже альтернативы на случай, если бы не поступила. «Наверное, на подсознательном уровне уже тогда я ощущала, что это мой путь, – делится Ирина. – Я еще не знала, какая будет тропинка, но что-то внутри меня говорило: идти только туда».

Пётр Монастырский в этот год набирал курс в драматический театр, Роман Ренц – в театр кукол. «Все девочки мечтают попасть на сцену драматического театра. И сразу видят себя примой, звездой! – улыбается Ирина. – Конечно, я пошла в драму».

Первый тур к Монастырскому она прошла, а второй – нет. «Я играла тогда. Это сейчас понимаю, что на сцене нужно жить, извлекая из себя нужные эмоции, душевное состояние, вживаться в роль. А мы же тогда были молодые, неопытные».

И в этот момент в жизни Ирины Пашкевич появляется Вера Васильевна Синина, актриса Самарского театра юного зрителя, женщина невероятной душевной красоты, увлеченная, всем сердцем проросшая в театр. Вера Васильевна разглядела в начинающей актрисе талант и с желанием взялась за подготовку Ирины, и та, в свою очередь, доверилась, открылась, увлеклась, потому что видела заинтересованные, живые глаза педагога.

Именно Вера Васильевна подсказала Ирине поступать к Роману Ренцу. Все знали Ренца, абсолютно! Его школа была известна по всей стране и пользовалась большим уважением.

Ирина Николаевна тогда совершенно не представляла, что это за профессия – актриса театра кукол. Удивительно, но, даже будучи маленькой девочкой, ни разу не была в театре кукол. Для нее все это было неизвестно, необычно, далеко.

«В куклы? Да ну», – подумала Ирина и все же решила поступать, чтобы не терять год. Роман Ренц сразу принял ее на курс в основную группу.

«Я не знала, что это – театр кукол, а теперь даже передать не могу, что для меня значит моя профессия. Ренц сумел меня влюбить в нее!»

Станиславский писал о том, что режиссер должен воспитывать актеров. Не учить, а именно воспитывать. Что такое театральная этика? Она затрагивает нравственные основы профессии, не допускает скептического отношения к трудовой дисциплине. А вот пренебрежение ею приводит к уничтожению самых высоких творческих помыслов. Опоздание, дурной характер, лень, капризы, необходимость дважды повторять одно и то же. Такое поведение вредно для творческого дела.

Таких же принципов придерживался Роман Ренц. Его студенты были единой командой, они репетировали, ставили спектакли, которые сразу же попадали в репертуар театра, ездили по городам с гастролями.

Роман Ренц был очень сильным педагогом, он щедро делился своими знаниями, но кроме этого заставлял студентов думать, развивал их фантазию. Он делал это очень просто: давал задание придумать этюд и уходил на десять минут, говоря: «Когда вернусь, буду смотреть результат». Ренц не давал четкие инструкции: встань здесь, скажи то-то. Он предоставлял возможность студентам самим выстраивать сценическое существование в предлагаемых обстоятельствах.

«Это были муки, – вспоминает Ирина, – я не понимала, как самой придумать историю! Меня начинал бить озноб, я не знала, что делать».

И теперь, спустя годы, она с благодарностью вспоминает своего педагога, который заложил в нее основы профессии и большую любовь к театру кукол.

Это целый фантастический мир, мир нескончаемого праздника, добра и справедливости. Но самое главное в этом мире – это душа. Куклы помогают расти душе человека. Чтобы придумать этот удивительный мир, трудится много людей. В первую очередь, режиссер делится своей задумкой с художником и композитором. Художник придумывает кукол, а самих кукол создают бутафоры, лепят маски из папье-маше, затем механизаторы придумывают механику, при помощи которой кукла может моргать глазами, говорить, поворачивать голову. А в конце создания куклы портниха одевает ее в роскошные наряды. И после того, как кукла механизирована, расписана, одета, она попадает в руки артиста, который и создает волшебную атмосферу на сцене. Но и сам артист-кукловод тоже должен знать, как устроена кукла, чтобы быстро устранить неполадки, которые иногда случаются во время спектакля.

