На старт! ЗАО «Завод аэродромного оборудования» – 75 лет

Отчего люди не летают? Вопрос, утративший свою актуальность. Летают, да еще как! Куда только не летают! С какими только целями! Что только не везут! Где только не приземляются! Благодаря авиации стираются границы времени и пространства. Но ни один самолет, ни один вертолет не смог бы взлететь, не смог бы сесть сам по себе. Множество служб курируют полет от и до, и на каждом этапе в помощь людям – самая разнообразная техника. Для кого-то будет открытием, но на сегодняшний день все, что нужно для российских самолетов и вертолетов в аэропорту, и практически все, чем они укомплектованы на борту, производят у нас в Самаре. Завод аэродромного оборудования вот уже 75 лет производит средства наземного обслуживания авиационной техники. Сегодня предприятие празднует свой юбилей. Открывая новый этап истории, здесь берутся за уникальные проекты, достигая высоких результатов в сфере строительства, металлоконструкций, создания новых инженерных устройств… Это высокие старты – для роста завода, для благополучия губернии и для развития российской авиационной промышленности.
Сергей Валериевич НЕВЕСЕНКО, Генеральный директор ЗАО «Завод аэродромного оборудования»:
– Дорогие коллеги, ветераны, наши партнеры, клиенты и все жители Самарской области!
Наш завод открылся в 1940 году, что очень символично. Предвоенное время. Оборонное производство. Все происходило не случайно. Завод, эвакуированный из Киева, быстро стал одним из ключевых в авиатематике, присущей и послевоенному Куйбышеву. Одни предприятия выпускали самолеты, а мы всегда делали то, без чего самолеты и вертолеты не взлетели бы и не смогли бы приземлиться. Наша продукция была и есть во всех аэропортах страны. Мы обеспечиваем надежными вспомогательными средствами и обслуживающей техникой крупнейшие предприятия, выпускающие стратегические аэроресурсы. Мы с самого начала своей истории работали в тесной связке с военной и гражданской авиацией. И делаем это по сей день.
Сегодня мы можем оглянуться назад и, вспомнив с благодарностью всех тех, кто когда-то начинал наше общее дело, честно признаться: для нас это больше, чем работа. Не случайно в трудные времена, когда система советской экономики изжила себя, заводчане не сдались. Люди искали пути выхода из кризиса. Приходили новые сотрудники, помогали предприятию справиться со сложным положением. В переломный момент нас не миновала процедура банкротства. Но завод оказался птицей Феникс. Из экономических руин он воскрес и быстро набрал хороший темп роста. Конечно, сегодня у нас не настолько многочисленный коллектив, как в советское время, но мы выполняем весомый объем заказов, позволяющий нам входить в число крупнейших налогоплательщиков губернии. Вот почему я считаю, что юбилей Завода аэродромного оборудования – это праздник всего региона. И не только из-за финансовых аспектов. Задумайтесь, так или иначе большинство из нас хоть раз в жизни совершали воздушное путешествие! В следующий раз, когда полетите куда-либо, вспомните, что мы работаем для России!
Недавно мы освоили еще одно направление, которое дает нам право с гордостью говорить о высоких достижениях и патриотизме. Закупив уникальное оборудование, мы приступили к массовому выпуску металлоконструкций любой сложности, подразумевающему полный цикл, включая и очистку, и окраску изделий. Наша продукция используется при строительстве крупных нефтехимических производств. Мы участники масштабных проектов 21 века – строительства станций перекачивания газа «Ямал» и «Сила Сибири».
Мы чтим традиции! Мы осваиваем современные направления! Мы готовы брать еще более высокие планки! Новая страница истории Завода аэродромного оборудования открыта! НА СТАРТ!
Из упряжи в космос
«В пустоши работает большой завод… Это завод-беженец. Еще недавно здесь была мастерская телег… Завод приехал из Киева. Две недели спустя он был готов… Кругом непролазная грязь, бездорожье. Но теперь нужны не красивые здания, теперь нужно одно – оружие. И люди дают оружие. Рабочие работают по двенадцать часов… Они приехали из Киева семьями. Они живут в тесноте. Трудно с продовольствием, но поразительна сила духа…» – события лета 1941 года, происходившие в Куйбышеве, описывал в «Летописи мужества» известный публицист, летописец войны Илья Эренбург.
