Людмила Савченко: «Музей - это айсберг, а выставки, экспозиции - только его верхушка»

3491
Людмила Савченко: «Музей - это айсберг, а выставки, экспозиции - только его верхушка»

Филолог и искусствовед Дмитрий Лихачев когда-то написал: «Хранить память о других – это оставлять добрую память о себе». Многие годы трудным, но очень важным делом сохранения, приумножения, изучения и популяризации «памяти о других» занимается директор литературно-мемориального музея им. М. Горького Людмила Михайловна Савченко. В мире искусства у нее статус ведущего эксперта по организации музейного дела, среди коллег – репутация человека, который способен претворять в жизнь самые смелые идеи и проекты и делать их успешными, который умеет объединить вокруг себя творческих людей. А родные и друзья знают Людмилу Михайловну как человека отважного, с авантюрной жилкой. Несколько раз она кардинально меняла свою жизнь и из всех трудностей выходила победителем. Последний раз это случилось шесть лет назад, когда Людмила Савченко возглавила литературный музей.

Родом из детства

Как получилось, что девочка из простой тольяттинской семьи, у которой мама – медсестра, папа – водитель, стала авторитетным российским культурологом, музейщиком? Сама Людмила Михайловна не задумываясь отвечает на этот вопрос: «Просто в нужный момент мне встретился человек, который пробудил интерес к искусству».

Людмила САВЧЕНКО, директор литературно-мемориального музея им. М. Горького:

– Когда я училась в восьмом классе школы №5 города Тольятти, к нам пришла новый учитель истории Вера Михайловна (ее фамилии, к сожалению, не помню). Преподавала она недолго, года два, но в памяти осталась навсегда. Учительница потрясла нас, учеников, своим элегантным внешним видом: она одевалась в костюмы в английском стиле, обладала аристократическими манерами. Такая дама из высшего света, которая долго жила за границей. Возможно, ее муж занимал высокий пост на АвтоВАЗе. Мы, конечно, таких учителей прежде не видели, и с ней было очень интересно. А главное, это был человек глубокой культуры. Мне кажется, Вера Михайловна до приезда в Тольятти преподавала в институте или работала в музее. Она организовала для нас кружок по изучению истории искусства. На занятия приносила огромные, толстенные альбомы по живописи, искусству, рассказывала нам о художниках. Мы, в свою очередь, готовили доклады. Я, например, изучила творчество Ильи Репина, Исаака Левитана. Перед выступлением учительница ставила нам голос, интонацию. В будущем мне это тоже пригодилось. Поэтому я считаю эту встречу судьбоносной, она оставила глубокий след в душе, заронила зерно любви к искусству, оказала влияние на выбор будущей профессии. Очень жалею, что после не нашла Веру Михайловну и не сказала спасибо за это.

А вот сильный, даже дерзкий характер, способность легко расставаться с прошлым достались Людмиле Михайловне в наследство от родителей. Она – кубанская казачка по рождению. Раннее детство прошло в станице Каневской Краснодарского края. У родителей было три дочери. Людмила Михайловна – старшая. Мама Валентина Григорьевна очень хотела дать детям хорошее образование и упросила отца Михаила Максимовича переехать из сельской местности в город. Отец был тяжелым на подъем. Всю жизнь проработал водителем, был очень ответственным человеком. Возможно, они и не уехали бы, но однажды Михаила Максимовича как передовика производства наградили путевкой на речное путешествие от Ростова до Москвы. У них была остановка в Тольятти, где как раз строился АвтоВАЗ. Туристов повезли на экскурсию и показали котлован, рассказали о заводе, привилегиях, которые получают рабочие. Увиденное произвело на отца большое впечатление. Покорили его и красоты волжской природы, Жигули. Кубань – это степь, а отец вырос среди лесов, на Урале, и тогда он решил перебраться с семьей на Волгу.

В 1967 году, когда будущий директор литмузея училась в пятом классе, семья Савченко переехала в автоград. Это был год празднования 50-летия Советской власти, и первые впечатления Людмилы Михайловны от Тольятти связаны с ее участием в демонстрации на площади Свободы. Еще она вспоминает, как отец их с сестрами приобщал к природе, как ходили в походы. Он много времени посвящал дочерям, даже брал с собой в дальние поездки, они проехали с ним почти весь Советский Союз. Причем мама легко их отпускала, была уверена: когда отец рядом, с ними ничего не случится.

