Сергей Кондулуков. Мастер русской реалистической живописи

4701
Сергей Кондулуков. Мастер русской реалистической живописи

Заслуженный художник Российской Федерации, профессор, заместитель ректора, директор Института изобразительного и декоративно-прикладного искусства Тольяттинского государственного университета, Почетный академик Российской Академии художеств Сергей Никитович Кондулуков в кругу друзей, коллег и единомышленников отмечает семидесятилетие.

Широта творческого диапазона Сергея Никитовича Кондулукова, работающего во всех традиционных жанрах станковой живописи, предопределена его природной одаренностью, основательностью, разносторонностью профессионального образования, глубинным интересом к природе и человеку. Сергей Кондулуков с увлечением и мастерством создает картины с развернутым сюжетом, пишет портреты людей незаурядных, наполненные восхищением природой пейзажи. В своих многожанровых работах художник проявляет себя то сдержанно-умудренным, то невероятно взволнованным.

Часто приезжает Сергей Никитович Кондулуков в родные места. Он родился неподалеку от Чапаевска, в селе Большое Томылово. Здесь он вырос в большой многодетной семье. Пять братьев и сестра. И он – самый младший.

Сергей КОНДУЛУКОВ, заслуженный художник Российской Федерации:

– Наше село находится чуть в низине, а на пригорке мы по весне играли в лапту, в другие детские игры. Детворы собиралось много, семьи были большие. Как-то однажды рядом с нами художник писал пейзаж, закат вечерний. Наверное, тогда во мне что-то екнуло всерьез. Все продолжали играть, а я стоял около него завороженный. Примерно тогда же у нас в школе повесили объявление о приеме в кружок рисования. Я записался. Ездил в город Чапаевск, это километров семь-восемь, а до автобусной остановки надо было еще пешком километра три пройти. Там, в кружке Дворца пионеров, я получил первые уроки, освоил азы рисования.

На этом пригорке в детстве он любовался утренней зарей и вечерним закатом. Вместе с друзьями на речке ловил рыбу и раков. И сейчас по традиции приветствует реку своего детства. А на холме, всматриваясь в изменяющееся год от года родное Большое Томылово, достает блокнотик и набрасывает в него эскиз…

От родителей Сергей Никитович перенял любовь к жизни, работоспособность. Анисья Петровна и Никита Григорьевич Кондулуковы были люди открытые, любили собирать гостей. И дети у них выросли такими же: не могут жить друг без друга. Все братья и сестра Кондулуковы получили высшее образование. Хотя и живут сейчас в разных городах, но часто собираются вместе. Живущий в Чапаевске брат, заслуженный врач Российской Федерации Николай Никитович Кондулуков, гордится творческими успехами Сергея Никитовича.

Николай КОНДУЛУКОВ, заслуженный врач Российской Федерации, брат Сергея Кондулукова:

– Я уже не удивляюсь, как Сергей все успевает: живописью занимается, преподает, книги пишет! Он всегда был такой инициативный, творчески устремленный, не боящийся никакой работы. У Сергея уже лет в семь-восемь проявлялись задатки лидера. Я постарше его, но в детстве этого не ощущал. Идем по грибы или по ягоды – он всегда больше всех соберёт! Мы всегда были не разлей вода. У нас семья по сути гуманитарная. Мама, отец и мы, их дети, склонны к этому, технарей среди нас нет. Мама очень любила русскую литературу, читала нам стихи Некрасова, Пушкина. Отец был бригадиром слесарей на заводе, никогда не препятствовал желанию детей учиться, говорил: «Хотите учиться – учитесь!» Четырнадцатилетнего как отпустить в Саратов? Отпустил со страхом и риском, конечно.

Саратовское художественное училище, служба в армии, затем Пензенское художественное училище.

Николай КОНДУЛУКОВ, заслуженный врач Российской Федерации, брат Сергея Кондулукова:

– Когда я был студентом медицинского института, а Сергей учился в училище, летом мы объездили все Золотое кольцо. Денег у нас было кот наплакал, ездили мы в поезде на верхней, на третьей полке, договариваясь с проводниками. Думаю, эта поездка по Золотому кольцу добавила ему еще больше желания совершенствоваться профессионально. Нелегким был у него этот путь исканий, путь творчества.

