Радость движения. Самарская городская детская больница №2

3041
Радость движения. Самарская городская детская больница №2

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области «Самарская городская детская больница №2» в 2019 году будет отмечать 90-летие. Больница, в которую дети и родители приходят с радостью и надеждой, а врачи и медсестры знают, как можно вернуть ребятам счастье полноценной жизни.

Страницы истории

В 1929 году в зданиях бывших купеческих дач врач-хирург Вера Степановна Зубкова открывает здравницу для лечения детей, больных туберкулезом костей и суставов, и становится ее первым директором. В здравнице начинают лечение дети, на чьем здоровье негативно сказались революция, Гражданская война и голод в Поволжье. При оздоровлении детей успешно применяются самые современные на тот момент медицинские технологии. До сих пор в больнице бережно хранят исторические фотографии и документы, иллюстрирующие и наглядно показывающие этапы выздоровления детей.

Поскольку юные пациенты подолгу находились на лечении, в 1938 году на базе здравницы была открыта неполная средняя школа.

В стране проводился комплекс мероприятий по борьбе с туберкулезом. В 1940 году здравницу переименовали в санаторий, увеличили спектр оказываемых детям медицинских услуг. В 1954 году открылся операционный блок, врачи санатория начали проводить плановые операции.

В 1972 году учреждение было переименовано в детский санаторий «Волжские зори», на его территории построили три современных корпуса. В 1977 году к «Волжским зорям» присоединили еще два детских санатория: «Березка» и «Солнечный». В 1980 году в «Волжские зори» влился детский санаторий им. Водопьянова, было организовано новое психоневрологическое отделение для лечения малышей с детским церебральным параличом и с последствиями полиомиелита.

В 2002 году санаторий получил статус городской детской больницы восстановительного лечения. Открыты городские центры медицинской реабилитации детей с детским церебральным параличом и с патологией опорно-двигательного аппарата. В 2004 году к больнице присоединился детский санаторий «Светлячок», была образована «Городская детская больница №2».

Больничный городок

Сейчас «Самарская городская детская больница №2» — это небольшой городок с красивой парковой зоной в Октябрьском районе города Самара рядом с Волгой, на Третьей просеке. Территория лечебного учреждения – это большая и благоустроенная зеленая зона с детскими площадками, клумбами, прогулочными дорожками. Хвойные деревья, особенно вновь посаженные ели и сосны, выделяя эфирные масла, также способствуют оздоровлению пациентов, которые чувствуют себя здесь комфортно и уютно.

Для нас провели специальную экскурсию по многочисленным помещениям больничного городка.

«С самого начала это был чисто детский санаторий, – рассказывает главный врач ГБУЗ СО «СГДБ№2» Наталья Чертыковцева. – У нас четыре лечебных отделения: отделение медицинской реабилитации для больных с заболеваниями периферической нервной и опорно-двигательной систем, ортопедическое отделение, отделение медицинской реабилитации для больных с заболеваниями центральной нервной системы и офтальмологическое. Есть еще вспомогательное лечебно-диагностическое и приемное отделения. Больница рассчитана на 300 коек, у нас проходят лечение, в том числе реабилитационное, дети-инвалиды, часть из которых – колясочники».

Полезные процедуры

Первым делом мы заглянули в лечебно-диагностическое подразделение. Было время процедур и лечебной физкультуры не только для пациентов, которые здесь лежат в круглосуточном стационаре, но и для десятков ребят, приходящих сюда на лечение с родителями в дневной стационар. В коридорах – по-детски шумно, при этом все как-то вовремя и аккуратно проходят свои программы лечения.

Руководит отделением врач клинико-диагностической лаборатории Елена Хабибуллина. С ней работают врачи-физиотерапевты Валерий Радаев и Юрий Петров, врачи по лечебной физкультуре Елена Попова и Сергей Шувалов, врач-рентгенолог Елена Денисова и другие.

Елена Хабибуллина пояснила, что комплекс реабилитационных мероприятий разрабатывается индивидуально для каждого ребенка. Применяются медикаментозная терапия, физиотерапия, теплолечение, лечебный массаж, гимнастика, кинезиотерапия, механотерапия, занятия на тренажерах, мануальная терапия, аппаратное лечение, оздоровительное плавание в бассейне, арттерапия, психологическая коррекция, коррекция нарушения двигательных функций с использованием компьютерных технологий.

