Юрий Еругин: «Раньше думай о Родине, а потом о себе!»

5522
Юрий Еругин: «Раньше думай о Родине, а потом о себе!»

Должности моего героя с трудом умещаются на двух визитках. Вкратце так: генеральный директор компании «Кто есть кто», председатель Совета Ассамблеи народов Самарской области, атаман Самарского казачьего землячества, казачий полковник Юрий Еругин. Повод для встречи традиционно приятный – 20 апреля Юрий Васильевич готовится отметить свое 60-летие.

Сплетение судеб

Род Еругиных ведет свое начало от донских казаков. До октября 1917 года на территории Усть-Медведицкого округа Области Всевеликого Войска Донского был фамильный казачий хутор Еругин. Во время Гражданской войны большая часть семьи вместе с белыми отрядами покинула Россию. Оставшиеся в живых члены семьи переехали жить в хутор Сухов 2 (сейчас станция Раковка в Михайловском районе Волгоградской области).

Дед Юрия Васильевича Яков Иванович Еругин был участником Великой Отечественной войны, служил сапером. Был награжден Орденом Славы II и III степени, медалями «За взятие Берлина», «За взятие Кенигсберга» и другими. Внук бережно хранит награды деда.

Отец Юрия Васильевича Василий Яковлевич Еругин после школы окончил Ленинградский энергетический техникум и по распределению приехал в Куйбышев. Женился на Маргарите Вырыпаевой, и 20 апреля 1959 года у них родился сын Юрий. По окончании заочного факультета Куйбышевского инженерно-строительного института Василий Яковлевич долгие годы работал в Куйбышевском филиале Всесоюзного ордена Ленина проектно-изыскательского и научно-исследовательского института «Гидропроект». В 1979-1981 годах работал в Республике Куба в составе группы советских специалистов, участвовал в проектировании и строительстве плотин.

Мама Юрия Васильевича Маргарита Валентиновна с отличием окончила Куйбышевский педагогический институт, вначале работала учителем химии и биологии, а затем до выхода на пенсию – заместителем директора по учебно-воспитательной работе средней школы №147, что в посёлке Зубчаниновка. Была награждена правительственными наградами.

По рассказам родных, прадед Юрия Васильевича по материнской линии Федор Прокофьевич Вырыпаев с братьями и племянником в начале XX века были совладельцами кирпичного завода в районе станции Кряж. До сих пор качественные кирпичи с клеймом «Торговый дом Вырыпаевых» можно встретить в кладке зданий в старой части Самары.

Племянник Федора Прокофьевича Василий Осипович Вырыпаев был близким соратником одного из руководителей Белого движения, генерал-лейтенанта Владимира Оскаровича Каппеля. Имел чин полковника, оставил книги мемуаров о Гражданской войне в России («На войне», «Так было», «Каппелевцы», «Записки В.О. Вырыпаева», «В.О. Каппель» и другие), скончался в эмиграции в США в 1977 году.

Дед Юрия Васильевича Валентин Федорович Вырыпаев работал директором совхоза, директором ресторана на станции Куйбышев. В 1937 году он был репрессирован, сослан отбывать срок в Вологодскую область, и дальнейшая его судьба неизвестна.

Бабушка Юрия Васильевича Вырыпаева (Максимова) Агриппина Ивановна была родом из села Студенцы (ныне Хворостянского района) Самарской губернии, высшего образования не имела и всю жизнь трудилась рядовым кассиром на Куйбышевской железной дороге.

Время перемен

Юрий Васильевич, в 1981 году вы с отличием закончили исторический факультет Куйбышевского государственного университета. Чем запомнились те годы?

– Я был очень активным студентом: членом комитета комсомола университета – ответственным за лекционную пропаганду, членом правления студенческого клуба и даже председателем университетского киноклуба. В этом киноклубе мы впервые в Куйбышеве показали все фильмы режиссёра Андрея Тарковского. А вместе с Виктором Викторовичем Долонько и другими активистами создали первое студенческое кафе в Куйбышеве – «Гаудеамус». Это потом уже их начали делать все учебные заведения. А еще я неплохо учился и на распределении по итогам обучения на истфаке университета был вторым.

Куда распределились?