– Маме и папе я очень благодарна за их безграничное служение семье, детям, за их поддержку, – поделилась Людмила Михайловна. – Для них мы с сестрами были самые лучшие, самые красивые. Родители помогли мне воспитать замечательного сына. Я всегда была за него спокойна, уезжая в командировки. Родители, к счастью, живы-здоровы, сейчас живут со мной. В прошлом году отмечали 60 лет их совместной жизни. Кстати, поженились они в день Святого Валентина, 14 февраля 1955 года. К сожалению, этот праздник мы отмечали без сестер, их уже нет с нами.

Донецкий художественный музей

После окончания школы Людмила Михайловна долго не могла решить, кем быть, выбирала между искусствоведением, историей и журналистикой. В Санкт-Петербургскую академию художеств не решилась поступать, посчитала, что недостаточно подготовлена. На филфак в Ульяновский пединститут не прошла по конкурсу. В итоге по совету друга семьи поехала в Донецк, где поступила на вечернее отделение исторического факультета местного университета.

– Донецк произвел на меня большое впечатление, – рассказывает Людмила Михайловна. – Красивый, просторный, светлый, весь утопал в цветах. Здесь я прожила семь прекрасных лет. Уже оканчивая университет, на четвертом курсе, в 1978 году начала работать в местном художественном музее.

В музей Людмила попала случайно. Однажды шла по улице и увидела объявление о том, что областному художественному музею требуется организатор экскурсий. Набралась смелости, пришла к директору и сказала: «Учусь на истфаке. Хочу у вас работать научным сотрудником». Директору нужно было срочно решать кадровую проблему, и ее взяли организатором экскурсий, пообещав в ближайшее время перевести в научные сотрудники. Она мечтала о том, что будет заниматься научной работой, но скоро поняла: вряд ли это случится в ближайшие годы. Штат был полностью укомплектован. Музею в то время было 20 лет, костяк коллектива работал со дня его основания. Савченко вспоминает: несмотря на молодость, донецкий музей уже имел хорошее собрание. Люди здесь работали увлеченные, прекрасные специалисты.

Людмила САВЧЕНКО, директор литературно-мемориального музея им. М. Горького:

– Я набиралась знаний и опыта у старших товарищей, впитывала все как губка, наблюдала, с какой любовью и энтузиазмом они делали свое дело, как фанатично к нему относились. Без этих людей, уверена, я не стала бы тем, кем являюсь сегодня. Порой мне жаль своих молодых сотрудников, им сегодня сложно адаптироваться в нашей среде. Мало сейчас профессионалов среднего звена, у которых можно учиться. К сожалению, музейная преемственность поколений практически утрачена. А еще любовь к украшениям, чувство стиля и вкус я тоже получила в донецком музее.

Но и сама Людмила Михайловна много работала над собой. В ее характере есть такая черта – она не любит спрашивать, больше любит наблюдать, слушать, а если хочет о чем-то узнать, берется за книгу. В Донецком художественном музее была большая библиотека, и Людмила Михайловна занималась самообразованием. Читала много. Приносила к себе в общежитие (благо оно было недалеко от работы) тома по истории искусств. И это качество – стремление к знаниям, саморазвитию – сохранила на всю жизнь.

Каждый раз начинала с нуля

В 1982 году Людмила Михайловна по семейным обстоятельствам вернулась домой, в Тольятти. Ее сразу взяли на работу в Тольяттинский краеведческий музей.

Людмила САВЧЕНКО, директор литературно-мемориального музея им. М. Горького:

– В Донецке я все-таки сделала карьеру. Так случилось, что через год после моего прихода в музей одна из сотрудниц уехала к мужу в Германию и меня перевели на ее ставку младшего научного сотрудника. Года не проработала – освободилось место старшего научного сотрудника. Увидев мой послужной список, директор Тольяттинского краеведческого музея Валентина Ивановна Гаврюшина сразу предложила мне должность заведующей вновь созданного отдела изобразительного искусства. Я даже успела организовать несколько выставок молодых, ставших впоследствии известными тольяттинских художников, а в 1983 году уехала на Север и прожила там 13 лет.

Получилось все неожиданно. У нее тогда был непростой период в жизни, хотелось перемен. И когда мамина подруга, которая работала на Севере, предложила поехать в город Ноябрьск – заработать денег, Людмила Михайловна согласилась. В Ноябрьске устроилась инженером на производственно-техническую базу.