Сергей КОНДУЛУКОВ, заслуженный художник Российской Федерации:

– Я люблю сам процесс рисования, написание картины! Белый холст – это само по себе произведение! Страшновато, когда приступаешь, белый цвет просвечивает сквозь краски, к холсту ты относишься бережно. Потом начинаешь мучиться, и это проглядывает на холсте. Нежелательно, чтобы зритель видел твои мучения. В какой-то момент приходит озарение, словно Бог увидел и услышал тебя. После этого озарения думаешь: неужели это я писал? Нет, это кто-то писал за меня!

По мнению академика Российской академии художеств Александра Ивановича Рожина, разнообразие эмоционально-содержательного жанрового спектра в живописи Сергея Никитовича Кондулукова ярко проявилось на стыке семидесятых-восьмидесятых годов двадцатого века. Среди лучших работ того времени – «Сталевар дядя Паша», «Студентки. Душевный разговор», «Женя-афганец», в которых художник убедительно заявил о своей профессиональной зрелости, продемонстрировав умение видеть в человеке главное – его жизненное кредо, неповторимость и цельность характера.

Бездушное копирование, интерпретация уже известных тем и мотивов всегда были чужды Сергею Никитовичу Кондулукову. Он никогда не писал и не пишет портреты людей, неблизких ему по духу, по отношению к жизни. В восьмидесятые годы его все больше привлекали открытые натуры – люди труда, творцы и интеллектуалы. Искусствоведы не раз отмечали, что в созданной Кондулуковым галерее портретов современников во многом отражено нравственное начало художника, его критерии патриотизма и духовности, сокрытой от поверхностного взгляда внутренней красоты человека.

Вера КОНДУЛУКОВА, заслуженный художник Российской Федерации, профессор ТГУ, жена Сергея Кондулукова:

– В общей сложности пятьдесят лет, как мы знакомы, а живем вместе сорок семь лет. Познакомились мы в Пензенском художественном училище, и в этом году уже пятьдесят лет нашему творчеству совместному.

Два года они проучились в художественном училище. В знак внимания Сергей то холст подарит Вере, то яблоко или грушу принесет для натюрморта. Восьмого марта пошел ее провожать и, прощаясь, вдруг спросил: «Ты выйдешь за меня замуж?» – «С чего бы это? – удивилась она. – Не хочу я замуж! Я хочу учиться». – «Мы будем вместе учиться». В тот вечер он сказал ей, что вместе они поступят в Репинский институт, что поженятся, у них будет сын. Все так и произошло.

Вера КОНДУЛУКОВА, заслуженный художник Российской Федерации, профессор ТГУ, жена Сергея Кондулукова:

– Сергею больше нравилось почему-то то, что я делаю. Он к себе критически относится, и я такая же. Он всегда меня подхваливал, подбадривал, обращал внимание на то, что получилось. Я сегодняшним днем живу, могу завтрашний день предвидеть и точно сказать, что будет. Он подробно все разложит на будущее – и все сбывается!

Сергей из-под Чапаевска, Вера из Самары. Закончив Пензенское художественное училище, по распределению Кондулуковы приехали в Тольятти. Работали мастерами производственного обучения в училище №54. Писали пейзажи, портреты. Затем вместе поступили в Ленинградский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. Получив великолепное художественное образование, имея хорошие перспективы по работе в северной столице, они все же вернулись в Тольятти. Этот город стал их судьбой.

Лариса МОСКВИТИНА, заместитель директора Тольяттинского художественного музея по научной работе:

– Нельзя представить их друг без друга. Этот творческий и семейный тандем уникален, он помогает им обоим в жизни. Когда я бываю на выставке и вдруг не вижу Веру Ивановну, всегда спрашиваю, где она. Их невозможно представить раздельно. Вся их жизнь идет вместе: Пензенское художественное училище, затем академический институт имени Репина, вместе они преподавали здесь в училище, даже профессорство они получили в один год, преподавая в Тольяттинском государственном университете.

Еще в студенческие годы Сергей и Вера Кондулуковы вместе с однокурсниками реставрировали один из храмов в Целинограде, восстанавливали настенные фрески, возвращали свет закопченным иконописным ликам. Сегодня под его руководством студенты учатся выполнять списки с икон. Удачно написанные он планирует передать во вновь построенные университетский храм во имя святой великомученицы Татьяны и храм в родном селе Большое Томылово.

