Валерий Горбунов: «Работу надо не отталкивать, а, наоборот, притягивать к себе!»

4821
Валерий Горбунов: «Работу надо не отталкивать, а, наоборот, притягивать к себе!»

Валерий Иосифович Горбунов – председатель совета директоров ООО «Автотор ХОЛДИНГ», одного из крупнейших российских предприятий по производству легковых автомобилей. Именно КОМПАНИЯ «Автотор» первая в стране начала выпуск автомобилей иностранных марок. Мог ли он избрать другой профессиональный путь? Вряд ли… Автомобильное дело для семьи Горбуновых – семейное. Его отец служил командиром автороты в Ульяновской области, брат был водителем, поэтому осваивать машины Валера Горбунов начал еще в самом юном возрасте. Он родился в Ульяновской области, в Сызрани Куйбышевской области закончил среднюю школу. А после армии его семья перебралась в город Тольятти, где Валерий Иосифович прожил около тридцати лет. В интервью нашему журналу он рассказал о своих маститых наставниках и работе в крупнейшей компании-автопроизводителе.

– Валерий Иосифович, 2019 год – юбилейный для Вас в профессиональном плане. Ровно два десятилетия Вы работаете в компании «Автотор». Наверное, цифры говорят сами за себя… Для Вас «Автотор» является настоящим детищем, живым организмом?

– Да! Пожалуй, за результаты «Автотора» я переживаю так же, как за свои собственные. К счастью, у меня есть возможность наблюдать, как завод развивается и выходит на новый уровень. Для меня это – большая радость.

– Как Вам кажется, Вы старались воспитывать в себе лидерские качества или Вы – по природе своей лидер? Ведь еще в армии Вы всерьез занялись комсомольской работой, а всего через год после службы уже были членом бюро горкома комсомола. Далеко не каждому удавалось сделать такой рывок.

– В армии я начал заниматься комсомольской работой. Когда же меня демобилизовали, начальник политотдела направил в тольяттинский горком партии письмо-рекомендацию: «На вашу территорию убыл такой-то, он у нас тем-то занимался и имеет явные к этому способности. Прошу рассмотреть возможность его использования и дальше по этой линии». Я же не в курсе был и очень весело отмечал с друзьями свое возвращение. Тут приходит какая-то девчушка, очень строго смотрит и говорит: «Завтра как можно раньше появитесь в горкоме комсомола». Ну, конечно, сразу закончил гулять, привел себя в порядок и наутро пошел. А там меня приглашают на работу инструктором и уже через месяц избирают членом бюро горкома комсомола.

– Комсомольская деятельность подарила Вам судьбоносное знакомство с Владимиром Ивановичем Щербаковым (впоследствии – основателем компании «Автотор»), верно?

– Да, Владимир Иванович был руководителем оперативного комсомольского отряда Тольяттинского политехнического института. Учитывая, что я был заворготделом, то мы, работая вместе, быстро сошлись и крепко сдружились. Он во мне видел старшего товарища, сам же был очень активным человеком – занимался учебой, работой и спортивными единоборствами.

– О Владимире Ивановиче мы еще поговорим чуть позже… В 1971 году открылась новая страница в Вашей судьбе – работа на АвтоВАЗе. На мощнейшем предприятии страны Вы прошли путь от инженера по организации технического обслуживания автомобилей до заместителя директора завода. Что было самым сложным на этом пути?

– На АВТОВАЗе мне поначалу тяжело пришлось. На заводе была строго продуманная, регламентированная политика работы с кадрами, резерв кадров, и, пока у меня не появилось законченное высшее образование, не было никакого продвижения, несмотря на все мои замечательные показатели. Поэтому по ночам приходилось подрабатывать, например, разгружать в магазинах ночной завоз молока.

Тем не менее, я благодарю судьбу за то, что мой профессиональный путь начался именно на Волжском Автомобильном заводе. Пока я служил в армии, мои родители пере-ехали в Ставрополь-на-Волге, который после принятия решения о строительстве автомобильного завода с итальянским партнером Fiat был переименован в честь деятеля коммунистической партии Пальмиро Тольятти. Мы, совсем еще молодые специалисты, оказались внедрены в такое масштабное дело, которого не было на всей территории Советского Союза. Мы были вынуждены стать новаторами, потому что жили в такой среде. В свое время мне посчастливилось принимать активное участие в организации общесоюзной фирменной сети технического обслуживания АвтоВАЗа, охватывающей более тысячи предприятий по сервису и продаже автомобилей «Жигули – LADA».

– Каждому человеку на определенном этапе жизни встречаются особенные люди, настоящие учителя. Кого бы Вы хотели вспомнить?

– Наш генеральный директор Виктор Николаевич Поляков вокруг себя создал мощнейшую плеяду руководителей. Он так верно сумел их сориентировать, нацелить на освоение новых задач, благодаря ему у нас было очень много фантастических учителей.

