Самарские судьбы российского кино

4601
Самарские судьбы российского кино

«Таинственный город Самара» – так назывался один из документальных фильмов Куйбышевской студии кинохроники. В истории отечественного кино Самара так и осталась городом таинственным, неразгаданным.

На кинопленку кино в нашей стране уже почти не снимают. Чтобы обратить на себя внимание, войти в процесс масштабного телевизионного и кинопроизводства, людям из провинции надо не просто однажды попробовать штурмовать столицу, а бывать в ней постоянно.

Документальное кино снималось на Куйбышевской студии кинохроники, снимается и сейчас в ряде творческих проектов.

Куйбышевская студия кинохроники – одна из старейших в стране. Созданная в 1927 году, она долгое время была единственной документальной киностудией на Волге, ее корреспонденты работали от Ярославля и до Астрахани. Куйбышевские кинодокументалисты снимали легендарный военный парад седьмого ноября 1941 года. Куйбышевский кинооператор Николай Киселев снимал подписание акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Строительство Жигулевской ГЭС и Волжского автозавода. Киножурналы «Средняя Волга», «Поволжье», «Современник». Десятки документальных кинофильмов. А сколько человеческих судеб: Борис Кожин, Михаил Серков, Нина Шумкова, Алексей Солоницын, Борис Свойский…

Из года в год по линии Самарского отделения Союза кинематографистов России проходят фестиваль «Кино – детям» и кинофестиваль «Соль земли». Игровое кино в телевизионном формате снимается в Самаре не часто, но при этом судьбы многих киноактеров, режиссеров, сценаристов связаны с нашим городом и губернией. Самарские судьбы российского кино…

Первый киносеанс в России состоялся в Петербурге в 1896 году, а уже через пять лет в Самаре на нынешней Чапаевской улице родился Николай Симонов, будущий народный артист Советского Союза, вошедший в историю отечественного кино исполнением главной роли в фильме «Петр Первый». В основе фильма – сюжет романа Алексея Толстого, детство которого прошло в Самаре. В 1931 году Николай Симонов вернется сюда со своими друзьями и единомышленниками – Юрием Толубеевым и Василием Меркурьевым. Искусствоведы позже назовут их ленинградским театральным десантом.

А чуть раньше, в 1927 году, в Самару из Саратовской губернии приедет десятилетний мальчик Женя Лебедев, будущий народный артист Советского Союза. Отец у него был священником и как мог пытался спасти сына от надвигающихся репрессий. Именно в Самаре Женя Лебедев увлекся театром, начал заниматься в студии, вышел на сцену. Так сложилось, что он был вынужден бежать из Самары, где, кстати сказать, так любил ходить в кино.

А еще раньше, в 1921 году, в Самаре, на Ленинградском спуске (тогда эта улица называлась Панской), родился Валя Ежов, будущий киносценарист. Зима была морозная. Родители согревали младенца на печке, засовывая в валенок. Не потому ли много лет спустя в кинофильме «Белое солнце пустыни», снятом по сценарию Валентина Ежова, красноармеец Сухов сочиняет письма Катерине Матвеевне в родную Самару?

По сценариям Валентина Ежова, в том числе и написанным в соавторстве, снято более пятидесяти фильмов: «Сибириада», «Красные колокола», «Девушка и Гранд», «Тридцать три»… За сценарий «Баллады о солдате» в 1961 году он был удостоен Ленинской премии.

В 1940 году в районе Барбошиной поляны киностудия «Союздетфильм» по сценарию Аркадия Гайдара снимала фильм «Дункан и его команда». Тогда же Гайдар писал и одноименную повесть. Руководство Комитета кинематографии потребовало внести в сценарий ряд изменений и в обязательном порядке придумать главному герою другое имя. Так фильм, а за ним и повесть получили название «Тимур и его команда».

Первого июня 1944 года состоялась премьера фильма Юлия Райзмана «Небо Москвы», съемки которого проходили в нашем городе. В главных ролях кинозвезды того времени – Петр Алейников, Николай Боголюбов, Нина Мазаева.

