Ольга Король. Когда видишь её улыбку...

5597
Ольга Король. Когда видишь её улыбку...

Улица Советской Армии, 205. Три десятилетия она приходила в это здание и приветствовала сотни тысяч жителей Самарской области с экрана телевизора. Она выросла на телевидении и именно с ним связала всю свою жизнь. «Самое главное в профессии – нести доброе, светлое, честное. Быть нужными нашим зрителям. И нужными друг другу», – это не просто слова Ольги Алексеевны Король, известного куйбышевского диктора и самарского журналиста. Именно так она работает по сей день. Честно и искренне. Помогая другим.

– Ольга Алексеевна, Вы выросли на Куйбышевском телевидении. Что оно сегодня значит для Вас?

– 2018 год – особенный для всех телевизионщиков. В мае исполняется 50 лет телестудии «Товарищ», а в марте мы отмечали 60-летие Куйбышевского телевидения. Понимание того, что я практически ровесник нашему телевидению, пришло ко мне, наверное, только сейчас. Ведь мне было всего 3 года, когда оно начало свое вещание, а через 10 лет я сама стала его частичкой.

– А как маленькая Оля Канунникова в свои 13 лет могла понять, что именно телевидение станет любимой сферой жизни?

– Я была очень активной пионеркой, поэтому занималась и в драматических кружках, и во Дворце пионеров. А как-то раз в нашу школу приехал журналист Эдик Курочкин и спросил у педагогов: «Кто хорошо читает стихи?» Ему сказали: сестры Галина и Ольга Канунниковы. Галя тогда уже училась в старших классах, а Эдуарда больше интересовали детки помладше. И он меня спросил, хочу ли я вести передачи и читать стихи. А я уже тогда вела разные праздники, поэтому такая деятельность мне была знакома, и я согласилась. На прослушивании прочитала «Балладу о рыжей дворняге» Асадова. Но оказалось, что члены жюри, а это были сами ребята, не любили стихи этого поэта. К тому же девочек в телестудии «Товарищ» было уже много, и Лилия Ивановна Тарасова (бессменный руководитель телестудии) не была за то, чтобы принять еще одну девочку… Но вот он, подарок судьбы! Вениамин Григорьевич Яковлев (режиссер телестудии и супруг Лилии Ивановны) сказал: «Оля будет заниматься в телестудии “Товарищ”». И меня сразу взяли на съемки передачи о первых пионерах Самары. А потом было очень много передач, которые мне доверяли вести.

– Можно сказать, что именно Вениамин Яковлев тогда разглядел Ваш талант?

– Наверное. Увы, я не успела его об этом спросить. Да и выразить свою благодарность за первые шаги в любимую профессию тоже не успела. Я ему очень благодарна. Вениамин Григорьевич был удивительно талантливым человеком и педагогом с необыкновенной эрудицией. Мы ездили с ним и с ребятами телестудии в разные города нашей страны и не нуждались в помощи экскурсовода! Потому что он был с нами. Казалось, что Вениамин Григорьевич знает буквально всё обо всём. Он был высокоинтеллигентным человеком. Я не помню, чтобы он когда-то повысил на кого-то голос. Мне повезло, что я училась у него.

– Почему работа на телевидении Вам сразу понравилась?

– Тогда не было записи, все передачи шли в прямом эфире. Мы не видели себя в телевизоре, поэтому нельзя сказать, что мы гордились тем, что были «в кадре». Это просто было очень интересно! При этом все ребята всегда чувствовали колоссальную ответственность. Ведь это были не просто интересные занятия. Мы делали передачи, которые транслировались на всю область на единственном телеканале (московского канала тогда еще не было). Чувство ответственности, воспитанное в те годы, я пронесла на протяжении всей жизни.

– Прямой эфир – всё живьем, без права на ошибку. Страшно было?

– Было! Но страшнее было подвести своих учителей и ребят, с которыми выходишь в эфир. Поэтому мы все выкладывались по полной. К тому же нам выставляли за каждую передачу баллы. Те, кто за год набирал наивысшее количество баллов, были премированы путевкой в «Артек» или «Орлёнок». Так я съездила в «Артек» после 8 класса в международную смену. Это было незабываемо! И, главное, в телестудии «Товарищ» все ребята зарабатывали гонорары за каждую передачу. Но мы сразу приняли совместное решение, что все деньги будут складываться в общую копилку и на них мы будем путешествовать по разным городам.

