Парад юбилеев. 70 лет Любови Шмаковой и 15 лет Центру эстетического воспитания детей и молодежи г.о.

4036
Парад юбилеев. 70 лет Любови Шмаковой и 15 лет Центру эстетического воспитания детей и молодежи г.о.

В 2016 году исполняется:

70 лет основателю и руководителю Центра эстетического воспитания детей и молодежи г.о. Самара Любови Федоровне Шмаковой, 45 лет ее педагогической деятельности в нашем городе, 15 лет самому этому уникальному учреждению образования и культуры.

О том, с чем подошел к своему юбилею самарский Центр эстетического воспитания, как он создавался и кто стоял у его истоков, а также о жизни, отданной детям, мы беседуем с директором центра Почетным работником образования РФ Любовью Шмаковой и его художественным руководителем Заслуженным работником культуры РСФСР Владимиром Ощепковым.

Привычка делать добро

Старинное двухэтажное здание на улице Фрунзе, 98 стало родным домом для всех, кто любит искусство. Сюда спешат и пожилые люди, и молодежь, по его крутым ступеням карабкаются, пыхтя, даже двухлетние малыши. Всех их ждут приветливые педагоги и воспитатели. Здесь расположен Центр эстетического воспитания детей и молодежи г.о. Самара. А руководит им Почетный работник образования России, заслуженный работник образования Самарской области Любовь Шмакова.

Всю свою жизнь она шла к его созданию, и 15 лет назад ей удалось воплотить свою мечту в жизнь. Она занимается педагогической деятельностью только в нашем городе уже 45 лет, у нее огромный учительский опыт и сотни учеников. А вообще работать она начала с пятого класса. Росла в многодетной семье, где каждый из 10 детей знал цену копеечке, заработанной собственными руками.

– Родилась я в Татарстане, в городке Мензелинске. Отец воевал, защищал Ленинград и вернулся с фронта без одной руки и с астмой, ему было предложено стать лесником, – рассказывает Любовь Федоровна.

Родителям была необходима помощь. Девочка мыла полы, таскала воду соседям, получая четыре рубля в месяц, и гордо вносила свой вклад в семейную копилку. Так она приучилась не бояться трудностей и трудиться на совесть. И в школе была боевой.

– Мы учились вместе с детдомовцами, и многие «домашние» дети их дразнили, так вот, я дралась с теми, кто их обижал, не жалея даже шикарного кожаного портфеля, подаренного отцом, колотила обидчиков, – вспоминает директор центра.

А родители ее понимали и за порванный портфель не ругали. Мама всегда учила, что главное в жизни – делать добро людям и защищать слабых. А Любочка никогда не унывала, очень любила танцевать и всегда думала, что будет артисткой или педагогом. Учась в педагогическом училище, она занималась баскетболом, настольным теннисом и танцами. Старалась сбежать пораньше с занятия перед большой переменой, чтобы накрыть столы своим товарищам и, главное, побольше натаскать для них бесплатного хлеба и капустного салата. Так хотелось, чтоб все были сыты!

– Наша группа была очень сильная, и все были достойны стипендии, но всем ее просто не могли дать, поэтому мы складывали стипендии и делили деньги всем поровну, – улыбается Любовь Федоровна. – Такое было время – бескорыстное.

Активная, деятельная, справедливая девушка быстро завоевала авторитет и среди товарищей, и среди педагогов. Она рано начала работать: сначала на общественных началах пионервожатой, затем ее выдвинули на работу в райком комсомола. По окончании училища Любу направили в институт, куда ее приняли без экзаменов, хотя она и не была отличницей. А в 1965 году Любовь Шмакову назначили директором Дома пионеров.

– Я была совсем молоденькая, и уже пришлось научиться командовать, – вспоминает она. – А потом пришла большая любовь.

– Мой муж, Василий Шмаков, был настоящим праведником, – вспоминает Любовь Федоровна. – Даже листочек ватмана отказывался принести мне с работы для классной стенгазеты, настолько был честным, порядочным человеком, никогда не повышал голос. Прожили мы с ним 25 лет.

