Владимир Варгунин: «Самый ценный капитал – это люди»

4425
Владимир Варгунин: «Самый ценный капитал – это люди»

Стук колес отмеряет секунды, минуты, часы. Как пейзажи за окном, пролетают недели, месяцы, годы. 15 июля исполнилось 80 лет со дня рождения заслуженного ветерана профессорско-преподавательского корпуса, почетного ректора Самарского государственного университета путей сообщения – Владимира Ивановича Варгунина. О талантах и возможностях этого человека можно говорить много. Когда наблюдаешь за его работой или просто общаешься с ним, понимаешь, что почтенный возраст не помеха развитию интеллекта. В знании современных компьютерных технологий Владимир Иванович даст фору молодым! «Наша ходячая энциклопедия» – так за глаза его называют студенты и коллеги.

Героев современных публикаций можно разделить на две группы. Одна из них – это своего рода лица-символы, шоу-символы, символы богатства, славы и власти. Они интересны как люди, олицетворяющие успех. Таких людей немного, они примелькались и изрядно надоели читателю. Вторая группа более многочисленна, ее герои никому не известны. Они искренне считают, что не сделали в жизни того, что заслуживает всеобщего внимания, но при этом их жизнь могла бы стать сценарием повести или рассказа. Они не выставляют себя напоказ, хотя им есть чем гордиться. Окружение говорит о них: «человек – необыкновенный». Их не просто знают – ими гордятся, любят и помнят. Подобное отношение к бывшим руководителям сегодня встретишь не часто, но Владимир Иванович – особая тема. Глядя на него, трудно поверить, что совсем недавно, 15 июля, ему исполнилось 80 лет.

В биографии Владимира Ивановича Варгунина было немало крутых поворотов. Он родился 15 июля 1939 года в селе Высоково в Ярославской области. Рос в большой дружной семье, у Варгуниных было восемь детей, семь живы по сей день. Отец работал преподавателем и директором в местной школе. Мама была домохозяйкой и воспитывала большую семью Варгуниных. Володя был совсем маленьким, когда началась Великая Отечественная война. Но годы и события не смогли стереть из его памяти зарева пожаров, которые он наблюдал.

Владимир Варгунин, ученый, профессор, кандидат технических наук:

– Помню, как-то отец поднимает меня на руках и тихо говорит: «Смотри, нас немцы бомбят». От нашего села до Ярославля – десятки километров. Фашисты неустанно бомбили город. В первых числах октября 1941 года немецкие самолеты стали громить Ярославль днем и ночью. Их главной целью было уничтожить стратегический мост через Волгу и военные заводы, такие как моторный, шинный. В листовках, сбрасываемых с самолетов, населению предлагалось встречать немецких солдат как освободителей. Отец, несмотря на свою инвалидность, каждый вечер проверял содержимое вещмешка у порога: в случае оккупации области он должен уйти политруком в местный партизанский отряд.

Но непрошеным гостям так и не довелось стать хозяевами в русской глубинке. Маленький Володя жил обычной жизнью своих сверстников: учился в школе, как сам отмечает, прилично, занимался спортом, любил рисовать. Мальчишки есть мальчишки! И, выполняя свои учебные обязанности, маленький Володя никогда не забывал о главном – поиграть на улице с друзьями. Жизнь сельской ребятни была необычайно насыщенна. Летом они играли в войнушку, клёк и, конечно же, в футбол – без него ни один уважающий себя мальчишка не мог представить своей жизни. Играли, как правило, до самой ночи, пока родители не загонят домой. В его памяти навсегда «пропечаталось» наставление отца: «Чтобы быть сильным и непобедимым, нужно быть умнее и образованнее врага». Владимир Иванович с малых лет с жадностью изучал все книги в местной библиотеке. Особенно удачно ему давались точные науки и черчение. После десятилетки отправился покорять Москву – в знаменитый на всю страну Московский институт инженеров железнодорожного транспорта. Попал в студенческую группу, в которой двадцать человек – москвичи и всего пять иногородних студентов. В те времена не было четкого деления на «сельский» и «городской». Годы учебы пролетели интересно и дружно. Московские преподаватели по достоинству оценили успехи образованного парня из провинции. И после второго курса его направляют учиться в Дрезденскую высшую школу транспорта.