Много кабинетов с разными реабилитационными тренажерами для CPM-терапии (пассивной разработки) — это метод лечения, состоящий в выполнении физических упражнений на аппаратах, специально сконструированных для развития движений в отдельных суставах. Благодаря инновационным аппаратам реабилитация проходит эффективно и в короткие сроки. Кроме ручного массажа, в лечении детей применяются различные виды аппаратного массажа.

«У нас проводится восстановительное лечение детей после операций и травм, – поясняет завотделением. – Много детей поступает со сколиозами, и как сопутствующее заболевание параллельно с ними обычно идет плоскостопие. Дети получают комплексное лечение, комбинируем различные курсы в зависимости от результатов. Процедуры в целом приятные и эффективные, укрепляют мышечный корсет ребенка, улучшают кровоснабжение».

Комплексный подход

Далее мы прошли по отделению медицинской реабилитации для больных с заболеваниями периферической нервной и опорно-двигательной систем. Помещения отделения были отремонтированы в 2013 году, здесь очень светло и чисто. Как пояснил завотделением Евгений Ковалев, здесь проводят реабилитационное лечение детям в возрасте от 2 до 18 лет после травм и операций, а также с такими заболеваниями, как плоско-вальгусная деформация стоп и плоскостопие, приобретенные деформации костно-мышечной системы, в том числе сколиоз, врожденные деформации нижних конечностей, болезнь Пертеса. В палатах отделения кроме обычных есть суперсовременные многофункциональные кровати с пультом управления для детей, которым положен постельный режим.

В отделении работают врачи травматологи-ортопеды Андрей Предченко и Мария Гальван. Мы заглянули в кабинет компьютерной оптической топографии, познакомились с новой разработкой новосибирских ученых.

«Этот аппарат позволяет следить, насколько эффективно лечение, которое получают детки, – рассказывает Мария Гальван. – Диагностика позволяет увидеть деформации позвоночника и грудной клетки без рентгеновских снимков. Есть четыре позы: в первой ребенок просто стоит спиной, вторая – поза с нагрузкой, когда спина выровнена, лопатки соединены, правильная осанка. Третья поза – усиление кифоза, мы проверяем, насколько есть реберный горб либо еще что-то, и четвертая – естественная поза лицом к камере. Мы делаем снимки, компьютер анализирует полученный результат. Рассматривается степень деформации – сколиоз, кифоз. Делаем исследования даже 4-летним деткам, а то и младше, главное, чтобы ребенок мог какое-то время выдержать нужную позу».

Комфортные условия

Второе ортопедическое отделение для пациентов с заболеваниями опорно-двигательной системы – заведующий отделением врач травматолог-ортопед Сергей Юрченков, также здесь работает его коллега Анастасия Карпова.

Затем мы отправились в офтальмологическое отделение, которое возглавляет врач-офтальмолог Ольга Соболева. Основные пациенты здесь – ребята с амблиопией, косоглазием, нарушениями рефракции (миопия, гиперметропия, астигматизм), атрофией зрительного нерва, врожденными аномалиями. Здесь работают врачи-офтальмологи Галина Косоплеткина и Надежда Храмова.

«Вот посмотрите, какая у нас есть фундус камера для детального осмотра глазного дна, – показывает завотделением. – Результаты исследования получаем сразу в электронном виде, можно распечатать и приложить к истории болезни. И потом удобно смотреть результаты лечения в динамике. К нам приходят молодые специалисты, молодежь из медуниверситета, они с удовольствием работают на современной аппаратуре».

Ольга Соболева показала нам, как работает ультразвуковой сканер, на котором определяют длину оси глаза при прогрессирующей близорукости, а также самый востребованный прибор – авторефрактометр, на котором проводят рефракцию каждому ребенку.

По пути заглянули в отремонтированное приемное отделение, где госпитализацию детей на стационарное лечение проводят заведующая отделением врач-педиатр Наталья Каргина и врач-педиатр Анна Павлова, а также работают врачи- педиатры Елена Евсеева и Наталья Гункина. В кабинете много игрушек, чтобы малыши не скучали, пока родители оформляют документы.