Людмила САВЧЕНКО, директор литературно-мемориального музея им. М. Горького:

– Несмотря на суровые условия, я вспоминаю о Севере с большой теплотой. У Севера свой счет к людям, поэтому там практически отсутствовали люди мелкие и подлые. Население города – нефтяники, газовики, строители. Молодые, энергичные, с открытой душой. В Ноябрьске в то время было сконцентрировано столько профессионалов с большой буквы, с которыми я имела счастье общаться. Ломались иерархии, родственные отношения, люди были близки друг другу по духу, по состоянию души. Север дал мне огромную возможность для роста, как профессионального, так и духовного.

Здесь, в Ноябрьске, Людмила Михайловна родила сына Мишу. Вернувшись из декретного отпуска, почувствовала, что больше не может без любимого дела, даже начала читать на работе лекции по искусству. От коллег не раз приходилось слышать: «Люда, что ты тут делаешь? Тебе надо в музей». Поддавшись советам, она ушла с базы и вскоре стала руководить местным музеем трудовой славы. Чтобы поддержать специалиста, администрация Ноябрьска даже выделила ей квартиру и путевку в детсад для сына.

Людмила САВЧЕНКО, директор литературно-мемориального музея им. М. Горького:

– Музей трудовой славы Ноябрьска располагался в двух коттеджах, которые надо было перестраивать. Первым делом начали ломать стены. Мы расширили помещение, заново создали экспозицию, не имея собственного бюджета. Ведь официально музея не существовало. Мы были, если кто-то помнит такое понятие, «подснежниками». Это когда ты числишься в одном месте, а занимаешься совсем другим. Поэтому приходилось обращаться за помощью к шефам.

В Ноябрьске закалился ее характер, проявился талант менеджера, развивались организаторские способности. Она приходила к нефтяникам и просила их помочь с экспонатами и оформлением, говоря, что газовики уже согласились с тем, с чем согласились нефтяники. Умело пользовалась соперничеством двух предприятий. Ей приходилось и заставлять переделывать, если что-то не нравилось. Шефы не могли устоять под натиском директора музея. Прибегала она и к другим действенным методам.

Людмила САВЧЕНКО, директор литературно-мемориального музея им. М. Горького:

– Чтобы убедить спонсоров и шефов в том, что они должны нам помогать, я купила малиновое кожаное пальто. На Севере, где девять месяцев зима и практически нет цвета, мой приход воспринимался как яркое событие. Приходила в нем к руководителю и с порога произносила: «Все дети города смотрят на вас!» Это производило большое впечатление, после такого эффектного появления начальство не могло мне отказать.

Когда в музей приехал замминистра нефтяной промышленности из Москвы, он был поражен увиденным. Даже убедил Министерство культуры выделить для них музейные ставки. В 1991-м они стали филиалом Окружного Ямало-Ненецкого краеведческого музея, а в 1993 году Людмила Михайловна открыла первый в России Детский музей.

Людмила САВЧЕНКО, директор литературно-мемориального музея им. М. Горького:

– Спустя время нам потребовались новые площади. В Ноябрьске в то время комиссию по культуре горсовета народных депутатов возглавлял руководитель предприятия «Ноябрьские Электросети» Юрий Александрович Линк (впоследствии мэр Ноябрьска и глава города Салехарда). Зная его как творческого, понимающего наши проблемы человека, я обратилась к нему за помощью. Юрий Александрович предложил обустроить под музей пустующее недостроенное здание кафе. Когда мы приехали посмотреть объект, я увидела, что фактически это общественный туалет. Но я согласилась взять его, так как сразу увидела свой будущий музей. Теперь с улыбкой вспоминаю, как привела в это помещение завотделом культуры администрации города Светлану Владимировну Форостяну и вдохновенно ей рассказывала, что вот на этом месте будет библиотека, здесь – зимний сад, сообщила, где и какая у меня будет экспозиция. На открытии после ремонта Светлана Владимировна призналась, что в тот момент она смотрела на меня как на немного сумасшедшую женщину… «Стоя посередине разрухи, с горящими глазами, вы так ярко описывали будущее, что эта уверенность помогла мне убедить мэра, что все именно так и будет», – сказала она.