Чуть раньше, в 1942 году, в нашем городе родились будущие кинозвезды Елена Санаева и Михаил Жигалов. В эвакуации на улицах нашего города вполне могли встретиться будущий драматург и киносценарист Люда Петрушевская и три мальчика: Эльдар Рязанов, Слава Невинный, Олег Ефремов. Кстати сказать, одна из сцен мультфильма «Сказка сказок» была записана Людмилой Петрушевской с ее детских воспоминаний, связанных со Струковским садом. Народный артист Советского Союза Олег Николаевич Ефремов редко вспоминал знаменитый челышовский дом на улице Красноармейской, в котором жил. В одной из драк с местными хулиганами он едва не лишился глаза.

Народный артист Советского Союза кинорежиссер Эльдар Рязанов был удостоен звания Почетный гражданин города Самара, хотя никогда не снимал в Самаре свои фильмы. Он родился здесь, в доме на улице Фрунзе, 18 ноября 1927 года, затем жил в эвакуации с семьей с августа 1941-го до лета 1942 года. Эльдар Александрович Рязанов много раз бывал в Самаре. Приезжал и на открытие памятника Юрию Деточкину, герою кинокомедии «Берегись автомобиля». Он стоит рядом с железнодорожным вокзалом, напротив троллейбусной остановки, совсем как в кино…

Геннадия Полоку, режиссера фильмов «Республика Шкид», «Интервенция», «Возвращение «Броненосца», в прямом смысле слова угораздило родиться в Самаре. Беременная им мама ехала в поезде, начались схватки. Несколько дней в роддоме и запись в свидетельстве о рождении. И все же Геннадий Полока гордился своим случайным самарским происхождением.

В 1949 году на Безымянке родился будущий вечно странный и столь же позитивный киногерой – народный артист России Юрий Чернов. Вместе с одноклассниками он ходил на спектакли Куйбышевского ТЮЗа и, возможно, видел на его сцене Владимира Толоконникова. Легендарную роль Шарикова он сыграет одновременно в Алма-Атинском русском драмтеатре и в кинофильме Владимира Бортко «Собачье сердце».

Помните кинофильм «Доживем до понедельника»? Одну из главных ролей в нем сыграла Оля Остроумова. Она жила на Красноармейской улице, училась в школе №42, занималась в театральном кружке. Когда Оля решила стать актрисой, в семье к этому отнеслись просто: купили билет на поезд, напекли пирожков и отправили в Москву, где никто ее не ждал. Так в 1966 году Оля Остроумова стала студенткой ГИТИСа. А уже через два года состоялась премьера фильма «Доживем до понедельника».

Звездной для Ольги Остроумовой стала роль Женьки Комельковой в фильме Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие...». Позже были фильмы «Любовь земная», «Судьба», «Гараж», «Очарованный странник», «Змеиный источник», телесериалы «Бедная Настя», «Не родись красивой», «Адмирал». Но самой большой своей творческой удачей в кино актриса считает роль Василисы в фильме «Василий и Василиса».

В 1948 году в нашем городе родился заслуженный артист России Виктор Евграфов. Актером он решил стать в 24 года. Два десятка ролей в фильмах «Даниил, князь Галицкий», «Ярославна, королева Франции», «Жизнь Клима Самгина», «В двух шагах от рая», «Двадцать лет спустя», «Лючия де Ламермур», «Доминус». В историю отечественного кино Виктор Евграфов вошел как исполнитель роли ужасного профессора Мориарти в телесериале Игоря Масленникова «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона».

Виктор ЕВГРАФОВ, заслуженный артист России:

– Если бы у меня в кино была роль творчески выше, чем Мориарти, я бы сыграл выше. Чтобы феноменально сыграть на скрипке Страдивари, нужно быть Паганини. Это я говорю безотносительно к своей персоне. К сожалению, профессия актерская зависимая. Актер может отказаться от ролей, которые его не удовлетворяют. Были такие отказы и у меня. Для меня важна роль с высокой эмоциональной наполненностью.