– Я поехал работать учителем истории и обществоведения в совхоз «Черновский» Волжского района. Но вскоре меня вернули в Куйбышев – направили секретарем комитета ВЛКСМ в среднее профессионально-техническое училище №24. Там я семь лет отработал. Очень быстро комсомольская организация нашего профтехучилища стала одной из лучших в городе и области по военно-патриотической и культурно-массовой работе. Например, в 1982 году наша команда стала третьей во всесоюзном финале военно-спортивной игры «Орленок», а дискотека «Бриз» нашего СГПТУ на областных конкурсах старалась создавать конкуренцию тогдашним победителям, дискотеке «Удачный звук» Константина Лукина, и дважды занимала на этих конкурсах третье место. А еще мы создали ОКОД – оперативный комсомольский отряд дружинников «Порядок» – и активно помогали милиции: дежурили на дискотеках, боролись с безбилетниками на транспорте и с незаконной торговлей спиртными напитками.

А когда решили пойти в политику?

– В 28 лет настала пора прощаться с освобожденной комсомольской работой, и обо мне вспомнили в научных кругах. В 1987 году я перешел на работу в Куйбышевский авиационный институт на кафедру истории КПСС, которой заведовал Геннадий Николаевич Деревякин, кстати, бывший первый секретарь Куйбышевского горкома ВЛКСМ в 60-е годы прошлого века. В институте кроме научной работы я продолжил активно заниматься общественно-политической деятельностью.

Темой моих научных интересов было интернациональное воспитание молодежи, и вскоре я стал членом созданного при поддержке комсомола общественного объединения «Молодежное Интердвижение СССР» (МИ), в которое входили интернациональные бригады, клубы интернациональной дружбы и другие аналогичные объединения.

В 1988 году меня избрали в состав Куйбышевского областного совета МИ, а вскоре я стал и одним из координаторов всесоюзного Совета Молодежного Интердвижения СССР. В рамках этой работы мы объ-явили курс на сохранение и развитие национальных языков и культур, проживающих в СССР и соответственно в России. В частности, в марте 1990 года в «Волжской коммуне» было опубликовано открытое письмо в адрес властей под названием: «Возродить самобытность!», которое подписали я и руководители национально-культурных центров, созданных тогда в Куйбышеве и области. Мы предлагали возродить культуры народов, проживающих в области, дать им возможность говорить на родных языках, создавать национальные воскресные школы, передать бывшие культовые здания обратно религиозным организациям и другие решения.

Для координации мы создали Ассоциацию национально-культурных объединений Куйбышева и Куйбышевской области «Радуга».

В 1990 году прошли первые в перестроечной России демократические выборы, и меня – рядового ассистента кафедры авиационного института – избрали в Куйбышевский областной совет народных депутатов.

Вы продолжили заниматься национальным вопросом?

– Да, продолжил. На альтернативной основе меня избрали председателем постоянной депутатской комиссии областного Совета народных депутатов по национальной политике, межнациональным отношениям, деятельности общественных объединений и делам религий. Заместителем председателя комиссии избрали на тот момент военкома Промышленного района полковника Бориса Николаевича Гусева, а секретарем комиссии – тогда школьного учителя, а в будущем министра образования и науки нашего региона Владимира Александровича Пылева.

Работа была интересной и трудной, практически без выходных. Мы занимались возвращением культовых зданий их бывшим владельцам – религиозным организациям, поддерживали некоммерческий сектор региона, создавали газеты и воскресные школы на национальных языках, проводили национальные и межнациональные праздники.

В 1991 году тогдашний Губернатор Самарской области Константин Алексеевич Титов предложил мне стать секретарем-координатором общественного консультативного органа при главе региона – Политического совета. Я в нем работал на общественных началах до 1993 года.

Ну, а в 1994-1995 годах, после роспуска областного Совета народных депутатов, я работал в отделе по делам национальностей и связям с общественными организациями администрации Губернатора Самарской области.

Современное казачество

Как появилась идея возродить казачество в Самаре?

– Летом 1990 года на заседании нашей комиссии Борис Николаевич Гусев рассказал о создании в Москве первой в перестроечной России общественной казачьей организации «Союз казаков России». И добавил: «А ведь отец у меня из уральских казаков». «А у меня из донских», — ответил я.

Мы решили организовать в Куйбышеве общественную организацию казаков. Правда, носителей казачьих традиций в нашем регионе почти не осталось. Большая часть казачества в годы Гражданской войны была на стороне белых, поэтому в советский период казачество было негласно под запретом. Даже мой отец, к тому времени уже покойный, на тему наших казачьих корней не распространялся.

