Приносить пользу людям. Николай Тюкавкин готов к новым поворотам судьбы

Люди не меняются. Наш сегодняшний герой, полковник запаса, заведующий кафедрой экономики и инноваций Самарского университета, профессор Николай Тюкавкин. Трижды круто меня свою жизнь. Профессиональный военный, руководитель крупного производства, преподаватель ВУЗа: в каждой работе он не изменял главному правилу — быть полезным людям.
– Николай Михайлович, я знаю, что вы не коренной самарец. Где вы родились?
– Мой отец Михаил Прокопьевич был военным, служил в Забайкальском военном округе, там остался и женился. Мать Клара Ивановна закончила филфак Иркутского госуниверситета. Потом отец дополнительно получил педагогическое образование в Читинском пединституте, и родители долго работали в школе. Отец стал директором школы, заведующим РайОНО, мать – заслуженным учителем РФ. Мы с сестрой родились в Читинской области, там я закончил школу и поступил в Новосибирский институт связи.
Там я познакомился со своей женой Натальей Николаевной, и в 1979 году мы поженились. После института она работала по специальности, ездила со мной по всем военным гарнизонам. У нас двое сыновей и внук. Моя жена очень общительная, жизнелюбивая. Для меня очень дорогой человек.
– Как инженер связи стал военным?
– У нас в институте была военная кафедра, поэтому я пошел в армию лейтенантом. К концу второго года службы мне предложили майорскую должность, я подумал и остался в армии. Через 5 лет я уже был начальником связи полка, начальником штаба батальона. Поступил в военную академию связи, получил высшее военное образование.
Тогда я для себя сформулировал задачу – привести свое подразделение к уровню, который бы определял его высокую боевую готовность. В Самару приехал в августе 1991 года и был назначен командиром батальона связи.
– Тогда же произошел Августовский путч?
– 5 августа командующий округом генерал-полковник Альберт Михайлович Макашов пришел в батальон, которым я командовал, с проверкой. Прямо на подъем к шести утра. Мы весь день провели вместе, наблюдали, как организована работа батальона. А вечером после отбоя подводили итоги. Он сказал, что механизм у меня в батальоне налажен. Я ответил, что только что закончил военную академию и знаю, что, как и когда нужно делать. Когда начался Августовский путч, Макашов задействовал меня на нескольких мероприятиях. А вообще я был требовательным командиром. Потому что требовал, как нужно делать, ведь учили-то нас правильно! Я организовывал боевую работу согласно последним наставлениям в Вооруженных Силах.
– Сейчас, почти 30 лет спустя, уже можно описать то, что мы в результате всех этих переворотов получили?
– В результате получили деформированный капитализм. Потому что нельзя таким образом переходить от одного экономического строя к другому. Нужно выбрать и сохранить в старом все полезное и аккуратно перенести на новые экономические рельсы. У нас пошли по либеральной модели: разрушить все, что было, и потом строить новое. Разрушить получилось, а на построить не хватило средств, сил и знаний.
– Но у большевиков же в свое время получилось?
– Так они же строили за счет национализации. А у нас была денационализация, переход государственной собственности в частную. Я своим студентам привожу пример: с 1917 до 1937 года за 20 лет Россия из отсталой аграрной страны вышла на передовые позиции в мире по многим промышленным направлениям. За счет высокоразвитой промышленности мы смогли победить в Великой Отечественной войне. А с 1991-го по 2011 год за те же 20 лет мы не вышли даже на те показатели, которые были в Советском Союзе. Например, валовый продукт, который определяет уровень развития экономики, в РФ сегодня примерно 1,5 трлн долларов, а в СССР на 1991 год уровень ВВП был около 2,6 трлн долларов.
– В начале 1990-х и с армией, и со страной была страшная ситуация. Куда вы ушли из армии?
– В те годы я случайно попал в бизнес легкой промышленности. В начале 90-х мы занимались поставками тканей и готовой одежды. Потом на рынок поступило много китайской продукции, и мы стали заниматься производством: спецодеждой, постельным бельем, форменной и детской одеждой. В том числе поставляли продукцию на Самарскую швейную фабрику. Она тогда входила в объединение Володарского и называлась 5-ая швейная фабрика. Ее директору исполнилось 65 лет, она собралась на пенсию и предложила мне возглавить фабрику. Я купил часть акций, она поговорила с рабочими, чтобы меня поддержали.
