Павел Старостин. Портрет как зеркало внутреннего мира человека

4101
Павел Старостин. Портрет как зеркало внутреннего мира человека

Самарский архитектор Павел Старостин, известный участием в создании проекта первого в городе торгового центра «Парк Хаус», не так давно оставил свою достаточно прибыльную работу и сосредоточился на рисовании портретов. Видимо, пришло время отдаться тому, к чему стремилась душа с самого детства. Павел Васильевич считает, что его талант от мамы, инженера-проектировщика. Она делала наброски каждую свободную минуту. Со временем остро заточенный карандаш стал настоящим продолжением и руки ее сына-архитектора. Остро заточенный грифель позволяет Павлу Васильевичу выявить самые потаенные черты характера его моделей, делает портреты живыми, а их глаза осмысленными. Художника можно назвать виртуозом графики. Не случайно его выставки собирают много зрителей как в родной Самаре, так и в столице. Он оформляет модный журнал The World, пишет портреты мировых знаменитостей и своих земляков, планирует создать серию работ об истории родного города и о русском балете. Разменяв шестой десяток, художник живет интенсивной творческой жизнью. В этом ему стоит только позавидовать.

Династия строителей

Павел Старостин гордится своими родителями. Отец Василий Павлович родился в 1927 году в селе Смышляевка Кузоватовского района, ранее относившегося к Самарской губернии. Сейчас это Ульяновская область. В этой деревне ровно половина жителей – Старостины. В семье было 13 детей. В самом конце Великой Отечественной Василий был призван в армию и направлен в летное военное училище. Повоевать не удалось, зато сохранилась на всю жизнь офицерская выправка и закалка. А его братья, которые были постарше, прошли с честью по дорогам войны.

Демобилизовавшись, Василий Павлович поступил в Куйбышевский строительный институт. Работал в промышленном и сельскохозяйственном строительстве. Проектировал птицефабрики, заводские цеха и так далее.

Мама Нинель Семеновна, в девичестве Иванова, родилась в Белебее. Отец ее Семен Николаевич еще со времен революции был сотрудником НКВД. Когда пришло время поступать в вуз, девочка из Башкирии тоже приехала в Самару. С будущим мужем познакомилась в общежитии строительного института. В отведенной молодым супругам крошечной комнатке и появился на свет их первенец Павел.

По окончании вуза Нинель Семеновна поступила на работу в Горпроект, затем перешла на работу в Жилдорпроект.

Павел Старостин, художник-график:

– Мама закончила сантехнический факультет и участвовала в проектировании сантехнических систем многих новостроек города Куйбышева. Когда я работал архитектором, мои старшие коллеги часто подсказывали мне: над этим зданием поработала твоя мама. Нинель Семеновна до сих пор рисует. Ее рисунки живут во мне, являясь своеобразным камертоном для меня как для художника.

Смотрящие в одну сторону

Не удивительно, что сын инженеров-строителей выбрал архитектуру делом своей жизни. И хотя сейчас отдался графике, но не исключает возможности своего участия в архитектурных проектах.

Павел Старостин, художник-график:

– Примерно на 90% сегодня я художник и на 10% все-таки архитектор. Не так давно мной была разработана концепция дизайн-проекта ресторана в Самаре. Серьезная работа архитектором была, когда я возглавлял департамент архитектуры группы компаний «Время». Мы проектировали и строили по всей России торговые центры «Парк Хаус». Работали в Тольятти, Самаре, Казани, Уфе, Волгограде, Екатеринбурге.

Современные архитектурно-планировочные решения молла «Парк Хаус» создают уникальную возможность формирования качественного tenant-mix торговых галерей и развлекательной составляющей проекта. «Парк Хаус» отличают просторные светлые галереи, открытые и яркие витрины, минимум рекламных конструкций, эффективная горизонтальная и вертикальная логистики.

В 90-е молодого архитектора позвали в свою команду самарские предприниматели Эдуард Вырыпаев и Сергей Гаранин. В группе компаний «Время» был нужен руководитель службы главного архитектора, который бы организовал работу проектного отдела. Павел с этим справился. Он стремился к новым задачам, а проектирование торговых центров для всех было в новинку. Творческий процесс захватил Павла Старостина. Так появился на свет проект первого молла «Парк Хаус». Затем по такому же проекту стали возводиться торговые центры и в других городах.

До сих пор их посетители отмечают продуманность конструкции и воздушность интерьеров. На счету архитектора Старостина немало и более камерных проектов.

Со своей женой наш герой познакомился также в архитектурном бюро, куда попал по распределению. Бывшая коллега по работе Лилия Саитовна подарила Павлу двух замечательных детей, которые унаследовали талант родителей. Виктория занимается различными видами дизайна, увлечена волонтерством, живо интересуется вопросами экологии. Сын Александр также будущий архитектор. Самарцы могли увидеть зеркальный павильон, который он сделал вместе со своими друзьями во время ВолгаФеста в 2017 году.

