Ислам. Самарский вариант

3563
Ислам. Самарский вариант

… История Самарской области уходит в глубь веков, и если верить официальным данным, то первые поселения появились здесь еще в третьем веке нашей эры, а в десятом на этой территории уже возникло первое государство – Волжско-Камская Булгария. Именно булгары стали прародителями современных татар и чувашей, живущих сегодня на Средней Волге и в Прикамье. В 922 году один из основателей Булгарии, балтавар Алмуш, принял ислам и сделал его впоследствии официальной государственной религией, причем случилось это задолго до появления здесь христианства. В дальнейшем, благодаря своему удачному географическому положению и большому количеству плодородных земель, Самарская область продолжала притягивать к себе различные народы, и каждый из них оставлял на ее просторах свой исторический след. Они приносили сюда свои знания, традиции, религию и, несмотря на множество различий, по возможности старались уважать веру соседей в своих богов.

С тех пор минуло не одно столетие, и сегодня в Самарской области проживает 3 203700 человек, большинство из которых по вероисповеданию являются православными христианами. Вторую по численности религиозную общину представляют собой мусульмане – почти 250 тысяч последователей ислама живут сегодня в Самарской области. Так исторически сложилось, что самой большой мусульманской общиной на территории Самарской области является татарская община. После нее самыми крупными по численности мусульманскими этносами являются казахи и азербайджанцы. Затем следуют узбеки, за ними – башкиры. После идут представители других среднеазиатских и северокавказских этносов – киргизы, таджики, дагестанцы, чеченцы и другие.

Надежда ОСИПОВА, руководитель Управления национальной и конфессиональной политики Администрации Губернатора Самарской области:

– Сегодня благодаря миграционным потокам из бывших республик Советского Союза число мусульман в нашей области постоянно растет. Они едут к нам в поисках лучшей жизни и заработков. С одной стороны, рабочие руки нам всегда нужны. Но, к сожалению, с ростом количества мигрантов мы начинаем сталкиваться с ростом разного рода проблем. Правительство Самарской области очень внимательно относится ко всем этим проблемам и проводит здесь очень серьезную работу. Большую помощь и поддержку оказывает нам Региональное Духовное Управление мусульман Самарской области и лично его руководитель муфтий Талип-хазрат Яруллин, на чьих плечах сегодня лежит очень большая ответственность.

Региональное Духовное Управление мусульман Самарской области было создано в ноябре 1994 года. Тогда председателем Управления и муфтием области был избран Вагиз Летфуллович Яруллин, который без преувеличения очень много сделал как для мусульман Самарской области, так и для укрепления теплых и дружественных отношений с представителями других религиозных конфессий. Сегодня его дело продолжает сын – Талип-хазрат. В 2012 году он сменил отца на посту председателя Регионального Духовного Управления мусульман, пройдя до этого долгий путь познания самого себя и своего места в этой жизни. Стать религиозным деятелем ему было предначертано свыше: будучи внуком имама и сыном родителей, свято чтивших Коран, он с детства был погружен в атмосферу мусульманской религии.

Абдулла-хазрат МУХАММАД КАРИМ, имам – мухтасиб Камышлинского, Клявлинского и Исаклинского районов Самарской области:

– Талип-хазрат Яруллин продолжил дело своего отца. Благодаря их работе у нас сегодня очень хорошие отношения с Правительством Самарской области, а также с Правительством городского округа Самара, но, самое главное, у нас хорошие отношения с людьми разных конфессий – христианами, иудеями и прочими.

Тема дружбы и добрососедства является одной из самых частых в проповедях Абдуллы-хазрата, которые он вот уже 23 года читает мусульманам Камышлинского района. Так исторически сложилось, что на территории этого района в основном проживали и проживают татары, чей опыт дружеского сосуществования с христианами составляет на сегодняшний день в общей сложности около 800 лет.