Великое искусство научиться многому – это браться сразу за немногое

Владимир Варгунин:

– Первое время было сложно. Чужая страна, чужой язык. У меня за плечами были только знания немецкого на школьном уровне. А здесь нужно было записывать конспекты на иностранном языке, общаться с преподавателями и студентами. Вечерами, когда готовился к семинарам, под рукой лежал словарь. Через год углубленного изучения языка я изъяснялся по-немецки так, что местные могли легко принять меня за своего.

В Германии используется 5-балльная система оценок, наивысший балл в которой – «единица». Оценки идут по убыванию уровня оценки от 1 до 5: один – отлично, два – хорошо, три – удовлетворительно, четыре – достаточно, пять – недостаточно. Поэтому не удивляйтесь, когда услышите, как студенты в Германии радостно хвалятся друг перед другом или родителями тем, что получили на экзамене очередной «кол» – «единицу»! Владимир Иванович, к слову, учился на один или два.

Четыре года строжайшей внутренней самодисциплины многому научили парня из с. Высоково: он блестяще защитил дипломный проект в Дрездене. Кроме знаний, которые помогли Владимиру Ивановичу в дальнейшей жизни, среди ярких событий, которые он вспоминает до сих пор, студенческие годы подарили ему главное – любимую супругу. Говоря о своей семье, статный профессор меняется в одну секунду. Татьяна Михайловна – именно так, с отчеством, с большим уважением и любовью, называет свою вторую половину Владимир Иванович. В прошлом году они отметили 56? лет совместной жизни! Валерий Иванович, говоря об этой цифре, с улыбкой отмечает: это немало… Впереди еще долгая, счастливая жизнь и забота о внуках. Думая об этом, нельзя не согласиться с тем, что 56 лет – дата скромная, ведь их ждет еще не один красивый юбилей!

Владимир Варгунин:

– После защиты диплома в Дрездене у меня был небольшой отпуск. Я поехал на свою малую Родину, где познакомился с будущей супругой. Татьяна в те годы работала в с.? Высоково на практике. Через год мы поженились.

Как автор, замечу, что у Владимира Ивановича располагающие манеры. Он смеется так заразительно, что невольно начинаешь улыбаться сама. Великолепный рассказчик. Слушать его – одно удовольствие, потому что о своих научных работах, о своих проблемах и жизненных перипетиях он говорит весело и с юмором. Он не боится подшучивать над собой – отличительная черта умных и сильных людей.

За поворотом всё бывает интересным из-за того, что сразу не видать

В то время понятие «двойной диплом» было редкостью. Страна не могла позволить специалистам такого уровня самостоятельно выбирать жизненный путь. Возвращения Владимира Варгунина на Родину ждали, и он сам с нетерпением рвался домой. В 1962 году получил распределение в Уральское отделение ВНИИЖТ. Знания молодого специалиста коллеги высоко ценили, позже Владимира Ивановича избрали председателем профсоюзной организации. Общественная работа никак не мешала научным исследованиям. За короткое время Владимир Иванович прошел путь от лаборанта до старшего научного сотрудника. Кандидатскую диссертацию он успешно защитил в стенах престижного ВНИИЖТ. Вскоре после этого в Министерстве путей сообщения Владимир Иванович познакомился с человеком, который круто изменит всю его дальнейшую жизнь.

Владимир Варгунин:

– В конце февраля 1973 года я был в Главном управлении учебными заведениями МПС. В те годы мы тесно сотрудничали. «Приходите, мы познакомим вас с Евгением Станиславовичем Павловичем, он вскоре станет ректором Куйбышевского института инженеров железнодорожного транспорта (КИИТ)», – услышал я. Так мы и познакомились. Он признался, что молодому институту как воздух нужны профессиональные кадры, а специалисты с такой подготовкой войдут в золотой фонд вуза. Мы поговорили, Евгений Станиславович рассказал об открываемом институте, попросил заполнить личный листок по учету кадров. Профильных преподавателей в те годы набирали «со стороны». Осенью 1973 года и в январе 1974-го он звонил мне домой в Свердловск, приглашал на работу.

Это было не единственное предложение, которое сделали молодому кандидату наук. Еще звали работать в Днепропетровск. После холодного Свердловска работа в южном городе казалась заманчивой, но Владимир Иванович выбрал КИИТ, и это решение стало судьбоносным. В 1974 году семья Варгуниных, в которой подрастали сын и дочка, переехала в Куйбышев.