В этих строках вся суть. Вся предыстория появления на Безымянке нового завода. Вся правда о первых днях его существования.
20-е годы прошлого века. Пока еще Самара. Создаются всевозможные артели. Люди как могут зарабатывают деньги, производя то, что актуально для горожан. А актуальны в то время были обозы и телеги. Пускай по новеньким рельсам города уже начали ходить трамваи, пускай у кого-то даже появились автомобили, очень многие так или иначе использовали лошадей. Для грузовых перевозок лучшего пока и вовсе не придумали.
Артель «Ход» жила небедно. Выпускала различные повозки для гужевого транспорта. До 1926 года относительно компактное производство располагалось в самой Самаре, но затем становится очевидным, что центр города перегружен, и артели выделяют землю на самом отшибе. В те времена на месте сегодняшнего, загруженного транспортом и застроенного цехами и торговыми площадями Заводского шоссе не было вообще ничего. Кроме грязи, о которой не смог не сказать Эренбург. Когда была проложена линия сообщения электропоездов, долгое время станция «Стахановская», хорошо знакомая сегодня пассажирам, называлась по имени той артели – «Ход».
Насколько необходима пригородная ветка железной дороги в этом месте, стало особенно понятно с началом войны, как раз когда на место артели эвакуируют крупный оборонный завод из Киева. Завод «Коммунист», который в Куйбышеве становится заводом «Старт». Лето 1941 года. С этого момента предприятие ведет свою новую, самарскую историю. Кто бы мог подумать, что на месте, где делали обозы, через несколько десятков лет будут производить технику для космической авиации!
Киевский предок
Киевский завод, переброшенный в Куйбышев, ведет свою летопись с 1930 года. Сегодня это предприятие носит имя «Радар» и продолжает свою историю на украинской земле, но считает самарский этап пути – важнейшим моментом истории. По сути, наш «Старт» и киевский «Радар», оба сформировались в то время. Вторая мировая война предопределила профиль этих предприятий, выросших от одного корня. Ведь в момент создания производство было совсем далеко от оборонной сферы. Изначально «киевлянин» занимался вовсе не авиационным оборудованием. После своего создания в 1930 году по заданию Наркомата тогда еще «Коммунист» освоил выпуск серии прядильных машин для организации производства в Советском Союзе вискозного шелка. Завод обслуживал текстильную промышленность Советского Союза, и дела его шли очень хорошо. Страна росла в условиях закрытой экономики, спрос на отечественную продукцию был высоким, а потребность людей в одежде была и будет всегда. К концу 1940 года производственные площади составляли уже несколько тысяч квадратных метров, значительно возросла численность работающих… Но в ноябре 1940 года постановлением правительства экспериментальный завод №8 из системы Наркомата текстильной промышленности был передан в систему авиационной промышленности с присвоением ему номера 454. До начала войны было еще больше полугода, однако власти уже готовились к этому, не говоря простым рабочим ни слова о целях.
Переход с выпуска единичного текстильного оборудования на серийный выпуск авиационной техники потребовал коренной перестройки производства и полной реконструкции всех цехов и служб, а также строительства новых корпусов, оснащения завода необходимым оборудованием, пополнения его кадрами специалистов, рабочими и инженерно-техническими работниками, чья квалификация соответствовала новому профилю. Собственно, в таком, новом, виде предприятие и было перевезено в наш регион. Завод был полностью демонтирован, было вывезено все оборудование, инструмент, оснастка и материалы.
Официально это было сделано в июле, но историки не отрицают, что на самом деле эвакуация производства из Киева началась еще весной. На тот момент доблестная самарская обозостроительная артель «Ход» переживала не лучшие времена: пожар уничтожил несколько деревянных цехов, да и продукция ее была уже не столь востребована. Возникает вопрос, как и зачем появились те кирпичные постройки, в которые-таки перевезли киевское оборудование. Вероятнее всего, смену локации завода на самом деле планировали ранее. В любом случае, куйбышевцы, трудившиеся в артели, помогали киевлянам разгружать платформы, монтировать новые станки… А затем, кто не ушел на фронт, так и остался работать здесь, обеспечивая тот же самый фронт необходимым оружием. Это было самое первое предприятие, которое было эвакуировано на Волгу. Уже потом потянулись другие оборонные заводы, сформировавшие так называемый «Безымянский куст».
