Людмила Гаврилова. Та самая Пеппи…

3878
Людмила Гаврилова. Та самая Пеппи…

«Актрису Людмилу Гаврилову невозможно не заметить и не запомнить, – писали критики. – Гаврилова похожа на сказочную принцессу. И то обстоятельство, что она работает именно в детском театре, кажется неслучайным. Это ее первый и единственный театр».

Полвека на сцене одного театра. В истории отечественного театрального искусства таких примеров не очень много. Количество театральных сезонов, умноженное на качество актерских работ в спектаклях для юных зрителей и искушенной взрослой публики…

Сергей СОКОЛОВ, директор театра «СамАрт»:

– Люся Гаврилова – это жизнь нашего театра. Взаимна любовь ее к театру и театра – к ней. Она идет по улицам Самары, и видно, что идет актриса. Люся красива в мыслях, поступках, в творчестве, которое благодарно сложилось для нее в нашем театре.

Сергей ЗАХАРОВ, заслуженный артист России:

– Я, как и она, родился в Горьком (ныне Нижний Новгород). Мы окончили Горьковское театральное училище. Приехав в этот город, я сразу увидел в театре родную душу. Это связывает нас до сих пор. Мы частенько вспоминаем наших мастеров.

В августе 1967 года выпускница Горьковского театрального училища Людмила Гаврилова впервые вышла на сцену Куйбышевского Театра Юного Зрителя (ныне – театр «СамАрт»).

Людмила ГАВРИЛОВА, заслуженная артистка России:

– Яков Матвеевич Лобач в то время был главным режиссером театра. Он пригласил меня, я приехала и была тогда здесь самой молодой артисткой в труппе. Начались вводы в сказки, в спектакли для детей на роли пионеров-мальчиков. Дипломные спектакли у меня были совсем другие: в «Двенадцатой ночи» Шекспира я играла служанку Марию, а в «Молодой гвардии» – Валю Борц. А здесь я начала играть мальчишек и девчонок.

Первая роль Людмилы Гавриловой в Куйбышевском ТЮЗе – девочка Астрид в сказке «Малыш и Карлсон, который живет на крыше». Дебют рядом с такими мастерами сцены, как Александр Васильев и Лидия Любимова. А дальше одна роль за другой в амплуа травести, инженю драматик. Том в сказке «Принц и нищий», Золушка. «Девчонки и мальчики в исполнении Гавриловой, – читаем в одной из рецензий, – были разными – добрыми, насмешливыми, злыми, отчаянными, нежными, но всегда искренними».

Людмила ГАВРИЛОВА, заслуженная артистка России:

– Все зверье на сцене было мое. Кошки в спектаклях «Кошкин дом», «Кошка, которая гуляла сама по себе», кошка Муренка в «Серебряном копытце», Волчиха в «Маугли», Собака была и даже Кот. Весь детский репертуар я играла, и это было так здорово! Почему? Потому, что я сразу хотела сюда, в детский театр. У меня были предложения из драматических театров, но я почему-то хотела в ТЮЗ. Мечты сбываются!

Когда театроведы пишут об истории театра «СамАрт», всегда вспоминают Людмилу Гаврилову в главной роли в спектакле «Пеппи Длинный чулок». Он был сыгран более шестисот раз. Нестерпимая врунья и забияка Пеппи казалась зрителям самой прекрасной и самой правдивой девчонкой на свете.

Сергей ЗАХАРОВ, заслуженный артист России:

– Если вспомнить классический образ Пеппи, то Людмила Михайловна тогда полностью соответствовала ему. Это была большая заводила, всегда дружелюбная, любила придумывать что-то интересное и воплощать на сцене и в жизни. Я знаю ее очень давно. Мы дружили семьями. Обычно ближе к девятому мая, когда у нас в театре идет «Василий Теркин», мы с ней перед театром сажаем цветочки, семена которых она привозит с дачи. Нам всегда есть о чем поговорить: о даче, о жизни театра, о том, что происходит в мире. Интернет она освоила очень хорошо. Я очень люблю и уважаю этого человека.