Как-то раз во время спектакля «Прыгающая принцесса» у куклы, которой управляла Ирина, оборвалась леска. Кукла – это рабочий инструмент, случиться может все, что угодно. Актриса быстро справилась с этой проблемой: наскоро починила куклу и доиграла спектакль. А уже после спектакля принцесса отправилась за профессиональной помощью в цеха.

Спектакль был спасен, а все потому, что на курсе у Ренца студентов учили знать устройство куклы от и до. Они даже приходили в цеха и сами изготавливали куклу. Лепили из глины, клеили, обчищали, шкурили, грунтовали, расписывали, одевали и за это получали оценку. Такая серьезная была подготовка.

БЛАГОДАРНЫЙ ЗРИТЕЛЬ

Ирина Николаевна с большим уважением относится к маленьким зрителям. Она работает в театре, который является первым театром в жизни каждого человека, и здесь самое важное – привить любовь к искусству, не отвратить его от мира театра. Ребенок, который первый раз пошел на спектакль, должен захотеть прийти еще и еще. Взрослея, он узнает, что такое опера, балет, драматический театр, вместе с ним будет взрослеть и театр в его понимании. Но образ первого театра в жизни навсегда останется самым ярким.

«Ребенок – это тоже человек, маленькая личность. Именно театр кукол начинает формировать взгляды ребенка. Я люблю такие спектакли, чтобы ребенок оценивал ситуацию, критиковал, разочаровывался или радовался, испытывал живые эмоции, думал. Ради этого мы и работаем», – говорит Ирина Пашкевич.

Актриса вспоминает забавный случай, когда один из школьников, возмущенный поведением кота в спектакле «Фараон Кузя» (режиссер Анатолий Жерноклёв), не выдержал и крикнул в сторону сцены: «Кузя, а тебе не кажется, что ты мешок с …» Последовала немая сцена, учитель спешно принялась отчитывать бедного школьника за ненормативную лексику, а актеры обрадовались: им удалось вовлечь зрителя в происходящее, они вступили в диалог!

Ребенок должен уходить из театра наполненным, нести что-то в душе. А для того, чтобы так было, актер должен любить свою профессию, уважать дело, которым занимается. Ирина очень ответственно относится к работе кукловода, требовательна к себе, не ищет легких путей.

Владимир Александрович Гальченко, председатель Самарского отделения Союза театральных деятелей России, с почтением говорит об Ирине Пашкевич, ласково называя ее Ирочкой: «Мне кажется, что мы с ней одной группы крови в плане профессии. Она относится к профессии не как к прикладному занятию, не как к месту службы, не просто как к работе, – это код ее жизни. Это мне близко. Ирочка очень много времени проводит в совершенствовании, живет в тонусе повышения профессионального мастерства и квалификации, это очень приятно».

При Союзе театральных деятелей есть детский клуб для подрастающего зрителя. В нем занимаются школьники, дети-сироты, ребята из детских домов. Ирина с удовольствием приезжает на встречи с детьми, где рассказывает, что такое театр кукол, в чем его таинство, что происходит за ширмой. Она знакомит ребят с куклой. В этом жанре очень интересная специфика: в театре кукол бывает роль правой руки или левой ноги, куклой могут управлять несколько людей. Детям очень интересны эти встречи. Ирина воодушевленно рассказывает о своей профессии, видно ее уважение к молодому зрителю, к его восприятию. Это очень важно, когда актер театра кукол разговаривает с детьми на языке просветительства, а не пытается, изменив голос, сухо отработать роль.

«Говорить в театре кукол, трансформируя голос, это очень плохой театр, – настаивает Ирина. – Это хуже самодеятельности».

Каждый персонаж индивидуален, и именно в поиске этой индивидуальности кроется основная задача актера. «Мы показываем людей через животных, – Ирина делает на этом акцент. – У меня столько лис было в театре кукол! И все разные. Какая-то бесшабашная, другая кровожадная, третья ветреная, она уже по-другому разговаривает. Это люди!»

Мир театрального искусства очень хрупок, разрушить его очень легко. Актеры, которые действительно живут своей профессией, стараются вложить в нее высокие идеалы, создают мир хорошего театра. Но вот кто-то позволил себе пойти по легкому пути, и уже разрушается веками создаваемый образ.

