Главный «пускач» России. Валерий Капитонов

4331
Главный «пускач» России. Валерий Капитонов

Пожалуй, среди нас нет человека, который не поднимал бы глаза к небу, всматриваясь в звездную черную бездну. Холодное, пугающее пространство или романтическая мечта любого советского мальчишки? Космос всегда манил и притягивал человечество, и есть люди, которые сделали его для нас ближе.

Один из них – Валерий Алексеевич Капитонов, заместитель Генерального конструктора «РКЦ «Прогресс», доктор технических наук, профессор, преподаватель в Самарском национальном исследовательском университете им. С.П. Королева, действительный член академии космонавтики и академии навигации и управления движением, автор более сотни научных работ.

Его называют «главный пускач России» за многолетний опыт работы техническим руководителем космических пусков. Во многом именно он помог вывести Самарские ракеты-носители в лидеры по надежности.

А когда-то он мальчишкой тоже смотрел на звездное небо.

ОТЛИЧНИК ПО ЖИЗНИ

Валерий Капитонов родился 20 декабря 1939 года в Казани. Его отец работал в Казанском университете, служил редактором в газете «Ленинец». Когда началась война, отец ушел на фронт и вернулся только в 1945 году, что удивительно, он ни разу не был ранен. Ольга Алексеевна Гриценко, сестра Валерия Капитонова, отмечает: «Что касается нас с Валерием, мы счастливые. Более 60 лет прожили папа с мамой душа в душу, хотя была война, была разлука. Те качества человеческие, которые были у папы и у мамы, надеюсь, перешли и к нам. Мама была необыкновенной доброты, хоть у нее не было особого образования, только рабфак, но она была очень мудрая, любила музыку, любила чтение и любила людей. Ну а папа все время шел по линии общественной. У нас в доме всегда были книги, мы имели возможность читать».

В 1945 году, после окончания войны, семья Капитоновых переезжает в Куйбышев. Первое время они жили в семье старшего брата отца, у которого было четверо сыновей, но вскоре отцу предложили работу в Ленинском райкоме партии, и Капитоновы получили две комнаты в коммунальной квартире на Садовой, 166. В 1947 году Валерий, которого домашние ласково называли Лерик, пошел в школу №6.

Тогда были другие времена: дети ходили в школу самостоятельно, родители не провожали и не встречали их. Идти Валере нужно было через площадь Куйбышева, и иногда компанию ему составлял сосед, десятиклассник Юра. Он сажал Валеру к себе на шею, и вперед!

Школы в то время были раздельные: мужские и женские, и до 8 класса Валерий обучался только с мальчиками. Примерный ученик, он с первого и до последнего класса учился на «отлично», был старостой, председателем совета отряда и ученического комитета. Классная руководительница у него была строгая, но справедливая. Своих учеников она воспитывала по-военному. В классе было 4 ряда парт, ребята учили правила наизусть, как стихи, а потом соревновались, какой ряд громче и без запинки их произнесет.

В восьмом классе школы объединили. В чисто мужской класс Валерия Капитонова влились девочки из 25 школы, среди них была и его будущая жена Лиля. Вместе они ходили в кружок краеведов-туристов во Дворце пионеров, который вел учитель географии Александр Федорович Ванчуров, абсолютный любимец всех ребят. Его кружок посещали даже выпускники школы, уже поступившие в институт. Александр Федорович водил ребят в походы по Куйбышевской области, летом устраивал поездки в Москву и Ленинград. Ванчуров готовил своих воспитанников не только к походам, но и к достойной жизни. Он привил им смелость, решительность, мужество и честь.

Школу Валерий Капитонов окончил с золотой медалью, что давало ему пре-имущества: для поступления в институт экзамены можно было не сдавать, а нужно было пройти собеседование. Он решил идти в авиационный институт, тем более, что кавалер сестры Гриценко Женя учился там. Он сказал: «Поступай, конечно, к нам. Самый лучший институт в городе!»

Собеседование проводил ректор авиационного института Виктор Павлович Лукачев. Он сразу же произвел на Валерия Капитонова приятное впечатление: стройный, подтянутый, высокий, энергичный. Виктор Павлович спросил, умеет ли абитуриент пользоваться логарифмической линейкой. Но Валерий, конечно, умел.