Людмиле Гавриловой повезло работать с самыми разными режиссерами – Андрей Дрознин, Анатолий Болотов, Алексей Симкович, Адольф Шапиро, Анатолий Праудин, Александр Кузин, Георгий Цхвирава…

Людмила ГАВРИЛОВА, заслуженная артистка России:

– Это вообще гениальные люди! Праудин дал мне возможность сыграть чудную роль в «Талантах и поклонниках». Кузина я просто люблю и обожаю! По пальцам можно пересчитать таких режиссеров. В семидесятые годы у нас работал Лев Яковлевич Шварц. Он меня как актрису вырастил, раздвинул рамки амплуа, не боялся давать мне разные роли. Я у него играла девочек и мальчиков, обезьянку Чи-Чи в «Айболите», госпожу Простакову в «Недоросле», цыганку Зиту, Дуняшу в «Вишневом саде».

Игорь ДАНЮШИН, заслуженный артист России:

– У нас Алексей Симкович очень много поставил сказок, и везде мы были в его команде, везде я и Люсенька были вместе и вместе. Вершиной нашего сотворчества был, кажется, 1983 год, спектакль Евгения Фридмана «Шишок». Она играла Бабушку. Я не знаю, переживая за кого, зрители больше плакали – скорее от Бабушки, чем от меня.

В спектакле «Человек со звезды» Людмила Гаврилова сыграла сразу пять ролей, пять совершенно непохожих женских образов – крестьянку, мотогонщицу, миллионершу, медсестру, танцовщицу.

Критики и поклонники театрального искусства помнят прекрасную актерскую работу Людмилы Гавриловой в роли Бабушки в спектакле Евгения Фридмана «Шишок».

Сергей СОКОЛОВ, директор театра «СамАрт»:

– Это был замечательный переход, тонкий, творческий, когда молодая актриса изумительно сыграла роль Бабушки. Сейчас, уже в двадцать первом веке, в спектакле «Таланты и поклонники» у Людмилы Гавриловой уже другая матушка. Люся Гаврилова – это замечательный символ настоящего российского театра!..

Юрий ДОЛГИХ, заслуженный артист России:

– Очень принципиальная актриса, старается точно держать режиссерский рисунок спектакля, его выстроенность. Одна из первых моих партнерш. Одни люди работают в театре, другие ему служат. Люся очень принципиальна в этом смысле. Она никогда не позволит себе что-то поменять в мизансцене и, если что-то вдруг поменялось, подойдет и скажет: «Вот здесь ты был неточен!» Она всегда хочет работать. Подходит по несколько раз и говорит: «Вот ты сейчас ставишь спектакль и подумай, что с возрастом у нас уже меньше ролей. Давай что-нибудь поставим!» Иногда по несколько раз в месяц подходит: «Ты что-нибудь нашел?» А я и не искал, хотя она просила. Люся не сидит на месте – постоянно в работе!..

Более 150 ролей в спектаклях разных жанров – от сказок до классики: Кормилица в «Ромео и Джульетте», мама Менахема в «Поминальной молитве», Квашня в драме «На дне», Валентина в спектакле «Валентинов день», Бабушка в мюзикле «Вино из одуванчиков», унтер-офицерская вдова в «Ревизоре», Домна Пантелеевна в «Талантах и поклонниках», Свет-Луна-День в сказке «Свет-Луна», Ануш в «Хануме», роли в спектаклях «Барменша из дискотеки», «Василий Теркин», «Зримая песня»…

Людмила ГАВРИЛОВА, заслуженная артистка России:

– Я очень люблю свой театр. У нас очень теплая атмосфера. Еще поискать надо, в каком театре может быть такой второй родной дом. В театре для меня все родные. Я сейчас молодежи говорю: «Я бегу за вами!» Они меня постоянно воодушевляют. Я готова все ради них делать. Я молодею с ними, получаю от них заряд бодрости и никогда не устаю.

Павел МАРКЕЛОВ, художественный руководитель театра «СамАрт»:

– Когда я только пришел в театр, не замечал разницы в возрасте между Людмилой Михайловной и собой. И сейчас не вижу, чтобы она была каким-то образом отделена от молодежи. Человек легкий и открытый в общении, искренний, жадный до самообразования, в хорошем смысле ведет себя наравне с молодыми. Она увлекается любой идеей, не боится пробовать, не сопротивляется никакой режиссерской странности, что говорит о ее сугубо артистической природе.