«Каждый день через наше отделение по направлению из поликлиники проходит около тридцати пациентов, – поясняет Наталья Каргина. – Мы оформляем истории болезни, проводим осмотр детей, допускаем до лечения и распределяем по отделениям. На нашем сайте есть перечень документов, необходимых для госпитализации, родители готовят этот пакет в своей поликлинике».

Все для лечения и отдыха

В стенах этой больницы есть ощущение и дома, и детского садика, и клуба по интересам одновременно.

«Стараемся силами сотрудников создавать детям уют, чтобы им было комфортно, – поясняет Наталья Чертыковцева. – Здесь малыши до пяти лет лежат с родителями, а старше – уже без родителей, если им не требуется специальный уход».

Мы заглянули в светлые, просторные кабинеты, в которых юные пациенты с 1 по 11 класс учатся во время учебного года. Уроки для них проводят учителя МБОУ СОШ №46. Воспитание дошкольников проводится в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» с учетом имеющихся у детей патологий.

«Наши школьники учатся во второй половине дня, воспитатели их отводят на занятия и приводят обратно, – рассказывает старший воспитатель Марина Артамонова. – Кроме классов выделяются кабинеты для уроков, учителя сами распределяют, с кем они занимаются в группе, с кем индивидуально. В ортопедическом отделении занятия проводятся по палатам, где есть столы для занятий».

Педагоги-воспитатели являются незаменимыми помощниками медицинскому персоналу, обеспечивают досуг детей в свободное от лечебных процедур время. Утро традиционно начинают зарядкой, сопровождают детей на лечение, помогают в подготовке школьных уроков. Потом идет прогулка, обед, лечение и обучение. «Каждую неделю у нас проходят развлекательные мероприятия, – сообщает Марина Артамонова. – Регулярно приезжают наши большие друзья – сотрудники Самарской областной юношеской библиотеки. Например, главный библиотекарь Дарья Дмитриевна Жукова привозит замечательные мастер-классы, на которых дети изготавливают открытки, поделки, занимаются скрапбукингом. Каждый месяц у нас проходят концерты, ребята сами готовят номера: танцуют, поют, играют на музыкальных инструментах, разыгрывают сценки. Недавно даже поставили мюзикл «Золушка»».

Эффективная реабилитация

В неврологическом отделении проходят реабилитационное лечение дети от 9 месяцев до 18 лет с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы, ДЦП, паралитическими синдромами, врожденными гидроцефалиями и пороками развития, вегетососудистыми дистониями. Есть палаты для мам с тяжелыми детьми, для инвалидов оборудованы комнаты с ванной и туалеты. Здесь больше половины детей в возрасте от года до шести лет, потому что это самый перспективный возраст для реабилитационных мероприятий.

В отделении проводят комплексное медикаментозное и физиотерапевтическое лечение – электропроцедуры, магнитолазеротерапия, бальнеотерапия, ультразвуковая терапия, механотерапия с применением широкого арсенала современной аппаратуры для медицинской реабилитации; работают кабинеты массажа, включая аппаратный (вакуум-массаж, массаж эластичным псевдокипящим слоем, электромассаж) и ручной массаж, проводится лечебная физкультура.

Руководит отделением врач-невролог Дарья Шаронова, с ней работают врачи-неврологи Кира Назарова и Алена Левина, психолог Анастасия Шук, логопеды Ольга Деганова, Алися Давлетбаева и Светлана Кирилина.

Дарья Шаронова провела нас в новый кабинет тестирования с компьютерным прибором, который поступил на апробацию из СамГМУ. На нем обследуют преимущественно детей с ДЦП и двигательными нарушениями – последствиями перинатальной патологии.

«Сначала тестируем моторные функции ребенка по двум шкалам, – объясняет завотделением. – После этого задаем ребенку упражнения, которые он может выполнить в зависимости от его двигательных и возрастных возможностей, оцениваем выполнение и ведем корректировку с помощью упражнений. Через 10 дней повторно тестируем и смотрим, насколько улучшились его двигательные функции. Если появились новые навыки, надо ребенку дать возможность, чтобы он их освоил, привык к ним».