– Конечно, современные дети мало смотрят телевизор, а вот старшее поколение выросло на передачах телестудии «Товарищ». Какие из них были самые популярные?

– Наша фирменная передача с новостями «Телевизионное агентство пионерии». Удивительно, но Вениамин Григорьевич наше современное телевидение делал уже тогда, на старом оборудовании, без спецэффектов. В нашей передаче «Первые шаги в искусство» дети показывали свои таланты, жюри ставило им оценки, а зрители выбирали лучших. Для старшеклассников мы делали передачу «Матч школьных эрудитов», где команды участников соревновались в своих познаниях. «Искатели» – передача, в которой рассказывали про первых комсомольцев. «Веселые старты», «Уважайте светофор», «Детский человек». Этот список очень велик. А любимая многими зрителями передача «Мульт-лото», которая шла в эфире более десяти лет… Нас учили брать интервью, слушать человека, импровизировать. Все наши умения и знания начинались там, в телестудии «Товарищ», а позже развивались на большом телевидении.

– Ольга Алексеевна, согласитесь, а ведь могло не хватить физических сил юной девочке, и в одно мгновение она могла всё бросить?

– Да, нагрузка была большой. Мы вели очень много программ. Когда я училась в 8 классе, про меня вышла первая статья, где мальчик из пресс-центра Саша Самарцев написал: «Если бы эту девочку гнало на телевидение только чувство тщеславия, то она бы не выдержала». Действительно, я ездила в телецентр почти каждый день с пересадкой. К тому же к каждому эфиру надо было выучить все слова, ведь никаких суфлёров не было. И, конечно, надо было успеть сделать уроки… Видимо, сыграло то, что в нашем коллективе всегда царили душевность, открытость и желание пронести дружбу на протяжении всей жизни. Без наших Лилии Ивановны Тарасовой, Вениамина Григорьевича Яковлева, Владимира Николаевича Самарцева, Вячеслава Викторовича Сизоненко и Григория Самуиловича Эйдлина у меня не возникло бы желания остаться на телевидении.

– Так и получилось! Остались на телевидении на всю жизнь…

– Да, после 10 класса, когда все мои одноклассники думали, где продолжить учебу, я сказала родителям, что поступать никуда не буду. Я ждала место помощника режиссера в нашей редакции программ для детей и юношества, которое должно было освободиться в августе. В итоге, никуда не поступив, я пошла работать. Хотя мне было тогда 17 лет, но руководство согласилось закрыть на это глаза и принять меня в штат. Конечно, в тот момент я совсем не задумывалась о том, что у меня будет в перспективе, каких высот я добьюсь. Тогда я просто знала, что без телевидения я не смогу жить.

– Через год работы помощником режиссера Вы вышли на работу на большое телевидение!

– Был объявлен конкурс на замещение вакантной должности диктора телевидения. И вновь именно Вениамин Григорьевич Яковлев сказал: «Оля, давай попробуем!» Я проходила конкурс в три тура на тех же основаниях, что и все остальные. Надо было «победить» мужчин, потому что они были тогда в приоритете. Поблажек нам никто не делал. В итоге фортуна мне улыбнулась. К тому времени я уже решила, что буду поступать в Институт культуры на очную форму обучения режиссерского отделения, потому что заочный набор уже был окончен. Но я знала: очно учиться не буду. Мы поступали вместе с Игорем Гольдиным, играли этюд, получили пятерки по всем экзаменам и были зачислены. Поступив, я пошла к ректору института Гиларию Валерьевичу Беляеву и в слезах умоляла, чтобы он перевел меня на заочное отделение: «Не могу без телевидения и все!» Беляев пошел мне навстречу. Перевели. И я ни разу не пожалела о своем выборе. Я работала диктором на Куйбышевском телевидении и продолжала вести детские передачи. К счастью, у меня были прекрасные взрослые коллеги: Алла Викторовна Морозова, Людмила Николаевна Иваненко. У нас был прекрасный взрослый коллектив влюблённых в свое дело людей. О каждом можно сказать немало замечательных слов. И очень многим я искренне благодарна за те годы работы, что выпали в моей судьбе.