Людмила ГАВРИЛОВА, заслуженная артистка России:

– Папа у меня был самородок! У него был абсолютный слух, он сам делал гармони. Когда я приезжала, говорил: «Люда, садись!» Он играл на гармони, и мы пели: «По диким степям Забайкалья, где золото роют в горах…» Это была его любимая песня. У нас всегда были гости, много было родни в Горьком. Все жили рядом, на праздник выносили столы на улицу. Папа был, как говорят, первый парень на деревне, только жили мы не в деревне, а в городе. А вот мама не хотела, чтобы я была артисткой. Я тайком от нее бегала на все экзамены. Но, когда прошла конкурс, она с этим смирилась. Мама хотела, чтобы в доме был свой врач, медицинский работник. Это так давно было! Вы не поверите, но я приехала в Куйбышев на колесном пароходе…

Игорь ДАНЮШИН, заслуженный артист России:

– А какой она великолепный кулинар! Душевнее, добрее человечка, чем Люся Гаврилова, я редко встречал. Легко говорить о паразите, какой он гад, а тут растекаешься мыслью. Добрейшая, отзывчивая натура. Высочайшего класса актриса!

Юрий ЗЕМЛЯКОВ, заслуженный артист России:

– На репетиции она очень ответственна – и к себе, и к партнеру. Требовательна, ответственна, доброжелательна. Мне всегда с ней на сцене хорошо, уютно. Какие у нас были вечера в театре, в Доме Актера, капустники, настолько душевные, дружелюбные! И всегда Людмила Михайловна была активной участницей всех наших творческих вечеров.

Александр КУЗИН, режиссер, народный артист России:

– Людмила Михайловна Гаврилова пятьдесят лет играет на сцене одного театра – это уже грандиозная заслуга! Она верна одному театру, посвятила ему жизнь. Это уже вызывает уважение! Переступая порог зрелости, актриса должна перейти в театре на другие роли. Это для любой актрисы трагический момент, по-настоящему трагический. Людмила Гаврилова очень достойно это преодолела, осталась настоящей актрисой. Ее в театре очень уважают!

Сергей ЗАХАРОВ, заслуженный артист России:

– Людмила Михайловна как человек очень нежна и ранима, недаром мы ее часто за глаза называем Гаврюшей. Она такая ласковая! А на сцене она очень требовательна и к себе, и к партнерам.

Людмила Гаврилова участвовала в создании цикла радиопрограмм Светланы Смолич «Любовные письма». В театре «Самарская площадь» она играла в спектаклях Евгения Дробышева «Не такой, как все», «Долгий рождественский обед», «Богатые невесты». Много лет актриса снимается в телевизионных программах, фильмах и телеспектаклях телестудии «Товарищ» и в самарских выпусках тележурнала «Ералаш».

Со спектаклем «Бумбараш» Людмила Гаврилова принимала участие в Национальном театральном фестивале «Золотая маска», в рамках лаборатории «Молодая режиссура. Спектакль для маленьких» играла в эскизе Алексея Логачева «Тарантул, мастер каллиграфии».

На губернском конкурсе «Самарская театральная муза» в 2007 году за роль в спектакле «Таланты и поклонники» была отмечена премией в номинации «Лучшая женская роль второго плана». В 2012 году победила в областной акции «Женщина Самарской области» в номинации «Представитель культуры, искусства».

В 1990 году Людмила Гаврилова снималась у режиссера Александра Панкратова-Черного в кинофильме «Система «Ниппель».

Людмила ГАВРИЛОВА, заслуженная артистка России:

– Мы с ним учились вместе, только я была на курс старше. Случайно мы встретились в Москве, у Дома Кино. Панкратов-Черный говорит: «Я снимаю фильм». Я спрашиваю: «А как же я?» Саша улыбнулся: «Я уже все снял. Осталась одна роль – Женщина с ребенком. Если согласишься, она твоя». А я до этого кроме телестудии «Товарищ» и «Ералаша» нигде не снималась. Чем черт не шутит – надо бы попробовать! Он – в Москве, я – в Самаре. Думаю: поговорили, и все. Вдруг в ТЮЗ приходит телеграмма с приглашением на съемки. Текста не было, мы его дописали. Он меня даже на озвучивание из-за нескольких слов пригласил. На съемках я познакомилась с актрисой Наташей Филипповой и с ее мужем, оператором фильма. Он еще и художник. Все картины в моей квартире – его картины. К сожалению, в этом году он ушел из жизни.