Павел Старостин, художник-график:

– Крупнейшее мировое онлайн-издание об архитектуре ArchDaily опубликовало подборку лучших студенческих работ 2017 года со всего мира. Мы были приятно поражены, что среди более тридцати экспонатов-победителей со всего мира фигурировал единственный из России. И это был «Зеркальный павильон», выполненный студентами Самарского технического университета в рамках проекта «О’Город» на фестивале набережных «ВолгаФест». Я горжусь, что авторы «Зеркального павильона» – Арсений Самогоров, Владислав Хохлов, Кирилл Сидоров и мой сын Александр Старостин. Хороший старт для продолжателя нашей династии!

Выставки и Интернет

Пожалуй, многие самарцы узнали Старостина именно как художника не так давно – во время выставки в Доме актера. Однако многие из членов пользователей Интернета давно уже были его поклонниками и заказчиками. На своей странице в Фейсбуке график постоянно выкладывал свои работы и даже принимал заказы. Автор рассказал, почему обратился сначала к интернет-сообществу.

Павел Старостин, художник-график:

– В современном мире большая часть артрынка переместилась в социальные сети, и для художника это возможность заявить о себе и показать свои работы. Но не менее важно, конечно, участвовать в выставках. Живое общение необходимо художнику, оно дает импульс творческим поискам.

Выступая на вернисаже, Павел тогда пояснил, почему отдает предпочтение графике.

Павел Старостин, художник-график:

– Сегодня на артрынке представлено много живописи, натюрмортов, пейзажей. Салоны заполнены интересными работами. Графических работ значительно меньше. В этом я нашел свою нишу. Конечно, работать в ней сложнее, потому что люди привыкли к краскам и цвету.

Многим самарцам запомнился этот вернисаж в Доме актера, который собрал большое количество почитателей таланта Павла Старостина. Вернее, его многочисленных талантов. Бывшие однокашники вспомнили, что еще в студенческие годы он стал звездой СТЭМА строительного института. Его остроумие и актерские способности стали одной из движущих сил студенческого театра миниатюр. Затем выдумки Старостина стали оживлять профессиональные «капустники».

Коллеги без смеха не могли вспоминать супердлинноногую Снегурочку, в которую воплотился высокий, худощавый Старостин на одном из новогодних «огоньков» в Доме архитектора. Друзья поделились секретом, что сейчас, когда ему уже за пятьдесят, Павел отдался новой страсти – танцам. Его увлекают танцы – сальса, аргентинское танго. Иногда он приходит на набережную Волги просто, чтобы потанцевать. Благо, выступления представителей того или иного направления стали доброй традицией в Самаре. На выставку пришли и друзья Павла по художественной школе № 1 Григория Зингера. Он и тогда, и позже рисовал не переставая. Продолжал этим заниматься даже на лекциях в институте. Однокашники с архитектурного факультета, чертившие дипломные работы вместе со Старостиным, признались на вернисаже, что обратные стороны их ватманов были сплошь покрыты шаржами начинающего графика. И все боялись, что комиссия на экзамене увидит изнанку их таких с виду серьезных проектов.

Путь в искусство

Путь в искусство начался у Павла как-то по-новогоднему весело. В трудные 90-е годы выпускники вуза собрались в мастерской своего любимого преподавателя живописи и рисунка Станислава Федорова. Зашел Павел и заявил, что оформился в Грецию на сбор апельсинов, чтобы немного подзаработать деньжат. А Федоров достал карандаши, стопку бумаги и сказал одному из лучших своих учеников, что он должен в таком благословенном для художников месте не работать на плантациях, а рисовать.

Павел Старостин, художник-график:

– Получилось так, как предсказывал наш мэтр. Добравшись до места назначения в Пелопонесе, я устроился вечерком в ресторанчике, который принадлежал хозяину плантаций, и начал набрасывать на федоровской бумаге колоритные лица посетителей. Греки заметили меня, столпились вокруг и стали наперебой просить нарисовать их. Хозяин оттеснил всех, а затем повесил свой портрет на почетном месте в харчевне. Потом меня просто стали передавать из рук в руки: вместо того, чтобы собирать апельсины, я собирал типажи. А заодно, переезжая из села в село, делал на заказ семейные портреты.

Апельсины Павел в Самару все же привез – целых 30 килограммов. Это был подарок хозяина плантации. С удовольствием художник раздавал эти дефицитные в ту пору плоды своим знакомым, щедро сдобрив каждую встречу былями и небылицами о своем пребывании на родине Гомера. С тех пор в городе узнали об оригинальном самарском портретисте.

Действительно, карандашные рисунки Старостина необыкновенно живы. Изображенные на них знаменитости воспринимаются в новом свете. В каждой работе Павел сумел отобразить собственное восприятие знаменитого человека, подчеркнуть основные черты его личности.

Павел Старостин, художник-график:

– Начиная портрет человека, которого я не знаю лично, перерабатываю большой пласт материала – читаю биографию, роюсь в фотографиях и наконец нахожу ту единственную, в которой, как мне думается, отражена его сущность. Я не просто копирую его черты, но стараюсь более отчетливо выявить то, что увидел в этом лице, добавляю собственные размышления о моем герое.

