Евгений Горовых. Русский реалист

4071
Евгений Горовых. Русский реалист

Баранов, Горовых, Пурыгин, Скачков. Горовых, Филиппов, Комиссаров. И снова Горовых. Здесь нет оговорки. Династия живописцев Ксении, Евгения и Светланы Горовых стала частью истории художественной жизни Самарской губернии.

Евгений Данилович Горовых, один из патриархов отечественной реалистической живописи. И классик, и современник в одном лице. Девятнадцатого февраля 2015 года ему исполнилось 85 лет, пятого сентября в Самарском областном историко-краеведческом музее имени Алабина была торжественно открыта посвященная его юбилею выставка живописи «Образы России». Любителям живописи хорошо известны картины из мастерской художника, а также из фондов Самарского художественного музея, Самарского государственного института культуры, Новокуйбышевского краеведческого музея…

Евгений ГОРОВЫХ, заслуженный художник России:
– С детства я мечтал писать именно картины с людьми, с психологией. Такая была мечта. Я и сейчас стремлюсь к этому, задача остается та же. Я и сейчас, можно сказать, учусь у всей мировой школы живописи. Очень люблю картины французских, итальянских художников, но никогда никому не подражал и не буду подражать. И в жизни я не из тех, кто прогибается, изменяет себе ради сиюминутной выгоды. Возможно, поэтому не со всеми и не всегда умею выстраивать отношения. Я за искренность в искусстве и в жизни. Что касается развития искусства, то я чувствую, что это только реализм.

Из альбома «Художественная жизнь Самарской губернии на рубеже времен», 2005 год: «Горовых Евгений Данилович. Заслуженный художник Российской Федерации. Родился 19 февраля 1930 года в Алма-Ате. В 1949 году с отличием окончил Алма-Атинское театрально-художественное училище. После года учебы в Рижской Академии художеств переведен в Московский государственный художественный институт имени Сурикова Академии художеств СССР. Учился в мастерской Г. Ряжского,

К. Максимова, В. Гаврилова. Являлся Сталинским стипендиатом института. В 1959 году вступил в Союз художников СССР. В 1961 году по рекомендации Президента Академии художеств СССР В. Серова переехал с семьей в Куйбышев. Участник Всесоюзных, республиканских, зональных и областных выставок. Картины находятся в Центральном выставочном фонде, галереях, музеях и частных собраниях в Москве, Пловдиве, Самаре, Астане, Алма-Ате, Ташкенте, Ашхабаде и других городах».

Кажется, все доступно этому человеку с невероятно активной гражданской позицией. Он находит время и для общения с молодежью – на боксерском ринге, в студенческой аудитории, в духовной семинарии.Даже может вести телепередачу. Каждый день с утра и до вечера Евгений Данилович Горовых проводит в своей мастерской, работает над эскизами к новым картинам. Так было и сегодня, и вчера, и десять лет назад.

Евгений ГОРОВЫХ, заслуженный художник России:
– Мои первые рисунки были где-то лет в шесть-семь, уже тогда я мечтал быть художником. В нашем дворе жил художник Федор Иванович Балкоев, с его сыном я учился в школе. Я часто бывал в гостях у Балкоева, смотрел его картины. И еще одна художница жила в нашем дворе. Мне казалось, что кругом одни художники! Когда я узнал об изокружке в Доме пионеров, сразу пошел и записался в кружок, чтобы научиться рисовать… Я живу и работаю в Самаре довольно давно – с 1961 года. Многие считают меня самарцем, в том смысле, что я родился здесь. Как художник я, конечно, состоялся в Самаре. Здесь похоронена моя супруга. Здесь живут мои сын и дочь. И сам я представить не могу, где и как я мог бы жить, если не в Самаре, не на Волге. Я бываю в столице – то дела по линии Союза художников, то товарищи по учебе в Суриковском институте в гости пригласят, так что вижу, чем живет наш творческий мир. Государственный художественный институт имени Сурикова я закончил в 1955 году. Считаю, что мне очень повезло учиться у таких мастеров, как Георгий Ряжский, Константин Максимов. Неотъемлемой частью нашего образования в Москве служила Третьяковка. Мы каждую неделю по два-три раза были в Третьяковской галерее, изучали полотна, манеру выдающихся художников.

Павел НИКОНОВ, народный художник России, лауреат Государственной премии России (интервью 2004 года):
– Для меня Евгений Данилович был Женей и навсегда им останется. Это большой мастер и очень хороший человек. В Суриковском институте Женя был старостой нашей группы, был той организующей силой, которая мобилизовала нас на работу. Он очень динамично подходил даже к самым, казалось бы, незначительным проблемам. Его отбор моделей для постановок в мастерской стал знаменит на весь институт, все ходили на это смотреть. Вместе мы бродили по улицам, подбирали типажи, не профессиональные, а живые, просто взятые с улицы.