– Могли бы Вы вспомнить совет, который услышали от легендарного Виктора Николаевича Полякова?

– Когда я достиг маленькой руководящей должности, он мне сказал: «Валера, ты получил руководящую должность, хочу тебе дать два совета. Прежде чем подписывать какие-то документы, подумай: сможешь ли ты объяснить прокурору, почему ты подписал эту бумагу, если вдруг это будет необходимо?» А еще он всегда говорил: «Ты работу не отталкивай, а, наоборот, на себя притягивай. И тогда тебя обязательно заметят!» Эти слова я помню всю свою жизнь.

– Как же «Автотор» появился в Вашей жизни?

– Как только Владимир Иванович начал создавать «Автотор», мне поступило от него предложение о работе. Я к этому времени тоже был в новой формации: был одним из владельцев нового предприятия. У нас сначала так лихо дело пошло, а потом все начало затихать. В этот момент я и получил предложение от Владимира Ивановича. Но отказался, сославшись на то, что не могу бросить товарищей в сложный период. И честно скажу, не думал, что когда-то приду в «Автотор»…

– Правильно говорится: «Хочешь рассмешить Бога – расскажи ему о своих планах». Вскоре после кризиса 1998 года Вы все-таки пришли на «Автотор». Сегодня это одно из крупнейших предприятий в России по производству и сборке автомобилей. А сколько автомобилей тогда собирал завод?

– В 1999 году мы продали 361 автомобиль. Теперь наш объем производства – до 250 тысяч автомобилей в год. В настоящее время выпускаются легковые автомобили известных мировых брендов – BMW, KIA, Hyundai.

– 2017 год – год двадцатилетия выпуска первого автомобиля на «Автоторе». Предприятие очень масштабно отмечало этот праздник. Что это за дата для завода?

– «Автотор» основан в ноябре 1994 года, мы, конечно, праздновали и эту дату, но, скажу честно, не так широко, как выпуск первого автомобиля. Ведь важнее не открытие компании, а ее результат! Первый выпущенный автомобиль – это дитя наших задумок, плод наших планов. Те, кто родился в 1997 году, сегодня – состоявшиеся молодые люди, а кто-то уже даже работает на нашем предприятии.

– Создание первого автомобиля на Калининградской земле пришлось на конец 1990-х, время новой России, отнюдь не простое. Что предшествовало этому?

– Наш отец-основатель Владимир Иванович Щербаков, понимая веление времени, проникновение новых условий хозяйствования, которые открывались в связи с падением государственной диктатуры, создал международный фонд, куда как бывший государственный руководитель пригласил очень известных людей. Он назывался международный фонд содействия приватизации и иностранным инвестициям. Фонд взял на себя функцию осуществлять формирование сотрудничества развивающегося бизнеса на российской территории с уже известным бизнесом за пределами нашей страны. Благодаря этому родилось много проектов, которые этот фонд создал и курировал. Учитывая, что Владимир Иванович – потомственный автомобилестроитель, в ходе различных встреч с ведущими мировыми автомобильными компаниями возникла идея: создать собственный бизнес, объединив новые открывшиеся условия в России с именитыми зарубежными брендами. Владимир Иванович является отцом-основателем не только потому, что он придумал, осмыслил и развил в своем понимании дорогу, которую надо пройти, но главное, что он сделал – он вдохнул в людей, обладающих знаниями, веру и волю. И когда мы ставим свои задачи – мы как раз и являемся впитавшими эту веру и эту волю.

Переговоры по поиску партнеров шли почти три года. Щербакову пришлось встретиться с представителями десятков мировых автомобильных брендов, однако условия ведения бизнеса в новой России для потенциальных партнеров были абсолютно непонятными. Владимир Иванович с соратниками искал такую фирму, которой тоже необходимо было куда-то «вырваться».

– Этой фирмой оказалась «КИА»?

– Да! Соглашение о сотрудничестве с корпорацией КИА было подписано летом 1996 года. Первый завод, мощностью 10 тысяч автомобилей в год, был спроектирован в четыре раза быстрее запланированного срока! 16 мая 1997 года с конвейера сошел первый автомобиль. Стоит отметить, что на открытии нашего первого российского производства иностранных автомобилей присутствовали не только корейские партнеры и первые лица региона, но и российский премьер Виктор Черномырдин.

– После сотрудничества с КИА-групп заинтересованность в производстве автомобилей на территории Калининградской области проявили и другие известные компании?

– В 1999 году было подписано соглашение о сотрудничестве с концерном БМВ. В этом же году с конвейера сходят первые автомобили немецкой марки. Первое и главное условие работы на «Автоторе»: автомобили, изготовленные в Калининграде, не должны уступать по качеству немцам. Чуть позже в Калининградскую область приехали представители компании Хендай. Семейство партнеров «Автотора» продолжало расти. Мы стали организаторами крупного инвестиционного проекта создания производства современных автомобилей «Шевроле», «Опель», «Кадиллак» (компания «Дженерал Моторс КО»).