Владимир Варгунин:

– Для знакомства с институтом и городом я прилетел в Куйбышев 7 марта 1974 года. Доехал до места, встретился с Павловичем и проректором по учебной и научной работе Рыжиковым. Мы обговорили условия моего приезда, сроки объявления конкурса. Меня провезли по городу, показали достопримечательности. Куйбышев мне понравился. Мои научные руководители и наставники в ЦНИИ МПС К.А. Бернгард и Р.В. Межова высказались за мой приезд в Куйбышев. Но в Свердловске меня долго не отпускали с работы, хотя я прошел по конкурсу на должность старшего преподавателя.

Сначала, как и многие преподаватели, семья Варгуниных жила в общежитии (ныне корпус 4). К тому времени опыт педагогической работы у Владимира Ивановича был достаточный. В Свердловске он одновременно работал старшим научным сотрудником и преподавателем-почасовиком в Уральском электромеханическом институте инженеров железнодорожного транспорта. Начались куйбышевские трудовые будни. Владимиру Ивановичу пришлось сразу же вести занятия со студентами-заочниками. Нагрузка была большая. Потребовалось осваивать несколько дисциплин, а в весеннем семестре 1974/75 учебного года Владимир Иванович начал читать лекции по «Комплексной механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ» у студентов второго курса дневного обучения, вести курсовое проектирование и лабораторные работы.

Владимир Варгунин:

– В институте отсутствовала лабораторная база для специальных дисциплин, не было и методического обеспечения. Поэтому приходилось на основе опыта других вузов создавать свои лабораторные работы и готовить методические разработки. Сложность этого периода заключалась в том, что велось проектирование институтского комплекса около ипподрома,

где должен был располагаться наш вуз. Поэтому размещение института на 1-ом Безымянном переулке считалось временным. Отсутствие учебно-лабораторной базы сдерживало прием на дневное обучение, которое осуществлялось с 1974 года в количестве 225 человек (по 75 человек на каждую специальность). Отсутствие собственной лабораторной базы приходилось компенсировать проведением занятий на производстве. И здесь Куйбышевская железная дорога оказала огромную помощь. Руководители дороги и линейных предприятий шли навстречу.

Уже через год Владимир Иванович – декан эксплуатационного факультета, семь лет успешно руководил работой коллектива. Следующие восемь лет Владимир Иванович был проректором по учебной работе. Ветераны преподавательского сообщества вспоминают, что Владимир Иванович никогда не кичился своей образованностью, скрупулёзно и последовательно занимался наукой и общественной работой. Заместителем председателя профкома был вплоть до той поры, пока не стал ректором. С новым статусом был связан определенный поворот судьбы. «Не назначали, а выбирали» – эта фраза совершенно точно характеризует Владимира Варгунина в истории родного института. Сотни профессионалов железнодорожной отрасли, обучающиеся здесь, помнят Владимира Ивановича как необычайно талантливого и внимательного проректора, который не понаслышке знал обо всех проблемах заочников. Сам Владимир Иванович считает, что этот причал под названием «большая семья университета» стал самым главным в его жизни.

КИИТ в 90-е годы был «островком благополучия»

В 90-е в стране менялось все: общественный строй, моральные устои, человеческие ценности. Экономика буквально трещала «по швам», вчерашние промышленные гиганты останавливали производство. Галопирующая инфляция превращала «в пыль» все накопления людей. Денежные реформы сменяли друг друга, а самих денег в стране катастрофически не хватало. Просить помощи и защиты было не у кого: из Конституции изъяли известную статью №6, которая провозглашала КПСС руководящей и направляющей силой общества. Нужно было принимать важное решение, как найти выход, не дать возможность университетам-гигантам поглотить КИИТ, а еще сохранить преподавательский состав. Первыми дружеское плечо подставили руководители молодого Метрополитена.

Владимир Варгунин:

– Александр Николаевич Митрофанов. Вот кому большое человеческое спасибо. Вместе мы занялись заключением договоров с Куйбышевской железной дорогой. Мы первыми среди транспортных вузов страны ввели практику заключения договоров с руководителями магистралей на обучение студентов-целевиков. Нам стали поступать живые деньги, которых в те годы ни у кого не было. Это позволило значительно повысить зарплату всему коллективу. Более того, мы выплачивали премии нашим сотрудникам. Часть свободных площадей вуз стал сдавать в аренду – это тоже значительно пополнило общую кассу.