Любимый жанр Евгения Даниловича Горовых – это картина, сложная, наполненная смыслом. Искусствоведы особо отмечают картины «Пушкин в Михайловском» и «Окно в космос. Портрет Константина Циолковского». В 1958 году в журнале «Смена» были опубликованы всего три репродукции картин со Всесоюзной художественной выставки, среди них работа Евгения Горовых «В жизнь». «Партизаны. Рельсовая война» и «Вернулся сын на Родину» – вехи в истории советской живописи.

Ефрем ЗВЕРЬКОВ, народный художник СССР, лауреат Государственных премий России (интервью 2004 года):
– О картинах Евгения Даниловича можно говорить долго. Это настоящая русская живопись, тот колорит, который свойственен настоящему живописцу. Это тема, эскиз, подготовка, рисунки, этюды. Достаточно посмотреть фотокопии картин Евгения Горовых, созданных не за одно десятилетие, чтобы понять, что он большой мастер живописи.

Вячеслав КЛЫКОВ, народный художник СССР, лауреат Государственных премий СССР и России (интервью 2004 года):
– На холсте у Евгения Даниловича Горовых я вижу жизнь и природу, вижу настоящую правду, истинный реализм. И для меня это искусство.

Евгений ГОРОВЫХ, заслуженный художник России:
– В мою творческую мастерскую часто приходят художники-самородки, художники из народа. Как обсудить их творчество, чтобы ненароком не обидеть? Как наставить на путь истинный? Чем отличается профессиональный художник от непрофессионала? Профессионал ставит одну тему, ищет ее воплощение. Непрофессиональный художник идет по линии иллюстрации.

В одном из интервью Евгений Данилович признался Самаре в любви: «Этот город стал для меня родным. После Суриковского института я вместе с женой вернулся на родину, в Алма-Ату, но работать там нам было сложно. Так возникла идея поехать на Волгу. В Куйбышев меня направили с рекомендацией на укрепление местной организации Союза художников. Здесь нам с женой сразу дали квартиру, мастерскую. Меня определили в тысячу комиссий, и я активно занялся общественной работой…»

В 1964 году в нашем городе, в художественном музее и в Доме офицеров, была открыта первая в стране Поволжская Зональная выставка Союза художников. Сегодня просто невозможно представить, какого уровня это было событие и какой успех имели картины Ксении и Евгения Горовых.

Владимир ПЛОТНИКОВ, член Союза писателей России:
– Не так много написано о творчестве Евгения Горовых, нет книг, монографий, художественных альбомов, буклетов. Мне бы хотелось подчеркнуть многогранность его творчества. В 2007 году в Интернете я обнаружил «Энциклопедию живописи», в которой около трехсот имен выдающихся художников всех времен и народов, начиная с Боттичелли. В этой энциклопедии я увидел ностальгически знакомую картину Евгения Горовых «Н.Г. Чернышевский пишет роман «Что делать?» в Алексеевском равелине Петропавловской крепости». Я был в четвертом или в третьем классе, когда нам в школе давали первые навыки рисования, и первое представление о светотени я получил именно на примере этой картины.

1953 год, курсовая работа студента Суриковского института Евгения Горовых «Н.Г. Чернышевский пишет роман «Что делать?» в Алексеевском равелине Петропавловской крепости». Эту картину он написал по собственной инициативе. Педагоги сомневались, стоит ли засчитывать ее как практику, в то время как все остальные студенты писали этюды. Вскоре картина была отмечена на выставке работ молодых московских художников и приобретена Туркменским музеем изобразительных искусств.

Мало кто знает о том, что во многом благодаря инициативе Евгения Горовых в 1963 году в Куйбышеве была открыта вечерняя художественная школа, в которой Евгений Данилович преподавал в течение многих лет.

Владимир ПЛОТНИКОВ, член Союза писателей России:
– В 1972 и 1977 годах Евгений Горовых был фаворитом масштабных и очень популярных в то время выставок «Всегда начеку», которые проводило Министерство внутренних дел СССР, а курировал выставки лично министр Щелоков. В наши дни многие скептически относятся к советской эпохе, но и на этих выставках был очень высокий художественный уровень.

