Евгений Астахов. Его река времён

5500
Евгений Астахов. Его река времён

Лауреат ряда областных и российских литературных премий писатель Евгений Евгеньевич Астахов прожил долгую и многогранную творческую жизнь. И дело здесь не в возрасте. Как написал об Астахове один из коллег, он стоял особняком в самарской литературе. В 1991 году Евгений Евгеньевич создал собственный культурно-благо-творительный проект «Самарское Слово» и до последних дней жизни был его руководителем. Впрочем, в историю литературной Самары он вошел не только поэтому.

ЕГО РЕКА ВРЕМЁН

Евгений Астахов считал, что вошел в литературу, на первый взгляд, поздно, а на самом деле вовремя. Сначала была война, затем работа инженером. В одной из анкет он написал о себе коротко: «Родился 25 июня 1925 года в городе Батуми. В 1936 году семья переехала в Тифлис, переименованный вскоре в Тбилиси. После восьмого класса учился в Тбилисском аэротопографическом техникуме, на картографическом отделении. Весной 1943 года был призван в Красную Армию, окончил в Бухаре эвакуированное туда Подольское училище противотанковой артиллерии. Службу продолжил в Москве, в Главном Управлении кадров артиллерии при Артиллерийской академии имени Дзержинского. Окончил курсы штабных работников и был направлен на Первый Украинский фронт, в штаб Десятого артиллерийского корпуса прорыва резерва Главного Командования. На фронте был тяжело ранен. Демобилизован по инвалидности в звании лейтенанта. В 1952 году окончил Грузинский политехнический институт, работал инженером-проектировщиком на строительстве Куйбышевской ГЭС, возглавлял комсомольскую организацию «Куйбышевгидростроя». Позже работал во ВНИИ нерудных материалов в Ставрополе-на-Волге (ныне Тольятти). В газете «Волжский комсомолец» начал работать в пятидесятые годы. В шестидесятые годы был главным редактором Куйбышевского телевидения, окончил Высшие литературные курсы Союза писателей СССР…»

Евгений АСТАХОВ, младший сын Евгения Астахова:

– Отец никогда не стеснялся того, что его творческая деятельность началась в тридцать лет. В 1955 году, ровно шестьдесят лет назад, был написан его первый рассказ. В дальнейшем он шлифовал свой стиль, пробовал себя в совершенно разных жанрах. Молодым человеком он хотел быть военным, но в 1945 году получил тяжелую травму, и об этом пришлось забыть. Он стал инженером, попробовал себя на общественной работе и в науке, но в литературе не только проявил себя лучше всего, литературное творчество стало его жизнью.

Евгений Астахов был награжден орденом Отечественной войны первой степени, шестнадцатью медалями. Фактически был инвалидом Великой Отечественной войны, но по сути – человеком с невероятно стойким, закаленным характером.

Первый его рассказ был опубликован в газете «Волжский комсомолец». Затем из двух десятков таких публикаций была собрана первая книга. В творческом активе писателя около 40 книг – романы, повести, публицистика.

В 2000 году было издано собрание его сочинений в шести томах, самое объемное собрание сочинений местного писателя в истории Самары. Литературоведы особое внимание обращали на то, что писатель был из дворянской семьи и понятие чести многое значило для него. Кстати сказать, печатался Евгений Астахов не только под своей фамилией, но и под псевдонимом Евгений Греков.

Александр ЗАВАЛЬНЫЙ, главный библиограф Самарской областной универсальной научной библиотеки:

– Это был неординарный человек. Общаться с ним было очень интересно, и это оставалось в памяти надолго. В нашу библиотеку он приходил часто, был здесь желанным гостем во многих отделах – и в библиографическом, и в краеведческом. Многие высказывания Евгения Евгеньевича Астахова я помню, они созвучны мнениям по-настоящему творческих людей. Например, он считал, что без серьезной литературы русская культура просто немыслима, что чтение книги – это процесс, тяжелый труд, а телевидение, на котором он когда-то работал, большей частью для зрителя оборачивается пустой тратой времени.