Муж посоветовал Любе продолжить обучение в институте, хотя она сомневалась: и так вроде растет по службе, а тут еще и семья. Муж всегда поддерживал Любовь в ее начинаниях, только вздыхал иногда:

– Ну разве ты отступишь, если уж чего задумала…

Пример для собственных детей

А она отдавала всю себя работе. И у мужа карьера складывалась. Вскоре Любовь Федоровна уехала с мужем в Горький, а затем в Куйбышев. У молодых супругов уже родился сын Василек, однако Любочка не могла сидеть дома. В 1971 году она пришла в школу №82. На дворе стоял январь, ставок педагогов не было. Было лишь полставки библиотекаря. Она и на это согласилась. Вспоминает, что получала 35 рублей и все эти деньги отдавала няне.

Однажды ей предложили подменить заболевшего воспитателя в продленке, затем учительницу физкультуры, ушедшую в декрет. Ни от чего она не отказывалась. Затем с радостью согласилась быть старшей пионервожатой, потом доросла до завуча по воспитательной работе.

– А муж, который был руководителем научно-исследовательского отдела, поставил мне условие: нельзя, чтоб два руководителя были в одной семье, и тут я его послушалась и на пост директора школы никогда не претендовала, – рассказывает Любовь Федоровна.

Она отдала школе №82 пятнадцать лет и десять лет – школе №25. Уходила из дома в восемь утра, возвращалась в десять вечера. Отпуска не было многие годы. А когда начинались каникулы, уезжала на три месяца в летние пионерские и трудовые лагеря начальником. И когда появился Промышленный район, секретарь райкома партии сказал: «Люба, поедешь начальником трудового лагеря «Фрунзенец», но надо занять первое место!»

– И мы первое место заняли. Секретарь горкома партии Лидия Никаноровна Денисова и Антонина Михайловна Зубова, руководитель управления образования города, вручили мне тогда самовар «Москва-80», это было перед олимпиадой в Москве, – вспоминает юбилярша.

В октябре 1973 года директор школы №82 Борис Кузьмич Тулаев сказал, что Геннадий Иванович Андреев, председатель родительского комитета, попросил помочь его дочери Елене создать танцевальный коллектив, и попросил Любовь Федоровну как опытного организатора помочь ей. Лена в первое занятие отобрала 10 лучших ребят: Сережка Андреев, Игорь Катков, Лариса Меличева, Света Серова и так далее. И так начались занятия танцевального коллектива, который впоследствии стал знаменитым танцевальным коллективом «Задумка», им до сих пор руководит Елена Андреева-Колотовкина.

Любовь Федоровна пропадала на работе днями и ночами. Старалась охватить вниманием всех хулиганов, всех детей из неблагополучных семей. А собственным детям, кается, приходилось слишком рано приучаться к самостоятельности.

– Ухожу на работу и отдаю 11-летнему сыну наказ: после школы быстро выучить уроки, пока няня не ушла, затем сбегать за хлебом к папиному приходу с работы и сидеть с 10-месячной сестренкой, – рассказывает Любовь Федоровна.

Зато и дружба у ее детей крепкая, на всю жизнь. И чувство ответственности появилось у них рано.

– Однажды вечером хватились: сына нет дома. Стали его разыскивать через друзей и нашли в больнице от завода имени Фрунзе, прибегаем, а ему гланды вырезали. Еле говорит, шепчет, сам попросился на операцию, а то в училище с гландами не берут, – вспоминает Любовь Федоровна.

Оказалось, сын сам записался в суворовцы. Затем закончил военное училище. Демобилизовавшись, организовал собственное дело в Коломне. У него хорошая, дружная семья, дочь Катюша – актриса, она уже снималась в фильмах «Склифосовский», «Карпов», «В спорте только девушки», «Училка», «Эти глаза напротив».