Учеба, спорт и творчество

В этом корпусе нам показали еще один кабинет ЛФК, где с малышами с детским церебральным параличом работают врач и инструктор по лечебной физкультуре. Здесь имеется тренажер Walker для детей, которые по разным причинам не в состоянии ходить или стоять без посторонней помощи. Walker уникален тем, что полный вес пациента направлен вниз к подошве ноги, с нагрузкой их собственным весом тела. Занятия на тренажере показывают хорошие результаты в реабилитации пациентов с ограниченными возможностями, такими как при ДЦП, переломе позвоночника, различных синдромах с двигательными нарушениями.

В зале лечебной физкультуры инструктор проводит групповые занятия с маленькими пациентами. Здесь же находится небольшой детский бассейн, в котором дети раннего возраста занимаются с инструктором и врачом. Судя по архивным фотографиям, в советское время у санатория был большой закрытый бассейн, где оздоравливались дети, находящиеся на лечении. К сожалению, на восстановление большого бассейна у лечебного учреждения отсутствует финансирование.

Мы прошли через кабинеты логопедов, психолога и кабинет высокочастотной терапии, в котором вел прием доктор Юрий Петров.

Посетили просторную игровую комнату для пациентов, здесь масса игр и игрушек для любого возраста. Особо отметим, что пользование пациентов всевозможными гаджетами, смартфонами и компьютерами в больнице строго ограничено.

В больнице ежемесячно проводятся мероприятия по воспитанию здорового образа жизни и культуры поведения. Проводятся беседы о нравственности, о вреде курения, об опасности алкоголизма, наркомании, игромании. Детей знакомят с художественной литературой, проводят турниры по шашкам и шахматам, по бадминтону и настольному теннису, футболу. Творческое развитие осуществляется при помощи конкурсов рисунков, поделок из природного материала, бумаги. Все отделения обеспечены спортивным инвентарем, имеются настольные игры, наборы цветных карандашей, акварельные краски, гуашь, альбомы для рисования, книжки-раскраски, цветная бумага для детского творчества.

Коллектив единомышленников

Перед уходом из этой доброй больницы мы присели поговорить с главным врачом и двумя заведующими отделений.

Наталья Чертыковцева рассказала, что студенты Самарского медицинского колледжа им. Н. Ляпиной и Самарского медико-социального колледжа проходят производственную практику на базе ГБУЗ СО «СГДБ №2». Больница является теоретической и практической базой для врачей-ординаторов, студентов, слушателей СамГМУ, Самарского областного центра повышения квалификации специалистов здравоохранения и Самарского медицинского института «Реавиз». Врачи отделений регулярно публикуют свои научные работы и выступают с докладами на конференциях как в России, так и за рубежом, участвуют в ассоциациях экспертов. Также специалисты больницы – травматолог-ортопед, невролог, окулист, логопеды, психолог – проводят консультативные приемы детей и подростков из Самары и Самарской области.

Елена Хабибуллина отметила, что врачи и медсестры работают в больнице подолгу: «Много приходит молодежи. Но в основном не студенты после медуниверситета, а из других медучреждений. Узнают, что у нас коллектив хороший, и приходят по отзывам».

Например, Дарья Шаронова пришла в больницу в прошлом году.

«Мы с удовольствием подхватываем новые методики, берем на апробацию разработки медицинских вузов, – говорит она. – Мы занимаемся реабилитацией, а не лечением острых состояний. К нам дети поступают после областной клинической больницы им. Середавина и областной детской клинической больницы им. Ивановой. Каждому ребенку подбираем свои методы, ведь у детей есть желание выздороветь, а у нас есть возможности.

Например, у нас проходят лечение дети с двигательными нарушениями, мы им проводим ботулинотерапию – это один из методов комплексного лечения этих детей. Тем самым стимулируем развитие их функциональных навыков. Мы помогаем ребенку максимально улучшить его физические возможности, учим управлять двигательными навыками. Мы видим эффект своей работы, и это защищает нас от профессионального выгорания».


Ольга Казакова
При подготовке материала использованы фото Петра Шумкова и из архива Самарской городской детской больницы №2.

Оцените статья

0
Нет комментариев. Ваш будет первым!