РКЦ «Прогресс»

4533
РКЦ «Прогресс»

В минувшем году самарский ракетно-космический центр «Прогресс» отметил 120-летие со дня основания. Сегодня это один из мировых лидеров и ведущее российское предприятие по разработке, производству и эксплуатации ракет-носителей среднего класса и космических аппаратов дистанционного зондирования Земли, а также спутников научно-исследовательского и прикладного назначения. «Прогресс» – ядро самарского аэрокосмического кластера, включающего в себя ведущие предприятия и вузы региона. С «Прогрессом» неразрывно связана история Самары Космической.

РКЦ «Прогресс» – это более 20 000 сотрудников, семь филиалов и представительств по всей стране, работа на трех космодромах. На 1 мая 2015 года РКЦ «Прогресс» осуществлено более 1840 пусков ракет-носителей, из них около тысячи со спутниками собственной разработки. Это единственное в мире предприятие, которому доверяют доставку в космос пилотируемых космических кораблей.

История флагмана отечественного ракетостроения началась в 1894 году в Москве с небольшой велосипедной фабрики «Дукс», основанной Юлием Меллером. В 1909 году завод «Дукс» перешел на выпуск авиационной техники и вскоре стал ведущим авиастроительным предприятием царской России. «Дукс» изготавливал знаменитые самолеты «Ньюпор», «Моран», «Фарман», «Сопвич», а также дирижабли «Кречет», «Дукс», «Ястреб». В 1919 году завод был переименован в Государственный авиационный завод №1 (ГАЗ № 1).

В советские годы предприятие успешно освоило производство многочисленных экспериментальных и серийных образцов авиационной техники: самолеты-разведчики Р-1, Р-5; истребители И-1, И-5, И-15, И-153, МиГ-1. На счету этих самолетов множество мировых рекордов по скорости и высоте полета, золотые медали международных авиационных конкурсов, а также участие в боевых действиях. В 1941 году за освоение производства новой авиационной техники заводу было присвоено имя И.В. Сталина. В октябре 1941 года авиационный завод № 1 был эвакуирован из Москвы в Куйбышев и возобновил свою деятельность под руководством директора А.Т. Третьякова и главного инженера В.Я. Литвинова. 10 декабря 1941 года на новом месте был выпущен первый МиГ-3, собранный из деталей, привезенных из Москвы. К концу декабря было изготовлено 27 таких машин. 25 декабря 1941 года завод приступил к серийному выпуску штурмовиков Ил-2.

Тимофей МАТЮШЕНКОВ, слесарь-сборщик завода в 1940-е годы:
– Куйбышевская Безымянка – новая площадка, на которой нужно было в чрезвычайно короткие сроки восстановить завод. Труженики завода в тяжелых условиях, в недостроенных корпусах устанавливали станки, оборудование. Партия и правительство поручили одну из ответственных задач – освоение нового самолета Ил-2, который был нужен как хлеб, как воздух. Коллектив завода в кратчайший срок освоил и стал выпускать по 14 машин в сутки. Этот самолет советские воины называли «Летающий танк». Немцы называли его «Черная смерть».

Авиационный завод № 1 внес огромный вклад в Победу нашей страны над фашистской Германией: каждый шестой самолет, воевавший на фронтах Великой Отечественной, был изготовлен в цехах завода. В годы войны было освоено производство самолетов: МиГ-3 (до 1942), Ил-2, Ил-10 (1941-1945). Всего за годы войны ГАЗ № 1 передал фронту 11 768 штурмовиков Ил-2, 1225 штурмовиков Ил -10, свыше 3000 истребителей МиГ-3.