Виктор Евграфов работал в кино и каскадером, выполнял сложнейшие трюки: горел, тонул, падал с лошади. На съемках одного из телесериалов получил серьезную травму. В родной Самаре он преподает актерское мастерство, стоит на учете в Самарском отделении Союза кинематографистов России как единственный артист кино. Все остальные куйбышевские и самарские актеры всегда были в первую очередь актерами театральными.

Михаил КУПЕРБЕРГ, киновед, член Союза кинематографистов России:

– Куйбышевский театр драмы возглавлял один из корифеев советского театра Петр Львович Монастырский, который, как мне известно, не очень любил отпускать актеров на съемочную площадку. Многих наших актеров приглашали в кино, но он со скрипом отпускал кого-то в эти кинематографические пампасы.

В 1961 году выпускник театрального училища имени Щукина Вениамин Смехов по распределению стал артистом Куйбышевского театра драмы, но задержался на его сцене ровно на один сезон. Кино в его жизни возникнет спустя шесть лет, а всенародная слава придет после исполнения роли Атоса в фильме «Три мушкетера».

Настоящими легендами самарского театра и при этом звездами отечественного кинематографа стали Николай Засухин, Николай Михеев, Юрий Демич, Семен Стругачев, Роза Хайруллина.

Народный артист России Николай Засухин в 1948 году закончил студию при Куйбышевском театре драмы и до 1972 года играл на его сцене.В историю советского театра он вошел как исполнитель роли Ричарда Третьего. В кино Засухин снимался в 35 фильмах, в пяти из них – Вячеслава Михайловича Молотова. Первые четыре роли в кино были сыграны им в куйбышевский период жизни. 1967 год. Его дебют – практически эпизод в фильме Юлия Райзмана «Твой современник». В 1968 году Засухин сыграет первую по-настоящему яркую роль в кино – Оскар Папке в фильме Владимира Басова «Щит и меч». В 1970 году в фильме «Поезд в завтрашний день» он впервые исполнит роль Ленина. Через два года выйдет премьера фильма «Комитет девятнадцати». Николай Засухин уедет из Куйбышева в Москву, во МХАТ, а в кино получит приглашение от Никиты Михалкова на роль предателя Никодимова в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих».

Пожалуй, самым известным куйбышевским киноактером был народный артист Советского Союза Николай Михеев. Семнадцать ролей с 1969-го года по 1996-й – и в кино, и на телевидении. Первая роль в кино – «Тревожные ночи в Самаре», затем пауза в четыре года и телесериал «Вечный зов», одноногий мерзавец Демьян Инютин. Всего два телеканала на всю страну. Каждый сериал – событие. На «Вечном зове» выросло целое поколение советских людей.

Николай Михеев часто начитывал на Куйбышевской студии кинохроники дикторские тексты к документальным фильмам. Режиссер Борис Свойский как-то спросил у актера, что он думает о своей роли в сериале «Вечный зов».

– Меня же убили в третьей серии, – ответил Михеев. – Дальше я сценарий не читал. Меня убили, и все.

«ТАСС уполномочен заявить», «Хлеб – имя существительное», «Рассказы о любви», «Праздники детства», «Земляки», «Двадцать дней без войны», «Замри – умри – воскресни!», «Ермак». Все чаще Николаю Михееву предлагали роли подлецов и мерзавцев. От каких-то ролей он отказывался. Летом театр уходил в отпуск, а Михеев уезжал на киносъемки. «Самара может гордиться актером уровня Михаила Ульянова!» – писали критики. На Одесской киностудии в фильме «Весна надежды» Николай Михеев снимался вместе с коллегой по театру и другом Иваном Морозовым.

В первой серии многосерийного телефильма «ТАСС уполномочен заявить» Николай Михеев сыграл театрального художника, бывшего предателя родины. Огромная дуэтная сцена с Юрием Соломиным – 15 минут на телеэкране.

