100 лет Вальдорфской педагогике. «Наших учителей не готовят в каждом педагогическом вузе»

3885
100 лет Вальдорфской педагогике. «Наших учителей не готовят в каждом педагогическом вузе»

… Здесь учат без учебников. Носителем знаний является учитель, который сам выбирает, как и чему учить детей, предпочтение отдается гуманитарным предметам, творческим занятиям, изучению истории и традиций христианского учения и мира. Сама школьная жизнь строится на основе коллегиального самоуправления… В этом году одной из самых необычных образовательных методик – Вальдорфской педагогике — исполняется 100 лет. Ее проводником в нашем городе является общеобразовательная Самарская вальдорфская школа. В 2020 году учреждение празднует 30-летие. Потребовалось время, чтобы педагогическое сообщество признало альтернативное обучение. Сегодня Самарская вальдорфская школа занимает особое место в областном образовании, а принципы вальдорфской педагогики нашли отражение в образовательных стандартах нового поколения. Даже самые рьяные критики признают: из стен школы выходят не просто дети, наполненные знаниями, учителя-вальдорфцы растят свободные, духовно богатые и гармонично развитые личности.

Становление школы

Появление вальдорфской школы в Самаре в 1991 году связано с инициативой родителей, которых на тот момент не устраивало положение дел в традиционной школе, и они имели представление о том, в каких условиях должен расти их ребенок, какие ценностные ориентиры у него должны быть сформированы за время обучения.

В девяностые годы происходили большие общественные изменения – старая школьная система требовала реформирования, остро стояли вопросы: «что делать и куда двигаться дальше?»

Елена Ивашкина, основатель, первый учитель и многие годы директор школы:

– Для меня, педагога по образованию, установка на узко интеллектуальные задачи означала некое ограничение для ребенка. Я чувствовала, что он проводит в школе половину жизни, но задействована в развитии только его маленькая часть, а нужно, чтобы складывалось «объемное» сознание, способность понимать и чувствовать разнообразие и сложность мира. И когда я соприкоснулась с идеями вальдорфской педагогики, я реально ощутила некую «благодать», полноту обращения ко всему, что есть в человеке. Идея меня вдохновила и увлекла.

Как раз в это время в Петербургском университете имени Герцена было организовано обучение по специальности «Вальдорфская педагогика». Позже, когда Самарская Вальдорфская школа уже много лет имела статус федеральной экспериментальной площадки, состоялось знакомство с опытом яснополянской школы, и мы увидели схожесть принципов. Методология Ушинского во многом близка вальдорфской педагогике. Но на этапе становления сложнейший был вопрос: как все это реализовать на практике? Потому что ты встречаешься с конкретными людьми – учителями и родителями, потому что ты должен учитывать социальные условия и требования законодательства. Как соединить эти конкретные вещи с прекрасной идеей, где найти компромисс – это довольно сложная задача.

Начинать было страшно и одновременно смешно. Первый класс формировался на моей кухне в однокомнатной квартире, где я рассказывала о вальдорфской педагогике мало-знакомым мне людям. Я – продукт традиционного образования, вчерашняя послушная девочка-отличница, над которой безоговорочно довлел диктат учителя, что, в принципе, считалось нормой. А здесь мне надо подобрать ключик к новой системе, выстроенной на свободном творчестве, на диалоге «учитель-ученик», на идее образования без страха перед авторитетом учителя.

Конечно, приступая ко всему новому и неизведанному, человек осознает собственное несовершенство, но моим главным мотивом оказалось непреодолимое желание вырастить своих детей свободными и сильными людьми. Я забрала сына из школы с намерением учить его дома самостоятельно, к моему ребенку для обучения присоединился его товарищ. А потом – началось волшебное действие. Стали звонить люди и говорить, что хотят, чтобы я приняла их детей. Я отнекивалась – они настаивали. Таким образом, к

1 сентября набрался целый класс. В довершение пришел Игорь Александрович Чернышов из театра оперы и балета, с дочкой Яночкой, и предоставил нам для учебных занятий огромный репетиционный зал. От первого урока, акустики хорового зала и внутреннего напряжения я едва не потеряла сознание. Ведь самое большое ограничение – внутри нас, и нужны огромные усилия, чтобы перешагнуть барьеры, выйти из нестандартных рамок шаблонных представлений.

Официальное право на использование имени «Вальдорфская» школа получила в 1996 году, пройдя необходимую процедуру оценки соответствия. Как международная марка это имя зарегистрировано в Мадриде в организации Mondialedela ProprieteIntellectuell.