Григорий ГРИНБЛАТ, техник лаборатории авиационных приборов завода в 1941–1945 годы:
– В октябре 1941-го приехал завод № 1, привезли все оборудование и материалы. Почти два месяца до ноября мы работали на разгрузке и установке оборудования. Ребят – мальчишек и девчонок – было много за станками. Они не учились в то время в школе, а работали, кто не доставал до станка, тому подставляли ящики. В основном, их ставили за токарные станки, им настраивали выполнение одной операции, они хорошо справлялись. В войну на заводе № 1 работало 48 000 – 50 000 человек. Ежедневно на заводе собирали 16-18 самолетов.

В послевоенные годы задача производства современной качественной военной техники не потеряла актуальности, и на заводе был налажен выпуск самолетов МиГ-9, МиГ-15, Миг-17, Ил-28, Ту-16. Эти самолеты были лучшими машинами своего времени.

2 января 1958 года по инициативе Главного конструктора С.П. Королева правительством страны было принято постановление об организации в Куйбышеве на авиационном заводе № 1 серийного выпуска межконтинентальных баллистических ракет Р-7. Предприятие было выбрано неслучайно: помимо удобного географического положения рядом с железнодорожной магистралью, по которой шли грузы на Байконур, здесь был огромный опыт технического перевооружения производства. Кроме того, ГАЗ № 1 имел репутацию одного из самых надежных поставщиков военных самолетов.

Первая из куйбышевских ракет 17 февраля 1959 года успешно стартовала с космодрома Байконур. Так началась «космическая» история авиационного завода № 1 им. И.В. Сталина. В 1961 году ГАЗ № 1 был переименован в завод «Прогресс».

23 июля 1959 года С.П. Королевым в структуре ОКБ-1 создан отдел № 25 для конструкторского сопровождения производства ракет Р-7, через год он был преобразован в филиал №3 ОКБ-1, который в 1974 году получил статус самостоятельного предприятия – Центрального специализированного конструкторского бюро (ЦСКБ). Бессменным руководителем ЦСКБ был Д.И. Козлов.

Дмитрий КОЗЛОВ (1919-2009), руководитель ЦСКБ, ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» с 1959 по 2003 год:
– В начале января 1958 года меня пригласил к себе С.П. Королев и сообщил, что я назначен его заместителем. После этого Сергей Павлович сказал, что при личном одобрении Н.С. Хрущева я направляюсь в Куйбышев, где буду работать на одном из предприятий в качестве ответственного представителя Главного конструктора ОКБ-1 для организации на нем серийного производства ракеты Р-7. Нужно сказать, что план перепрофилирования завода № 1 был разработан в необычайно сжатые сроки – менее чем за три недели. Готовился он в нашем ОКБ-1, и в его разработке самое активное участие принимал сам С.П. Королев.

«Прогресс» и ЦСКБ принимали совместное участие во всех крупнейших отечественных программах освоения космоса, и в 1996 году были объединены в ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс», а в 2014 году предприятие стало Ракетно-космическим центром «Прогресс».

Важнейшей вехой в истории «Прогресса» стало изготовление первой и второй ступеней ракеты-носителя «Восток», которая вывела на космическую орбиту первого космонавта Юрия Гагарина. С тех пор все отечественные пилотируемые запуски осуществляются на ракетах-носителях, изготовленных в Самаре.

Алексей ЛЕОНОВ, летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза:
– Помимо того, что я летал на этих ракетах, я на протяжении 30 лет провожал моих товарищей в космос и видел надежность ракет. Для меня «семерка» – это самая рабочая машина, она выглядит красиво, она изящна. Когда смотришь на пуск… Я не встречал людей, которых бы это не очаровывало. И все это делают люди, которые находятся здесь, в цехах «Прогресса».

РКЦ «Прогресс» уже более полувека занимается разработкой и производством ракет-носителей (РН) среднего класса. На базе легендарной «семерки» было разработано более 10 модификаций ракет-носителей («Молния-М», «Восток-М», «Союз»). Знаменитые «Союз-У», «Союз-ФГ», «Союз-2» являются самым надежным и экономичным средством доставки в космос пилотируемых и грузовых космических кораблей и большинства отечественных космических аппаратов.

