Альберт Рис Вильямс. Письмо из Америки в Куйбышев

Альберт Рис Вильямс – американский публицист и журналист XX века, участник Октябрьской революции 1917 года. В одной из его книг «Путешествие в Революцию» было опубликовано письмо «Приветствие молодежи Советского Союза и моим молодым друзьям, учащимся школы №109 города Куйбышева на Волге».
В Куйбышеве Альберт Рис Вильямс никогда не был. Но с Россией был знаком хорошо: до 1928 года он путешествовал по СССР от Архангельска до Кавказа, и общением с советскими, а именно куйбышевскими, ребятами он очень дорожил, об этом и писал в своем письме: «… Всякий раз, когда я слышу слово «Куйбышев», я сразу же вспоминаю вас, энергичных и целеустремленных».
Как так получилось, что ученики куйбышевской школы вели переписку с Альбертом Рисом Вильямсом в 1960-1961 годы? Почему американский публицист писал ученикам именно этого учебного заведения? На эти и множество других вопросов, которые сразу приходят в голову, мы и постарались ответить, пообщавшись с педагогами этой школы.
Ирина Викторовна Бабинцева, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, многие годы занималась изучением истории школы. Она и помогала сопоставить факты с информацией в книге, рассказала учителю русского языка и литературы Любови Николаевне Яковлевой о работе школы в 1960-1970-е годы.
Любовь ЯКОВЛЕВА, учитель русского языка и литературы:
– В 1960-е годы по заданию Куйбышевской пионерской организации учащимися школы №109 группы «Поиск» была составлена карта ленинских мест. Наши школьники собирали воспоминания людей, знавших Владимира Ильича Ленина, «ровесников Октября», написав им письма. С нетерпением все ждали ответов, которые, как мы теперь понимаем, стали приходить. И какие! Удивительно! В феврале 1962-го из США, города Нью-Йорка, пришел ответ от Альберта Риса Вильямса. Он описывал революционные события, общался с В.И. Лениным. Именно из его книги «Путешествие в Революцию» мы узнали о том, как учащиеся, выполняя школьное задание, смогли связаться с публицистом, который, в феврале 1917 года услышав о революции в России, летом приехал в Петроград. Публицист ходил на митинги, собрания, в редакции газет и на заводы. Он стал очевидцем Октябрьского переворота, участником штурма Зимнего дворца, освобождения телеграфной станции от юнкеров, схваток на улицах Петрограда. Представляете, именно они, дети группы «Поиск», нашли ровесника Октября в Америке!
ПОСЛЕСЛОВИЕ ЛЮСИТЫ ВИЛЬЯМС ДЛЯ ИЗДАТЕЛЬСТВА «МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ»
Рис всегда любил молодежь: приезжая в какую-нибудь деревню, он прежде всего искал комсомольцев, чтобы поговорить с ними; когда он хотел отдохнуть и развлечься, он собирал подростков и играл с ними в мяч, к немалому удивлению крестьян, которые считали такое поведение неподобающим солидному человеку. Свою любовь к спорту он передал и нашему сыну, Рису-младшему, родившемуся в 1929 году, и очень гордился, когда, став взрослым, сын включился в общественную борьбу за разрешение многочисленных проблем у нас на родине, в Америке.
Он много думал о советской молодежи и старался всегда отвечать на письма из России, даже если для этого ему приходилось прерывать работу над книгой. Эти письма служили ему ярким доказательством вечной молодости Советской власти, напоминали о пламенных молодых революционерах, чьи мечты расцвели с Октябрем. Это были письма от детей и внуков его товарищей по оружию – от представителей того нового поколения, ради счастья которого отцы и деды отдавали свою жизнь.
В ноябре 1960 года пришло письмо, вызвавшее у него особый интерес. Оно было из Куйбышева, от учеников старших классов средней школы №109. Под ним стояло 34 подписи. Рис тогда не смог прервать работу над книгой, чтобы ответить обстоятельным письмом, но, чувствуя себя в долгу перед ребятами, послал им в декабре открытку с новогодним поздравлением. Ребята откликнулись сразу же, они были очень рады открытке, но все-таки с нетерпением ждали подробного письма. Конечно, книга стояла у него на первом месте, но и эти школьники были дороги ему, были его друзьями. И он потихоньку начал делать кое-какие наброски, рассчитывая переписать начисто, когда до этого дойдут руки. Вскоре я заметила, что он в этих набросках обращается уже ко всей советской молодежи.