Так он стал студентом, но еще до учебы успел съездить в спортивный лагерь. Капитонов имел первый разряд по волейболу, и, когда ректор Лукачев предложил ему поехать в спортивный лагерь, он с радостью согласился, а затем все пять лет учебы выступал за сборную института в составе команды по волейболу. Там же, в институте, Валерий познакомился с ребятами, дружбу с которыми пронес на протяжении всей жизни.

Помимо учебы он продолжал заниматься туризмом. Вместе с группой энтузиастов Валерий Капитонов решил покорять новые вершины: сначала Урал, а затем и Алтай. Это было время, наполненное свободой и приключениями. Они сплавлялись на самодельных плотах по рекам, тащили на себе пилу, два топора, прошли по знаменитому перевалу Дятлова спустя всего три месяца после известного трагического случая. Всего их было 5 ребят и 2 девушки: Лев Павлович, Эдуард Щербак, Юрий Загудаев, Рудольф Гальперин, Галина Чуркина и будущая жена Валерия Лилия Казанкова.

После пятого курса Валерий и Лилия поженились. Спустя годы Лилия Михайловна вспоминает: «Тогда 5 курс – это было время свадеб, чтобы вместе поехать по распределению. Нужно было определяться в жизни. Мы еще ворчали, что нас заставляют работать по назначению, а не понимали, что это очень важный период».

«НОВАЯ ТЕХНИКА»

Неожиданно на третьем курсе студентам сообщают: «В связи с тем, что большое внимание сейчас уделяется новой технике, в институте тоже образуется новая специальность». Курс разделили пополам, часть осталась на старой специальности, а Капитонов попал на новую – изучать ракеты. Учеба захватила Валерия Алексеевича, он учился на «отлично», имел повышенную стипендию и даже был Ленинским стипендиатом. Институт он окончил с красным дипломом и по распределению попал на Почтовый ящик 636, он располагался на территории завода Фрунзе. Секретность в то время была значительно выше, и Валерий Алексеевич практически не знал, что это такое – «Почтовый ящик 636».

Поступив на работу в марте 1963 года, уже в декабре этого же года Капитонов первый раз поехал на космодром Байконур. Тогда это был очень засекреченный полигон, вплоть до того, что не разрешалось брать билеты до станции Тюратам. Билеты покупали до Кзыл-Орды или даже Алма-Аты, а выходили раньше, на Тюратаме.

Валерий Алексеевич с восторгом описывает свою первую поездку на Байконур: «Мне очень повезло, первый же пуск оказался очень красивым! После этого я видел сотни пусков, а вот такой красивый пуск всего один раз».

Валерию Алексеевичу в его первый приезд на Байконур выдали шубу на собачьем меху, которую он не снимал нигде: на работу – в шубе, в столовую – в шубе, в гостинице – в шубе, в кино – в шубе. Работать Валерию Капитонову приходилось в самых суровых условиях: и в лютый холод, и под палящим солнцем. Условия в те годы были не сахар: жили в гостинице по 6-8 человек в комнате, туалет в коридоре, кондиционеров не было.

Летом стояла неимоверная жара, и, спасаясь от изнуряющего зноя, работники оборачивались в мокрую простыню. Зимой – мороз минус сорок с обжигающим ветром. И вот тут без унтов и шубы никак!

А еще в тех краях было очень много животных. Как-то ночью Валерий Алексеевич проснулся от шороха, зажег фонарик. А на его тумбочке на помидорке сидит мышка. Встречались и антилопы-джейраны, и ослы-куланы, и сайгаки, которые стадами заходили на площадку, зайцы, ежики; из вредной живности – скорпионы и пауки фаланги.

Валерий Алексеевич, страстный рыбак, облюбовал быструю речку Сырдарью, Куан-Дарью и озера, куда в выходные дни обязательно ездил на рыбалку. Его рекордный улов – сом весом 78 кг. В другой раз он с рыбалки привез полную ванну щук – и кормил потом ими всю гостиницу.

Весной на Байконуре расцветает море тюльпанов. В те годы рвать их было еще разрешено, и Капитонов всегда из командировки вез домой букет любимой жене, но сказать, что цветы с Байконура – не мог.