Себя Евгений Астахов считал русским и советским человеком. Он никогда не делил людей по социальному или национальному принципу. Для него в литературной работе примерами были Виктор Астафьев, Василь Быков и автор повести «В окопах Сталинграда» Виктор Некрасов.

«Генетически я всегда был диссидентом», – эту фразу Евгения Астахова журналисты цитировали не раз, вспоминают ее и сыновья писателя.

Юрий АСТАХОВ, старший сын Евгения Астахова:

– В принципе, в литературе отец был диссидентом. Официально он диссидентом не был, но однажды в 1963 году восемь месяцев просидел без работы. Он тогда подготовил к публикации материалы по городу Тольятти. Не было у нас в стране в то время понятия «мафия», но были прецеденты, сопоставимые с ней. Отец имел свою активную позицию, хотя и не был таким, как, например, Астафьев. Доходил до какой-то грани и, когда это представляло угрозу для семьи, останавливался. Семья была для него чем-то очень большим, святым. На публику о себе и о семье рассуждать не любил, считал, что семья – это очень личное. Любимая жена, двое сыновей, два внука, внучка, правнук…

Это стихотворение Евгений Астахов в 1947 году посвятил своей любимой Вере:

Пылал пурпуровый закат,
И море нежно пело,
Поник устало тихий сад,
Заря почти истлела.

Огни, мигая на мысу,
Зовут и страстно манят.
Я через годы пронесу
О нашей встрече память.

Лениво стлался мрак ночной,
Нахмурив брови строго…
И ветер ласковой рукой
Тебя за щеки трогал.

Но солнце высушит росу,
Закончив ночи сказку,
Я через годы пронесу
Очей любимых ласку.


Юрий АСТАХОВ, старший сын Евгения Астахова:

– Всегда было что-то эффектное дома, всегда на стенах висели ружья. У отца была большая коллекция оружия, она сохранилась. Как только появилась возможность, он начал строить дом. Всей семьей мы выезжали на природу. На Усинском заливе лет пятнадцать подряд отдыхали. Это было его место, его дом…

В 1976-1987 годах в городе Тольятти работала возглавляемая Евгением Астаховым студия авторского кинематографа. По его сценариям на этой студии в жанре кинопублицистики было снято двенадцать фильмов о прошлом и настоящем Ставрополя-Тольятти, Куйбышева, Сызрани, других городов и сел области. Позже весь киноархив своей студии Астахов безвозмездно передал в Тольяттинский краеведческий музей.

В 1976 году на фирме «Мелодия» был выпущен диск с песнями Евгения Астахова к его фильмам. Музыку к песням писали композиторы Павел Дугаев, Валерий Калиниченко, Эдуард Колмановский, Григорий Пономаренко.

В 1991–1995 годах студия авторского кинематографа продолжила работу в составе Культурно-благотворительного предприятия «Самарское Слово», учрежденного по инициативе Губернатора Самарской области Константина Титова для персональной творческой деятельности Евгения Астахова. Одной из задач этого некоммерческого предприятия было оказание творческой и материальной помощи местным ветеранам-литераторам: доплаты к пенсиям, безвозмездная подготовка рукописей к изданию, публикация книг. В формате Общественного культурно-благотворительного проекта «Самарское Слово» под руководством Евгения Астахова сотрудничало с благотворительными фондами.

Даже в самые сложные годы экономического хаоса Евгений Астахов верил, что настоящая рукопись будет издана. Он помогал более молодым коллегам советом – и редакторским, и организационным. Он понимал, как можно поправить текст, и знал, как выйти на его публикацию.

Виктор ВОЛОДИН, член Союза писателей России:

– Я по его наводкам пошел по спонсорам. Он мне дал адреса, к кому можно обратиться за помощью в выпуске книги – и эти люди откликнулись! Но по спонсорам мне ходить расхотелось, не для меня это занятие. А вот Евгений Евгеньевич мог найти общий язык и с людьми, часто неблизкими к литературе.

Евгений Астахов скептически относился к постоянно растущему количеству так называемых писателей и поэтов. Вседозволенность в издательской деятельности ранила его. Он был принципиальным человеком, говорил то, что думал. Говорил прямо в глаза любому писателю, издателю, чиновнику.