Из статьи Евгения Горовых «Художник повенчан с творчеством»: «Тусовок я избегал всегда. Болтовня об искусстве – самое плохое из того, что может быть. Художнику в первую очередь необходимо иметь голову на плечах. В искусстве ни в чем нет ответа. Каждая картина тебя съедает, требует к себе внимания. Если ты озадачен этим, значит, иначе жить не можешь. Так живу я, так жила моя жена…»

Ксения и Евгений познакомились в 1944 году в Алма-Ате, в театрально-художественном училище. Она из семьи военного врача, бывшего статского советника. Он из простого казачьего рода. Она пылкая, взрывная. Он вдумчивый, уравновешенный. Уже на третьем или на четвертом курсе они не расставались ни на минуту. Какая была любовь! Расстались, окончив училище: Ксения уехала в Москву, поступать в художественный институт имени Сурикова, Евгений – в Ленинград. И все-таки судьба ему была вернуться в Москву! Вместе они учились в Суриковском институте, вместе писали картины, вместе растили детей.

На этом рисунке изображен Митя, сын Евгения и Ксении Горовых. Талантливый мальчик, он был влюблен в живопись, поступал в Суриковский институт. Трагическая случайность во время службы в армии привела к тому, что уже много лет он находится в областной психиатрической больнице.

Евгений ГОРОВЫХ, заслуженный художник России:
– Наш сын пострадал из-за очень хорошего воспитания. Он служил в охране ракет. Что-то произошло, пошел дым, все убежали. Он не надел противогаз и не убежал. После этого у него начались галлюцинации. Он потерял себя, свое лицо. Конечно, я переживал, и Оксана как мать очень переживала. Я думаю, эта трагедия подкосила ее. Уже много лет дважды в неделю я езжу к нему в психиатрическую больницу. А в память о моей супруге я несколько лет назад организовал выставку картин Ксении Горовых, любители живописи до сих пор ее помнят. Оксана как художник, может быть, даже более яркая личность, чем я. У нас было так заведено в семье: если Оксана затеяла какую-то картину писать, я говорил ей: «Ты не отвлекайся, работай, я сам приготовлю обед, ужин, с детьми займусь. Ты работай, ради Бога!»

Светлана ГОРОВЫХ, член Союза художников России, дочь Ксении и Евгения Горовых:
– Папа обычно долго, обдуманно, тихо работает, а у мамы все получалось быстро, словно как горело в руках. По своему темпераменту она напоминала мне Коровина. Ее быстроты в творчестве мне не досталось, я не могу писать так, как она писала.

Евгений ГОРОВЫХ, заслуженный художник России:
– Что такое рама? Это последний штрих художника, это платье для женщины. Если женщина надела платье, которое ей идет, она сразу намного лучше выглядит. Женщины это хорошо понимают. Художник тоже должен понимать, что написать картину – это одно, но одеть ее в раму надо так, чтобы она не забивала содержание. Рама – это оклад произведения. На выставке люди не на рамы смотрят, а на картины.Кстати сказать, я пейзажи не часто показываю. Почему? У нас Союз художников заполнен пейзажистами. Зачем я буду занимать место своим пейзажем, когда для других людей это основная тема? Я могу портрет написать, картину. У меня была большая выставка пять лет назад, и люди мне говорили: «Евгений Данилович, а мы и не знали, что вы пейзажи пишете!» Я люблю и портрет, и пейзаж, и натюрморт очень люблю. Натюрморты иногда я выставляю.

Живописца Евгения Горовых всегда волновала тема Великой Отечественной войны. И особенно – партизанское движение. Над картиной «Шумел сурово брянский лес» он работал год, если не больше.

«Партизаны. Рельсовая война». На Всесоюзной художественной выставке «60 героических лет», собравшей в столичном Манеже более трех тысяч работ, эта картина была представлена на отдельном стенде.

Евгений ГОРОВЫХ, заслуженный художник России:
– У меня отец погиб в 1942 году под Ростовом, ему было 44 года. Я отцовскую жизнь уже дважды прожил. Тема печали, памяти у меня глубоко в сердце. Мне никогда не приходилось близких своих хоронить, и я похоронил любимую свою жену Ксению Дмитриевну. Это так меня потрясло, что я не мог над картинами работать. Некоторые говорят, что нужно все забыть, жить и работать. Я так не могу. Мне трагические моменты, очень острые и конкретные, не просто творчески интересны, я их сам пережил. Когда я выхожу в работе на такие темы, стараюсь не фальшивить. Надо понимать, что выражение лица – это последние штрихи в человеке, когда видно, что и как он переживает. Сам силуэт фигуры сразу воспринимает радость, боль, восторг. Это не просто игра мышцы на лице, а всей фигуры преображение. Многие зрители и художники сейчас этого не понимают, к сожалению. Много вокруг дилетантов, поклонников авангарда, не умеющих элементарно написать русский пейзаж или портрет. Человек – это не ромбики и кубики, а лицо, глаза, руки, душа. Конечно, самое трудоемкое и самое высокое в изобразительном искусстве – это тематическая, историческая или современная картина. Понимаете, это самый высокий творческий полет художника! Например, я давно мечтал написать Сергея Александровича Есенина, но только сейчас эта мечта о картине, посвященной русскому поэту, стала реализовываться. Начал делать эскизы, думать о том, где и как его показать на холсте. Наконец понял, что нужно написать Есенина на фоне пейзажа средней полосы. Конечно, за спиной у моего Есенина не его село Константиново, а собирательный образ России.