В результате Куйбышевский институт железнодорожного транспорта на всех уровнях стали ставить в пример, потому что зарплата в нем была в два-три раза выше, чем в других вузах. Удалось не только сохранить педагогический состав, но и преумножить его.

В институт приходили трудоустраиваться ученые и специалисты из других вузов региона, приезжали преподаватели из бывших союзных республик СССР – из Узбекистана, Казахстана.

Владимир Варгунин:

– Каким-то немыслимым образом нам удалось приспособиться к новым реалиям современной России. Из бюджетных средств нам не выделяли ничего. Но, несмотря на это, мы ввели традицию: выплачивать премии сотрудникам к важным праздникам – Дню учителя, Дню железнодорожника. Так нам удалось сохранить здоровый моральный климат в коллективе.

Даже в преподавательских кругах мало кто знает, что в 1996 году Варгунину удалось главное – спасти вуз от объединения с аэрокосмическим институтом. В то время «в верхах» началась большая кампания по укреплению вузов. В институт приезжали представители Министерства образования, устраивали дотошные проверки на знания студентов. Филиал в Оренбурге тоже едва не закрыли в 1997 году. Председатель комиссии Петр Петрович Крупнов взял под личный контроль тестирование математических знаний студентов. «Можете пользоваться любыми справочниками», – снисходительным тоном сказал он. «Нет, нам ничего не нужно, мы и так все решим, спасибо», – ответили студенты. В тот момент Владимир Иванович почувствовал необычайную гордость за своих подопечных. И не подвели. С поставленной задачей будущие железнодорожники справились блестяще. Но этого было недостаточно. Решающую роль сыграл тот факт, что студенты КИИТ по профильному распределению наравне с Иркутским и Хабаровским вузами занимали лидирующие позиции в стране. Самарский железнодорожный институт аттестовали на четыре года вперед.

За время руководства вузом Владимиру Ивановичу удалось «выбить» здание детского сада на ул. Олимпийской – сегодня здесь кафедра Энергоснабжения. Еще один приобретенный детсад переоборудовали под общежитие. Позже приобрели комплекс зданий на ул. Литвинова – там раньше базировалась 9-я отдельная Краснознаменная железнодорожная бригада. На вопрос, откуда у вуза в 90-е были финансы на покупку новых зданий, Владимир Иванович твердо отвечает: «Железная дорога нам помогала».

В 1996 году в Ростове-на-Дону состоялось совещание, на котором Варгунину предложили стать докладчиком. Николай Матвеевич Бурносов дал четкую установку – говорить открыто обо всех проблемах вуза. Владимир Варгунин честно рассказал и про нехватку площадей, и про нехватку материально-технической базы. В результате на совещании было принято решение выделить Самарскому железнодорожному институту свыше 300 млн рублей.

Владимир Варгунин:

– В мою бытность ректором удалось выкупить половину 9 корпуса для расширения учебных площадей (вторую половину приобрел Анатолий Степанович Левченко). Все эти площади для дальнейшего развития вуза я получил с помощью руководства Куйбышевской магистрали и начальника управления кадров и учебных заведений МПС Николая Матвеевича Бурносова.

В 2000 году, на изломе двух столетий, Владимир Иванович передает пост ректора Анатолию Степановичу Левченко, а сам остается в должности проректора по экономике. Вспоминая свои ректорские годы, признается, что ни о чем не жалеет, кроме одного, что не защитил докторскую диссертацию. Так сложилось, что ректоры в вузах – это кандидаты наук, профессоры. Владимиру Ивановичу хотелось защититься самостоятельно, без посторонней помощи. «Где-то не хватало времени, где-то побеждала лень», – в шутку отмечает профессор. В 2006 году Владимир Иванович Варгунин возглавил кафедру «Железнодорожные станции и узлы», а с 2014 является профессором кафедры «Управление эксплуатационной работой, станции и узлы».

Все свои успехи Владимир Иванович в полной мере разделял со своей командой. «Один в поле не воин, – повторяет он, – и управлять вузом из окна своего кабинета ты не сможешь, будь ты даже семи пядей во лбу. Нужна команда – люди, которым ты доверяешь и на которых ты можешь положиться».