В течение многих лет Самарская Вальдорфская школа была федеральной экспериментальной площадкой Министерства образования РФ по реализации программы «Гуманизация содержания образования средствами вальдорфской педагогики».

В настоящее время школа является членом Интернациональной Ассоциации Вальдорфской педагогики и членом Ассоциации Вальдорфских школ России.

«Ребенку принадлежит львиная доля познания»

Один из зачинателей вальдорфского движения в России, педагог Сергей Милютин, определял основы вальдорфской педагогики следующим образом: «Умеем ли мы обращаться с миром? Конечно, мы много знаем о нем и узнаем все больше. Но умеем ли мы с вами находить свое место в жизни, складываются ли наши отношения с людьми, умеем ли мы совершать поступки и отвечать за них, способны ли мы слушать и говорить, когда нужно, умеем ли требовать и прощать? Всему этому нельзя научиться впрямую, но дети могут учиться этому исподволь, следуя за взрослыми. Если учитель способен сделать зримым то, что мир открыт и добр, что он интересен и красив, что в нем можно найти истину, то его ученики овладеют искусством жить.

В пределах обычных школьных предметов ребенок может встречаться с жизнью не только интеллектом, но и всем своим существом. Если не только знаешь, но и умеешь обходиться с человеком, событием, вещью, тогда ты безоговорочно участвуешь в жизни, а жизнь имеет свою долю в тебе. Тогда жизнь не просто проходит, но каждый шаг ее – творчество.

Такое отношение к миру ярко и вполне современно имел Гете. Его мировоззрение было настолько же практичным, насколько умным. Поэзия и домашнее хозяйство, ботаника и драма, дела герцогства и геология были равно интересны и доступны ему. Сам человек, как правило, не выражает свою жизненную позицию в законченной мыслительной форме, а являет ее своими поступками. Гете не учил других жить так, как он, но бывает, что потомки, как дети, понимают опыт старших. Именно так случилось с наследием Гете. Одним из благодарных потомков был немецкий мыслитель Рудольф Штайнер. Его общественная и культурная деятельность затрагивала сферу социальных отношений, медицину, сельское хозяйство, искусство, науку, литературу.

Наблюдение – это бодрствующее внимание. Понимание – умение ждать до тех пор, пока вещи не заговорят сами и процесс познания, а за ним и деятельность станут диалогом, беседой с миром.

Очевидно родство подобного мировоззрения с педагогикой как духовно-практической деятельностью. Именно ребенку принадлежит львиная доля познания. Удивление и почтение – вот чувства, уместные для взрослого, когда он видит ребенка, постигающего мир. Наше воспитание и обучение может быть не только результативным, но и прекрасным, интересным и приятным само по себе. Учиться – это не значит только работать. Обучение тоже может быть полноценной жизнью.

Задачу не только учить, но и жить в процессе обучения ставит себе вальдорфская педагогика, данная миру Рудольфом Штайнером и получившая первое конкретное воплощение в 1919 году в Германии. В основу обучения в вальдорфских школах, которых в мире уже больше пятисот, как раз и положен гетеанистический метод познания».

Педагогика переживания

Принцип разносторонности вальдорфского образования предполагает гармоничное сочетание в образовательном процессе факторов развития мыслительных, эмоциональных и волевых функций личности. Такой подход опирается на идею «педагогики переживания», содержательный феномен которой приводит к требованию художественного стиля в обучении и помогает ребенку обрести внутреннее отношение к изучаемому материалу.

В школу принимаются дети с различными способностями. Многообразный учебный план позволяет каждому из них получить максимум переживаний и по-участвовать в различных видах деятельности. Баланс интеллектуального содержания, художественной и практической деятельности создает почву для здорового развития человеческого потенциала.

С первого по восьмой класс в школе существует безотметочная система. Это развивает внутреннюю мотивацию детей к процессу познания. Они учатся не из страха получить двойку или амбициозного желания стать отличником, а из интереса к предмету и миру. Безусловно, ребята обязательно получают устные и письменные рецензии на свои работы.

Такой подход предоставляет ученику возможность стать свободным, инициативным человеком. Это нелегкий, но востребованный временем путь. Вне зависимости от способностей, каждому ребенку обеспечиваются определенный уровень культуры и широкие возможности поиска своей дороги в жизни. Таким образом закладывается основа для формирования личности.