Михаил КУПЕРБЕРГ, киновед, член Союза кинематографистов России:

– Любовь Альбицкая – молодая, красивая актриса, только начинающая свой путь в театре драмы. Ее приглашает на роль в кино Юлий Яковлевич Райзман. В 1972 году Альбицкая снималась в его фильме «Визит вежливости». Это была большая роль! Она играла и нашу современницу, итальянку, и персонажа из Древнего Рима. И на этом контрасте сумела ярко выразить характер. В семидесятые годы Любовь Альбицкая снималась на Эстонской киностудии в картине «Красная скрипка» и на Беларусьфильме в трехсерийном фильме «Встреча на далеком меридиане»…

Заслуженный артист России Юрий Демич родился в Магадане в 1948 году, где его отец актер Александр Демич отбывал срок. Выпускник театральной студии при Куйбышевском театре драмы, Юрий восемь сезонов играл на его сцене. Первые две роли в кинофильмах «Семья Коцюбинских» и «Ни дня без приключений» Юрий Демич сыграл, будучи актером Куйбышевского театра. В 1973 году Георгий Товстоногов пригласил его в труппу Ленинградского БДТ. В кино каждый год несколько ролей, в общей сложности 40 кинофильмов.

Народный артист России, лауреат Государственной премии Владимир Борисов. Коренной москвич, 25-летний выпускник театрального училища имени Щепкина, он впервые вышел на сцену Куйбышевского театра драмы в 1975 году. В кино начал сниматься на пять лет раньше. Десять актерских работ: «Вечный зов», «Емельян Пугачев», «На исходе лета», «Хлеб, золото, наган», «На таежных ветрах», «Зеркало для героя»…

Самара считает Семена Стругачева своим человеком. Его комедийное дарование раскрылось в театре драмы во второй половине восьмидесятых годов, особенно в мюзикле Марка Левянта «Крошка». Сегодня народный артист России Семен Стругачев сбился со счета своих ролей в кино и на телевидении. Публика обожает его Леву Соловейчика из «Особенностей национальной» охоты, рыбалки, политики, криминалиста Семена из телесериала «Убойная сила».

В кино с Самарой связано и несколько легендарных историй. Например, Николай Эрдман, театральный драматург и киносценарист. Он был арестован прямо на съемках кинокомедии «Волга-Волга». Три года ссылки, поражение в правах, возвращение в кино. Сценарии фильмов «Веселые ребята», «Смелые люди», киносказки «Морозко», мультфильмов «Золотая антилопа», «Дюймовочка», «Двенадцать месяцев»…

Валерий БОНДАРЕНКО, киновед, член Союза кинематографистов России:

– Николая Эрдмана и его соавтора Михаила Вольпина не брали на фронт. В Ставрополе-на-Волге (в наши дни – Тольятти) формировали какую-то особую часть, куда брали подряд всех неблагонадежных. Взяли и Эрдмана с Вольпиным. А еще с нашим городом у Николая Эрдмана связана тюремно-лирическая история. Вот где сюжет для кинофильма! Эрдман, когда сидел, переписывался со своей возлюбленной. Она сидела в Куйбышеве. Они мечтали: он приедет в Куйбышев, и у них будет несколько дней любви. И он приехал. И было у них несколько дней любви в одной из наших гостиниц. Дальше надо раскапывать, узнавать, что, где и как… Самара – город уникальный. Здесь многое почему-то не случается, но случается в других местах. Самара рождает талантливых людей и дарит их другим городам, и не только столице…

Насколько реализовал себя в Самаре театральный художник Сергей Февралев? Сейчас он художник-постановщик на киностудии «Мосфильм». «Иван Грозный», «Орда», «Белый тигр», «Двое в степи». Сразу три кинопремии: «Белый слон», «Золотой орел» и «Ника» за фильм «Орда».

Сергей Степанченко в 2005 году стал народным артистом России. До 1985 года он играл на сцене Сызранского драматического театра, затем рискнул поехать в Москву, да не куда-нибудь, а в театр «ЛЕНКОМ», к Марку Захарову. Сейчас у него за семьдесят ролей в кино и телесериалах.