Сейчас многие российские знаменитости с удовольствием получают в подарок и даже заказывают самарскому графику свои портреты.

Павел Старостин, художник-график:

– На выставку в Дом актера я отобрал портреты известных людей, которыми я восхищаюсь, которых знаю и люблю. Это и певец Мик Джаггер, и балерина Алла Шелест, и патриарх Алексий. Мне интересно заглянуть во внутренний мир человека через портрет и выявить в рисунке его лучшие качества. Почему я много рисую артистов? Наверное, хочу показать публике, какие они на самом деле. Лицедеи постоянно играют разные роли. И их самих воспринимают порой, как будто они обладают чертами характера их известных персонажей.

Покорение столицы

С тех пор Старостин не только уже устроил несколько выставок в Москве, но и переехал туда на постоянное жительство.

Павел Старостин, художник-график:

– Когда я ушел из компании «Время», почти с нуля создал свою архитектурную фирму. А дальше вмешался случай. Я разработал проект ресторана в Клину, и мои новые заказчики предложили вести авторский надзор за строительством. В итоге я снял квартиру в Москве. Там же у меня появились и новые увлечения – цигун и танцы. Однажды я увидел удивительно красивую пару. Мне захотелось их нарисовать. Потом я сделал портреты преподавателей клуба, в котором занимался. Два моих друга увидели мои работы и захотели сделать женам подарок – их портреты. С этого момента и началась моя история столичных заказных портретов.

Анатолий Назейкин, председатель Профсоюза работников связи России, президент Ассоциации профсоюзов транспорта и связи России, заслуженный связист России, президент Самарского землячества в Москве:

– Павел Старостин – замечательный самарский художник-график. С помощью одного только карандаша он создает необыкновенно живые портреты знаменитостей со всего мира: актеров, спортсменов, общественных деятелей. Большую часть его творческого портфолио занимают сюжеты, связанные с Самарой. Моя жизнь также связана с этим прекрасным волжским городом. Было интересно увидеть наброски Павла Васильевича, посвященные фестивалю Аллы Шелест, который вот проходит в Самарском оперном театре, а также первые портреты исторических личностей, сыгравших большую роль в расцвете нашего родного города. Я уже много лет живу в столице, однако никогда не терял связи с родными местами и стараюсь всячески поддерживать своих талантливых земляков. Вот и у самобытного художника Старостина, по-моему, большое будущее. Он уже сделал несколько выставок в столице. Знаю, что у него есть задумка нарисовать портреты членов самарского землячества в Москве. Рад, что мой портрет стал одним из первых в этой серии. Мне он очень понравился. Благодарю также за то, что Павел Васильевич запечатлел дорогой для меня момент вручения мне ордена Александра Невского в 2019 году Президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным. Это память на всю жизнь.

Павел Старостин, художник-график:

– Постепенно от отдельных картин я перешел к тематическим сериям. Один из таких проектов – династии. Начало ему положили портреты членов династии Лиепа и Михалковых. Мне интересно было узнать об их предках, о том, чем жила эта семья на протяжении долгих лет. Все Лиепа и Михалковы – удивительно интересные личности, изучать их жизнь – настоящее удовольствие. Но этот проект только начался. Я разговорился с моим хорошим знакомым Василием Браташом. Он бывший директор Самарского цирка. Сейчас тоже взялся за кисти и краски. Он подсказал, что для моей серии подошли бы и цирковые династии. Будем с ним вместе работать в этом направлении.

Сейчас нашего земляка хорошо знают в Москве. Павел приглашен иллюстратором в модный журнал The World. Уже не первый раз его номера выходят с портретами знаменитости на своей обложке. То это Анатолий Чубайс, а то Далай Лама. Издатели знают: Старостин может нарисовать кого угодно. Павел Васильевич дружит с самарской диаспорой в Москве, делает выставки для депутатов, ученых и крупных руководителей – выходцев из Самарского региона. По просьбе некоторых из них делает портреты. Оторваться от родной почвы самарцам непросто. Мысли художника вновь и вновь возвращаются к родной Самаре. Павел даже начал делать краеведческие циклы и перешел на более крупный формат.

Павел Старостин, художник-график:

– Еще одна область искусства, которая меня привлекает, – это балет. Руководство Самарского театра оперы и балета поручило мне сделать портрет Аллы Яковлевны Шелест, причем у меня родилась целая композиция: на первом плане одухотворенное лицо великой балерины, а на заднем – ее фигура в наиболее характерных «па». Думаю сделать несколько портретов людей театра в честь замечательного фестиваля имени великой актрисы, который проходит в моем родном городе.

Есть у художника еще задумка – проект «Исторические личности». Он связан с теми людьми, которые внесли большой вклад в развитие нашего города, нашего региона. Первый портрет из этой серии, который уже демонстрировался в Москве, – это Альфред фон Вакано. Павел решил снабдить графические листы этой серии описаниями жизни и деятельности своих героев. Проект посвящен 170-летию Самарской губернии.


Татьяна Гриднева
При подготовке материала использованы фото из архива Павла Старостина.

Оцените статья

0
Нет комментариев. Ваш будет первым!