А дочка Лиза, закончившая 25 школу с серебряной медалью и поступившая на факультет иностранных языков педагогического института, однажды побывав вместе с мамой в столице музыки Вене, загорелась желанием учиться в Венском университете. У мамы не просила денег на житье – работала горничной в гостинице.Закончив университет, вышла замуж. Работала переводчиком, сейчас живет с семьей в Швейцарии. Но ностальгия по родному городу не дает ей покоя. Она считает, что малая родина дала ей все самое хорошее в жизни: сильный характер, доброту, прекрасных родных и друзей, а также хорошее образование. И она назвала свою маленькую дочку Эммой-Самарой и разговаривает с ней только на русском языке.

С миру по нитке

– Представляете, мы создавали этот центр с нуля, и, если бы не помощь моих многочисленных учеников, нам не удалось бы привести в порядок это здание, – начинает свой рассказ Любовь Федоровна Шмакова. – Материальное обеспечение и организационные вопросы я взяла на себя, а вот подбор педагогического коллектива, методическая работа и художественная концепция центра – это была забота Владимира Михайловича. Да и сама идея создания центра эстетического воспитания молодежи принадлежит Ощепкову – Почетному гражданину Самарской области, заслуженному работнику культуры РФ, профессору, художественному руководителю Центра.

– Вообще-то это не моя идея, – возражает Владимир Михайлович. – Это идея моего учителя – знаменитого советского композитора и педагога Дмитрия Кабалевского. Чем дальше уходит от нас время уроков «Музыки» великого просветителя Дмитрия Борисовича Кабалевского, тем явственнее ощущение непреходящей ценности его идей, связанных с развитием всей художественно-эстетической работы с детьми и молодежью в нашей стране.

Сегодня эстетическое образование становится в ранг необязательного, не востребованного со стороны государства. Падает престиж учителей предметов эстетического цикла в школах. В этой ситуации особое значение приобретает музыкально-педагогическая концепция Д.Б. Кабалевского, разработанная им более четверти века назад.

В 1964 году на Международной конференции по музыкальному воспитанию и образованию в Будапеште Д.Б. Кабалевский, очевидно, предугадал в молодом декане музыкального факультета Куйбышевского пединститута В.М. Ощепкове недюжинные организаторские способности, познакомил его с основателем и художественным руководителем Московской хоровой студии «Пионерия» Г.А. Струве. На конференции Г.А. Струве делал доклад о новой форме музыкального просвещения детей в хоровых студиях. Может быть, именно там в сознании хормейстера возник образ поющих детей, объединенных светлым, радостным восприятием мира. Радость… Именно она должна стать основой детского музыкального воспитания.

Вернувшись из Будапешта, Ощепков постепенно начал претворять эту идею в жизнь. В горкоме партии состоялся серьезный разговор о музыкальном воспитании, о создании хоровых студий. Руководство города и области поддержало инициативу, и лед тронулся! Наша область была единственной, которая сумела за 2 года создать 37 хоровых студий при общеобразовательных школах.

Удивительный энтузиазм и учителей, и музыкальной общественности был в 60-70 годах в нашем городе на Волге. Спасибо вам, Василий Федорович Снегирев – зампред облисполкома, Яков Петрович Курилин и Иван Владимирович Борискин – ОблОНО, Антонина Михайловна Зубова – зав. ГорОНО, и многим другим, которые видели в этом начинании огромную пользу.

Поднялась значимость профессии Учитель музыки. И вот наступил очень важный момент: в Куйбышеве состоялась Всероссийская конференция по программе «Музыка» Д.Б. Кабалевского.

17 мая 1978 года в зале ДК Профтех-образования представители власти, учителя с большим вниманием слушали автора программы. Кабалевский говорил о том, что наш труд явился очень важной составляющей в его разработке.