Мы дали объявление в газете «Волжская заря», пригласили всех, кто хочет и готов возрождать казачество, и всех, кто имеет казачьи корни. И 30 ноября 1990 года в библиотеке самарского филиала Центрального музея В.И. Ленина (ныне музей имени П.В. Алабина) состоялся первый учредительный казачий круг (собрание) с участием 14 человек. Приняли решение о создании городской организации «Самарское казачье землячество» и её устав. Бориса Николаевича Гусева избрали атаманом, а меня – товарищем атамана, так в дореволюционной традиции назывался первый заместитель.

Когда пришло понимание, что казаки – реальная сила?

– Мы организовались, зарегистрировали организацию как юридическое лицо, пошили казачью форму и начали устанавливать контакты с другими казачьими организациями и национальными обществами.

14 сентября 1991 года делегация Самарского казачьего землячества в составе 15-20 человек по приглашению уральских казаков поехала в Уральск (Западно-Казахстанская область Республики Казахстан) на празднование 400-летия служения уральских казаков российскому государству, которое проводилось при поддержке Союза казаков России. Но за пару дней до этого празднования в Уральск приехали несколько сотен радикальных националистов из Алма-Аты, они пытались сорвать торжества, провоцировали беспорядки.

15 сентября после молебна в православном храме Уральска прибывшие в город иногородние делегации казачества и местные уральские казаки должны были пройти походной колонной во Дворец культуры «Зенит» на торжественное собрание. Колонна уже тронулась, когда нам сообщили, что вход и площадь перед ДК заблокированы националистами. Они одели всем своим активистам белые повязки на головы, чтобы отличить «своих» от «чужих», и провели митинг под лозунгами: «Нет казацкому сепаратизму!» и «Никаких концертов в день национального траура!»

Руководители казачьих делегаций решили прорываться колонной сквозь шеренги националистов ко входу во Дворец культуры. Колонна нашей делегации шла второй, столкновения с националистами было не избежать, но они испугались нашей уверенности и расступились! А вот местные власти в Уральске, на мой взгляд, растерялись и пошли на поводу радикалов: по их просьбе празднование казачьего юбилея свернули с четырехчасовой программы до 45-минутного заседания.

После этой поездки мы поняли, что единые казаки – это сила, а с другой стороны, увидели, как при бездействии местных властей ущемляются интересы уральского казачества.

Как вы после стольких лет в комсомоле пришли к православию?

– До поездки в Уральск я точно знал, что втайне от отца мама с бабушкой окрестили меня в детстве в Петропавловской церкви Куйбышева. На наших первых мероприятиях я посещал церковь, но не молился. Впервые от души перекрестился, когда посетили православный храм в Уральске 15 сентября 1991 года. С этого момента пошел перелом, появилось стремление к православной вере, которая может и должна объединять общество.

Понимаете, для любого государства и общества важны институты, которые объединяют людей и дают нравственные основы. В советской идеологии учили добру и работе на благо общества, и церковь призывает к тому же. Православие призывает помочь ближнему, материально и духовно содействовать малоимущим. Да, при Советской власти была коммунистическая идеология, а сейчас православная, духовная, через Господа Бога, но везде призывают к добрым делам и хорошему воспитанию. Поэтому переход от коммунистической идеологии к христианству – объективный процесс, и особых противоречий в этом нет.

От Совета депутатов к казачьему кругу

Одно из первых упоминаний в российских летописях о волжских казаках относится к 1560 году, когда в районе Жигулевских гор они, как разбойники, ограбили один из караванов. Известно, что Указ о создании Волгского (в дальнейшем стали говорить и писать «Волжское») казачьего войска как государственной военной структуры был подписан императрицей Анной Иоанновной

15 января 1734 года. В начале ХIХ века войско было ликвидировано, а его подразделения передислоцированы в состав Астраханского, Оренбургского и Кавказского линейного (затем переименованного в Терское) казачьих войск. В XVIII-ХIХ веках подразделения Волжского казачьего войска были дислоцированы на территории современных Волгоградской, Саратовской и Самарской областей. В 1917 году 1-й, 2-й и 3-й волжские полки в составе Терского казачьего войска завершили славную историю волжского казачества дореволюционного периода.