Так произошло и с театром кукол. В девяностые годы непрофессиональные кукловоды просто скупали в детских магазинах игрушки и устраивали чесы. Таких спектаклей развелось довольно много. Конечно, это сформировало негативное отношение к театру кукол.

Для профессиональных кукловодов кукла – это инструмент, а не пренебрежительное слово «игрушка».

Ирина Пашкевич относится к работе с огромной отдачей. Если она выходит на сцену, то выкладывается полностью, раскрывая зрителям душу.

В профессии актера невозможно достичь какого-то предела, это бездонная глубина. И хорошо, если актер всю жизнь познает, открывает что-то. Ирина Пашкевич – настоящий трудоголик в своей профессии. Ее увлекает постижение образа изнутри, она хочет узнать, докопаться, что он из себя представляет. Формальная игра и произношение текста исковерканным голосом чужды ее природе.

Ребенок – это зритель, которого невозможно обмануть! Если взрослому человеку скучно, он сложит руки, отсидит спектакль, натуженно улыбнется, отмахнется общими фразами, а ребенка, которому не интересно, ничем не заманишь. Он своим поведением сразу даст понять: не интересно! Начнет вертеться, разговаривать, бегать по залу. Театр кукол отличается тем, что здесь очень требовательный зритель, и, чтобы удержать внимание ребенка, так надо на сцене выложиться, так захватить, а если потерял внимание малыша, суметь снова вовлечь его в действие.

Ирина вспоминает, как после спектакля «Белый, рыжий, черный» у маленькой девочки брали интервью, спрашивали, кто больше всех понравился. Она ответила: «Котенок (которого играла Ирина Пашкевич). Он не настоящий, но он живой!» Слова той девочки очень запомнились актрисе. Ей удалось донести зрителю, что, несмотря на то, что на сцене кукла, персонаж все же живой.

Один из любимых спектаклей Ирины – «Басни Крылова, музыка Глинки...», который ставила в Самаре внучка основателя московского театра кукол Сергея Образцова Екатерина. Зрители вовлекаются в действие озорной мартышкой, которая веселит весь зал, ее играет Ирина. У нее всего две сцены: в баснях «Квартет» и «Мартышка и очки». В басне «Мартышка и очки» у Ирины нет ни одного слова, чистая импровизация. Но как она держит зал, какие эмоции вызывает у публики! В актерской профессии это высший пилотаж. Сама Екатерина Образцова была настолько впечатлена работой Ирины Пашкевич, ее пластическим решением роли, не подкрепленным ни музыкой, ни текстом, что после спектакля на обсуждении несколько раз повторила, что Ирина Николаевна достойна звания Народной артистки. Для актрисы столь высокая оценка режиссера была весьма почетна.

Ребенка проще убедить, что куклы живые, а вот увлечь взрослых – задача посложнее. Еще один яркий спектакль режиссера Игоря Игнатьева из Санкт-Петербурга «Карлик-Нос» впечатляет не только детей, но и взрослых. Глядя на сцену, забываешь, что ты в театре, и невольно становишься соучастником происходящего.

Ирина Николаевна убеждена, что настоящий театр не может существовать без психологизма, внутреннего смысла, конфликта, который либо разрешается, либо нет. Обязательно нужно дать детям почву для размышлений, заставить их сопереживать героям, донести идею. Спектакли должны быть логичны, красивы, профессиональны.

Самое главное, чтобы ребенок уходил из театра со светлыми чувствами, а некоторые дети даже плачут: «Я не хочу уходить!» Это высокая оценка творчества актеров.

ДЕЛО – В НАДЕЖНЫЕ РУКИ

По просьбе директора театра кукол Ольги Михайловны Дикушиной Ирина Николаевна дает молодым коллегам уроки кукловождения, делится ренцовской школой и приобретенными в процессе жизни собственными знаниями, раскрывая ученикам маленькие секреты. Кукловождение – это сложный предмет, здесь есть нюансы. У драматического театра свои законы, актер находится на сцене, работает телом, глазами, передает эмоции. А как актеру-кукольнику сделать так, чтобы зритель в зале смотрел спектакль и забывал, что это кукла? Нужно найти нужный ракурс, передать ее состояние.