Когда в 1961 году наш сын Рис приехал к нам с женой Элеонорой и недавно родившимся у них сыном, мы почувствовали, будто рядом с нами, в одном строю, встал третий Рис Вильямс, чтобы нести эстафету дальше, в светлое будущее, и занять свое место в новой, космической эпохе и во многовековой борьбе за справедливость и мир.
Не успели мы оглянуться, как и 1961 год подошел к концу, и я увидела, что Рис снова пишет поздравительную открытку в 109-ю школу. В его глазах, когда он поднял голову от стола, промелькнула растерянность, но потом никогда не покидавшее его чувство юмора взяло верх, и он сказал: «Вот будет забавно, если эти ребята уже кончили школу!»
Ответ пришел так же быстро, как в первый раз: «Вы не ошиблись, наш дорогой друг, – многие из наших с Вами молодых друзей окончили школу в этом году, – писал учитель литературы Александр Тарасович Кисель. – Некоторые из них уже студенты высших учебных заведений. Другие пошли работать на фабрики, вступили в бригады коммунистического труда и стали настоящими строителями коммунизма. Многие же просто перешли в следующий класс и продолжают штурмовать вершины науки… Все они часто вспоминают Вас, сердечно благодарят за присланную фотографию и с нетерпением ждут Вашего письма».
Наступил февраль 1962 года, и Риса в последний раз положили в больницу для переливания крови. Помимо объемистой рукописи новой книги он взял с собой в больницу набросок статьи, которую он готовил к исполняющемуся в апреле 50-летию «Правды», и заготовки своего письма советским школьникам. И все это вопреки строгому предписанию врачей, запретивших всякую работу. Рис знал, что нельзя совершить невозможное, но он игнорировал запрет, так как жил только работой.
Он ушел из жизни неожиданно. Именно так он и хотел умереть. Но осталась жить самая важная часть Риса – его книга. Я счастлива, что у меня хватило отпущенного мне времени и сил довести его работу до конца. Это тоже было самым страстным его желанием.
Книга закончена. Вы ее только что прочли. Прочтите и страницы черновика письма Риса Вильямса ко всей молодежи Советского Союза.
Бостон, Массачусетс, США, январь 1971 года
ПРИВЕТСТВИЕ МОЛОДЕЖИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА И МОИМ МОЛОДЫМ ДРУЗЬЯМ, УЧАЩИМСЯ ШКОЛЫ № 109 г. КУЙБЫШЕВА НА ВОЛГЕ
Оссайнинг, Нью-Йорк, США, февраль 1962 г.
Я часто получаю письма из самых разных уголков Советского Союза с выражением горячих дружеских чувств и с огромным количеством информации о жизни в вашей стране. Но, к сожалению, я не в состоянии ответить на все эти письма.
Среди многих причин, по которым ваши письма ноября 1960 года и декабря 1961 года требуют ответа, и то обстоятельство, что они пришли из Куйбышева, города на берегу великой Волги. Тысячи рек протекают по русской земле, и везде счастлива советская молодежь, но вы счастливы вдвойне.
За четырнадцать месяцев, что мы с Люситой прожили в Хвалынске, ваша Волга околдовала и зачаровала меня. Она стала и моей Волгой, и это нас связывает. Мы наблюдали на ней смену времен года: ее зимний сон под толстым слоем льда, покрытым белым одеялом снега, ее звонкий ледоход и величественный разлив по весне; мы слышали, как на ее берегах соловьиные трели сливались с песнями комсомольцев, прогуливающихся по вечерам с веточками цветущей вишни в руках. Я, как сейчас, вижу длинные баржи с арбузами, рассекающие белые гребешки волн, поднятые крепким бризом, помню пряный запах земли, доносившийся с только что убранных полей до пристани, где мы спали на деревянных скамейках среди пассажиров, ожидавших последнего перед наступлением осенних холодов парохода на Нижний Новгород.
В своем письме вы просите вспомнить о днях, проведенных мной в 1918 году во Владивостоке. Об этом я уже почти все, что мог, рассказал. Но почему бы не рассказать еще раз? О настоящих героях и в сотый раз стоит вспомнить! Если бы не они, я бы, возможно, пал духом.