Первым делом самолеты!
«Я думала, вы ас, а вы у-двас!» – одна из известнейших цитат любимого многими зрителями фильма «Небесный тихоход». Три друга, летчики-офицеры, поклялись не любить до конца войны. Однако военная служба познакомила их с летчицами женской эскадрильи. И друзья один за другим начали сдавать свои позиции. После тяжелого ранения летчик Булочкин вынужден летать не на скоростном истребителе, а на «тихоходе» У-2. Привыкший к опасностям Булочкин с трудом привыкает к спокойной жизни в эскадрилье, где большинство летчиков – девушки. Но вскоре становится ясно, что на войне важны и «тихоходы».
«У-двас» – это самолет У-2, который небесным тихоходом-то и прозвали. Мало кто знает, что именно Куйбышевский завод №454 превратил эту учебную машину в боевую. Самолет, сконструированный инженером Николаем Поликарповым, стал легендарным во время войны. Это воздушное судно стало грозным орудием против немецких войск – на нем летали знаменитые «ночные ведьмы», хотя изначально это был гражданский борт. Развернувшись на Безымянке, новое предприятие в короткие сроки начало производство военной техники. В первую очередь это были самолетные стрелковые башни и пусковые балки, конструкции для бомбометания, механические узлы для различных систем самолета. По специальному заданию Правительства осенью 1941 года коллектив завода изготовил оборудование для перевооружения самолетов У-2. Массированные налеты именно этих машин в боях за Москву помогли противостоять танковым войскам противника. Доработанный нашим заводом, этот самолет мог брать с собой шесть восьмикилограммовых бомб. Их бомбовая нагрузка варьировалась от 100 до 350 килограммов (а в отдельных случаях – до 500 килограммов). Бомбы привешивались в бомбодержатели прямо под плоскости самолета. У-2 вылетали чаще всего ночью. Сброс бомб производился с высокой точностью, несмотря на темное время суток. После этого У-2 уходил от истребителей, набирая максимальную скорость и прячась в верхушках деревьев.
Немцы прозвали неуловимые У-2 «kaffeemu..hle» (кофемолка), «halts-na..hmaschine» (швейная машина), а также «русс-фанер». Рассказывают, что командование Люфтваффе издало приказ, в котором «небесных тихоходов» приравняли к боевым истребителям. За каждый сбитый самолет летчикам полагалось денежное вознаграждение, их представляли к наградам, в частности, давали железный крест.
Кино и немцы
История куйбышевских оборонных предприятий и, в частности, история завода аэродромного оборудования в военное время хорошо читается по фильмам. Еще одна лента – и снова не обошлось без нашего участия.
Фильм «Особо важное задание» рассказывает нам о том, как одному из авиационных заводов поручается в чрезвычайно сжатые сроки наладить выпуск штурмовика ИЛ-2. Выпустив с конвейера первый самолет, начальник производства Кириллов отправляется с женой в Крым. Здесь их и застает война… Вернувшись домой, они узнают, что завод получил задание эвакуировать кадры и все оборудование на Волгу, а там, ни на минуту не останавливая производство самолетов, буквально на пустом месте построить новый завод…
Этот фильм стал первым, которому была устроена Всесоюзная премьера. Прообразом для сюжета фильма стал авиационный завод №18, эвакуированный в 1941 году из Воронежа в Куйбышев, где в кратчайшие сроки развернул серийный выпуск штурмовиков Ил-2. Все предприятия оборонного сектора работали в связке. И выпуск самолетов был невозможен без работы нынешнего завода аэродромного оборудования. Дело в том, что после московской битвы в штурмовых авиаполках Красной Армии начался процесс осмысления первого опыта боевого применения Ил-2. Остро встал вопрос о защите самолета со стороны хвоста. Вот что писал секретарь Воронежского обкома ВКП(б) Никитин на имя наркома авиапромышленности Шахурина: «Командиры, летчики авиаполка Ил-2, возвратившиеся на днях в Воронеж с фронта, сообщают, что враг применяет технику боя с самолетами Ил-2 путем поражения их сзади в хвостовое оперение, сверху по мотору, а также в голову летчика. Командный состав в связи с этим считает необходимым: 1) в конце фюзеляжа под хвостовым оперением установить огневую точку; 2) установить хотя бы четырехмиллиметровую броню над головой летчика; 3) установить броню над мотором сверху...» Чтобы защитить самолет, необходимо было установить пулеметные установки на определенных точках его корпуса. Мобилизованный из Киева в Куйбышев завод как раз и занялся разработкой и производством так называемых турельных установок для бомбардировщика. Основой конструкции стало поворотное кольцо для крепления пулеметов или малокалиберных автоматических пушек, с помощью которого и обеспечивалась наводка на цель.