Кукла бывает разная. Бывает легкая, а бывает очень тяжелая. Актеры даже раньше уходят на пенсию, потому что из-за таких колоссальных нагрузок развиваются и остеохондроз, и искривление позвоночника. Спектакль длится 45 минут без остановки, и все это время тело актера находится в напряжении. Усталость после представления огромная.

Кукловождение не всем молодым актерам дается легко, кто-то быстро схватывает, а кому-то нужно время, чтобы понять, как кукла должна действовать.

А сама Ирина вспоминает своих педагогов и с присущей ей ответственностью учит подрастающее поколение: «Я сейчас понимаю, что это значит – быть педагогом. К каждому ученику нужен свой подход. Кому-то кнут, кому-то пряник».

В 2003 году Ирина Николаевна награждена Почетной грамотой Министерства культуры РФ за многолетний и плодотворный труд, достигнутые успехи в области культуры и искусства.

А в 2010 году ей присвоено звание «Заслуженный артист РФ». В том же году она стала победителем губернского конкурса «Самарская театральная Муза» в номинации «Лучшая работа в театре кукол» за главную роль в спектакле «Карлик-Нос».

Ирина Пашкевич неоднократно становилась членом жюри этого конкурса. И здесь проявляется ее натура. Увлеченная, неравнодушная, открытая для всего нового! Она с большим интересом и удовольствием смотрит постановки других театров, а когда рассказывает о них, у нее блестят озорные, восторженные глаза.

Владимир Александрович Гальченко поздравляет Ирину с юбилеем: «На ее лице всегда улыбка, она всегда чем-то увлечена, к чему-то готовится, у нее всегда есть что-то впереди. Я пожелал бы по-прежнему не успокаиваться, ни в чем не ставить точку, только запятые. Я воспринимаю этот юбилей Ирины как запятую перед следующими свершениями».

НОВЫЕ СВЕРШЕНИЯ

И, похоже, новые свершения не заставят себя ждать. Сейчас Ирина учится на режиссера в институте культуры. Эта профессия требует и мудрости, и жизненного опыта, и эрудиции.

Ирина уже многого достигла, но она одна из немногих, кто никогда не останавливается, кто постоянно продолжает учиться.

Ее педагог Ольга Владимировна Рябова рада, что Ирина попала на ее режиссерский курс в институте, она тепло отзывается о своей ученице: «Ирина Николаевна никогда не стесняется признаться в том, что чего-то не знает. Наоборот, она жаждет новых знаний, новых открытий. В этом мы с ней очень похожи. Важно, чтобы у учителя с учеником была духовная связь и полное взаимопонимание. Нельзя сказать, что только учитель что-то вкладывает в своего ученика, это взаимно обогащающий процесс. А у Ирины есть чему поучиться, она способна тонко чувствовать искусство, щедро делится своими знаниями и теплом с коллегами, с однокурсниками».

Конечно, у Ирины были сомнения, правильное ли это решение – поступать на режиссуру. «Раньше я абсолютно не думала про эту профессию, она мне даже была неинтересна, я думала, что это очень тяжело. Я познавала профессию актерскую, это мне было интересно, копаться, копаться», – признается Ирина.

А уже на втором курсе она под руководством Ольги Владимировны Рябовой сделала инсценировку по роману татарской писательницы Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза», которая вскоре переросла в настоящий спектакль, и сейчас его можно посмотреть в Учебном театре СГИК. В спектакле было важно показать силу человеческого духа, огромную материнскую любовь, противостоящую всем невзгодам.

Режиссеру пришлось решать много задач, например, как скупыми сценическими средствами показать разные места действия: татарскую избу, вагон товарного поезда, лагерный барак, и Ирина Пашкевич отлично с этим справилась.

Стремление поднять планку собственных возможностей – это еще одна отличительная черта Ирины Пашкевич. Она дисциплинированна, организованна, ответственна. Ей присущ эдакий нравственный перфекционизм, стремление сделать свою работу на отлично.

Дипломный спектакль Ирина планирует поставить в родном театре кукол. Об этом уже есть договоренность с директором театра Ольгой Михайловной Дикушиной.