– Как вы оцениваете этот период своей жизни?
– Понимаете, коммерческая деятельность типа «купи-продай» не для меня, мне хотелось заниматься именно производством. Фабрика дважды попадала под банкротство, один раз вывели успешно в конце 90-х и усиленно развивали где-то до 2010 года. По некоторым позициям ассортимента она занимала ведущие позиции даже в стране.
На этой работе я много внимания уделял человеческому фактору. Хотелось создать такую структуру, в которой руководитель и работник были бы партнерами. О социально ответственном бизнесе, о том, чтобы работник участвовал в производственной, финансовой и социальной жизни коллектива, начали говорить совсем недавно. А я стремился сделать это тогда, чтобы и зарплата была достойная, и дополнительный соцпакет.
– Вы думаете, это возможно, особенно на крупном предприятии?
– Партнерские отношения — это одно из направлений успешного бизнеса. Когда человек видит, что он нужен и востребован, что о нем заботятся, что к его мнению прислушиваются, он все отдает своей работе. А социально ответственный бизнес – новое направление, которое у нас в стране по- явилось буквально три года назад. Такой бизнес работает не только на себя, но и на своих работников, на свой регион и на страну в целом. Скажем, если бизнес получает прибыль и часть ее отдает на повышение образования своих работников, люди будут производить больше продукции лучшего качества.
– И тут вам потребовалось экономическое образование?
– Когда ушел из армии, думал, что мне для работы хватит двух высших образований. Пришлось получить ещё три экономических: одно финансовое, одно чисто экономическое и одно антикризисное. И тогда мне руководитель моей дипломной работы профессор Алевтина Алексеевна Прохоренко сказала: «Николай Михайлович, зачем вы коллекционируете высшие образования? Защитите кандидатскую диссертацию». Я написал и защитил. А, как все правильно говорят, человек, защитивший кандидатскую, очень редко на этом останавливается. Тогда же мне сразу предложили читать несколько курсов по моей специальности: организация производства, экономика производства, антикризисное управление.
– Зато швейная промышленность стала темой вашей докторской диссертации.
– Да, прогноз развития швейной промышленности России. И все негативные моменты, которые в 2010 году мной были отражены, сбылись.
– Что вы рассказываете студентам про советскую экономику?
– В отличие от наших экономистов-либералов я никогда не изменял своим сформировавшимся позициям и принципам советского государства, не считал СССР плохим государством и не считаю его политику плохой. Я просто знаю, что у каждого государства, у каждого экономического строя есть определенные принципы и задачи. Мне говорят: в учебниках написано, что командно- административная система была плохой! Я говорю: ребята, это не плохая система, у нее были свои преимущества и недостатки. Делим доску на две части и вместе называем плюсы и минусы рыночной и плановой экономики. А период застоя был, потому что тогда не было инноваций, вот и все. Мы ждали, мы надеялись, но ничего не делали.
– А что такое экономика инноваций?
– Существует экономический уклад, в рамках которого создаются определенные технологии, формирующие будущий спрос потребителя. Экономика определяет, что требуется обществу сейчас и что потребуется в ближайшее время. А инновации – это основа социально-экономического развития общества, это – прогресс. Нельзя топтаться на месте, нужны прорывные технологии, которые направлены на формирование будущего спроса потребителя.
Сейчас популярна мысль о цифровизации экономики. Будут создаваться «умные» сети, «умные» дома и города. Экономика инноваций, с одной стороны, определяет спрос на них, с другой стороны, определяет эффективность инноваций. Например, из– за больших затрат не все инновации можно реализовать. Тогда это не инновация, а просто новая разработка. Инновацией она станет, когда будет коммерциализована, востребована рынком.
– Вы строгий преподаватель?