О Великой Отечественной войне Евгений Астахов писал много. Сложно выбрать одну-две цитаты. Но как не процитировать его роман-летопись в четырех книгах «Река времён»: «Очнулся я от того, что земля, на которой лежал ничком, мелко подрагивала, точно от озноба. Открыв глаза, увидел, как по дороге, в пяти-шести шагах от меня, полным ходом, с выключенными фарами, пёрли танки. Ощущая всем телом противное подрагивание земли, я не слышал того грохота и скрежета, который должен был сопровождать движение этого стального стада. Все продолжалось не более минуты – танки исчезли за поворотом дороги, как зловещие ночные призраки. Даже испугаться не успел… Голова раскалывалась от боли, сильно поташнивало, никак не мог взять в толк, что же стряслось. Сорвав пучок мокрой травы, протер ею лицо, стало чуть полегче, только уши по-прежнему оставались законопаченными, казалось, что их заткнули мокрыми тампонами. С усилием приподнялся, встал на ноги, колени слегка подкашивались...»

Александр ЗАВАЛЬНЫЙ, главный библиограф Самарской областной универсальной научной библиотеки:

– Например, когда он пишет о военном времени, о пребывании наших войск на территории стран Восточной Европы в 1945 году, то у него другой, свой взгляд, он пишет не то, что мы знаем по школьным учебникам советской поры. Он пишет о том, через что прошел. Он имеет право так писать.

В романе «Река времён» Евгений Астахов писал: «Прошлое должно органично переходить в настоящее. Не быть некой окаменелостью, пусть и величественной, впечатляющей, но мертвой. Но гордиться следует, в первую очередь, настоящим… Кидать камни и стрелять следует не в наше прошлое, а в тех, кто деяниями своими испохабил его. Истинный патриотизм – очень высокое и очень тонкое чувство, ничем не напоминающее патриотизм примитивный, построенный на ложных ценностях… Прошлое – это всегда правда. Оно сделано уже, свершено. О будущем можно соврать, о прошлом не соврешь – рано или поздно, но оно обязательно опровергнет тебя, твою ложь. И даже ловко сработанную тобой полуправду…»

Александр ЗАВАЛЬНЫЙ, главный библиограф Самарской областной универсальной научной библиотеки:

– Я думаю, Астахов чувствовал, что он прежде всего писатель, представитель русской литературы, а идеологическая советская скорлупа была для него на последнем месте.

Иван НИКУЛЬШИН, член Союза писателей России:

– Совпадало так, что мы вместе, парой, выступали на встречах с читателями. Я стихи читал, он – свою прозу, рассказывал о своих задумках. Большой у Астахова был материал о Тольятти, и документальный в том числе.

Благодаря Евгению Астахову страна узнала о судьбе писателя Ивана Арсентьева, по паспорту – Ивана Арсентьевича Чернеца. Летчик, Герой Советского Союза, весной сорок пятого в Куйбышеве он получал новый самолет, заодно решил обмыть в ресторане Звезду героя. «Смотри, какая звездочка!» – выдохнул кто-то из блатных. Блеснул ножик. Иван схватился за пистолет, выстрелил. То ли рикошет, то ли что – официантка была убита наповал. Трибунал. Приговор – лишение звания, всех наград и 8 лет лишения свободы. В тюрьме Иван просидел 3 дня – Победа, вслед за ней амнистия!.. Иван Арсентьев был забыт на много лет, практически вычеркнут из жизни.

В 1968 году Евгений Астахов опубликовал о нем очерк в «Литературной России». Написал горькую правду о судьбе друга, чем на какое-то время даже прославил его. С Иваном Арсентьевым он дружил всю жизнь. Дышать в форточку и пить кефир они не могли, не такие были люди…

Алексей СОЛОНИЦЫН, член Союза писателей России:

– Астахов однажды сказал мне: «Знаешь, я очень не доверяю людям, которые запросто делятся в разговоре или в тексте самым сокровенным». Я спросил почему. Он ответил: «Война приучила меня главное держать в себе и только в самые решительные минуты высказываться».