Абдулла-хазрат МУХАММАД КАРИМ, имам-мухтасиб Камышлинского, Клявлинского и Исаклинского районов Самарской области:

– И мы рады тому, что у нас такие добрые отношения. Мы не должны делить людей на «своих» и «чужих». Последнее время часто употребляются слова «толерантность» и «веротерпимость». Эти слова нам не нравятся, потому что «толерантность», «веротерпимость» означают как бы терпеть друг друга. Мы не должны терпеть друг друга! Мы должны любить и уважать друг друга! В этом заключается смысл нашего бытия!

Справедливости ради надо сказать, что на сегодняшний день наша Самарская область является одним из самых ярких и показательных примеров настоящей дружбы народов в самом широком понимании этого значения. И пальма первенства здесь принадлежит русско-татарской дружбе. Несмотря на разность в вероисповедании, татары и русские уже давно являются единой семьей, сохраняя при этом каждый свою самобытность и традиции.

Танзилля САЛАХОВА, жительница поселка Зубчаниновка:

– Наша Самарская область, в том числе и наш поселок Зубчаниновка, является ярчайшим примером дружного сосуществования разных религий. Здесь бок о бок живут мусульмане, православные, католики, наши дети ходят в одни школы, сидят за одной партой, мы вместе справляем наши религиозные праздники. Я считаю, что та стабильность, то взаимоуважение, которые существуют между нашими религиями в Самарской области, – это большая заслуга нашего духовного Управления мусульман и лично Вагиза-хазрата и Талипа-хазрата.

… Ислам. Как религиозное учение он возник предположительно в седьмом веке нашей эры на Аравийском полуострове, а ее основателем считается пророк Мухаммед. Тот ислам, который проповедуют в Самарской области, представляет собой традиционную ветвь ислама. Иногда его еще называют «умеренным исламом», но и в том, и другом случае это не имеет ничего общего с таким понятием, как «радикальный ислам». Впервые о нем в открытую заговорили в 70-х годах прошлого столетья в связи с событиями на Ближнем Востоке. В нашей стране о нем узнали в конце 80-х – с началом целой серии межнациональных военных конфликтов на территории некогда дружного Советского Союза. После его распада такие понятия, как радикальный ислам и ваххабизм, буквально ворвались в жизнь россиян войной в Чечне, взрывами жилых домов в Буйнакске, Москве, Волгодонске и целым рядом новых межнациональных конфликтов. Потом был Норд-Ост, Беслан и сотни погибших и раненых.

И за всем этим списком кровавых преступлений стояли именно они – радикальные исламисты. С одной стороны, те же самые мусульмане, с другой – звери в человеческом обличии, называющие свои злодеяния «борьбой с неверными», извращая в угоду своим интересам истинный смысл ислама.

Талип-хазрат ЯРУЛЛИН, председатель Духовного Управления мусульман Самарской области, муфтий, член Общественной палаты Самарской области:

– Сейчас из-за действий людей, которые далеки и от религии, и от ислама, часто делают равенство между исламом и терроризмом. И этому, к сожалению, очень «помогают» СМИ. Сегодня, если что-то происходит касательно ислама, они часто показывают только с отрицательной стороны, благодаря чему нас и нашу религию обвиняют в тех преступлениях, которые мы не совершали. Это очень обидно! Я часто привожу в пример слова одного ученого – Джамалетдина Руми, который сказал, что ислам – это чистый источник, чистый родник. Он всегда дает чистую воду, и он не виноват в том, что из него черпают грязной посудой, а потом обвиняют, что вода грязная. Это не вода грязная – это посуда грязная! И получается, что представители СМИ, рассказывая о каком-то конкретном случае и при этом неправильно понимая религию ислам, часто представляют ее в негативном свете, а обвинение падает на всех мусульман.

Трудно отрицать, что случаи недоверия к мусульманам имеют место в нашей сегодняшней действительности. Этому во многом способствовало и возникновение ИГИЛ, а также дальнейшие военные события в Сирии, отличающиеся своей запредельной жестокостью. Все это, к сожалению, сыграло свою отрицательную роль как в отношении ислама, так и всех мусульман в целом. Человек с бородой или в тюбетейке, имеющий кавказские или среднеазиатские черты лица, сегодня зачастую воспринимается немусульманами как потенциальная угроза.