Уже тогда Людмила Михайловна задумалась над новым проектом. Концепция Детского музея родилась неслучайно. Почти в каждой семье Ноябрьска были маленькие дети, у нее и самой рос сын. Захотелось создать место семейного сбора, совместного отдыха детей и родителей. А еще для Севера, куда приезжали в основном молодые люди, характерно отсутствие в семье старшего поколения. Первым для Детского музея был проект «Воспоминания о бабушке» как носителе традиций, хранителе семейных реликвий. Музей взял на себя функции воспитания, приобщения к традициям и истории семьи.

Решающей стала встреча в Москве с музейщиком Татьяной Макаровой-Тальян, которая видела детские музеи в Америке и мечтала создать подобное в России. Общение с ней убедило Людмилу Михайловну в правильности выбранного пути.

Работая над Детским музеем, Савченко настолько отдавалась делу, что даже рабочие, которые делали ремонт в помещениях, вдохновились ее энтузиазмом, старательно выполняли каждое указание. Людмила Михайловна сама ездила в Москву, привозила оттуда суперсовременные строительные материалы. В итоге все получилось великолепно.

Людмила САВЧЕНКО, директор литературно-мемориального музея им. М. Горького:

– Но своим большим достижением считаю создание команды единомышленников. И это не только коллеги. Вокруг строительства Детского музея объединились самые разные люди в Ноябрьске. Нам очень многие помогали, в том числе финансово. Мы испытывали такой подъем, на работу ходили, как на праздник. Со многими дружу до сих пор.

И как это бывает, младшие воспитываются на примере родителей. Сын Людмилы Михайловны – свидетель воплощения в жизнь всех замыслов. Ему было четыре года, когда создавался Детский музей. Так как работа шла круглосуточно, им нередко приходилось оставлять детей на ночь. Миша спал на ее директорском диване. После дети участвовали во всех мероприятиях музея.

Теперь сын, уже имея собственного ребенка, создает детский проект «Сеттльмент» на базе музея Модерна.

Людмила САВЧЕНКО, директор литературно-мемориального музея им. М. Горького:

– Некоторое время назад у меня произошла неожиданная встреча. В литмузее проводилась очередная художественная акция, в которой волонтерами работали будущие архитекторы. В разговоре с одним молодым человеком я упомянула, что являлась директором Детского музея Ноябрьска, и вдруг услышала: «Я вырос в вашем музее!» Приятно такое слышать через много лет.

«Музейный пикник» на пленере

Несмотря на успех проекта – Детский музей стал визитной карточкой города, – в 1995 году Людмила Михайловна вернулась в Тольятти.

Людмила САВЧЕНКО, директор литературно-мемориального музея им. М. Горького:

– Музей был построен, коллектив создан. Я поняла: этот период жизни закончился, можно идти дальше. К тому же Миша тогда пошел в пятый класс, и мне хотелось дать ему хорошее образование. На одном из семинаров я познакомилась с руководителем Департамента культуры Тольятти Надеждой Васильевной Горковенко, которая предложила мне возглавить краеведческий музей, и я согласилась. С квартирой мне помог тогдашний глава Тольятти Николай Дмитриевич Уткин. Надо сказать, он и его преемник Сергей Федорович Жилкин многое сделали для возрождения краеведческого музея.

До ее приезда музей пять лет был закрыт для посетителей. Из него убрали всю экспозицию, посвященную советскому периоду, а помещения сдавались в аренду. Людмиле Михайловне снова пришлось начинать все с нуля, приводить музей в порядок, заново создавать экспозицию, внедрять современные музейные технологии. Ее гордость – экспозиция «Ставрополь провинциальный», которая до сих пор является главной экспозицией музея. Заново пришлось собирать команду, к ней пришли люди, готовые к экспериментам.

В работе с населением упор был сделан на детскую и молодежную аудитории. Поставив себе задачу громко заявить о музее, не дожидаясь, когда его отремонтируют, Людмила Михайловна решила, что нужно провести необычную культурную акцию. Так родился самый успешный ее проект – «Музейный пикник». До сих пор ежегодно на поле перед Тольяттинским краеведческим музеем собираются художники, дизайнеры, все творческие, активные люди города, чтобы представить горожанам свои проекты и идеи.