Николай Козак играл в Тольяттинском театре «Колесо». Сейчас он – актер Центрального академического театра российской армии. В кино и телесериалах более семидесяти ролей.

Александр Марушев родился в нашем городе, играл в театре «СамАрт» и театре драмы. В 2009 году уехал в Санкт-Петербург. Активно снимается в кино и телесериалах – более пятидесяти ролей.

С 2004 года в Московском театре «Современник» играет бывший актер Самарского театра драмы Андрей Аверьянов. В кино и сериалах у него без малого полсотни ролей.

В 2008 году в 24-серийном телесериале «Широка река» кинокомпании «Star Media» одну из главных ролей сыграла народная артистка России Наталья Дроздова. Среди тольяттинских учеников Глеба и Натальи Дроздовой немало популярных киноактеров: Сергей Мезенцев, Светлана Саягова, Игорь Касилов, Сергей Максимов, Александр Иванов, Александр Армер, Виктория Фишер, Илья Оболонков, Максим Важов.

Заслуженная артистка России и республики Татарстан, лауреат Государственной премии России Роза Хайруллина с 1997 года была не просто актрисой театра «СамАрт», а чем-то большим, явлением необъяснимым. Театральная Самара восхищалась ее мамашей Кураж, Буратино и Пеппи Длинныйчулок, Смертью в «Василии Теркине» – казалось, Роза могла сыграть кого угодно. И все же в Самаре ей было тесновато. Олег Табаков пригласил в Москву, в свою студию и в Художественный театр. Через год с небольшим состоялась первая кинопремьера – Нищенка в фильме Андрея Эшпая «Иван Грозный». Затем были фильмы «Элизиум», «Пятая группа крови», «Суходол», «Далеко от войны». В 2012 году еще три фильма, в 2014-м – еще четыре, в 2015-м – еще пять.

Валерий БОНДАРЕНКО, киновед, член Союза кинематографистов России:

– Роза Хайруллина снялась в выдающейся картине у Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Петр». Этот фильм, на мой взгляд, останется в истории кино, значит, в истории кино останется и Роза. Останутся в истории еще пара-тройка картин, в которых она снялась. Я на что хочу обратить ваше внимание? Мы, как правило, мыслим категорией количества – здесь одна роль, там другая. Но если воспринимать кино как искусство, то первична категория качества.

Едва ли не каждый фильм с участием Розы Хайруллиной становится событием! За исполнение роли ханши Тайдулы в фильме Андрея Прошкина «Орда» актриса на 34-м Московском международном кинофестивале получила приз «Серебряный Георгий», была удостоена премии «Ника», номинировалась на премию «Золотой орел».

Легенда об окаменевшей с иконой в руках девушке Зое известна всей стране. В октябре 2015 года в Сочи и Самаре состоялись премьерные показы трехсерийного телефильма «Зоя», снятого медиакорпорацией «Русь ТВ» по мотивам пьесы самарского драматурга Александра Игнашова «Стояние Зои». Оператор-постановщик и режиссер Дмитрий Ионов. В фильме снимались актеры театров «СамАрт», «Самарская площадь», «Камерная сцена», академического театра драмы, в главной роли – Анастасия Ермилина. В роли Майора снимался Михаил Акаемов, в роли Старика – заслуженный артист России Юрий Машкин.

Дебют Юрия Машкина в кино состоялся в 1975 году в мелодраме по сценарию Василия Аксенова «Центровой из поднебесья». В 1977 году этот фильм в кинотеатрах Советского Союза посмотрели больше семнадцати миллионов зрителей. Затем были фильмы «Формула памяти», «Иван Павлов. Поиски истины».

Валерий БОНДАРЕНКО, киновед, член Союза кинематографистов России:

– Сегодня время телесериалов. А еще два-три десятилетия назад в нашей стране существовало совершенно иное кинопроизводство, кинопрокат имел другие масштабы. Если фильм получал первую категорию, печаталось пять тысяч копий. Даже у фильмов третьей категории был тираж в две с лишним тысячи копий. Эти фильмы шли буквально по всем кинотеатрам страны – и в городах, и в деревнях. А сейчас я сам ищу многие российские картины, чтобы хотя бы как-то их посмотреть. Нет отечественного проката, никому это не нужно.