Советская авиация смогла усилить свои позиции с помощью нашего завода. Для осуществления проекта при заводе был создан полигон, гильзы тех времен находят до сих пор. Ил-2 был главным объектом работы заводчан на протяжении всей войны. Все оснащение для бомбометания, установки под реактивные снаряды, пулеметы делал «Старт», который потом принял участие в коренной реконструкции борта с выходом на марку ИЛ-10.
«Отцы»
За всеми свершениями, всеми победами, естественно, стоят люди. Приезжие киевляне расселились по городу. Сначала для их проживания выделили плавучий дом отдыха «Динамо» и помещение клуба имени Революции 1905 года (ныне ДК имени Пушкина). Конечно, впоследствии, кто как мог, расквартировались по коммуналкам. Всем жилось непросто, в том числе и тем, кто руководил предприятием. Марк Яковлевич Горелик, директор завода, и Лев Григорьевич Каллер, начальник производства, ставший впоследствии лауреатом Государственной премии, почетным химиком СССР, – люди, которые «привезли» завод с Украины и запустили его на Волге. Директору завода к моменту эвакуации предприятия было всего 28 лет!!! Невероятно, но силами этого человека на новом месте в короткий срок начался выпуск необходимой продукции.
За большой вклад в дело обеспечения фронта военной продукцией директор завода Горелик был награжден орденом Трудового Красного Знамени, орденом Отечественной войны II-й степени. Уже после войны – орденом «Знак Почета». В июле 1941 года 17 сотрудников были удостоены правительственных наград, а в 1945 году медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» получили 1489 работников завода!
В 1945 году сам Марк Горелик и многие работники завода вернулись в Киев. Сложно судить о решениях государственных органов того времени, но людей не хотели отпускать. Многие рядовые сотрудники были просто вынуждены бежать обратно на Родину, ведь там были их семьи… В некоторых трудовых карточках, сохранившихся с того времени, написано: «Уволен как дезертир, сбежавший в Киев».
… На производстве в Куйбышеве осталось несколько бывших киевлян. Среди них – Ицко Меркович Зингерман. О нем, отличном рационализаторе, бригадире токарей, помнят на заводе. Вместе со всеми работал по 18-20 часов во время войны. Когда ему уже шел восьмой десяток, приходил на завод и принимал участие во всех субботниках.
«Дети»
Сегодня на заводе есть династии, которые ведут свою летопись с военного времени. Это, безусловная, гордость завода! Сын того же Ицко Зингермана работает сегодня здесь, несмотря на то, что сам на пенсии. На встрече ветеранов сотрудники бывшие и сотрудники нынешние делятся эмоциями.
– Я пришел сюда в 1962 году, сразу же после окончания института, – говорит Борис Ицкович Зингерман. – Для меня иного пути не было. Зная, как отец любит это предприятие, я пришел сюда же. Сразу же стал работать химиком в отделе главного металлурга. Все вредное производство было в сфере моей ответственности. Приходил на завод пораньше, шел в «гальванику» – нужно было проверить ванные, сделать корректировку составов. Потом шел в малярный цех. Для людей это всегда была работа непростая, когда сдавали партии, работали допоздна, оставались в ночь. Сегодня многое изменилось. Новое время, новые задачи, но я по-прежнему с большой любовью отношусь к своему предприятию и рад, что приношу пользу заводу!