Частым гостем в Самаре, в детских хоровых студиях стал в это время и Георгий Александрович Струве. «Самара всегда была для меня городом высокой культуры, – с удовлетворением рассказывал он своим ученикам. – Мой педагог Дмитрий Борисович Кабалевский говорил, что буква, цифра и нота являются как бы символами культурного и образованного человека. Хоровое пение – это искусство, которому нужно учиться, нужна всеобщая музыкальная грамотность. Отрадно, что в Самаре есть целый ряд хоровых школ, выросших на базе хоровых студий. В Самаре в День города на берегу Волги огромный объединенный хор, основу которого составляли дети, под управлением Ощепкова пел о России, о Родине, о Счастье…»

К сожалению, традиции 70-х – 80-х годов, которые создавали Кабалевский – Струве – Ощепков вместе с педагогами-энтузиастами, во многом утеряны.

Главным делом музыкального воспитания В.М. Ощепков, ныне художественный руководитель Центра эстетического воспитания детей и молодежи, считает воспитание вкуса, который идет от освоения богатейшего наследства классической, народной, духовной культуры.

«Запоет школа – запоет страна», – говорил великий русский педагог Ф. Ушинский. А это значит, страна вспомнит свою общую национальную идею – возрождение духовности. В центре внимания вновь должна стать программа «Музыка» Дмитрия Кабалевского. Возродить утерянные традиции музыкального воспитания – общая задача деятелей культуры, искусства, педагогов, общественности. Хотя необходимость появилась уже давно, Центр эстетического воспитания детей и молодежи удалось создать только 15 лет назад. Казалось чудом, что после нигилизма 90-х годов, когда были утеряны многие плоды усилий самарских музыкантов, руководство города пошло навстречу настоятельной просьбе двух известных педагогов – Владимира Ощепкова и Любови Шмаковой, и выделило им освободившееся после закрытия фабрики «Красная Звезда» здание под Центр эстетического воспитания. Наличие этой базы позволило не только сохранить традицию хорового пения в нашем городе, но и снова развивать его.

В процессе работы над созданием системы музыкального образования в этой школе Любовь Федоровна и познакомилась с деканом факультета искусств Куйбышевского государственного педагогического института Владимиром Ощепковым. Оказалось, что они единомышленники.

– Мысль о создании методического центра для преподавателей и учителей эстетического направления долго не давала мне покоя, но только к своим 55 годам я набралась храбрости и обратилась в городские органы власти с просьбой помочь в ее осуществлении, – говорит директор центра. – Счастье, что я пришла на прием к Алле Александровне Волчковой – это масштабно мыслящий человек. Она поддержала нас, и мы пошли к главе города Георгию Лиманскому, и нам через некоторое время предоставили здание.

Здание требовало неотложного ремонта, но обратиться за ним к властям руководители нового центра посчитали неприличным.

– Хорошо, что в это время мои первые ученики из 82-й школы, в которой я начинала работать, приехав в Куйбышев из Горького, собрались вместе у меня на квартире отметить 20-летний юбилей окончания школы и начали спрашивать, чем бы мне помочь. И я им рассказала о своем новом детище, – говорит Любовь Федоровна.

Кто поставил новые двери, кто помог со стройматериалами, кто привез ненужную мебель.

Образовательное пространство

Центр эстетического воспитания детей и молодежи сегодня – это образовательное пространство, в котором формируются духовные и нравственные ценности личности ребенка, реализуются различные виды творческой и практической деятельности на основе освоения различной направленности: художественно-эстетической, научно-технической, социально-педагогической и физкультурно-спортивной.

– Наши воспитанники – не только из Самарского района. В наш центр едут со всего города, – говорит Любовь Шмакова. – Мы берем всех, не устраиваем кастингов. К примеру, в хор мальчиков в 12-летнем возрасте пришел Женя Анохин, который проживает в поселке Зубчаниновка, и вот уже 14 лет, как он поет в нашем хоре «Золотая лира». Во время занятий педагоги смотрят, что лучше получается у ребенка, и направляют его. Дети все талантливы, и важно разглядеть, в чем их талант, даже если продемонстрировать его у них пока не очень хорошо получается.