Благодаря двум запискам от Ленина я был сразу же принят во Владивостокском Совете и смог изнутри познакомиться с работой местного органа управления. Это был для меня очень ценный опыт, так как до сих пор я видел в работе только высшие органы власти. Здесь же я оказался как бы в микрокосме того, что олицетворял собой могучий Петроградский Совет.
Конечно, я не специалист в этих вопросах, но мне казалось, что, несмотря на необыкновенно трудные условия, в которых приходилось работать молодым большевикам Владивостока, они вели дела Совета четко и организованно. Наблюдая их деятельность, я получил неоценимые знания не только о них, но и вообще о русском народе и о русской молодежи.
Первые же встречи с русскими большевиками во время моей поездки по стране летом 1917 года произвели на меня очень хорошее впечатление, оно усилилось в последующие осенние и зимние месяцы, а во Владивостоке это впечатление получило более широкое и глубокое обоснование.
Вспоминая о большевиках, которых я близко знал, я бы сказал, что для меня самой неожиданной особенностью их характера была, пожалуй, способность веселиться, умение использовать шутку и смех для разрядки дикого напряжения физических сил и нервов. Среди многих замечательных качеств революционера определяющим фактором был высокий боевой дух, подкрепленный стальными мускулами, железной волей и чувством юмора.
Из вашего письма я, конечно, понял, что вас интересуют «героические судьбы», вы рассчитываете найти драгоценные камни по их блеску и сиянию. Но после первых же поисков вглубь и вширь вы обнаружите героев у себя дома, на вашей улице. Правда, выявить их – нелегкое дело, большинство из них – я очень хорошо это знаю – не захотят говорить о себе. Я много встречал таких людей везде и всюду, когда бы ни приезжал в Россию. Трудно из них что-нибудь вытянуть, но не оставляйте попыток. Если вы будете с ними так же настойчивы, как со мной, вы добьетесь успеха. Кое-кто живет и в вашем родном городе – их жизнь послужила Люсите источником вдохновения для создания фильма в 1928 году.
Вы нашли героев Владивостока: Якова Кокушкина, Зою Станкову и Зою Секретареву. Вы нашли Костю Серова, который только чудом остался в живых. А разве можно забыть, какую роль сыграл город Куйбышев во время Великой Отечественной войны? К этому я могу добавить, что теперь всякий раз, когда я слышу слово «Куйбышев», я сразу же вспоминаю вас, энергичных и целеустремленных. Я знаю, что вы энергичны, хотя бы потому, что взялись написать мне письмо.
И еще хочу сказать, что качества, отличавшие когда-то героев революции, стали сейчас наследственными чертами миллионов советских юношей и девушек.
Изучая историю тех героических лет, вы, наверное, жалеете, что опоздали родиться и не участвовали в битвах, не строили баррикад, не разрушали крепостей. Но человек по природе своей прежде всего творец, созидатель. Труд для него – жизненная потребность. Поэтому бойцы революции больше всего хотели бы участвовать в великом деле строительства социализма. Вы желали бы быть на их месте, а они – на вашем.
Поэтому вы должны так же хорошо сделать свое дело за себя и за них, как они делали свое дело за себя и за вас.
Ну вот, вы просили несколько строк, а я уже написал почти столько, сколько и вы. И еще не кончил. Я хочу сказать, что одно из великих достижений революции – и это явствует из вашего письма – заключается в том, что она и вас поставила под свои знамена.
Если бы революция 1917 года только расчистила почву, это было бы великим, героическим подвигом. Но если бы она этим и ограничилась, колоссальные жертвы, принесенные во имя ее, заняли бы только одну главу на страницах человеческой истории. Дело построения фундамента нового общества выпало на долю следующего поколения, стало делом их жизни. Если бы этот второй период революции дал лишь индустриализацию и электрификацию, это опять же было бы отмечено лишь в одной главе. В каждый период каждое новое поколение вносило свой героический вклад, и только все вместе взятое делает историю.