Людмила САВЧЕНКО, директор литературно-мемориального музея им. М. Горького:

– Тогда еще не было формата open air – фестиваль на открытом воздухе. Поэтому для многих стало открытием, что музей может выйти из своих рамок: на лужайке мы проводили презентации, художественные акции, презентовали свои будущие проекты. Чтобы участникам и гостям можно было полежать на травке, время для организации «Пикника» было выбрано теплое, май месяц. Поначалу не все коллеги проект приняли. Первый фестиваль мы делали вдвоем с режиссером Ларисой Дарагановой. К нам пришли тогда 30 человек со своими проектами, кто-то пришел с презентацией детской площадки, кто-то – просить место для репетиций творческой студии. И неожиданно на Пикник пришло очень много горожан, акция заинтересовала многих. Хочу сказать, «Музейный пикник» сыграл большую роль в формировании имиджа Тольятти. К нам начали приезжать музейщики, художники, интересные, творческие люди из разных уголков страны…

Многие считают 90-е годы прошлого века непростыми для нашей страны, для Савченко это было время творческих полетов и открытий. С единомышленниками она занималась очень важным делом – реализацией остросоциальных проектов. Про таких, как они, говорят: люди, опережающие время. Их «Музейный пикник» стал образцом работы с местным сообществом, сформировал проектную культуру города и создал демократичную презентационную площадку для горожан.

В Тольяттинском краеведческом музее Людмила Михайловна проработала семь лет. И как когда-то в Ноябрьске, однажды ей захотелось перемен. Музей стал мал для нее, захотелось чего-то масштабного. Оставив очередной успешный проект, она ушла в «свободное плавание», стала экспертом по музейному делу. Социокультурные проекты требовали партнерства, и была создана межрегиональная организация «Содружество музейных работников Поволжья», куда вошло более 40 музейщиков из разных городов. В рамках ассоциации Савченко стала заниматься крупными сетевыми проектами, такими, как «Музей Волги», «Волжский сплав», и другими, ездила с семинарами и тренингами по стране.

В начале 2007 года Савченко переехала в Самару.

Людмила САВЧЕНКО, директор литературно-мемориального музея им. М. Горького:

– Окончив институт, сын уехал в Самару, где встретил свою любовь. Чтобы помочь ему трудоустроиться, я приехала в Министерство культуры к Элеоноре Александровне Куруленко. «Про сына не знаю, а вы приходите к нам работать», – сказала она. У нас с Мишей очень близкие, доверительные отношения, мы – большие друзья, а теперь и коллеги. Мне хотелось быть с ним рядом, и, конечно, я согласилась на предложение, а родители поддержали мой переезд.

Михаил Савченко пошел по стопам матери, стал успешным менеджером и музейщиком. Одно время работал арт-директором клуба «Бумажная луна», вместе с Катей Орловой, будущей женой, создал культурный центр «АРТ-Пропаганда». Сегодня Михаил является заведующим музея Модерна подразделения областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина. Его заметили, когда он представлял два больших проекта – к 160-летию губернии и по самарскому авангарду «Течение». Презентации так понравились экспертной комиссии, что Михаила попросили высказать и свое видение будущего музея Модерна. Концепция Савченко понравилась, и Михаилу предложили воплотить свои идеи в жизнь.

Сама Людмила Михайловна уже шесть лет является директором литературно-мемориального музея им. М. Горького. Поработав главным специалистом проектного управления Министерства культуры Самарской области, консультантом отдела по сохранению историко-культурного наследия Департамента культуры Самары, поняла: быть чиновником – не ее. А еще четыре года готовила менеджеров в сфере культуры в Самарском государственном университете (ее некоторые бывшие студенты теперь работают вместе с ней в литмузее). И все это время Людмила Михайловна мечтала вернуться в музей. Поэтому недолго думала и согласилась возглавить литмузей, хотя это направление в музейной деятельности ей было незнакомо.

Впрочем, Людмила Михайловна трудностей никогда не боялась, наоборот, они делали ее сильнее. Еще и упрямство казачье сказывалось! И она всегда много трудилась. Когда общается с молодежью, всегда говорит: «Чтобы что-то получить в этой жизни, нужно много работать. Есть, конечно, удачливые люди, но я их мало в жизни видела. И надо любить дело, которым занимаешься».

Придя в литмузей, она стала внедрять новые формы работы, находить новые ресурсы для развития музея, привлекать в него интересных, творческих людей Самары. Одним из самых любимых времен года для сотрудников музея является весна-лето, когда оживает усадьба. Здесь проходят мастер-классы, концерты, кинопоказы, летние фестивали и много других интересных событий. Для юных посетителей музея была создана интерактивная выставка «Приключения с Буратино». Ее автором выступил известный художник-иллюстратор Александр Райхштейн, сделавший несколько проектов в европейских и российских музеях. Ее особенно радует, что в числе посетителей много молодежи, детей.