Благодаря А.А. Волчковой в 2002 году центр взял под свое крыло детский дом №1. Сейчас педагоги развивают в учреждении техническое творчество, спорт. «Поднимают» школу №15 Самарского района, которая раньше славилась музыкальными успехами учеников. Дети в центре занимаются и шахматами. Ребята приходят сюда даже летом и говорят, что скучают по занятиям, потому что устали отдыхать.

Здесь чутко прислушиваются к проблемам, которые возникают в городе, и стараются помочь в их решении. Так, здесь был организован методический центр по предотвращению несчастных случаев с детьми на дорогах и центр дневного пребывания для малышей, который отчасти решает вопрос с недостатком мест в детских садах близлежащих районов.

– Сейчас наши педагоги получают хорошую зарплату, в среднем – 20-22 тысячи рублей, – продолжает Любовь Шмакова. – Спасибо за такую поддержку Губернатору Николаю Ивановичу Меркушкину. Раньше мы и десяти тысяч не получали.

Методический центр

Владимир Ощепков пригласил на работу в своем центре признанных мастеров искусств города.Так образовались творческие мастерские, которые помогают учителям музыкальных дисциплин совершенствоваться в своем профессиональном и методическом мастерстве. Здесь проводят занятия Виталий Семенов, доцент кафедры фортепиано СГИК, руководитель творческой мастерской «Фортепиано»; Людмила Волкова, президентСамарской региональнойобщественной организации «Celloplus», член Европейской ассоциации педагогов-струнников; руководитель творческой мастерской «Струнно-смычковые инструменты» профессор Алла Кац, заслуженный работник культуры РФ, руководитель творческой мастерской «Народные инструменты»; Надежда Ильвес, заслуженная артистка РФ, профессор, заведующаякафедрой вокального искусства СГИК, руководитель творческой мастерской «Вокал»; Ирина Горбунцова, профессоркафедрыхорового дирижирования СГИК, руководитель творческой мастерской «Хор» ЦЭВДМ.

Здесь же обосновалась Самарская областная общественная организация «Филармоническое общество», зарегистрированная 6 августа 1999 года.

Владимир ОЩЕПКОВ:

– Лучше сказать, что мы не создали, а воссоздали «Филармоническое общество», которое в нашем городе когда-то основал губернатор-просветитель Константин Грот. Целью общества было и есть, по его словам, «возбуждение в публике интереса к древней и новейшей классической музыке».

Девизом самарского «Филармонического общества» стали слова «Песня – душа народа». Его члены пропагандируют классическую русскую и зарубежную музыку, проводят вечера памяти известных композиторов. Так, «Филармоническое общество» широко отметило «Год Шостаковича в Самаре», празднование которого совпало с 45-летием академического хора КУАИ-СГАУ. В Самарской филармонии встретились участники разных поколений, в гости к ним приехали друзья по песне из разных вузов городов Самары и Ульяновска. Мировые шедевры все шире входят и в репертуар руководимых Владимиром Ощепковым народных хоров.

Хоровая деятельность

Хор «Золотая лира» был организован сразу после открытия Центра эстетического воспитания в 2001 году, он проводит свои репетиции на его базе. Этот творческий коллектив объединил людей, любящих музыку, пение, искусство. В составе хора – студенты аэрокосмического, медицинского, педагогического, других вузов губернии. Выпускники этих вузов – молодые врачи, инженеры, педагоги. Все они настолько увлечены пением, что посвящают занятиям в хоре каждую свободную минуту. Их привлекает и активная жизнь, и дружеское общение всех членов хорового коллектива, и совместные путешествия. В ЦЭВДМ репетирует и хор ветеранов, и хор мальчиков, созданный по просьбе владыки Сергия.

Хор «Золотая лира» принимал участие в патриотических акциях-концертах: в «Празднике белых журавлей» в память о павших на полях сражений во всех войнах; в акции памяти жертв Беслана и Южной Осетии; акции памяти всех погибших воинов «Зажги свечу памяти»; в концертах, посвященных снятию блокады Ленинграда и годовщине Победы в Сталинградской битве; и 70-летию Великой Победы и других. Коллектив представлял свое искусство в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, в городах Белоруссии, давал концерты на Байконуре.