Это был период, когда вообще ничего нельзя было говорить. Ни семья Капитонова, ни его друзья и предположить не могли, что он ездит на Байконур пускать ракеты. У него даже есть фото-графия дочери, на которой ей 3 года, а на обратной стороне Валерий Алексеевич собирал автографы первых космонавтов: Гагарина, Титова, Терешковой, Быковского. Собрать-то автографы он собрал, а вот рассказать об этом смог только спустя десять лет.

ПОД НАЧАЛОМ КОЗЛОВА

В Почтовом ящике 636 Валерий Алексеевич проработал 5 лет. Многие из тех, с кем он начинал работать на заводе Фрунзе, перешли на предприятие Дмитрия Ильича Козлова, звали и его.

Формально Капитонов был знаком с Дмитрием Ильичом, а более плотно он с ним познакомился, когда появился один очень хитрый дефект. Валерий Алексеевич возглавлял работу по устранению неполадки от завода Фрунзе и проявил себя как талантливый аналитик с незаурядным мышлением. Дефект устранили, и Дмитрий Ильич, который умел подбирать кадры, пригласил Валерия Алексеевича к себе на работу в ЦСКБ. Капитонову нравилась эта идея, тем более, что там велась работа над новой лунной ракетой, но он колебался: хотелось уйти по-хорошему.

И снова помогла рыбалка. Ночью на Волге под тихий плеск воды Валерий Алексеевич объяснился со своим руководителем Алексеем Леонидовичем Морозовым, и тот его отпустил.

Начинал трудовую деятельность Валерий Алексеевич как «двигателист», а с приходом в отдел анализа ЦСКБ «Прогресс» ему пришлось изучать все смежные системы: систему управления, систему измерения, конструкцию, тепловой режим, с чем он блестяще справился. Капитонов трудился с энтузиазмом, и вскоре его подключили к работе над новой ракетой Н1. Тогда он первый раз приехал на полигон Байконур уже как представитель завода «Прогресс» именно по ракете Н1. К сожалению, по разным причинам все четыре пуска кончились неудачно, и Валерий Алексеевич вернулся на «Семерку» (ракета Р-7).

В начале 80-х большое внимание уделялось надежности ракетно-космической техники. Она должна обеспечиваться путем кропотливой работы на всех стадиях.

Валерий Алексеевич защитил докторскую диссертацию по теме «Основные положения по обеспечению надежности сложных систем».

Его коллега по работе на кафедре космического машиностроения Самарского национального исследовательского университета им. С.П. Королева Владимир Иванович Куренков вспоминает, как Капитонов читал первую лекцию по надежности и привел такие яркие образные примеры, которые живы в памяти до сих пор: «Он спросил: что такое надежность? Как здоровье. Все понимают, что это такое, но, когда человек заболеет, не каждый может диагностировать, а тем более, вылечить. На столе стояла бутылка с пробкой, наполненная водой. «Надежно это или ненадежно?» – спросил он. – Представьте себе: если ее заморозить – бутылка лопнет, а если нагреть – пробка улетит. А если эта бутылка наполнена серной кислотой и движется в транспортном аппарате? А если это ракета, и она летит с различными перегрузками, что с ней будет?»

В десятитомнике «Надежность и эффективность в технике» среди прочих именитых ученых в авторах есть и фамилия Капитонова. А позже Валерий Алексеевич выступил соавтором учебного пособия «Методы расчета и обеспечения надежности ракетно-космических комплексов», которое преподавателями и студентами было признано одним из лучших.

Еще одно направление деятельности Валерия Капитонова – работа над аппаратами. И если прежде все аппараты были пленочные, то есть аппарат снимал Землю на пленку, затем доставлял ее на Землю, где пленку проявляли и смотрели, что получилось, то разработанный в ЦСКБ космический аппарат Янтарь-4ГС1 имел принципиальное отличие: передача информации велась по радиолинии с помощью спецаппаратуры «Сплав».

Позже расшифровывать код научились автоматически, а первоначально Валерий Алексеевич распечатывал шестнадцатеричный код, нолики и единички переводил в цифры, а цифры в слова. За эту работу над «Сплавом», а также за разработку методических основ обеспечения надежности Валерий Капитонов вместе с Д.И. Козловым получили Государственную премию.