На заре своей творческой деятельности Геннадий Матюхин читал со сцены рассказ Евгения Астахова «Держите ладони у лба», героем которого был первый директор Куйбышевского металлургического завода Павел Мочалов.

Геннадий МАТЮХИН, председатель Самарского межрегионального литературного центра Василия Шукшина:

– Это была публицистика, но интересная публицистика, на уровне! Героем Астахова был основатель нашего металлургического завода, Герой Социалистического Труда, человек, который думал не только о том, как дать план, но и о людях, работающих на заводе.

Едва ли не все книги Астахова были основаны на реальных событиях. Часто он сначала писал очерк, а затем задумывал книгу. Критики не раз отмечали его владение жанром художественной публицистики, документализм художественных произведений, особенно книги «Нарушение правил».

Алексей СОЛОНИЦЫН, член Союза писателей России:

– Вдруг этот человек, воспевавший производственную тему, написал книгу «Ботфорты капитана Штормштиля». Чудесная была книга для детей! Какое прекрасное имя он придумал для этого капитана! Тогда я вновь убедился, что Астахов, без сомнения, очень талантливый писатель. В нем была очень сильная потребность печататься, он издал много книг. Мне казалось это фантастическим!

Юрий АСТАХОВ, старший сын Евгения Астахова:

– Книгу «Ботфорты капитана Шторм-штиля» отец писал на одном дыхании, по двадцать-тридцать страниц в день. Писал и тут же читал нам, мне и брату. Помню, как мы ждали продолжения. Когда он писал, то сам не знал, куда повернет. Сюжет сам его вел, начиналась книга совсем с другого. Образы тянули его за собой.

Евгений АСТАХОВ, младший сын Евгения Астахова:

– Среди писателей у папы было не так много друзей. С драматургом Александром Вампиловым отец дружил еще студентом на Высших литературных курсах при Литинституте. Стремление к правде объединяло их. По-человечески и творчески ему близки были Фазиль Искандер, Николай Рубцов, Николай Тряпкин, Леонид Соболев. Книги этих авторов представлены в папиной библиотеке. Он трепетно собирал библиотеку.

«Астахов не любит критику» – сыновья и сейчас помнят эту семейную поговорку. Критики Евгений Евгеньевич не любил ни от родных и близких, ни от коллег по литературному творчеству.

Алексей СОЛОНИЦЫН, член Союза писателей России:

– Астахов был из того поколения людей, которые добиваются своего. Даже когда его книги не издавали, отвергали, он умел доказать, что они нужны, умел добиться публикаций не только в Самаре, но и в центральных издательствах. Я должен сказать, что Евгений Евгеньевич был фигурой очень заметной.

Владимир ПЛОТНИКОВ, член Союза писателей России:

– Живу я в Самаре уже тридцать пять лет и, конечно, знаю Евгения Астахова как человека и писателя очень крупного литературного калибра. Диапазон тем у него огромен – от документальной публицистики о ВАЗе до романа-эпопеи.

В семидесятые-восьмидесятые годы двадцатого века в советской литературе была востребована так называемая «производственная тема». Передовики производства, директора колхозов, руководители-коммунисты. Книги о них издавались большими тиражами по всей стране. Мог ли тогда писать что-то другое Евгений Астахов? Писать другое он мог, а вот публиковать – вряд ли. Но и в этих условиях Астахов проявил себя в жанре романтизированной хроники.

Александр ЗАВАЛЬНЫЙ, главный библиограф Самарской областной универсальной научной библиотеки:

– Он издавал книги, к которым были претензии: то не так изобразил руководящего работника, то мог бы больше подчеркнуть идеологическую роль партии. Астахов оставался верен себе, хотя и говорил: «То, что до 1991 года, вряд ли я буду записывать в творческий актив. За то, что написано позже, я отвечаю, это полностью мое». Его хроника о роде Астаховых «Река времён», на мой взгляд, одно из самых ярких произведений мемуарного и биографического плана в современной литературе не только самарского уровня.