Возможно, именно это стало причиной недавнего конфликта, случившегося на Мехзаводе, где должно было начаться строительство новой мечети. Несмотря на то, что место стройки было официально определено районными властями, жителей поселка это не убедило, и они активно, в массовом порядке высказались против строительства мечети.

Наталья МУХАМЕТШИНА, доктор политологических наук, профессор кафедры философии СамГТУ, эксперт сети этнологического мониторинга:

– Мне просто стыдно за самарцев, что они приняли такое решение! Оправдание здесь только одно – все было сделано специально для того, чтобы люди приняли такое решение. То, что недовольства будут и эти недовольства можно будет использовать, было понятно сразу. Извините, но, если там, где у меня находится гараж, тоже хотели что-то построить, наверное, мне бы также не понравилось. И проще простого в этом случае подбавить «масла в огонь», сказав мне или другим людям, что там будут одни мигранты, большинство из которых – потенциальные террористы. Естественно, если так «накрутить» неосведомленного жителя, то результат будет очевиден. Можно же было все по-другому решить, предоставив какие-то другие территории – не спорные!..

Как уверяют нас политологи, сегодня в нашем обществе имеет место не «исламофобия», а скорее, «мигрантофобия». И это вполне закономерный итог того, что, начиная с середины 90-х годов, в Россию, а также в нашу Самарскую область идет постоянный поток мигрантов из стран ближнего зарубежья, особенно из республик Средней Азии. Приехав в другую страну, не зная местных порядков и порой плохо владея русским языком, они часто попадают в разные конфликтные ситуации, вызывая тем самым недовольство со стороны местного населения.

Но, несмотря на это, они убирают наши улицы, трудятся на стройках, выполняют самую трудную и неквалифицированную работу. Те, кому повезло больше, торгуют на многочисленных рынках Самарской области. Только на одном Кировском рынке Самары их около тысячи. Кыргызы, узбеки, таджики, азербайджанцы, большинство из них – обычные трудяги, покинувшие родные места от безысходности.

В 2004 году на границе Таджикистана и Кыргызстана разгорелся очередной межэтнический конфликт, эхо которого докатилось до Самары. В тот момент таджики с кыргызами, работавшие на Кировском рынке, тоже едва не пошли войной друг на друга, и тогда Акылбек Кудуев – председатель Кыргызской общины Самарской области – обратился за помощью в Духовное Управление мусульман. Он попросил создать при рынке молельную комнату, которая могла бы послужить местом примирения. В результате общих усилий, а также при содействии городских властей молельная комната была открыта, и вот уже тринадцать лет она служит местом обретения духовного равновесия и объединения мусульман, принадлежащих к разным этническим группам.

Акылбек КУДУЕВ, председатель Кыргызской общины Самарской области и благотворительного фонда «Помощь кыргызскому народу “МАНАС-АТА”»:

– В 2010 году на юге Кыргызстана, в городе Ош, произошел еще один межнациональный конфликт между узбеками и кыргызами, а здесь, на Кировском рынке, очень много Ошских узбеков и Ошских кыргызов. Когда там начался конфликт, то и у нас ситуация накалилась. Тогда Талип-хазрат и Вагиз-хазрат приезжали на Кировский рынок, собирали всех в молельной комнате – в одну сторону узбеков, в другую – кыргызов, и говорили всем: «Вам нельзя конфликтовать ни в коем случае! Там идет политическая игра, и мы, народ, не должны от этого страдать». В результате их помощи нам удалось «потушить» все волнения.

В настоящее время благодаря усилиям Регионального духовного Управления и содействию Правительства Самарской области, а также властей на местах в нашем регионе созданы и действуют 95 мусульманских приходов, расположенных в разных населенных пунктах. Что же касается столицы области Самары, то здесь намаз читают в 7 местах.