Людмила САВЧЕНКО, директор литературно-мемориального музея им. М. Горького:

– Нам хотелось показать, что литературный музей может быть живым, интересным. Сегодня самая большая проблема – это то, что люди мало читают художественной литературы. Особенно это касается детей. И задача нашего музея – показать, что книга – это интересно! Именно поэтому были созданы выставки, погружающие детей в мир литературы. Успешными в музее являются и проекты для взрослых, такие, как «Мир. Текст. Музей», Самарская литературная биеннале.

Сегодня Людмила Михайловна строит планы на ближайшее будущее. Самарцев ждет открытие нового выставочного пространства на улице Куйбышева, 113. «Снова буду стены ломать», – смеется Людмила Михайловна. Сотрудниками музея готовится концепция модернизации экспозиции по Алексею Толстому. Они изучают творческое наследие писателя, возможности использования в будущей экспозиции современных музейных технологий. Также планируются общественные слушания с участием самарских филологов, историков, чтобы узнать, каким они видят музей.

А вне работы у Людмилы Михайловны есть замечательная внучка Сонечка, дочка Миши и Кати. Соне всего два с половиной года, но она уже постоянный посетитель всех выставок двух музеев, проявляет интерес и к художественному творчеству.

Людмила САВЧЕНКО, директор литературно-мемориального музея им. М. Горького:

– Сонечка – моя большая радость. Мне хочется, чтобы она унаследовала от нас не только способности и трудолюбие, а главное, чтобы она росла в любви, в большой, дружной семье. С возрастом я поняла: главное в жизни любого человека – это семья. В этом плане я счастливый человек, у меня есть любящие родители, внучка, сын-единомышленник, замечательная невестка – человек одной с нами крови.

Наталья Ланкова, директор Тольяттинского краеведческого музея:

– Людмила Михайловна для меня была и остается Учителем с большой буквы. Она сыграла судьбоносную роль в моей жизни. Благодаря Людмиле Михайловне я пришла в музей, влюбилась в него и осталась в нем на всю жизнь. До сих пор помню ее слова: «Если хочешь работать в музее, становись большим профессионалом». Я получила профессиональное образование в Москве, но знаю, что очень многому научилась у Савченко и, в первую очередь, преданности делу. Я восхищаюсь ее работоспособностью, жизнестойкостью, оптимизмом, способностью идти на риск и добиваться победы. Время, когда она руководила Тольяттинским краеведческим музеем, мы называем эпохой Савченко, это был прорыв для нашего музея.

Я желаю Людмиле Михайловне сохранить и приумножить свои таланты. У нее огромный потенциал. Уверена, она еще удивит нас новыми, смелыми идеями и интересными проектами.

Наталия Макарова, директор Самарской областной юношеской библиотеки, бывший директор Детского музея в Ноябрьске:

– Мое отношение к Людмиле Михайловне Савченко я определила бы так: это «белая ворона» в музейном деле, человек, который всегда опережает время, который обладает талантом преображать пространство вокруг себя. Она виднейший и ценнейший эксперт среди музейщиков, и не только в России. Людмила Михайловна создала несколько уникальных музеев, в том числе первый в России Детский музей в маленьком городе Ноябрьске на Крайнем Севере, ориентированный на лучшие мировые образцы. Детский музей известен не только у нас в стране и за рубежом, он вошел в число ведущих музеев мира, став номинантом Премии «Лучший музей Европы года». У нее много учеников, которые и сегодня продолжают трудиться или возглавляют музеи России и стран Ближнего Зарубежья. Для нас, ее учеников, Людмила Михайловна остается ориентиром в профессии, примером для постоянного роста, новых достижений, она – человек, который заставляет нас двигаться вперед.

Наблюдая, как с приходом Савченко преобразился родной для многих самарцев литературно-мемориальный музей им. М. Горького, мы радуемся его «второму рождению» и желаем, чтобы этот процесс «культурной революции» продолжался.

В 2015 году Людмила Михайловна Савченко получила Благодарность от министра культуры РФ В.Р. Мединского за восстановление объектов культурного наследия.


Ева Скатина
При подготовке материала использованы фото из архива Людмилы Савченко.

Оцените статья

+1

Оценили

Ольга Михайлова+1
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...