О своих наградах Капитонов скромно умалчивает, хотя среди них Орден Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», орден Дружбы и многочисленные медали.

ВНИМАНИЕ! ПУСК!

Первоначально Валерий Алексе-евич стал техническим руководителем при пусках «Прогрессов». Но вскоре Александр Михайлович Солдатенков, бессменный руководитель пилотируемых полетов, в силу возраста стал передавать Капитонову свои функции.

Первый раз это случилось в 1983 году, когда Александр Михайлович неожиданно заболел. Пришлось выпускать специальное решение государственной комиссии, что на время его болезни техническим руководителем назначается Капитонов. С этого момента он запускал как технический руководитель все непилотируемые аппараты и с космодрома Байконур, и с космодрома Плесецк.

А с уходом Солдатенкова в 2005 году на пенсию под руководством Капитонова проходили уже все пилотируемые полеты. Указом Президента он утвержден членом государственной комиссии по пилотируемым пускам. На сегодняшний день запущено 148 космических аппаратов с космонавтами, из них 52 Валерий Алексеевич пустил как технический руководитель.

Геннадий Петрович Аншаков, заместитель генерального конструктора АО «РКЦ «Прогресс» по испытаниям, с восхищением говорит о профессионализме своего коллеги и друга: «Каждый запуск ракеты – это всегда что-то неизведанное. Часто бывают ситуации, которые требуют принятия грамотного, но в то же время очень-очень оперативного решения. Это решение требует очень хорошего знания техники, интуиции, большой смелости. Валерий Алексеевич всей своей жизнью подтвердил, что это его качества».

Капитонов, удивительно скромный в жизни, на передовой показывает свои выдающиеся качества, именно в тот момент, когда нужно проявить волю, характер.

Сложно представить, что перед пуском чувствует космонавт. Страх, волнение перед встречей с неизвестностью? Но в одном он точно должен быть уверен – это профессионализм технического руководителя пуска.

Валерий Алексеевич поделился, как проходит подготовка космонавтов к запуску. На космодром они приезжают за две недели до предполагаемого события, проходят акклиматизацию. Затем в порядке тренировки садятся в аппарат и несколько часов проводят там, после чего проходит тренировочная посадка в скафандрах. Накануне пуска космонавты приезжают в монтажно-испытательный комплекс ракеты для того, чтобы познакомиться с ракетой, на которой они полетят. Валерий Алексеевич встречает космонавтов, рассказывает о ракете, желает счастливого пути.

После этого проводится заседание государственной комиссии, где обсуждаются технические вопросы, а следом – заседание парадной комиссии, куда приглашают журналистов, иностранных обозревателей, официально утверждают летящих космонавтов.

Последние минуты перед пуском. Космонавты выходят из автобуса, председатель госкомиссии принимает у них доклад, делается традиционная фотография перед полетом, и их ведут сажать. Перед лифтом есть небольшая лесенка, подойдя к ней, участники, памятуя о давней примете, обязательно совершают забавный космический обряд, а именно: каждый космонавт получает пинок под зад. Никто точно не может сказать, откуда берет корни эта традиция, но соблюдается она всегда. Поднявшись по лесенке, космонавты поворачиваются лицом, делают последний взмах и садятся в корабль.

Кто-то из них полетит один раз, кто-то – два. Самарский космонавт Олег Кононенко слетал в космос уже четыре раза, каждый раз его провожал Валерий Капитонов. Из иностранных космонавтов ему особо запомнилась Пегги Уитсон, два раза побывавшая в космосе.

РАСШИРЕНИЕ ГРАНИЦ

Первый опыт международного сотрудничества нашей страны по запуску космической техники был еще в 1981 году, когда был запущен болгарский спутник Болгария-1300, названный так в честь юбилея страны. Следующий опыт – запуск трех индийских спутников ИРС-1, ИРС-2 и ИРС-3.