Галина Николаевна Наумова – ветеран завода – шутит, что она на заводе с детского сада. В 1950-х годах производство открыло свой детский сад для детей сотрудников. – Так из садика я на завод и пришла, – улыбается она. – А дошла до финансового отдела! Мы не просто ходили на работу, мы бежали на нее. У нас был потрясающий коллектив! Мы и работали, и жили здесь, все наши интересы были вокруг завода. А отдых вместе с коллегами!
– Я пришла сюда в 16 лет, – говорит Людмила Михайловна Зайцева. – Я с детства жила рядом, в бараках у завода. Мама работала тут с 1941 года. Она приехала с другими сотрудниками из Киева. Мама меня сюда и привела. Практически за ручку. Но работа у меня была не детская! Сначала стояла за станком в ученическом цехе, а потом после декрета в 1967 году я пришла работать в цех кузнечный. Это очень сложно: литье, штамповка… Грохот, шум, стук. Трудно было, но нравилось. Потом доучивалась, стала старшим нормировщиком и проработала им 25 лет. Это была очень счастливая жизнь!
Историческое поколение
Эдуард Соломонович Дубман:
– Я готов согласиться, что нас не забывают. Это очень приятно, потому что часто предприятия, открывая новую страницу истории, забывают про то, что было ранее. Забывают время, подвиги, людей. Сегодня предприятие производит абсолютно иную продукцию, нежели раньше, в абсолютно других условиях, но вот про историю свою и про людей, которые сделали эту историю, здесь помнят. Все меняется. Я помню, как появились первые станки с программным управлением, мы на них смотрели, как на чудо света. А как мы получали первые вычислительные машины! Их разгружали полдня, а потом устанавливали в огромном помещении! А сегодня! Сегодня самый современный компьютер может уместиться на ладони! Я сам пришел в 1959 году наладчиком, потом долго был механиком цеха, конструктором, главным механиком завода. Сегодня я на пенсии и возглавляю совет ветеранов. Все меняется, но люди остаются. Остается тепло и доброта!
Любовь Константиновна Данилкина:
– Я тоже здесь с 16 лет. Начинала сажать цветы, так как совсем молодая была и мне больше ничего доверить не могли. Я была детдомовская, поэтому завод стал для меня всем. Тут я получила квартиру – сама работала на стройке. Работала в отделе снабжения, диспетчером. Пока все свои цеха не обойду, домой обычно не уходила. Так и проработала до 1996 года. И сегодня завод с нами. Я это чувствую! Мы – то поколение, которое соединило несколько этапов жизни предприятия. Мы, по сути, дети, ученики тех, кто начинал тут во время войны. И мы же передали свой опыт тем, кто работает здесь сейчас. И пусть у нашего предприятия все будет хорошо. 75-летний юбилей – это весьма весомый повод для гордости!
Зинаида Петровна Муханова:
– У меня тут не работали родители, но я чувствовала, что здесь будто моя семья. Я работала на предприятии с 1972 года, пришла переводом с приборостроительного завода и никогда не пожалела об этом. Я занималась отгрузкой продукции. Мы часто грузили вагоны в ночь. Предприятие было секретным, нужно было действовать согласно специальным инструкциям. Затем в АХО работала мастером. Мы заботились о заводе, сажали цветы, деревья, приводили в порядок железнодорожную станцию, которая тут рядом. Очень нравилось отвечать за то, где ты работаешь! На пенсию я уходила плача. Хорошо, что сегодня у нас есть возможность встречаться ветеранами. Новое руководство завода не забывает нас и всегда поздравляет с праздниками!
Советские миллионы
В послевоенные годы, когда на заводе еще работали мамы и папы сегодняшних ветеранов, на производство начало поступать немецкое и американское оборудование. Это было хорошим подспорьем в работе. Современные западные станки были для России диковинкой. Но в первое время предприятию было трудно нащупать новое направление своей работы. Великая Отечественная окончилась. Перед страной стояли другие задачи. Было брошено много сил на восстановление промышленности, сельского хозяйства. Предприятие начало выпускать аграрную технику, но быстро стало очевидным, что завод работает не по профилю и, следовательно, не столь эффективно.