На всю жизнь Сергею и Вере Кондулуковым запомнилась их первая совместная выставка – в Пензенском художественном училище после поездки на Байкал, когда Сергей впервые проявил себя как незаурядный организатор. Позже были успех и признание на городских, областных, региональных выставках: на зональной выставке «Большая Волга», республиканской выставке «Натюрморт и интерьер», выставках в Москве, Санкт-Петербурге, а также за рубежом – в Финляндии, Италии, Германии, Франции, на Кипре.

Сергей КОНДУЛУКОВ, заслуженный художник Российской Федерации:

– Вот если затеял холст и есть у меня к нему материал, то я стараюсь, пока не закончу эту работу, не приступаю к другой. У меня не стоит галерея незаконченных работ. Другой вопрос, что точку я поставил, а потом через какое-то время есть желание к этой точке добавить еще пару точек, дописать. Сразу над несколькими холстами я не работаю, стараюсь закончить какой-то этап.

В 1989 году на автопортрете Сергей Никитович изобразил себя сидящим в напряженном раздумье перед мольбертом. И это не случайно. Художника Кондулукова и в жизни, и в работе отличает глубинный, вдумчиво-философский подход.

Вера КОНДУЛУКОВА, заслуженный художник Российской Федерации, жена Сергея Кондулукова:

– Когда я пишу, ко мне никто не должен входить, чтобы не мешать. Я должна полностью погрузиться в свою работу. Он спокойнее к этому относится, я могу зайти к нему в мастерскую, иногда дать совет, к которому он прислушается или нет. Мне, когда я пишу, советов не надо. Но я его взгляд знаю. Когда он проходит, мне достаточно его взгляда, и я сразу почувствую, что что-то не так делаю.

Странным, подчас необъяснимым образом векторы чувств перекрещиваются в созданных Сергеем Кондулуковым полотнах, раскрывая эстетические предпочтения, темперамент и энергетику натуры мастера. Возникающие в воображении зрителя параллели далеко не всегда бесспорны и одинаковы. Но в этом и заключается прелесть общения с настоящим искусством, которое дает широкий простор нашей фантазии, возможность своеобразного сотворчества.

Сергей КОНДУЛУКОВ, заслуженный художник Российской Федерации:

– Когда краски только начинаешь раскладывать, они такие красивые, звучные! Ты не боишься ничего, мажешься, пишешь свободно, размашисто, не следишь за рисунком! Потом начинаешь выстраивать форму, процесс идет от общего к частному. Я люблю любые состояния, оптимистично к ним отношусь. Думаю, у меня на холсте этот оптимизм присутствует. Есть у меня картина под названием «Депрессия», но и в ней есть оптимизм: после депрессии наступают просветление, радость, и с этим ничего не поделаешь!

Сергей Кондулуков – признанный мастер пейзажа и портрета. По мнению искусствоведов, именно эти жанры позволяют наиболее полно выразить состояние души художника. Остается лишь догадываться, как на плоском холсте живописцу удается раскрыть безмерный простор пространства, в котором чувствуются и солнечный зной, и сила ветра, и холод дождя, а в памяти остается ощущение прикосновения к чему-то очень близкому, родному и любимому.

Путешествуя по России и другим странам, Сергей Никитович отражает в своем творчестве эмоциональное восприятие Среднего Поволжья, Алтая, Байкала, Карелии, Финляндии, Венгрии, Италии, Кипра…

Татьяна АДАЕВСКАЯ, кандидат исторических наук, ученый секретарь Тольяттинского государственного университета:

– Крым, когда его рисует Сергей Никитович, выглядит так, что кажется: ты отдыхал именно на этом пляже, узнаешь именно это место и любишь его так же, как и художник.

Доминирующие в творчестве художника пейзажи часто сравнивают со свое-образным творческим дневником, в котором можно увидеть и удивительную непосредственность, и нежность откровенности, и поэтику настроений, и легко ранимую натуру пейзажиста. Природа вдохновляет мастера русской реалистической живописи на самопознание, на воплощение на холсте переполняющих душу и сердце чувств.

Пейзаж нередко входит в изобразительную ткань натюрмортов Сергея Кондулукова, придавая им особую эмоциональную убедительность и драматургию.

Лариса МОСКВИТИНА, заместитель директора Тольяттинского художественного музея по научной работе:

– Сергея Никитовича всегда отличает немного сдержанный, немного сглаженный колорит, в чем-то на первый взгляд суховатый. Его манеру письма узнаешь. Работает он в разных жанрах – это и портрет, и пейзаж, и натюрморт. Ему подвластны все жанры. Он любит путешествовать и из разных мест привозит этюды, которые потом становятся самостоятельными произведениями.