– Хотелось чего-то большего?

– Да! Я постепенно росла, и вместе со мной «взрослели» передачи, которые мне посчастливилось вести. Была учеба в Москве. И желание творить и приносить зрителям что-то доброе, нужное, хотя и мимолетное. Надо сказать, что мне очень повезло, потому что я работала в «человеческой» журналистике, которая помогала людям жить. Меня иногда останавливали на улице незнакомые люди и говорили: «Когда видишь, как вы улыбаетесь, настроение поднимается и понимаешь, что не все так плохо»...

– Однако в 1998 году Вы покинули родное ГТРК…

– С приходом нового времени и нового руководства я поняла, что все мои знания и умения уже не нужны. Я отработала в штате ровно 24 года и написала заявление. Но мои близкие друзья Владимир Ляндин и Наталья Коноплина сказали: «Ты без телевидения не сможешь, оно у тебя в крови». Они поговорили с Виталием Аркадьевичем Добрусиным, и он предложил мне работу на телеканале «РИО». Я очень благодарна ему за это. Как я могу описать работу на «РИО»? Свобода творчества под правильным руководством. Ведь я по своей сути очень сомневающийся человек, а нам, журналистам, всегда давали возможность пробовать себя в новых ипостасях и верили в наши силы.

Виталий ДОБРУСИН, президент медиа-холдинга «Самарские судьбы»:

– Наша первая встреча с Ольгой Алексеевной состоялась в 1971 году. Я был юным пионером и попал на телевидение как победитель областного конкурса поэтов. Очень хорошо помню передачу, которую она вела, – «Телевизионное агентство пионерии»… В голове до сих пор звучит мелодия: «Три буквы, ТАП, ТАП, ТАП». И вот я зашел в здание и увидел саму Ольгу Канунникову! Уже тогда она была настоящей легендой. Удивительно артистичная, красивая, обаятельная, доброжелательная ведущая брала у меня первое в жизни интервью! Для меня это было огромное счастье. И даже в школе на следующий день все обсуждали, что я сидел в студии с Ольгой Канунниковой.

Вновь судьба нас свела в 1980 году, когда я устроился на работу в ГТРК. У нас всегда были очень добрые отношения. Я видел, что она больше, чем просто диктор телевидения. Ольга Алексеевна – творческий, креативный, настоящий профессионал своего дела.

Очень хорошо я помню программу «Студия ДВА» телеканала «РИО», главной героиней которой стала Ольга Король. И в прямом эфире я пригласил ее к нам на работу журналистом. Мы не договаривались об этом заранее, получился вот такой экспромт. Она согласилась. Ольга Алексеевна стала автором замечательной передачи «Чужая беда», одновременно она вела рубрику в нашем журнале «Благо творить». Они были посвящены благотворительности, доброте, милосердию, состраданию, вниманию к людям. Такие темы всегда поднимала Ольга Алексеевна Король.

Когда в ее жизни случилась страшная трагедия, я ей сказал: «Спасение в труде. Выходите на работу». И она вновь занялась своими проектами.

Еще более теплые чувства у меня появились, когда мы два года подряд ездили в командировки на фестивали в Польшу с режиссером нашего телеканала Андреем Пекером. И я мог наблюдать, какие теплые у них сложились отношения. Андрей Романович очень часто звонил Ольге Алексеевне, переживал за нее. Настолько это было трогательно. А мне очень греет душу тот факт, что именно телекомпания «РИО» связала две судьбы – Андрея Романовича Пекера и Ольги Алексеевны Король. Вот так получилось: когда-то легендарная Ольга Король брала у меня первое интервью, а потом мы стали коллегами. И сегодня Ольга Алексеевна продолжает создавать новые проекты из цикла «Самарские судьбы» – и это для меня одна из самых больших радостей в жизни.

– А всего через несколько лет Вы стали автором и ведущей собственной передачи «Чужая беда». Проект, который помог тысячам судеб…

– Благодаря Галине Дмитриевне Светкиной на телеканале «РИО» появилась эта передача. Конечно, это особый проект в моей жизни. Я помню, что Виталий Аркадьевич смотрел передачи, проверял текст, но никогда не было с его стороны никаких запретов! Я чувствовала огромную поддержку и доверие к собственному труду. Это была журналистика, которая позволяла приносить реальную пользу людям. Прошли годы, а я до сих пор встречаю людей, которые говорят: «Спасибо». В эти моменты понимаешь, что наша профессия дает возможность создать что-то хорошее в душах людей. Пожалуй, это главный итог моей работы.