Евгений АСТАХОВ, младший сын Евгения Астахова:

– В свое время папа сотрудничал с Гостелерадио в Москве, по его пьесам были поставлены радиоспектакли, над которыми работали столичные актеры. Помню, как звучали голоса Юрия Яковлева, Виктора Коршунова. Интереснейшая была работа! Была на радио рубрика «Писатель у микрофона», папа и в ней поучаствовал достаточно интересно.

В наши дни мало кто помнит, что в 1965 году на Куйбышевской студии телевидения по сценарию Евгения Астахова был снят короткометражный телефильм «Лесной дождь». В фильме снимались актеры Куйбышевского театра драмы Александр Демич, Иван Морозов.

Еще в начале 1990-х годов Евгением Астаховым была задумана серия книг «Жизнь замечательных земляков», написанных в жанре романтизированной хроники. Выход первой книги этой серии «Во благо граду своему…» был приурочен к 150-летию Самарской губернии.

Евгений АСТАХОВ, младший сын Евгения Астахова:

– До конца своих дней папа так и не принял современные технологии, электронные версии книг, Интернет. Он предпочитал работать пером, читал текст, напечатанный на бумаге. Он застал электронные книги и сокрушался о том, что из жизни уходит шелест страниц. Книга, которую можно потрогать, ощутить даже на запах, для него это было ни с чем не сравнимо!.. В его рабочем кабинете писателя и сегодня, после его смерти, стоят десятки огромных папок с вырезками из газет, черновыми набросками… Когда в 1964 году он вступил в Союз писателей, рекомендацию ему давал Владимир Лидин. Его обновленный членский билет № 03267 выдан в 1980 году. Этот билет подписал Георгий Марков, председатель Союза писателей СССР. С этим билетом папа и прошел до конца. Кстати, когда Лидин упомянул о забытой обороне города Туапсе, папа поехал в 1967 году в этот город, узнал совершенно фантастическую историю и в результате написал роман «Нарушение правил». Роман был подготовлен к печати, но набор рассыпан. Не понравилось, как он описал войну. Папа войну знал, знал людей, прошедших ее от начала и до конца. Он не мог эту тему описать формально, так, как этого требовали.

В 1972 году роман «Нарушение правил» был издан, но с большими цензурными поправками, и лишь через много лет переиздан в полном объеме…

Когда рухнул Советский Союз и развалился Союз писателей СССР, Евгений Астахов отошел от общения с писательскими организациями. Ему было чуждо столкновение с амбициями издателей. На своих визитных карточках он всегда писал одно и то же: «Член Союза писателей СССР».

В любимом жанре романтизированной хроники Евгений Астахов писал и о предприятиях – от Четвертого ГПЗ до «Ремстройблагоустройства», и о людях, которых знал лично, со многими из которых дружил.

Евгений АСТАХОВ, младший сын Евгения Астахова:

– В 2007 году папа издал книгу о Борисе Самуиловиче Кашунине. Это был мэр города Тольятти, человек уникальный. В 1978 году он трагически погиб при не выясненных до конца обстоятельствах, но город Тольятти во многом ему обязан в части социального развития… Другой пример – Николай Федорович Семизоров, Герой Социалистического Труда, начальник «Куйбышевгидростроя». Они дружили. Книга «Семь цветов жизни» была посвящена Николаю Федоровичу. В радуге семь цветов. Последний, фиолетовый, – цвет предательства. В определенный момент Семизорова некоторые из его знакомых предали, но он не сломался и до конца дней работал во благо города Тольятти.

Евгений Астахов не успел дописать книгу об Олеге Григорьевиче Яковлеве, начальнике Самарского госпиталя для ветеранов войн. Тему этой книги в серии «Жизнь замечательных земляков» он обозначил двумя словами – профессионал и человек. Сыновья писателя готовят книгу к изданию…


Александр ИГНАШОВ
При подготовке материала использованы фото из архива семьи Астаховых.

Оцените статья

+2

Оценили

Ольга Борисова+1
Ольга Михайлова+1
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...