С 1952 года предприятие приступило к освоению и выпуску средств наземного обслуживания авиационной техники. Это стало ключевым направлением работы завода и является одним из основных направлений деятельности до сих пор. Тематика была знакома и понятна. Производство пошло в гору! Аэродромное оборудование – то, без чего не взлетит, не сядет ни один самолет, ни один вертолет. И поскольку куйбышевские предприятия работали на авиационную сферу, продукция «Старта» изготавливалась специально под них. Впрочем, уникальное предприятие обслуживало своей продукцией всех отечественных производителей авиатехники. И делает это до сих пор!
Одно из изделий, которое всегда необходимо во всех аэропортах страны, – самоходная площадка обслуживания. Она предназначена для обслуживания самолетов, а именно – для проведения технических осмотров, регламентных работ и зачехления высоко расположенных частей воздушного судна. Важнейшая система для подготовки ко взлету, которую завод начал производить в советское время, – деайсер. Установка для обработки корпуса перед взлетом специальной жидкостью. Аэродромные тормозные установки – также начали выпускать тут. Особо важным применение этой разработки становится на горных аэродромах, где коротка посадочная полоса. Диспетчер получает данные о посадочной массе борта, его скорости, исходя из этих данных, рассчитывается угол и натяжение специальной сетки, которая буквально ловит самолет. Всегда на заводе производились авиационные домкраты для различных моделей техники, разгонные блоки, гидроподъемники, транспортировочные агрегатные узлы (так называемые «водилы»), позволяющие буксировать судна.
Важный момент истории: в 1985 году на Аллее трудовой славы в Самаре был построен монумент, посвященный заводу. А в Житомире на гранитном постаменте установлен памятник универсальной подвижной гидроустановке УПГ-250, серийно изготавливаемой заводом с 1957 по 1987 год. Продукция была востребована. «Старт» обеспечивал военную и гражданскую авиацию СССР всем, что было необходимо для подготовки техники ко взлету и ее обслуживания после посадки. В тот период предприятие зарабатывало по 75 миллионов советских рублей в год. Это были существенные суммы! Забегая вперед, хочется сказать, что сегодня завод является одним из крупнейших налогоплательщиков региона.
Не сломаться
К своему современному названию предприятие пришло не сразу. В январе 1967 года оно переименовано в Куйбышевский завод аэродромного оборудования (предприятие п/я В-2534) 7-го Главного управления Министерства авиационной промышленности СССР. 2 декабря 1992 года завод реорганизован в акционерное общество «Старт».
Годы шли, менялось не только название. Менялась экономическая ситуация. Союза не стало. Оборонной промышленности тоже. Шесть тысяч человек, которые работали на заводе, оказались не у дел. Руководство предприятия во все времена в первую очередь заботилось о людях. Поэтому в условиях кризиса были предприняты максимальные меры для того, чтобы сотрудники не остались в неприятном положении. Где было можно – по всем законам оформлялись пенсии, в других случаях – выплачивались пособия в связи с сокращением. Все было сделано в рамках Трудового кодекса и, самое важное, с уважением и благодарностью к тем, кто отдал предприятию годы работы. Было сложно расставаться с людьми, но перестройка диктовала свои условия.
Долго пытаясь держаться на плаву, завод был вынужден пройти процедуру банкротства. Но даже несмотря на это, он смог восстановиться и начать жизнь с чистого листа. Сегодня на заводе работает около 400 человек. Многие задачи уже и не требуют такого участия человеческого ресурса. Техническое перевооружение ставит к станкам выпускников вузов, готовя для них новую задачу – управлять машиной с помощью числового программного управления.
Новые старты
Сегодня завод аэродромного оборудования – важнейшее производство в системе гособоронзаказа. Большая часть его продукции реализуется через линию Министерства обороны. Предприятие обеспечивает практически весь парк отечественных самолетов гидроустановками, заправщиками жидкостей, площадками обслуживания, гидроподъемниками, гидродомкратами, буксировочными водилами и тросами и многим другим аэродромным оборудованием. Большинство выпускаемых изделий может применяться в других отраслях в серийном варианте или с доработкой в зависимости от конкретных требований заказчика. Все изделия отвечают принятым требованиям и работают с высокой степенью надежности и производительности, могут эксплуатироваться в любых климатических условиях: от плюс 50 до минус 50 градусов по Цельсию, что крайне важно и в российских условиях, и в странах, куда экспортируется наша техника.