Теперь вы становитесь участниками общего дела всех поколений революции, у вас своя задача, тоже очень важная. Дело революции – это непрерывный процесс, в котором у каждого поколения свои задачи, свои проблемы. Теперь это дело переходит в ваши руки, возлагается на ваши плечи. Пройдет время, и вы передадите его следующему поколению, и так же, как сегодня вы черпаете вдохновение, оглядываясь на Ленина… так будущие поколения будут вдохновляться вашим примером. Как вы справитесь с выпавшей на вашу долю задачей? Ведь от вас, продолжателей дела революции, зависит ее бессмертие. У вас есть все необходимые инструменты, приложите только руки! В некотором смысле ваша задача труднее, чем у тех, кто начинал. Она требует особого рода стойкости. Все это вы и без меня знаете, но такова привилегия стариков – давать советы молодым, призывать людей к добру и делать добро, иначе одолеет лень. На свете так много соблазнов, так много врагов и вокруг, и внутри нас самих.
Многие из вас, наверное, знают, как трудно бывает взяться за перо. С возрастом это становится еще труднее, так как в организме все вообще замедляется. Но вам я пишу безо всякого напряжения. Ваше письмо зарядило меня новой энергией. Я почувствовал, что принадлежу не прошлому, не старому, ушедшему поколению, а являюсь частью вашего, нового поколения и вместе с вами радуюсь новым грандиозным перспективам, открывшимся вам. Так что вы уже оказали мне великую услугу: я вновь почувствовал себя молодым.
Вы благодарите меня за службу делу революции, за мою любовь к России, но когда-нибудь я расскажу вам, что дала революция мне, и это будет очень длинный рассказ.
Как это замечательно – делать что-то не только для себя, но и для других! Это и поныне так. Вы осчастливили многих людей. Но никто не был бы так счастлив, как Ленин. Вы делаете именно то, что он прежде всего хотел от вас. Мне нет нужды доказывать, что вы заслужили высокую похвалу Ленина. Какое огромное наследство он вам завещал!
Заканчивая письмо, я мысленно представляю себе то чудесное социалистическое общество, которое вы, советская молодежь, продолжаете строить ради будущего, ради мира и счастья всего человечества!
Люсита вместе со мной шлет вам самый горячий привет и любовь.
Ваш друг Альберт Рис Вильямс
Любовь ЯКОВЛЕВА, учитель русского языка и литературы:
– Как нам стало известно из книги, Рис прислал поздравительную открытку в 109-ю школу (до сих пор надежда обнаружить поздравления от американского публициста не покидает нас). Также мы узнали, что ответ на открытку Альберта Риса Вильямса пришел от учителя литературы Александра Тарасовича Киселя. Появился следующий вопрос. Кто такой Александр Тарасович? И в книге Риса упоминается его имя. Из материалов летописи школы №109 нам стало известно, что Александр Тарасович Кисель в 1960-е годы являлся руководителем отряда «Поиск». Это был удивительный человек! Об этом свидетельствует такой факт, который к конкретному случаю, на первый взгляд, не имеет прямого отношения, но характеризует педагога. Александр Тарасович Кисель организовывал экспедицию по сбору материала о героическом подвиге партизан в годы Великой Отечественной войны. Куйбышевские школьники знакомились с живыми героями (прототипами) книг Д.Н. Медведева «Это было под Ровно», «Сильные духом». Ребята прошли по пути партизанского соединения, собрали дополнительные материалы, нашли более ста адресов партизан – установили с ними переписку.
Любовь Николаевна поделилась с нами и ответом одного из партизан на письмо пионеров школы №109.
Отрывок из письма: «… А как идут Ваши дела?… Искренне желаю Вам вместе и каждому отдельно добрых успехов в учебе, хорошего здоровья и счастья. Передавайте наилучшие пожелания своим родителям, учителям и вашему классному руководителю А.Т. Киселю. С партизанским приветом, Б. Крутиков. 5 мая 1965 года, г. Львов».
Самара – город с удивительной судьбой и историей. Жизни многих легендарных личностей переплетались с нашим городом, с его жителями. Супруга Альберта Риса Вильямса Люсита в 1928 году создала фильм, источником вдохновения для нее стали жители Куйбышева. Из этих документов складывается ощущение, что эта семья всегда как-то по-особенному относилась к куйбышевцам. В подтверждение этому приведу еще одну цитату из письма Альберта Риса Вильямса: «Везде счастлива советская молодежь, но вы счастливы вдвойне»…
К публикации подготовила Наталья СИДОРОВА
При подготовке материала использованы фото из архива школы №109 г. Самара.