– Телеканал «РИО» со временем стал для Вас вторым домом?

– Я всегда с большой благодарностью вспоминаю «РИО», потому что у нас был замечательный коллектив, интереснейшая работа. Это был телеканал, который смотрели, любили, почитали и хотели поучаствовать в эфире. Эта добрая атмосфера осталась в душе и памяти. Смотришь фотографии и думаешь, как тогда было здорово… Ведь наша память избирательна, она старается убрать из головного мозга минусы и оставить только плюсы. Так вот, положительных моментов, несомненно, было больше!

– Но однажды наступил момент, когда Вы вновь вернулись на ГТРК…

– Директор ГТРК «Самара» Елена Леонидовна Крылова пригласила меня делать передачу для детей. И мы с моей подругой, удивительным человеком и режиссером, за работой которого можно наблюдать часами, Ириной Михайловной Тихоновой четыре года создавали передачу «Детский сеанс». Я словно вернулась в свое прошлое, только уже встретилась не с Чебурашкой и Шапокляк, а с Буратино. Мы рассказывали про талантливые детские коллективы, про юных звездочек. Это колоссальное удовольствие, настоящий подарок судьбы.

– Телевидение, журналистика всегда были с Вами. И Ваши дети интуитивно тоже выбрали эту профессию?

– Моя дочь Лена окончила факультет журналистики, занималась в телестудии «Товарищ» и свою дипломную работу писала под руководством Лилии Ивановны Тарасовой. А Дима не пошел в телестудию, хотя мне как-то сказал: «Мам, ты зря не настояла на том, чтобы я занимался в телестудии». Он окончил «ФАИТ» политехнического университета, а работает, тем не менее, режиссером на телевидении и очень этим доволен.

– Вы представляете свою жизнь без телевидения?

– Когда совсем недавно я уже мысленно ставила жирную точку на карьере журналиста, позвонил Виталий Аркадьевич и сказал: «Ольга Алексеевна, если Вы готовы приступить к работе, мы Вас ждем!» Так же было, и когда погибла моя дочь Алёна. Через три дня позвонил Виталий Аркадьевич и сказал: «Мы просим Вас выйти на работу»… Наверное, потери учат нас особенно ценить то, что мы имеем. Мне повезло, у меня замечательные дети: Дима и его жена Женечка, прекрасный муж Андрей и очень хорошие родственники. У меня есть подруги, которые прошли со мной всё. За десятилетия дружбы у нас установилась космическая связь. Когда мне плохо, я могу просто подумать о близком человеке, и сразу становится легче. Люди – вот мое главное богатство.

– Что представляет собой современная журналистика?

– Время сильно изменилось. Сегодня люди выносят на экраны и страницы газет запретные темы. Сейчас очень сложно быть журналистом. Трудно раскрыть себя в этой профессии. Тем не менее, телевидение всегда было во мне. И мне не стыдно за то, что я делала. Мне не стыдно смотреть людям в глаза, я их никогда не обманывала. Я согласна с мыслью, что полжизни мы работаем на свою фамилию, а потом, если мы хорошо это сделали, фамилия работает на нас.

– Что для Вас самое ценное в этой профессии?

– Самое ценное, что люди до сих пор узнают меня, помнят, обнимают. Для меня город Самара и вся Самарская область – что-то очень родное. Потому что когда-то я объединяла всех жителей региона, желала доброго вечера и спокойной ночи, когда-то воспитывала их детей, благодаря передачам. Кому-то из них мы помогали в «Чужой беде»… Частичку себя я отдавала каждому из них. Я – счастливый человек, состоявшийся в своей профессии. При всех слезах и разочарованиях… Когда я сейчас выхожу на сцену и слышу теплые, искренние и долгие аплодисменты, вижу искрение взгляды, то понимаю, что в этом — большое счастье.


Беседовала Наталья СИДОРОВА.
При подготовке материала использованы фото из архива Ольги Король.

Оцените статья

+1

Оценили

Ольга Михайлова+1
Нет комментариев. Ваш будет первым!