Для создания сюжетной картины нужно уметь писать портрет, пейзаж, натюрморт, владеть искусством перспективы. Сюжет картины рождается неожиданно. Увидит художник что-то вроде бы незначительное, и возникнут ассоциации. Пишет художник одну фигуру, другую, затем собирает общую композицию. В работе художник суеверен, никогда не раскроет замысел, пока картина не написана. Как отмечают искусствоведы, у Евгения Горовых все продумано, на холсте нет размашистых мазков, расплывчатых очертаний.

Из статьи «Душа и палитра», газета «Вечерняя Самара», 22 октября 2005 года: «Как сказал поэт Ярослав Смеляков, мне в общей жизни в общем повезло, я знал ее и крупно, и подробно. Художник творит не в вакууме. Он у времени заложник. Приходится выбирать – следовать ли модным течениям и поветриям в живописи или оставаться верным себе. Художник Евгений Горовых всегда делал то, что было ему интересно. Если у человека есть определенная жизненная позиция, всегда найдутся друзья и оппоненты».

Настоящая творческая и человеческая дружба много лет связывала Евгения Горовых с такими разными творческими натурами, как Валентин Пурыгин в Самаре и Вячеслав Клыков в Москве. А дружеские отношения с Ильей Глазуновым и Зурабом Церетели Евгений Данилович лишний раз не афишировал. Он считает, что каждый должен идти своим путем, рассчитывать только на свои силы и возможности.

Евгений ГОРОВЫХ, заслуженный художник России:
– Как я работаю? Делаю малый картон, ищу решение по цвету, по рисунку, по пластике. После того, как эскиз сложился, на чистый холст начинаю по клеткам переносить композицию.

Евгений Данилович Горовых, заслуженный художник Российской Федерации, старейший самарский живописец, участник множества выставок различного уровня (только Всесоюзных – четырнадцать, из них четыре анонсировались картинами Горовых). В 2012 году Евгений Данилович был награжден Союзом художников серебряной медалью «Духовность. Традиции. Мастерство», а уже через год – золотой медалью.

«Молочница». Эту картину Евгения Горовых критики восприняли как метафору. Молоко льется так, как проходит жизнь. И молоко, и жизнь можно любить, можно и не любить.

Из статьи «Безмолвие коварнее пожара. Доля реалиста. Самарский ракурс», газета «Вечерняя Самара», 7 июля 2007 года: «Художник завидного творческого диапазона, Евгений Горовых оставил неповторимый след сразу в нескольких жанрах. Узнаваемы его деревенские и волжские пейзажи. Однако наибольшую известность Евгений Данилович снискал все же как портретист и монументалист. Достаточно вспомнить его картину «Пушкин в Михайловском», портреты Игоря Талькова и митрополита Иоанна Снычева, скульптора Акимова, заслуженного летчика-испытателя Александра Есикова…»

Владимир ПЛОТНИКОВ, член Союза писателей России:
– Мало найдется людей в таком почтенном возрасте, кто был бы настолько активен, так же интересовался бы всем, что происходит. Евгений Данилович участвует во всех культурных, общественных, политических акциях родного города. В Самаре он уже почти 55 лет живет. Его интеллект таков, что он может говорить на любую тему не как дилетант, а как большой эрудит и универсал во многих сферах нашей культуры.

Евгений ГОРОВЫХ, заслуженный художник России:
– Даже тогда, когда я не касаюсь ни холста, ни бумаги, не рисую, это не значит, что я не работаю. В этом отношении я понимаю поэтов, писателей, драматургов, композиторов. Вроде бы человек не работает, не стоит у станка. Нет, если сюжет есть, идет внутренняя работа над образом, над сюжетом, идет поиск. Эта внутренняя работа не фиксируется нигде. Мозг работает, сердце и душа работают! И только потом писатель садится за стол, а художник подходит к холсту...


Александр ИГНАШОВ
При подготовке материала использованы фото Александра Игнашова, а также из архива Евгения Горовых.

Оцените статья

0
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...