Пять из них – это отдельно стоящие мечети, и самой большой из них по праву является Главная Соборная мечеть. Еще одна мечеть расположена в Малом Тупике – это одна из старейших мечетей в городе, и в декабре 2017 года она отметила свое 50-летие. Еще одна мечеть расположена в поселке Кряж, а чуть ближе, в старой части города на улице Алексея Толстого, находится Историческая мечеть Самары, которая в 2016 году отметила свое 125-летие. Сегодня здесь полным ходом идет реконструкция, и вскоре обновленная мечеть снова откроет свои двери для мусульман Самары.

Еще одной мечетью, представляющей собой особую гордость для самарских мусульман, является мечеть в поселке Зубчаниновка. Она была открыта 5 лет назад и получила гордое название «Булгарское наследие». Ее открытие стало не только значимым событием в религиозной жизни мусульман, но и ярким примером укрепления взаимопонимания между людьми разных конфессий.

Марьям-апа САБИРЗЯНОВА, наставница женщин-мусульманок п. Зубчаниновка:

– Конечно, мы очень благодарны, что у нас в Самаре есть 5 мечетей, но, честно говоря, этого маловато. Город у нас большой, населения много, и между мечетями очень большое расстояние, а у нас есть люди, которые не могут самостоятельно передвигаться, – это старики и инвалиды. Для них было бы удобнее, если бы мечети были поближе, да и родителям с детьми было бы удобнее: они могли бы почаще водить детей в мечети.

… Вопрос воспитания подрастающего поколения в духе почитания мусульманских традиций, а также уважения к людям другой веры и национальностей сегодня для Духовного Управления мусульман – один из важнейших вопросов. Он стоит на повестке дня одним из первых уже на протяжении многих лет.

Важность этого вопроса объяснять никому не надо – именно за неокрепшими душами молодых мусульман охотятся сегодня по всему миру эмиссары радикального ислама. Поэтому уберечь своих сыновей и дочерей от этой заразы – сегодня главная цель любого здравомыслящего человека.

Руслан ЭФЕНДИЕВ, представитель Правительства республики Дагестан в Самарской области:

– Сегодня на территории всей Российской Федерации сложилась очень сложная обстановка, и надо отдать должное РДУМСо, что кроме так называемых стандартных мероприятий оно проводит очень активную работу с мусульманской молодежью. Это встречи с военнослужащими в войсках, со студентами учебных заведений, это неформальные встречи, проходящие в рамках работ диаспор на базе Дома Дружбы. На эти встречи может прийти каждый, задать интересующий его вопрос и получить профессиональный ответ. Духовное Управление мусульман по Самарской области проводит очень большую работу по решению многих вопросов, и, самое главное, оно является связующим звеном между всеми мусульманами, живущими сегодня на Самарской земле.

Быть мусульманином сегодня непросто, впрочем, как и христианином, иудеем или кем-то еще. Современный мир настолько сложен, что приспособиться к его изменчивым условиям и найти себя в нем бывает очень сложно. И здесь существует одно-единственное правило: не делить людей на белых, красных или синих и всегда уважительно относиться к тем, кто тебя окружает, независимо от того, ходят ли они в мечеть, церковь или синагогу. И тогда все у тебя получится! Как показывает практика последних лет, следовать этому правилу стало в Самарской области доброй традицией.