Алла Волчкова, глава Администрации Октябрьского внутригородского района городского округа Самара:

– Я рада, что 15 лет тому назад поддержала инициативу замечательных педагогов Любови Шмаковой и Владимира Ощепкова по созданию в Самаре Центра эстетического воспитания детей и молодежи. За время своего существования он подтвердил надежды, которые мы на него возлагали. Сейчас это место притяжения всех творческих сил города, здесь самарцы получают возможность проявить и развить свои творческие способности в разных направлениях, причем совершенно бесплатно. Здесь работают самые опытные педагоги, здесь находится и методический центр преподавателей, связанных с музыкой и культурой. Это все работает на то, чтобы сделать наш город культурным центром Поволжья. Хочется пожелать бессменному руководителю ЦЭВДМ Любови Шмаковой здоровья, долголетия и сил для воплощения в жизнь множества ее творческих планов.

В одном из лучших концертных залов Европы, в зале им. Франца Шуберта в Вене, он исполнил «Реквием» Керубини, посвятив его памяти австрийского Президента Кёстеля, на похоронах которого присутствовал Президент России Владимир Путин.

В 2006 году объединенный хор «Золотая лира» участвовал в исторической миссии: пел в Париже в Соборе Парижской Богоматери на главном христианском торжестве французов – Поклонении Терновому Венцу Спасителя.

Представление хором «Золотая лира» православной и католической музыкальной культуры состоялось в Цетинском монастыре Черногории, где покоится Десница Иоанна Предчети, в Соборе Святого Петра в Ватикане, в городах Германии, Польши, Франции, Белоруссии. Эта акция проводилась по благословению архиепископа Самарского и Сызранского Владыки Сергия по согласованию с Московской Патриархией.

– С 1999 года по 2004 год мы ежегодно отправляли в город-герой Севастополь творческие коллективы, которые выступали перед моряками Российского черноморского флота на крейсерах «Москва», «Керчь» и перед жителями города благодаря поддержке Аллы Александровны Волчковой, – говорит Владимир Ощепков.

В мае 2015 года молодежный хор в составе большого, многотысячного сводного хора принимал участие в торжествах, посвященных 70-летию Великой Победы на площади им. Куйбышева, а в июле коллектив совместно с хором ветеранов войны и труда выступил с концертом в городе-герое Волгограде на Мамаевом кургане и перед жителями города Саратова.

Там, в Саратове, коллеги поручили самому прославленному хормейстеру Поволжья Владимиру Ощепкову организовать сводный хор городов Поволжья.

– Это очень ответственное поручение, требующее больших затрат, и физических, и материальных, – замечает Владимир Михайлович, – все будет зависеть от того, насколько это начинание поддержат представители власти. Ведь нужно будет принять и расселить большое количество людей из других городов.

Судя по всему, и это начинание Ощепкова может быть поддержано. Его уважают и ценят наш самарский народ, Администрация города и областное правительство. Не случайно на акции «Народное признание» он был признан лучшим в номинации «Волжская жемчужина». Сейчас по поручению Губернатора Николая Ивановича Меркушкина Владимир Ощепков готовит выступление 25-тысячного хора, которое состоится на открытии стадиона в 2017 году к чемпионату мира по футболу в 2018 году. Ну а огромная организаторская работа падет опять на плечи его верной соратницы – Любови Шмаковой. Хотя она грозится:

– Вот отмечу юбилей и уйду в замы. Может, хоть тогда наконец мне не нужно будет впервые в жизни вставать спозаранок, и я смогу наконец прийти на работу не в восемь утра, а аж часов в десять, – мечтает юбилярша.


Татьяна ГРИДНЕВА
При подготовке материала использованы фото из архива Л.Ф. Шмаковой.

Оцените статья

+2

Оценили

Ольга Михайлова+1
Лена Михайловская+1
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...