С 2016 года по настоящее время работает профессором кафедры «Технологии грузовой и коммерческой работы, станции и узлы». Коллеги как-то попытались подсчитать: сколько же «птенцов» вылетело из «гнезда Варгунина» за эти годы. Получились огромные цифры, для которых понадобится отдельная публикация в журнале. Под руководством Владимира Владимировича ученые степени кандидатов наук получили 17 его учеников. «Я – ученик Варгунина!» – с гордостью произносят его выпускники. Когда звучат такие слова, комментарии излишни…

Профессор Варгунин гордится успехами своих последователей: Анатолия Борисовича Фокеева, Василия Ивановича Солдаткина, Олега Валерьевича Москвичева, Петра Владимировича Куренкова, Александра Трофимовича Осьминина, Александра Васильевича Варламова и многих других. «До конца жизни буду благодарен Борису Георгиевичу Иванову, Виктору Владимировичу Янковскому, Александру ­Никифоровичу Носову, Геннадию ­Ильичу Чернову. Каждый из них – яркая личность, внесшая большой вклад в развитие и становление вуза», – отмечает он.

Владимир Иванович благодарен судьбе за многое: за то, что почти шесть десятилетий рядом с ним любимая и любящая жена, с которой они вырастили двоих детей. Сын Михаил пошел по стопам отца – трудится в руководстве корпорации ОАО «РЖД». Дочь Анна выбрала путь матери, которая много лет посвятила преподаванию иностранного языка в Самарском педагогическом университете, став переводчиком в крупной фирме.

Часто за званиями, должностями, учеными степенями нам удается разглядеть в человеке человека? Его мечты, сомнения и переживания. Общественные деятели, руководители крупных организаций, выбирая роль лидера, вынуждены отодвигать личное на второй план. И мыслить, в первую очередь, о других и за других. Нужно быть ориентиром, двигателем… О неиссякаемой энергии и работоспособности Владимира Ивановича ходят легенды. Ему 80 лет, а он остается в центре научной, общественной жизни университета. Быть лидером непросто. Еще сложнее остаться при этом честным человеком, надежной опорой в семье и уметь получать удовольствие от маленьких жизненных радостей. Варгунин научился, вернее, его научили: люди, которые его окружали, время, в котором он жил, обстоятельства, которые возникали у него на пути. Он хорошо усвоил эти уроки и свой жизненный экзамен сдал на «отлично».

Полина Романова, декан факультета «Эксплуатация железных дорог»:

– Владимир Иванович – деятель, человек, который является безусловным лидером. Ему пришлось стоять у руля в очень сложные, непростые годы – девяностые. Владимир Иванович всегда был чуток к позывам, чаяниям преподавателей и учащихся. За время работы в должности ректора он показал себя как грамотный, мудрый руководитель. Ему удалось не только сохранить коллектив института, но и преумножить его. КИИТ в этом отношении был стабильным и продолжил свое динамичное развитие. Владимир Иванович в студентах и выпускниках вуза видел не только квалифицированных инженеров, но и разносторонне развитых людей. Будучи ректором, он формировал кадровый резерв из лучших студентов и аспирантов с перспективой преподавательской работы в вузе.

Василий Солдаткин, преподаватель кафедры «Управление эксплуатационной, грузовой и коммерческой работой»:

– Тот, кто не видел Владимира Ивановича за кафедрой, многое потерял. Он постоянно держит аудиторию в напряжении и в ожидании чего-то нового. Лекции читает так, что его слышно на пол-этажа. Во взаимоотношениях с сотрудниками и студентами Владимир Иванович умело сочетает требовательность с доброжелательностью и заботой. Варгунин не любит ленивых студентов – к ним он особенно требователен. Зато с теми молодыми людьми, которые заинтересованы в глубоких знаниях, готов заниматься, забыв о времени. Владимир Иванович всегда принимает активное участие во всех важных событиях вуза: первое сентября, вечера встреч выпускников, вручение дипломов.


Публикацию подготовила Марина ХВАЦКОВА
При подготовке материала использованы фото из архива Владимира Варгунина.

Оцените статья

0
Нет комментариев. Ваш будет первым!