Валерию Алексеевичу первый пуск ИРС-1 запомнился таким эпизодом. Уже на заправленной ракете отказал прибор, и нужно было срочно его поменять. Всего-то надо было открутить три болта. Слесарь залез под ракету и, лежа на двух шубах на днище бака, потому что тот имеет температуру минус 180 градусов, пытается их открутить. Как на грех, один болт заело. Решение нужно было принимать мгновенно, и Валерий Алексеевич скомандовал: «Прикручивайте изолентой новый прибор к старому, и пусть летят оба». В этот момент удалось открутить болт, и за 20 минут до старта все врассыпную разбежались от ракеты, и запуск прошел успешно.

Лихие девяностые принесли новые сложности, ЦСКБ «Прогресс» теряло заказы, нужно было как-то выживать. Выпускать продукцию народного хозяйства для завода, производящего космическую технику, было нерентабельно.

С 16 по 22 ноября 1992 года был осуществлен уникальный международный космический проект, посвященный 500-летию открытия Америки Христофором Колумбом.

В рамках проекта 16 ноября с космодрома «Плесецк» стартовала ракета-носитель «Союз-У», техническим руководителем пуска был назначен Валерий Капитонов.

Инициатором и главным исполнителем проекта были завод «Прогресс» и ЦСКБ (ныне АО «РКЦ «Прогресс»). На космодром приехали руководители во главе с Д.И. Козловым и большая делегация коммерсантов, туристов, что было крайне необычно для космодрома Плесецк.

Ракета-носитель вывела на орбиту космический аппарат «Ресурс-500». Спутник 111 раз облетел вокруг Земли. 22 ноября спускаемый аппарат приводнился у берегов США, где российские специалисты подняли его на борт исследовательского судна «Маршал Крылов». Аппарат «Ресурс-500» был доставлен в порт города Сиэтл и передан в «Музей полетов» фирмы «Боинг».

В 1996 году благодаря мудрости и энтузиазму Дмитрия Ильича Козлова на свет появилось общество «Старсем» – Звезда семерки, учредителями которого стали 4 организации: две российские – Роскосмос и «РКЦ «Прогресс», и две французские – Aеrospatiale и Arianespace. Основная задача «Старсема» – продвижение самарской ракеты на коммерческий рынок западных стран.

В 1997 году Валерий Капитонов первый раз полетел за границу отстаивать свою систему качества. 10 дней он провел в Париже, выступая перед различными инстанциями, и все-таки доказал, что российские системы ничуть не хуже западных. После этого на свет появился первый контракт. И уже в 1999 году состоялся пуск 6 американских спутников Globalstar. Все они прошли успешно.

После того как российские ученые подтвердили свою репутацию, стали поступать заказы на пуск от европейских и американских фирм. Это разработки «Марс-Экспресс», «Венера-Экспресс», «Гэлакси», израильский спутник АМОС. Всего было произведено 14 иностранных пусков. Дальше – больше! Возникла идея построить космодром для запуска ракеты «Союз» ближе к экватору, потому что это позволяет снизить затраты на энергию.

Стартовый комплекс решили строить на французском космодроме «Куру», что в Южной Америке, в шестистах километрах от экватора. В 2003 году после того, как прошла личная встреча Жака Ширака с Дмитрием Ильичом Козловым, контракт был подписан.

Во время первого визита в Южную Америку Валерия Алексеевича сильно впечатлил тропический климат, природа и животный мир. «Влажность – страшная, дожди каждую минуту. Обезьян видимо-невидимо, ягуара видели, ленивца», – вспоминает Капитонов, он участвовал и в закладке первого камня будущего космодрома.

Когда началось плотное сотрудничество с партнерами из Франции, снова пришлось отстаивать российскую систему качества. Наша ракета обладает автоматической системой обеспечения безопасности, французы же привыкли командовать вручную. Переубедить европейских коллег не удалось, и на ракету дополнительно к нашей системе было установлено специальное французское оборудование, которое позволяло бы в случае аварийной ситуации специалистам на земле выдать сигнал «авария».

На данный момент выполнено 22 пуска, и, к счастью, не понадобилась ни наша система, ни французская.

Все 22 пуска были успешными!

Много работал Капитонов и на Плесецке. Северный космодром был значительно более засекреченным, чем Байконур. Первый раз Валерий Алексеевич поехал туда еще в конце 1960-х, а в начале 2000-х учил здесь летать модернизированную ракету-носитель «Союз-2». От своей предшественницы она отличалась автоматической системой управления.