Игорь Алексеевич Обухов, первый заместитель генерального директора ЗАО «Завод аэродромного оборудования»:
– Мы одно из немногих в России предприятий, которое занимается разработкой производства и капитальным ремонтом средств наземного обслуживания для авиации. Все поставщики оборонной авиации – наши клиенты: Ульяновский завод, Воронежский, Самарский авиационный завод. Мы работаем с такими гигантами, как корпорации «Миг», «Сухой», «Туполев». Производя традиционные устройства, мы находимся в постоянном поиске. Недавно нашими инженерами была спроектирована установка по обслуживанию гидросистемы вертолетов, которые готовят машину ко взлету. Компактная, она одна на практике заменяет три крупных агрегата прошлого поколения. Мы уверены, что эта система заинтересует многих российских производителей.
Параллельно с авиационной техникой, применяя проверенные и внедряя новые технологии, предприятие успешно реализует проекты в других отраслях производства. Создано подразделение по производству металлоконструкций. Имеющееся современное обрабатывающее и сварочное оборудование, а также высокая квалификация наших работников позволяют нам проектировать и изготавливать металлоконструкции любой сложности. Сегодня завод аэродромного оборудования, используя накопленный десятилетиями опыт освоения различных производств, внедряет производство сварных двутавровых балок из листового проката, изготавливает различные металлоконструкции, которые широко используются в строительстве и других отраслях народного хозяйства. Подразделением успешно реализованы такие проекты, как строительство современного стадиона в Новокуйбышевске, реконструкция московского метро, сооружение новой ТЭЦ в Сызрани. И главное достижение – участие завода в проектах «Ямал» и «Сила Сибири».
«Сила Сибири» – проект магистрального газопровода, которому предстоит соединить Россию и Китай. О масштабах строительства говорит тот факт, что его общая стоимость при протяженности почти 4000 км оценивается в 770 миллиардов рублей.
Александр Иванович Куликов, директор производства ЗАО «Завод аэродромного оборудования»:
– Мы участвуем в развитии экономики страны, развивая и свою собственную экономическую платформу. С 2005 года по 2010 год завод увеличил свою прибыль в пять с половиной раз! А к 2015 выручка выросла еще на четверть. Эти цифры говорят сами за себя. В октябре мы пошли на новый рекорд, заработав в месяц 28 миллионов!
Виталий Алексеевич Копылов, зам.директора по производству ЗАО «Завод аэродромного оборудования»:
– Наши успехи в первую очередь чувствуют те, кто работает на производстве. С 2002 года у нас ни разу не было задержек по зарплате. Но, безусловно, дело не только в деньгах. Не менее важно отношение. У нас для сотрудников созданы и комфортные условия работы, и отличная база для отдыха, занятий спортом. На территории завода открыт современный спортивный комплекс. Он располагает двумя залами для занятий настольным теннисом, залом фитнеса и бодибилдинга, залом психологической и эмоциональной разгрузки. Кроме того, при предприятии работает здравпункт, который не просто оказывает первую медицинскую помощь, когда это нужно. На самом деле – это мини-поликлиника при предприятии. Здесь наши работники проходят и осмотры узких специалистов, которых мы регулярно приглашаем к нам, и физиопроцедуры, которые очень важны для здоровья. Мы дорожим своими людьми!
75-летний юбилей Завода аэродромного оборудования – сюжет не просто для очерка. Это тема отдельной книги. Тут и взаимоотношения двух стран, и цена Великой Победы, и судьба тысяч людей, каждая из которых по-своему уникальна. История завода – это и взлеты, и падения, и невероятные примеры, как можно выйти победителем из самых сложных ситуаций, и большой задел на годы вперед, где еще будет много высоких стартов!
Ксения Русяева
При подготовке материала использованы фото автора и Дмитрия Ионова.