Для Самарской области сложность возрождения казачества заключалась в том, что в 1917 году постоянных казачьих формирований на территории Среднего Поволжья не было. Но уже в 1993 году в Самаре была создана и зарегистрирована Самарская региональная культурно-просветительская общественная организация «Волжское казачье войско». Войсковым атаманом был избран Б.Н. Гусев, а Ю.В. Еругин стал членом атаманского правления.

В 1996 году Юрий Васильевич принимал участие в создании Волжского войскового казачьего общества (ВВКО) – первой казачьей организации, внесенной в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации. На учредительном круге (съезде) ВВКО он был избран первым заместителем Войскового атамана. В эти годы Еругин работал заместителем главного редактора газеты ВВКО «Казачий вестник», вёл казачью передачу на радиостанции «Радио-7 из Самары», а позже вступил в Союз журналистов России.

В октябре 2000 года Ю.В. Еругин был избран атаманом проблемной в то время структуры – Тольяттинского отдела ВВКО. За время его работы в Тольятти было создано три казачьих отряда содействия милиции, ансамбль казачьей песни «Дубравушка» стал лауреатом многих конкурсов и фестивалей, появилась ежегодная акция «Казак года», казаки стали участвовать в Днях города и других праздниках. За успешную работу в 2007 году распоряжением Полпреда Президента России в Приволжском федеральном округе атаману Еругину был присвоен чин – «казачий полковник».

В 2009 году ослабла работа Самарского отдела ВВКО, и на состоявшемся в 2009 году Круге казаков по предложению Б.Н. Гусева атаманом этого отдела был избран Ю.В. Еругин. Кстати, выборы атамана у казаков и в наши дни проходят по старинному ритуалу: при вступлении в должность его троекратно ударяют нагайкой по спине, чтобы в дальнейшем, принимая решение о наказании провинившихся казаков, он сам чувствовал силу наказания.

В 2010 году по состоянию здоровья с поста Войскового атамана ВВКО уходит Борис Николаевич Гусев, а у Еругина не складываются отношения со вторым Войсковым атаманом ВВКО Иваном Кузьмичом Мироновым, и он покидает пост атамана Самарского отдела ВВКО.

В 2014 году третий Войсковой атаман ВВКО, руководитель департамента по вопросам общественной безопасности Самарской области Юрий Евгеньевич Иванов приглашает Юрия Еругина стать членом Общественного совета этого департамента – ответственным за взаимодействие с казачеством.

Социальные проекты

Юрий Васильевич, а что приобретает человек, становясь казаком? И как вступить в Волжское войсковое казачье общество?

– Казаком сегодня можно быть в трех ипостасях: членом казачьей организации, внесенной в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации (на территории региона это ВВКО), членом нереестровой казачьей организации и, наконец, просто иметь казачьи корни и не являться членом какой-либо организации. Отличие лишь в том, что члены реестровой казачьей организации могут заключить контракт по линии казачества на несение различных видов государственной и муниципальной службы, а все остальные нет.

Чтобы вступить в Волжское войсковое казачье общество, надо быть гражданином России в возрасте от 18 лет и старше, заполнить в одной из станиц или хуторов (подразделений) ВВКО бланк специального образца и написать заявление о вступлении в ВВКО, заплатить символический взнос, пройти испытательный срок (до двух лет), а потом принять присягу и получить «Удостоверение казака». Ну, а когда казаку придет время проходить срочную службу в армии, его должны направить в одну из 32 частей Министерства обороны России, которые комплектуются казаками из реестровых обществ.

Если вы станете членом ВВКО, то, в принципе, кроме соблюдения устава нашего общества от вас никто ничего требовать не будет. Став членом ВВКО, человек становится частью общества, в котором огромное внимание уделяется развитию общинного духа, а каждый попавший в трудную жизненную ситуацию человек может рассчитывать на помощь. Периодически членам организации могут предлагать различные вакансии по несению контрактной службы на постоянной или иной основе, а также приглашать к участию в различных культурно-массовых мероприятиях.

А чем сейчас занимается возглавляемое вами Самарское казачье землячество?

– Мы подготовили для строящегося в жилом комплексе «Волгарь» Парке дружбы народов проект казачьего дома и подворья. Этот проект получил положительную оценку в Институте этнологии и антропологии Российской академии наук, и я надеюсь, что он будет реализован до весны 2020 года.