Руководивший Тольяттинским отделением Союза художников России Сергей Никитович Кондулуков в 1987 году стоял у истоков создания Тольяттинской картинной галереи, ставшей затем Художественным музеем.

В собрании Тольяттинского художественного музея представлены работы и Сергея Никитовича, и Веры Ивановны Кондулуковых – портреты, пейзажи, натюрморты. «Красный интерьер» был написан Сергеем Никитовичем после поездки в Финляндию, «Знойный день» – после поездки в Венгрию. На Кипре после двух месяцев работы на пленэре состоялась имевшая большой успех выставка «Кипр глазами русских художников». Несколько работ были закуплены музеем города Лимасол.

Лариса МОСКВИТИНА, заместитель директора Тольяттинского художественного музея по научной работе:

– Если Сергей Никитович более спокоен и выдержан в жизни и в творчестве, то Вера Ивановна – яркая, по натуре своей очень импульсивная женщина. И в работах так же: если у Сергея Никитовича мазок очень нежный, лессировочный, переходы мягкие, то в работах Веры Ивановны видна пульсация – мазок пастозный, цвета более насыщенные. Когда мы проводим практику в Художественном музее, я вижу, как работают их студенты. Надо отметить большое внимание и уважение ректора Тольяттинского государственного университета к Сергею Никитовичу. Я вижу в этом интерес и профессионализм в первую очередь.

На кафедре живописи и художественного образования Института изобразительного и декоративно-прикладного искусства Тольяттинского государственного университета профессоры Сергей Никитович и Вера Ивановна Кондулуковы уже много лет подряд передают свои знания будущим живописцам, чьи работы представлены в постоянной экспозиции в стенах университета.

Сергей КОНДУЛУКОВ, заслуженный художник Российской Федерации:

– В 2014 году я был избран Почетным членом Российской академии художеств. За заслуги в преподавательской деятельности мне присвоено звание «Почетный работник высшего образования». Когда общаешься со студентами, их заряд молодости и жажды творчества перетекает в тебя, хочется жить. Видишь их успехи, начинаешь дома работать азартнее и сквозь призму работы со студентами смотришь и на свои работы: а я на том ли пути, я все ли правильно делаю? Воспитывая и обучая других, ты обучаешься и сам. Эти две стези – живопись и педагогика – теперь неразрывны в нашей жизни. Уезжая в отпуск на два месяца, пишешь на природе пейзажи, думаешь над живописными работами и скучаешь по студентам – чем там они заняты? Ждешь сентября, чтобы с ними встретиться.

В мастерской Сергея и Веры Кондулуковых собрана, пожалуй, самая большая в Тольятти библиотека художественных альбомов, книг по изобразительному искусству, учебников по педагогике и методике преподавания творческих дисциплин.

За четыре десятилетия Сергеем Никитовичем Кондулуковым написаны портреты людей самых разных специальностей, строивших Тольятти, создававших Волжский автозавод, вошедших в историю города.

Татьяна АДАЕВСКАЯ, кандидат исторических наук, ученый секретарь Тольяттинского государственного университета:

– В Доме ученых Тольяттинского государственного университета представлена галерея портретов ректоров этого вуза. Это очень атмосферные портреты, они очень многое значат для тех, кто работает в университете. Сергей Никитович Кондулуков преподает в Тольяттинском государственном университете с 2003 года. Он пришел в университетские стены, в академическую среду титулованным мастером, заслуженным художником Российской Федерации. Он быстро адаптировался к академической среде. Со своими принципиальностью и видением новых задач Сергей Никитович сумел оказать значительное влияние на формирование нашего коллектива, поставив перед ним новые задачи. Мне кажется, с этим он справился блестяще! Сергей Никитович вдохновляет, создает атмосферу для роста людей, которые работают вместе с ним.