Юрий ДОЛГИХ, заслуженный артист России:

– У нее удивительная семья! К большому сожалению, довольно молодым ушел из жизни ее муж Леня, которого мы все безумно уважали. Это был настоящий мужик, летчик. На многие праздники мы собирались у них. Это была более обеспеченная семья. По тем временам кофеварка – это было что-то! Микроволновок тогда не было. Помню, на каком-то празднике она варила кофе в зернах и меня учила, как там чего-то ткнуть в кофеварке. Короче говоря, я сжег ее кофеварку! Люся чуть не плакала, но никаких ко мне претензий у нее не было. У них всегда было очень приятно в доме. Потрясающая семья! Сын Андрей в детстве ходил в школу космонавтов, и мы в театре гордились, что есть у нас такой парень, похожий на папу, – такой космонавт будущий!

Андрей ГАВРИЛОВ, сын Людмилы Гавриловой:

– В моей жизни отца было больше, чем матери. Он – летчик. Я хотел пойти по его стопам. Отец в командировке. Он приезжает, мама на гастролях. Я либо у него на вертолете, либо с ней, в театре. Когда они вместе, это, конечно, был праздник. Помню, когда мы жили на Партизанской, за Домом молодежи, дом и остановку разделяло большое поле. Зимой узкая тропинка. Мы всегда с отцом маму с поздней репетиции ходили встречать. Была крепкая семья. Всегда вместе. Отдых всегда вместе – за Волгой, в Крыму. Не помню, чтобы они отдыхали по отдельности. И я всегда с ними. Мама полноценно появилась в моей жизни уже после переходного возраста, когда я повзрослел, поумнел. Она всегда мудрая, мягкая, пушистая. Мама играет только на сцене. На даче занимается цветами. Дома, в общении с нами, не играет. Она очень внимательна, проникновенна. Мама – что еще можно сказать!..

Анастасия ГАВРИЛОВА, внучка Людмилы Гавриловой:

– Бабушка никогда не оставит никого голодным. Всегда у нее стол накрыт, всегда раскрыты объятия. Она очень гостеприимная. Поделилась со мной тайнами домашнего хозяйства, многому меня научила, за что я ей очень благодарна.

Людмила ГАВРИЛОВА, заслуженная артистка России:

– Я взяла себе за правило: как только я вхожу с улицы в театр, все свои проблемы оставляю там, за спиной. У меня не маска на лице, я не играю. Проблемы решаю вне стен театра. В театр приходишь и обо всем забываешь. Зритель же не виноват, что у меня что-то произошло.

Александр КУЗИН, режиссер, народный артист России:

– Людмила Михайловна очень добрая, невероятно добрая! Я должен сказать, что ее добротой в театре многие пользуются. Эта актриса не умеет за себя постоять. Если бы она была более настырная, наверное, у нее в этом театре была бы другая судьба. Примеры мы знаем. Я ее очень люблю. В те редкие минуты, когда мы встречаемся, я вижу на площадке актрису, которая очень многое может.

Людмила ГАВРИЛОВА, заслуженная артистка России:

– Раньше была машина. Я садилась за руль, и мне было хорошо. Сейчас у меня дача, обожаю сажать цветы. «Ералаш», телестудия «Товарищ». Люблю посидеть с подружками, поговорить о своем, о девичьем. У меня много друзей, мы встречаемся не только по праздникам…

Людмила Михайловна любым напиткам предпочитает чай, обожает утренний солнечный свет, любит поэзию, в мужчинах ценит верность, в женщинах – отсутствие зависти. Мы пьем чай. Она угощает меня вкуснейшей выпечкой. За окном идет снег. Мы говорим о театре. У меня такое ощущение, что рядом со мной та самая Пеппи Длинный чулок, от которой когда-то в детстве я был в невероятном восторге. И Пеппи рядом, и кошка Муренка, и Дуняша из «Вишневого сада», и Кормилица из «Ромео и Джульетты»… Вся ее жизнь связана с одним театром, в котором она очень любит играть на сцене и репетировать, репетировать, репетировать...


Александр ИГНАШОВ
При подготовке материала использованы фото из архивов Людмилы Гавриловой и театра «СамАрт».

Оцените статья

+1

Оценили

Ольга Михайлова+1
Заслуженная артистка России, актриса театра "СамАрт" Людмила Гаврилова удостоена государственной награды — медали ордена "За заслуги перед Отечеством II степени" за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, а также многолетнюю и плодотворную деятельность. Об этом сообщила пресс-служба министерства культуры Самарской области. Поздравляем!
Загрузка...