– На «Автоторе» сегодня работают более 2000 человек. Известно, что в компании создано много мотиваторов, поэтому сотрудники дорожат работой.

– «Автотор» – это предприятие с большим социальным пакетом. Его главное богатство – это его большой коллектив. На нашем предприятии своевременно выплачивается заработная плата, оказывается помощь работникам, имеющим детей школьного возраста, осуществляется добровольное медицинское страхование работающих. Оценка этой деятельности подтверждена дипломами Федерального конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности», региональными наградами за успехи в реализации социальной политики, за активное участие в благоустройстве, за поддержку развития спорта, искусства, ветеранских и детских организаций. На заводе сложились целые профессиональные династии. Квалификацию наших специалистов регулярно отмечают зарубежные партнеры.

– Валерий Иосифович, не могу не попросить Вас поделиться с нашими читателями, Вашими земляками, своей мечтой.

– Мне очень хочется, чтобы дело, которым мы занимаемся уже много лет, продолжалось и так же ценилось нашим последующим поколением. А я уверен, что так и будет! Мой сын и внук уже работают в этой системе. С одной стороны, я этим горжусь, с другой – еще более ревностно и тре6овательно слежу за процессом, потому что очень переживаю. Я мечтаю о том, чтобы они так же сильно полюбили свою работу, которая для нас уже стала делом всей жизни…

Анатолий НАЗЕЙКИН, председатель Профсоюза работников связи России, президент Ассоциации профсоюзов транспорта и связи РФ, президент Самарского землячества:

– Валерий Иосифович Горбунов – это легенда нашей автомобильной промышленности, человек, который одинаково много сделал для развития отечественного автопрома и города Тольятти. Сегодня Валерий Иосифович руководит одним из крупнейших в мире автохолдингом. Масштаб работы – колоссальный. Для меня как президента Ассоциации профсоюзов транспорта и связи РФ очень важным показателем его деятельности является то, что расширение бизнеса, в котором работает В.И. Горбунов, дает новые рабочие места для жителей разных регионов России. Особая сердечная благодарность Валерию Иосифовичу за то, что, несмотря на всю свою занятость, он находит возможность участвовать в работе Самарского землячества, всегда откликается на просьбы помочь землякам.

СЕГОДНЯ «АВТОТОР» – ЭТО:

• Объем производства до

250 000 автомобилей в год

• Более 30 000 рабочих мест, учитывая обеспечение занятости на смежных предприятиях

• 9% в объеме произведенных и проданных на территории РФ автомобилей

• Более 1 900 000 произведенных автомобилей

«АВТОТОР» добился международного и российского признания делового бизнес-сообщества и стал обладателем многочисленных престижный премий и наград:

«АВТОТОР» стал лауреатом международного конкурса «Пилар» в номинации «Лидер отечественного производства», лауреатом премии 2008 «Российский Национальный Олимп», награжден Гран При журнала «За Рулем» в номинации «Прорыв Года».

В 2013 году «АВТОТОР» был удостоен международной награды «Лучшее предприятие» на Лондонском саммите лидеров «EBA. Best Enterprises. Аchievements. 2013», который проводится под эгидой Европейской бизнес-ассамблеи.

По итогам Всероссийского конкурса «Лидеры экономики России – 2013» «АВТОТОР» был удостоен премии в номинации «Лучшее предприятие России».

Четыре года подряд «АВТОТОР» становился одним из победителей всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности», который проводит Правительство Российской Федерации. В номинации «за развитие кадрового потенциала» в организациях производственной сферы» «АВТОТОР» занял третье место в стране в 2016 году.

«АВТОТОР» стал лауреатом премии «Профи» в номинации «Компания 15-летия». Предприятие было удостоено приза в рамках торжественной церемонии «Общественное признание» по итогам 2018 года на основании экспертного мнения делового сообщества Калининградской области за значительный вклад в развитие региона.

Крупнейший Международный сертификационный орган TUV SUD Management Service GmbH (Германия) присудил компании «АВТОТОР» престижную награду за многолетние успехи в обеспечении высокого качества производственных процессов и готовой продукции. Почетный диплом и памятный кубок «За приверженность идеям качества» были вручены представителям компании 16 июля 2018 года в Москве.

Валерий Иосифович Горбунов награжден Почетной грамотой Министерства автомобильной промышленности, медалями: «За трудовую доблесть», «Ветеран труда», «В память 850-летия Москвы», а также Орденом Преподобного Серафима Саровского 3 степени. В 2017 году он был удостоен Ордена святого благоверного князя Даниила Московского III степени.


Материал подготовила Наталья СИДОРОВА
При подготовке материала использованы фото из архива «АВТОТОР».

Оцените статья

0
Нет комментариев. Ваш будет первым!