Самара стала местом действия одного из первых отечественных сериалов. В Советском Союзе в то время было снято всего два телесериала – «Майор Вихрь» и «Операция «Трест», – и оба в Москве. 1967 год, 50 лет органам госбезопасности. Так у журналистов Эдуарда Кондратова и Владимира Сокольникова возникла идея написать сценарий о Самаре, о революции, чекистах.

Трехсерийный телефильм «Тревожные ночи в Самаре» на Куйбышевской студии телевидения снимали полтора года. Эдуард Кондратов снялся в эпизоде в образе чекиста. В другом эпизоде Сокольников играл заговорщика. Сценаристы ходили по улицам города и вербовали статистов: «Не хотите сыграть в кино?» Откликались, в основном, девушки, а нужны были бандиты, рабочие – все-таки в кадре 1921-й год, голод, разруха… Многое сочиняли на ходу. Например, сценаристы придумали, что контрреволюционеры хотели взорвать железнодорожный мост у Сызрани. Позже этот псевдоисторический факт цитировали в своих работах некоторые историки.

Вместе со столичными киноактерами Владимиром Емельяновым, Сергеем Яковлевым и актером Ленинградского БДТ Валерием Караваевым в фильме снимались артисты Куйбышевского театра драмы Иван Морозов, Светлана Боголюбова, Николай Кузьмин, Сергей Пономарев, Александр Демич, Николай Михеев, Всеволод Турчин, Ванда Оттович, Николай Засухин. Ставшее легендарным название «Тревожные ночи в Самаре» придумало руководство Куйбышевского телевидения. Так впервые на весь Советский Союз прозвучало дореволюционное название нашего города – Самара.

«Тревожные ночи в Самаре» снимали на кинопленку, в то время все съемки на любой студии телевидения в Советском Союзе шли по образцу киносъемок. Эпоха видео наступит позже…

В 1968 году киностудия «Узбекфильм» снимала в нашем городе эпизоды для фильма «Ташкент – город хлебный» по мотивам одноименной повести самарского писателя Александра Неверова.

В 1969 году киностудия «Ленфильм» снимала эпизоды фильма о юности Максима Горького «Невероятный Иегудиил Хламида».

Съемочная группа киностудии «Мосфильм» во главе с Василием Ордынским приезжала на подсъемку, работая над 13-серийным телесериалом «Хождение по мукам» по мотивам одноименного романа Алексея Толстого.

В 1971 году в нашем городе киностудия «Ленфильм» вела съемки фильма «Найди меня, Леня!» по мотивам повести Валентины Осеевой «Динка».

В том же 1971 году на Рижской киностудии по рассказу самарского писателя Евгения Лазарева «Жених и невеста» был снят художественный фильм «Поженились старик со старухой», главные роли в нем сыграли народные артисты СССР Алексей Грибов и Анастасия Зуева.

В 1981 году на киностудии имени Горького режиссер Евгения Жигуленко сняла художественный фильм «В небе «Ночные ведьмы». Легендарный женский 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк. В образе Комиссара доцент Куйбышевского пединститута, кандидат филологических наук Мария Ивановна Рунт узнала себя. Фильм ей понравился, правда, с одной оговоркой: «Кино – это кино, а война – это война…»

В Москве, Воронеже и Куйбышеве народный артист Советского Союза Евгений Матвеев и киностудия «Мосфильм» снимали «Особо важное задание». Фильм рассказывал об авиационном заводе №18, эвакуированном в 1941 году из Воронежа в Куйбышев, где в кратчайшие сроки был начат выпуск легендарных штурмовиков Ил-2. В главных ролях снимались Евгений Матвеев, Людмила Гурченко, Валерия Заклунная, Николай Крючков, Владимир Самойлов. В 1981 году этот фильм занял второе место в советском кинопрокате, его посмотрели более 43 миллионов зрителей.