– Я читаю около тридцати курсов и должен донести студентам суть каждого предмета. Начинаю с цели, содержания, задач при изучении курса. Затем эти задачи раскрываю в процессе работы. У меня все четко, я студентам говорю: вы этот курс знать будете. Мало того, на основании проверочных тестов у меня большинство получают экзамен «автоматом». Главное – набрать определенное количество баллов. А для этого надо знать курс, вот и вся хитрость.
Моя задача как преподавателя – чтобы человек, который учится под моим началом, был компетентным в той отрасли, куда он пойдет работать. Я отслеживаю своих учеников, которые защитили кандидатские диссертации, и вижу, что люди идут по правильному пути. Мои ученики работают на АвтоВАЗе, в «Самаратрансгазе» и РКЦ «Прогресс», на нефтеперерабатывающих предприятиях.
– Вам в декабре исполняется 60 лет. Можно сказать, счастливчик, не попавший под пенсионную реформу.
– Я считаю, что мне еще рано думать о пенсии. Даже итоги подводить смысла не вижу, хочу дальше развиваться в академической сфере. Я человек мобильный: дети выросли, мы с женой вдвоем, куда захотели – туда и поехали. Младший сын работает в Москве, старший – в Самаре, есть внук.
– Вы с оптимизмом смотрите в будущее нашей страны?
– В будущее нашей страны я смотрю с оптимизмом при условии развития рыночных механизмов хозяйствования. При условии делегирования рынку больших прав и ограничения государственного вмешательства в экономику.
Евгений ФРАНК, проректор Самарского государственного технического университета:
– С Николаем Михайловичем мы познакомились в 2004 году, я со стороны технического университета консультировал бизнес-проект по совершенствованию организации производства Самарской швейной фабрики. Затем он активно вошел в научную сферу, защитил кандидатскую и докторскую диссертацию, и мы начали сотрудничать в научной сфере. Сегодня Николай Михайлович Тюкавкин является одним из ведущих экспертов в Самарском регионе и в России в области управления инновациями, стратегического управления. Его имя авторитетно в научном мире, потому что в нем сочетается бизнес, практика и наука. Это я считаю оптимальным сочетанием, особенно в области экономики управления.
Владимир БОГАТЫРЕВ, директор института экономики и управления Самарского университета:
– Николай Михайлович – заместитель председателя диссертационного совета, в котором проходит защита кандидатских и докторских диссертаций. Это отражает его высокий научный статус и подтверждает известность в России именно по экономике и управлению промышленными предприятиями. Он – руководитель многих кандидатских и докторских диссертаций, имеет свою научную школу и учеников. Николай Михайлович – научный руководитель по ряду образовательных программ в магистратуре и в аспирантуре, выбирает темы, доуточняет компетенции, которые должны быть у выпускников, и темы соответствующих практик, курсовых и выпускных работ, формирует предложения о составе государственной аттестационной комиссии. Активно взаимодействует с работодателями, приглашает их на защиту итоговых работ, а они впоследствии берут наших выпускников к себе на работу. На его плечах большой объем работы, и он успешно справляется.
Леонид САРАЕВ, заместитель директора института экономики и управления Самарского университета:
– С Николаем Михайловичем мы познакомились в 2007 году, он был кандидатом экономических наук, но было видно, что это серьезный ученый, обладающий большим потенциалом. Сегодня он очень известный ученый с большим количеством публикаций и учеников. Мы продолжаем сотрудничать, Николай Михайлович представляет теоретическую экономику, разрабатывает понятийный аппарат, определяет, что такое инновации и как экономика должна с ними развиваться. А я выступаю как математик-экономист, мы с ним разрабатываем экономические модели, потому что экономика без математики – это очень скучно.
Во многом благодаря его усилиям мы открыли докторский совет по двум специальностям: экономике инноваций и математическим инструментальным методам в экономике. Трудно переоценить его роль в выпусках «Вестника Самарского университета» в сфере экономики и управления.
Возраст у Николая Михайловича по прежним временам очень солидный, а по нынешним – «подающий надежды молодой ученый». Очень мощный человек. И то, что он бывший военный, – очень здорово, потому что у него на кафедре всегда полный порядок, все бумажки стоят на месте и все расписано по чинам.
Ольга КАЗАКОВА
При подготовке материала использованы фото Дмитрия Ионова и из архива Н.М. Тюкавкина.