Высокие технические характеристики ракет-носителей открыли самарскому ракетно-космическому центру мировой космический рынок. Предприятию принадлежит ключевая роль в масштабном международном проекте «Союз» в Гвианском космическом центре. Для запусков из Южной Америки специалистами «Прогресса» была разработана модификация новой ракеты-носителя – «Союз-СТ», кроме того, предприятие является ответственным за стартовый комплекс, а также осуществляет общее техническое руководство российскими промышленными предприятиями, участвующими в миссии запуска. Самарские ракеты стартуют из Гвианского космического центра с 2011 года.

Одним из значительных достижений недавнего времени для РКЦ «Прогресс» стало создание новой легкой ракеты «Союз-2.1в». Это первая российская ракета легкого класса с жидкостными ракетными двигателями, разработанная и изготовленная в современный период. Первый запуск РН «Союз-2.1в» состоялся в декабре 2013 года с космодрома Плесецк. Весь комплекс — новые ракета-носитель и блок выведения «Волга», полезная нагрузка (малый космический аппарат «Аист») — был создан в самарском ракетно-космическом центре. В составе первой ступени новой ракеты используется легендарный двигатель НК-33 производства самарского ОАО «Кузнецов», разработанный еще для «лунной ракеты» Н-1.

Сегодня Самарскому ракетно-космическому центру «Прогресс» предстоит новый рубеж. С нового космодрома «Восточный» первой отправится в космос самарская ракета «Союз-2.1а» с блоком выведения «Волга».

Александр КИРИЛИН, генеральный директор АО «РКЦ «Прогресс»:
– Это четвертый космодром, с которого будут стартовать наши ракеты. Сегодня в мире нет ни одного предприятия, обеспечивающего запуски с четырех космодромов. Я бы хотел отметить профессионализм сотрудников на всех трех космодромах, и я думаю, что это перенесется и на космодром «Восточный». Ответственность, с которой подходят к подготовке все участники пусковых кампаний, дорогого стоит.

Самарский ракетно-космический центр – это не только известные во всем мире ракеты. С 60-х годов ХХ века предприятие разрабатывает и изготавливает спутники различного назначения. За годы работы в этой области было выпущено 28 типов космических аппаратов. Одно из приоритетных направлений – создание космических аппаратов дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ). Данные дистанционного зондирования Земли необходимы для решения различных задач – от мониторинга чрезвычайных ситуаций до поиска полезных ископаемых и картографирования территорий. В настоящее время на орбите работают три самарских космических аппарата ДЗЗ: «Ресурс-ДК», «Ресурс-П» № 1 и «Ресурс-П» № 2. «Ресурс-ДК» был запущен в 2006 году, за время работы спутником отснято более 83 млн. кв.км. Важное отличие спутников «Ресурс-П» № 1 (2013 г.) и № 2 (2014 г.) от большинства КА ДЗЗ — возможность комплексного наблюдения поверхности Земли. У них на борту установлено несколько видов оптико-электронной аппаратуры. Данные космической съемки, получаемые со спутников, используют 18 различных российских ведомств. В дальнейшем планируется пополнить группировку космических аппаратов «Ресурс-П» еще тремя спутниками.

За 120 лет предприятие не раз меняло название. «Дукс» («вождь», «ведущий», лат.), Авиационный завод № 1, «Прогресс» всегда отражали самое важное для предприятия – быть первым, быть лидером в производстве надежной современной техники. И сегодня самарский ракетно-космический центр работает на будущее российской космонавтики!
 

Оцените статья

+2

Оценили

Людмила Черных+1
Ольга Михайлова+1
18:14
СПАСИБО ЗА СТАТЬЮ. Всю трудовую жизнь на этом предприятии проработал мой старший брат и его жена. Неоднократно бывали и в Байконуре. Сейчас они оба на пенсии. Хорошо, что "Прогресс" живёт и развивается. Доброго пути!