Михаил КУПЕРБЕРГ, киновед, член Союза кинематографистов России:

– К нам многие режиссеры приезжали. Помню, мы гуляли по городу с санкт-петербургским режиссером Олегом Коваловым, он обращал внимание на здания не модерна, а конструктивизма – Дом Офицеров, Дом промышленности – и говорил: «Как бы интересно было это поснимать!» Он даже заявку написал, в которой Самара могла быть объектом съемок, но не получилось, ничего он не снял здесь.

В семидесятые-восьмидесятые годы в нашем городе снимали мультфильмы, которые смотрели дети всего Советского Союза. О самарских (тогда – куйбышевских) мультипликаторах писали в газетах и журналах. Их ставили в пример, ими гордились. Десятилетиями в эфире Центрального телевидения СССР были мультфильмы художника и режиссера Виктора Спичека «Беда», «Лень», «Лосенок», «Солнечный зайчик», «Семь братьев», «В тусклом царстве, в сером государстве», «Про зайку Ой и зайку Ай», «Сверчок», «Понарошку». 15 из 28 куйбышевских мультфильмов были сняты по сказкам наших земляков, писателей братьев Бондаренко.

Валерий БОНДАРЕНКО, киновед, член Союза кинематографистов России:

– Снимались мультфильмы по произведениям моего отца и дяди. Отец привозил меня на студию телевидения. Что я, ребенок, тогда понимал? Мультфильмы были кукольные, мне хотелось рисованных. Когда я вырос, понял, что это, безусловно, определенная культура. Не надо бы этого забывать!

В 1985 году в Советском Союза и в США состоялась премьера кинокомедии Геннадия Мелконяна по сценарию Эмиля Брагинского «Нежданно-негаданно». Вы наверняка помните этот незамысловатый сюжет: героиня Татьяны Догилевой, скромная сотрудница столичной сберкассы, получает в Куйбышеве в наследство коллекцию произведений искусства.

С 2009 года главным режиссером Самарского академического театра драмы работает Валерий Гришко. В активе актера Гришко в кино и на телевидении более тридцати ролей: патриарх Никон в сериале «Раскол», Сталин в комедии «Отель люкс», маршал Жуков в фильме Карена Шахназарова «Белый тигр». Фильм Андрея Звягинцева «Левиафан» получил премию «Золотой глобус», выдвигался от России на соискание премии «Оскар», а Валерий Гришко за исполнение роли архиерея самарской патриотически настроенной общественностью был подвергнут критике, обращался в суд с иском о защите чести и достоинства.

В 2011 году под Санкт-Петербургом и Рязанью, в Москве и Самаре Сергей Урсуляк снимал 12-серийный телефильм по роману Василия Гроссмана «Жизнь и судьба». Декорации Сталинграда были построены под Ярославлем. А вот старые домики в исторической части Самары очаровали режиссера – время здесь просто остановилось!

Михаил КУПЕРБЕРГ, киновед, член Союза кинематографистов России:

– Сергей Урсуляк в свое время приезжал к нам с фильмом «Долгое прощание», мы с ним были знакомы. Я позвонил ему и напросился на съемки. На улице Льва Толстого, в одном из домиков рядом с Театром кукол, шли съемки в квартире военных времен. Сергея Маковецкого я на площадке не застал. Были Полина Агуреева и самарские актеры Александр Амелин, Игорь Данюшин в небольших ролях. В эпизодах снимались актеры самарских театров Дмитрий Добряков, Юрий Долгих, Любовь Ковыршина, Владимир Зимников, Людмила Гаврилова, Юрий Машкин, Мила Каминская, Маргарита Шилова, Алексей Симкович, Павел Маркелов.

В 2013 году фильм «Жизнь и судьба» был выдвинут от России на соискание международной премии «Эмми» в номинации «лучший телефильм или сериал», а в 2014 году в трех номинациях получил национальную кинопремию «Золотой орел». Кстати сказать, музыку к этому телесериалу написал самарский композитор Василий Тонковидов.