Защита дипломных работ в Институте изобразительного и декоративно-прикладного искусства Тольяттинского государственного университета – это всегда особенный день. Он связан с появлением новых произведений искусства – картин, ювелирных украшений, декоративно-прикладных изделий. Творческий анализ, дискуссии, обсуждения…

Михаил КРИШТАЛ, доктор физико-математических наук, профессор, ректор Тольяттинского государственного университета:

– Я несколько раз был в мастерской Сергея Никитовича и Веры Ивановны и всегда восхищался царящим там творческим духом. Когда мы с Сергеем Никитовичем были в Китае, то видели, как там в университете пытаются учить живописцев. На мой взгляд, работы наших студентов, учеников Кондулукова, творчески на порядок выше! У нас очень хорошая школа. Умение организовать обучение, собрать рядом с собой творческие личности – это дорого стоит! Рядом с Сергеем Никитовичем и его супругой работают заслуженные художники Российской Федерации. Собрать их и сделать так, чтобы они работали на одну идею, передавали свой опыт, свое мастерство – это, конечно, тяжелая ноша. Дважды Сергей Никитович устраивал в университете передвижную выставку «Красные ворота – против течения». Грандиозная была выставка! Кстати, на первой из этих выставок Сергей Никитович получил звание Почетного академика Академии художеств России. У Сергея Никитовича впереди много долгих лет жизни и творчества. Хочу пожелать ему, чтобы эти годы были наполнены не столько муками, сколько радостью творчества, чтобы он продолжал радовать нас своими работами.

Сергей Никитович и Вера Ивановна Кондулуковы с гордостью рассказывают о своем сыне, о том, как в детстве Алексей увлекался живописью, но по стопам родителей не пошел, выбрав другую творческую профессию. Закончив факультет международной журналистики МГИМО, Алексей Кондулуков работал корреспондентом на «ТВ-6», НТВ, телеканале «Россия», побывал во многих горячих точках. Сейчас он работает заместителем директора Дирекции информационных программ телекомпании «ТВ Центр».

Алексей КОНДУЛУКОВ, член Союза журналистов России, сын Сергея Кондулукова:

– Детство в семье художников – это запах красок, лака, сырого холста, художественные альбомы и картины на стенах и, конечно, разговоры об искусстве. Отец говорит маме: «Вера, посмотри, какие тени!» Или мама обращается к нему: «Сергей, смотри, как тут легла рука!» Постоянная работа родителей, их творческие диалоги. В моей жизни это было творческое измерение, пятое измерение, которое действительно существует.

Я не встречал других людей творческой профессии, которые так много работают. У них не было выходных. В субботу и в воскресенье они ехали в мастерскую, где их никто не отвлекал, где можно было спокойно писать. Летний отпуск – это всегда творческие поездки с этюдником. Отец и мама в этих поездках много писали, могли привезти по двадцать-тридцать работ. Вдохновение приходило к ним в процессе труда. Как они друг друга поддерживают! Как создают творческую атмосферу! Это помогает и отцу, и маме. За несколько десятилетий совместной творческой и семейной жизни они многое переняли друг у друга, и, тем не менее, у них разная живопись. Мама, скорее, поэт от живописи. Она более эмоциональна и в жизни, и на холсте. У отца живопись более философская, психологическая.

Я ощущаю в себе многие черты отца. Прежде всего, умение слушать. Он не только реагирует на людей, он интересуется ими, понимает самых разных людей. Кто-то вырабатывает это годами, а у него это от природы. Кроме того, он умеет нестандартно смотреть на любую ситуацию. Отец талантлив не только как художник, но и как организатор. Он широко мыслит. Образно говоря, видит за отдельными деревьями лес, а за ним – всю красоту и мощь природы.

Он живет настоящим и будущим. Причем будущим в значительной степени. Всегда старается передать мне умение мечтать масштабно, по-крупному, умение превращать мечты в цели, на их основе ставить задачи, их разбивать на шаги и делать эти шаги смело и немедленно…

И в нашей стране, и за ее пределами профессиональным сообществом и ценителями живописи давно признаны мастерство живописца, его индивидуальность образного видения, особенности художественных средств, умноженные на труд и многогранность таланта. Не верится только в одно: неужели заслуженному художнику Российской Федерации, профессору, Почетному академику Российской академии художеств Сергею Никитовичу Кондулукову уже семьдесят лет?

Сергей КОНДУЛУКОВ, заслуженный художник Российской Федерации:

– В душе я нисколько не постарел. Иногда вспомнишь, что тебе скоро семьдесят. Жена может подтвердить, что я не изменился, так же сразу выхожу танцевать, за девушками ухаживать, будто мне те же тридцать лет. Я в этом отношении чувствую себя таким везде.


Александр ИГНАШОВ

При подготовке материала использованы фото из архива Сергея Кондулукова.

Оцените статья

+1

Оценили

Ольга Михайлова+1
Нет комментариев. Ваш будет первым!