Лев Николаевич Бельский, первый заместитель генерального конструктора АО «НПО автоматики», говоря о Капитонове, подчеркивает: «Все результаты летных испытаний подвергаются под его руководством детальнейшему анализу, выявлению тонких мест. Благодаря его настойчивости, его дотошности мы на сегодняшний день имеем 94 успешных пуска, ни одной аварии ракет семейства «Союз-2», связанных с системой управления».

Стратегически важным для нашей страны было возведение первого российского гражданского космодрома «Восточный». Он расположен достаточно близко к экватору, что позволяет увеличить полезный груз ракеты, а также его строительство было призвано улучшить социально-экономическую ситуацию в Амурской области.

Одно из главных отличий космодрома «Восточный» от Плесецка и Байконура – это мобильная башня. Валерий Алексеевич поясняет: «Другими словами, ракету ставят на старт, и на нее наезжает дом: работаешь на старте в комнатных условиях, дождя нет, температура нормальная и зимой, и летом». Еще одно новшество – все монтажно-испытательные комплексы объединены в одном здании, что позволяет проводить стыковки с аппаратом и обтекателем под одной крышей.

Первый пуск с «Восточного» был назначен на 12 апреля. На празднование Дня космонавтики и пуск приехали знаменитые космонавты Алексей Леонов и Валентина Терешкова. Но из-за неполадок дату перенесли. 28 апреля 2016 года состоялся первый пуск с выводом на орбиту трех искусственных спутников Земли. Президент России Владимир Путин присутствовал лично на первом пуске.

БЕСКОНЕЧНО ЛЮБИМЫЙ

В 2019 году Валерий Капитонов празднует свое восьмидесятилетие. Глядя на него, сложно в это поверить: он полон сил, энергии, оптимизма, а за увлекательной беседой с ним незаметно летят часы. Наверное, причина его искрящихся глаз – это любимое дело, которому он посвятил жизнь, крепкая семья, надежные друзья. Валерий Алексеевич не только ученый, грамотный технический руководитель, талантливый наставник, но и заботливый семьянин, друг, наставник и помощник.

«Я, наверное, из числа счастливых женщин, – признается его супруга Лилия Михайловна. – Даже не представляю, как бы я без него».

Он умеет объединить вокруг себя людей, будь то рабочий коллектив или члены семьи. «Для меня он авторитет, – говорит его дочь Елена Валериевна Семеная. – Как был с детства, так и до сих пор остается авторитетом, уважаемым человеком и очень любимым».

«Это очень принципиальный, очень честный, очень порядочный человек, – подчеркивает сестра Валерия Алексеевича Ольга Алексеевна Гриценко. – Он не меняет своих взглядов. Любовь к стране, любовь к своему делу – все это ему присуще».

Восемьдесят лет – это целая история, которую написал Валерий Капитонов, и это поэма захватывающих дух космических открытий, прославляющих Россию и Самару. Так же, как бесконечны просторы космоса, так и сама цифра 80 напоминает о бесконечном течении жизни. А значит, можно быть уверенными, что у Валерия Алексеевича впереди еще много увлекательных открытий, ярких побед и радостей жизни.

Равиль Нургалиевич Ахметов, первый заместитель генерального директора – генеральный конструктор АО «РКЦ «Прогресс»:

– Я хотел бы поздравить с днем рождения Вас. Не каждому дается не только прожить 80 лет, но и прожить так, как прожили их Вы! Здоровья, самое главное, удачи, успехов. Личная благодарность Вам, что Вы много сделали для того, чтобы я стал таким, каким я стал – инженером, который понимает не только космические аппараты, систему управления, но и ракеты.

Дмитрий Александрович Баранов, генеральный директор АО «РКЦ «Прогресс»:

– От лица «РКЦ «Прогресс», от лица руководства нашего производства и от себя лично поздравляю Валерия Алексеевича с 80-летием. Желаю ему здоровья, здоровья, здоровья! Все остальное у него есть.


Галина Михайлова
При подготовке материала использованы фото АО «РКЦ «Прогресс» и из архива Валерия Капитонова.

Оцените статья

0
Нет комментариев. Ваш будет первым!