Василий ТОНКОВИДОВ, композитор:

– Для кино музыку нужно писать под картинку. Я в театре могу себе позволить много вариантов, там я более свободен. В кино композитор привязан буквально к каждому кадру. Сергей Владимирович Урсуляк в этом смысле был очень жестким. В сериале еще и классическая музыка звучала – Бах, Вивальди. Музыкальный ряд должен был четко лечь в картинку. Серьезная была задача, приходилось над этим работать.

Артисты театра «СамАрт» регулярно снимаются в кино и телевизионных фильмах. Ольга Агапова в середине восьмидесятых годов снималась в фильмах «Подслушанный разговор», «Железное поле», «Залив счастья» и в эпизодической роли в сериале «Бандитский Петербург». Людмила Гаврилова в 1990 году снималась в фильме Александра Панкратова-Черного «Система «Ниппель».

В 2003 году в фильме Александра Прошкина «Трио» снимались Игорь Данюшин, Алексей Елхимов, Игорь Рудаков.

В 2013 году состоялся премьерный показ фильма-катастрофы «Метро». Руководство московского и минского метрополитена отказало кинокомпании «ПРОФИТ» в проведении съемок в реальном метро, и съемочная группа отправилась в Самару, в тоннели строящегося метрополитена. В фильме снимались самарские артисты Игорь Рудаков, Елена Туринская, Денис Бокурадзе, Юлия Бокурадзе, Любовь Ковыршина, Алексей Елхимов, Мила Каминская. Фильм собрал в прокате 15 миллионов долларов, дважды номинировался на кинопремию «Золотой орел», получил премию «Ника» в номинации «Лучшая работа оператора».

В 2013 году в четырнадцати городах страны, в том числе и в Самаре, снимались эпизоды новогодней кинокомедии Тимура Бекмамбетова «Елки-3», собравшей в кинопрокате 38 миллионов долларов и неоднократно показанной по телевидению. В январе 2014 года этот фильм вошел в тройку самых кассовых отечественных фильмов за всю историю российского кино.

Благодаря по-настоящему подвижнической деятельности Михаила Куперберга и Валерия Бондаренко киноклуб «Ракурс» более тридцати лет подряд проводил в Доме Актера премьерные и предпремьерные показы кинофильмов всех жанров и направлений, фестивали и конкурсы, творческие встречи и мастер-классы.

Михаил КУПЕРБЕРГ, киновед, член Союза кинематографистов России:

– Раньше мы были единственными, показывали в «Ракурсе» фильмы, которые нельзя было увидеть нигде и никогда. Мы привозили их из Москвы, из посольств. Я практически всю публику знал в глаза. Сейчас другая жизнь, уменьшилась прослойка интеллектуального кинозрителя. Люди моего поколения в кино перестали ходить, они смотрят фильмы дома, вылавливают в Интернете.

Анастасия ИППОЛИТОВА, кандидат культурологии:

– Исторически сложилось, что масштабного собственного кинопроизводства в Самарской области нет. Но есть сценаристы, композиторы, режиссеры, актеры, операторы, звукорежиссеры, осветители. Есть специалисты и технологии. Современное кино, в том числе и телевизионное, – это цифровые форматы, спецэффекты, обработка картинки. Только за последние два года в Самаре студия

«35 ММ» сняла художественные фильмы «Вокзал для своих» и «Борода без даты», медиа-корпорация «РУсь ТВ» – фильм «Зоя», студия «Три товарища» – фильм «Все остальные вещи». В 2016 году довольно успешно в кинопроизводстве и продюсерской деятельности в Самарской области начала работу компания «Студия телевизионного кино».

В Самаре никогда не было и нет своей киностудии. Но кино – документальное и игровое – Самару стороной не обошло. В историю отечественного телевизионного и кинопроизводства вписаны десятки имен самарских актеров, сценаристов, режиссеров.


Александр ИГНАШОВ

Оцените статья

+1

Оценили

Ольга Михайлова+1
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...