А еще в планах у Ирины – делать постановки для взрослых, она мечтает о серьезной драматургии. С большим восторгом Ирина рассказывает о кукольных спектаклях коллег: «Превращение» по повести Кафки пермского театра и гоголевские «Мертвые души» оренбургского театра. Но к этому, конечно, зрителя нужно подготовить.

«КОЛОБКИ» ШАГАЮТ ПО ПЛАНЕТЕ

Пожалуй, нет человека, который бы устоял против обаяния Ирины Пашкевич. Ее обожают зрители, ценят коллеги, уважают ученики. Анатолий Жерноклёв, ее коллега, актер театра кукол, не может сдержать эмоции, когда говорит об Ирине: «Это колоссальный профессионал своего дела, готовый педагог, готовый режиссер. Она умеет донести мысль, прекрасно ладит с детьми, разговаривая с ними на их языке. К любому вопросу Ирина подходит основательно, вдумчиво. В ней есть харизма, есть стержень».

Ирина Пашкевич вместе с Анатолием Жерноклёвом образовали свой театр, который назвали «Колобки». Этот творческий тандем уже покорил сердца не одной сотни людей. Они, своего рода, визитная карточка Самарского театра кукол.

«Колобки» показывают детские представления, работают на выездах, летом совместно с компанией «Водоход» ходят на теплоходах по всей европейской части реки Волги. На борту судна артисты играют спектакли, помогают с организацией конкурса «Мисс круиз», устраивают дни рождения. Валентина Петровна Саранцева, директор самарского филиала компании «Водоход», довольна сотрудничеством с Ириной и Анатолием: «Сделать сценку, подготовить реквизит, написать частушки, – это у них всегда получается легко, творчески, индивидуально, узнаваемо. Это удивительный дуэт с безупречной репутацией!»

В рейсе случаются моменты, связанные с погодными условиями, когда у судна нет возможности зайти в пункт назначения, – туман или сильный штормовой ветер. Конечно, народ бывает недоволен. Но благодаря работе «Колобков» ситуацию довольно скоро удается разрешить.

Ирина с Анатолием уже стали любимцами множества туристов. При выборе круиза некоторые из них даже спрашивают, будет ли на борту театр «Колобки», и, исходя из этого, принимают решение. Дети их просто обожают, каждую навигацию артисты готовят что-то новое. Ирина проводит мастер-классы, рассказывает, как работает кукла, дает возможность детям потрогать ее, попробовать себя в роли кукловода.

Кстати, талисман компании «Водоход», ростовая кукла боцмана, тоже появилась благодаря Ирине Пашкевич.

«Ирина спокойная, вдумчивая, основательно подходит к любому вопросу, – отмечает Анатолий Жерноклёв. – Настолько тщательно, детально, ей все нужно проработать. Недавно вспоминали один уже поставленный ранее номер, он всего пять минут длится, так мы его восемь часов репетировали! Если Ирина работает, то с полной отдачей. У нее душа болит за дело!»

«33 года в театре! Даже не верится, как будто это было вчера!» – смеется Ирина, а на мой вопрос, не устала ли она, с уверенностью отвечает: «Нет!» За это время Ирина сыграла около 50 ролей, в каждую из которых вложила всю себя. «Когда появляется новый материал, когда есть над чем думать, появляются азарт и желание взять новую высоту!»

Друзья, коллеги, зрители, ученики и педагоги – все поздравляют Ирину Пашкевич с юбилеем. Валентина Петровна Саранцева замечает: «Что такое 55 лет? Это не черта, под которой нужно подводить итоги, это новый этап в жизни, новая страница. Ирина живет на пятерку и работает на пятерку! И побольше бы таких добрых, отзывчивых, талантливых и интеллигентных людей!»


Галина Михайлова
При подготовке материала использованы фото из архива Ирины Пашкевич.

Оцените статья

+1

Оценили

Ольга Михайлова+1
Дорогая Ирина Николаевна! Ира! Примите и от Михайловых, Александра и Ольги, поздравления с юбилейной датой! Как же давно мы не встречались!) Всех благ и здоровья, Ира! Творческих успехов!