Ежегодно ближе к 30 ноября мы, начиная с 2015 года, проводим в ДК железнодорожников имени А.С. Пушкина казачий праздник «Слава Богу, что мы – казаки!», посвященный годовщине начала возрождения казачества в Самаре, Самарской области и Поволжье, участвуем в круглых столах и межнациональных мероприятиях. Мы проводим классные часы для школьников об истории и современном дне российского казачества, сейчас работаем над циклом внеклассных мероприятий по этой тематике.

Я так понимаю, дела национальностей вы тоже не оставляете?

– В 2001 году я был инициатором создания Самарской региональной культурно-просветительской общественной организации «Ассамблея народов Самарской области», неоднократно переизбирался председателем её Совета. С 1998 по 2017 год я представлял интересы нашего региона в Общероссийской общественной организации «Ассамблея народов России», которую в те годы возглавляли вначале известный политик Рамазан Гаджимурадович Абдулатипов, а сейчас Светлана Константиновна Смирнова. С 2018 года я вхожу в состав Совета по межнациональным отношениям при Губернаторе Самарской области Дмитрии Игоревиче Азарове.

С середины 2017 года наш регион в Совете Ассамблеи народов России представляет основатель ГК «Амонд», почетный строитель России Ростислав Ерастович Хугаев. По его инициативе в 2014 году была создана новая региональная общественная организация «Союз народов Самарской области». Я в ней являюсь членом Совета и возглавляю комитет по связям с общественностью и средствами массовой информации.

За счет финансовых и материальных средств ГК «Амонд» Союз народов Самарской области реализует свой наиболее известный проект – Парк дружбы народов в жилом районе «Волгарь». Открытие Парка планируется весной 2020 года, в нем должны появиться административное здание с концертным залом, отделением ЗАГСа и гостиницей, а также двадцать одно национальное подворье, в том числе и казачье.

С 2016 года Ассамблея народов Самарской области при поддержке администрации Губернатора и администрации Волжского района реализует проект «Содействие социальной адаптации цыганской общины поселка Яицкое муниципального района Волжский Самарской области». Наша общественная организация и группа из тридцати добровольцев активно помогает социализироваться цыганам-котлярям, приехавшим в конце ХХ века в Яицкое из Молдовы. Проблем у этих цыган много: нет документов, образования и рабочих профессий, живут в незаконно построенных домах, дети не ходят в школу. Общественники помогают цыганам Яицкого оформлять свидетельства о рождении, паспорта, обучают основам грамоты. Дети начали ходить в среднюю школу №52, для них организуют посещение театров, новогодних елок и других праздников.

А чем вы занимаетесь, как говорится, по основному месту работы?

– В 2014 году я создал ООО «Кто есть кто» и стал его генеральным директором. Наша компания выпускает ежегодное энциклопедическое издание «Кто есть кто в Самарской области». Также ООО «Кто есть кто» участвовало в подготовке нескольких энциклопедических и научно-популярных изданий и в реализации ряда информационно-аналитических проектов.

Остается ли у вас время для себя, для своих увлечений?

– Немного остается! Своими увлечениями я обязан моему покойному отцу Василию Яковлевичу. С детских лет я коллекционирую значки по тематикам «Гербы городов», «Футбол», «Хоккей» и являюсь футбольным болельщиком. Болею за самарские «Крылья Советов». Летом прошлого года мне повезло побывать на игре 1/4 финала Чемпионата мира по футболу между сборными России и Хорватии в Сочи на стадионе «Фишт».

В студенчестве посещал секцию легкой атлетики, занимался бегом на средние дистанции и спортивной ходьбой. И сейчас я еженедельно тренируюсь. В прошлом году принял участие в ряде забегов, в том числе и на 10 километров.

К спортивному образу жизни я привлёк своего племянника – 13-летнего Руслана, который в составе дворовой команды по футболу уже завоевал несколько наград на районных и городских соревнованиях в Самаре, и моего крестника – 12-летнего кадета Оренбургского президентского кадетского училища Ярослава, который активно занимается борьбой самбо. Стараюсь воспитать из них здоровых патриотов. Ведь моё жизненное кредо: «Раньше думай о Родине, а потом о себе!»


Ольга КАЗАКОВА
В материале использованы фото из архива Ю.В. Еругина.

Оцените статья

0
Нет комментариев. Ваш будет первым!