Ширван КЕРИМОВ, председатель Лиги азербайджанцев Самарской области, член Общественной Палаты Самарской области:

– Если все религии призывают к миру, к добру, к братству, к справедливости, к единению, почему в Самарской области у нас должны быть какие-то другие течения, которые не объединяют, а разъединяют?! Тем более, что Бог един! На последнем VI съезде мусульман, который проходил недавно в нашей Соборной мечети Шейх-уль-Ислам, Верховный муфтий, Председатель ЦДУМ России Талгат Сафа Таджуддин, ссылаясь на пророка Мухаммеда, закончил свое выступление замечательными словами: он сказал, что придет время, Иисус Христос спустится на Землю и будет вместе с нами бороться за нашу веру в единого Творца…

Более красноречивого примера того, что все люди независимо от веры являются братьями, даже представить нельзя. И после этих слов невольно задаешься вопросами: «Зачем и кому нужны межнациональные и межконфессиональные проблемы? Чем мусульманин хуже христианина или наоборот?» История Самарской области показывает, что ответы на эти вопросы были найдены еще лет 600 назад. Примерно тогда же их перестали задавать и просто стали жить вместе, уважая традиции соседей и веру в их богов.

Сергий, митрополит Самарский и Тольяттинский:

– У нас всегда были добрые отношения между различными народностями, религиозными объединениями и конфессиями, и никогда не было никаких причин для столкновения. Те, кто сегодня будоражит умы, разыгрывая карту межнациональной и межрелигиозной розни, задаются одной конкретной целью – столкнуть людей на этой почве. Но, к счастью, у них ничего не получается. И здесь я хочу сделать особый акцент: сегодня мы должны проводить здоровую воспитательную политику, больше работать в школах, в вузах и пояснять, что на нашей земле, слава Богу, исторически не было никаких религиозных столкновений, и дай Бог, чтобы так и продолжалось!

Этого, без исключения, хотят все здравомыслящие люди! И об этом Талип-хазрат Яруллин говорит практически в каждой своей проповеди. Как духовный лидер мусульман, он всегда старается подтверждать свои слова высказываниями пророка Мухаммеда. И когда слушаешь его, становится ясно одно: ни одна религия, и в данном случае ислам, не сеет зерна ненависти в душе человека и не толкает его на преступление против ближнего. Само слово «ислам» в дословном переводе означает «предание себя Богу», «покорность», «подчинение» законам Аллаха. Эти законы просты и понятны любому человеку, и соблюдать их без труда может каждый…

Талип-хазрат ЯРУЛЛИН, председатель Духовного Управления мусульман Самарской области, муфтий:

– Вести правильный образ жизни и подтверждать свою веру хорошими деяниями: жить в добрососедских отношениях с другими людьми, хорошо относиться к своей семье, воспитывать праведных детей, уважать старших, получать довольство своих родителей, так как получение довольства родителей считается поводом получения довольства Всевышнего. Также еще раз напомню, что один из важнейших законов – это хорошие отношения с соседом, какой бы сосед у тебя ни был, ты должен налаживать с ним хорошие отношения.

Если посмотреть сегодня на карту Самарской области и вспомнить, что здесь проживают почти 3 миллиона 204 тысячи человек, то получится, что около 8 процентов из них являются мусульманами. Одни живут здесь испокон веков, других в разное время присылала сюда страна поднимать экономику и народное хозяйство области, третьи приехали сюда сами в поисках заработков и мечты о лучшей жизни. И для большинства из них Самарская область стала именно тем местом, где они обрели дом, уверенность в завтрашнем дне и сохранили самое главное – веру своих предков и национальную гордость.

… 9 декабря 2017 года в самарском дворце им. Кирова проходили торжества по случаю Мавлида – религиозного праздника в честь дня рождения пророка Мухаммеда. Праздничная программа была настолько интересна и разнообразна, а религиозный смысл придавал ей свою какую-то особую душевность и глубину, что одна мысль наверняка возникала у многих: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались и можем поделиться своей радостью со всеми!»

И если в ответ на это кто-то улыбнется, то значит, как сказал Пророк, ты уже сделал доброе дело. А все хорошее в нашей жизни, как известно, начинается именно с добрых дел!..


Елена ФИЛАТОВА
При подготовке материала использованы фото из архива Управления национальной и конфессиональной политики Администрации Губернатора Самарской области.

Оцените статья

+1

Оценили

Ольга Михайлова+1
Нет комментариев. Ваш будет первым!