Все, чему можно научиться в начальной школе, без сковывающего сидения за партой или компьютером, школа старается вынести за границы традиционного урока. Ребят из младших классов можно встретить в парке, на набережной, на прогулке внутри квартала – там они изучают основы математики, окружающий мир, географию родного города. Большое внимание эстетическому развитию младших школьников уделяет опытный учитель технологии Элла Чайникова. Малыши с удовольствием учатся воплощать свои задумки в стиле «handmade». Ведь именно физическая активность и тактильные ощущения в этом возрасте служат основанием для развития подвижного мышления в средних и старших классах.

Изучая историю в 5-8 классах, педагоги создают ситуацию «проживания» учебного материала через музыкальное сопровождение занятий, разучивание танцев, изготовление костюмов, освоение культурных традиций. Олимпийские игры пятиклассников, Рыцарский турнир для учащихся шестых классов, Театральный фестиваль восьмиклассников стали уже традиционными для российских вальдорфских школ.

Эстетическая «палитра» старшеклассников также насыщена многообразными красками, дающими яркие результаты развития способностей. Театральные и музыкальные проекты, живопись, ткачество – во всех видах искусства ребята могут пройти путь от реализации замысла до конечного продукта. Разнообразная система практик: сельскохозяйственная в 9 классе, лесная, языковая и землемерная в 10 классе, производственная в 11-м – расширяет границы мировосприятия учеников.

Каждый человек — художник

Одна из основных задач, которую ставит перед собой педагогический коллектив школы, – привитие общей культуры. В этом сегодня состоит огромная потребность нашего времени, города, страны. Еще в XX веке Йозеф Бойс провозгласил, что «каждый человек – художник», расширив понятие художественного до социального искусства, имея в виду широкое понимание художника как творца, создающего и преобразующего реальность.

Способность восприятия другого человека и окружающего мира, сопереживания, формирования собственной эстетической оценки – это социально-эмоциональный интеллект, о котором говорят сейчас в современной психологической науке. Как раз он-то и развивается в процессе общего образования, пронизанного художественной составляющей. В Самарской Вальдорфской школе работают так, чтобы искусство становилось частью образа жизни. Не чем-то, касающимся определенного урока или послеобеденного занятия с определенным учителем, а именно частью жизни – ребенка, учителя, родителя, школы.

Очень важная составляющая культурного образования в школьном возрасте – это собственная практическая деятельность.

В младших и средних классах нет исключений: все дети поют, играют на блок-флейтах, скрипках, лирах, читают стихи, работают с ритмическим движением, упражняются в рисунке и живописи, лепят из воска и глины. Эта деятельность служит полноценной составляющей образования, столь же важной, как языки, математика и другие науки. Естественно, что эти умения должны быть и у самого учителя начальных и средних классов.

С восьмого класса дети продолжают занятия искусствами и музыкой, но уже со специалистами. Каждому ученику предоставляется возможность заниматься музыкой индивидуально. Много лет о развитии музыкального отделения школы заботится замечательный музыкант и педагог Галина Овчинникова.

В старших классах наиболее востребованными становятся художественные проекты, в которых участвуют учителя, вдохновленные поэзией, музыкой, театром, съемкой фильма, работой со стеклом. Художественные руководители выдвигают основную идею, а содержание и форму определяют участники проекта. Здесь также соблюдается степень свободы – участие обязательно, но проект выбирает сам участник. Участники трех старших классов образуют свободные проектные группы вне рамок своих классов. В прошедшем году два из таких проектов вели уже выпускницы: керамику – Александра Люлякина, театр – Мария Добрякова. А участники одного из проектов под руководством Галины Овчинниковой поставили мюзикл «Величайший шоумен», премьера которого на большой сцене города состоится в ноябре!

Показ проектных работ собирает в школе большую аудиторию. Тут и происходят многочисленные открытия возможностей участников. Порой для учителей становится неожиданностью, когда слабо успевающий в науках ученик вдохновенно поет, читает стихи или проявляет свои актерские таланты.

Результат подобного вхождения в искусство – интерес к этой области проявления человеческого духа. Выходя из стен школы, выпускники естественным образом включаются в культурную жизнь города. Их часто можно встретить в картинных галереях на открытиях выставок, на концертах, на показах прогрессивного кино. Причем в роли не только зрителей, но и авторов произведений – художников, музыкантов, скульпторов.

В театральных постановках активно участвуют и родители. Например, традиционно мамы и папы учеников первого класса показывают на Рождество пьесу «Поклонение пастухов». Это особое переживание для многих зрителей, особенно тех, кто уже исполнял эту постановку. Текст пьесы знаком ученикам и учителям и стал уже школьным фольклором.

Или в прошедшем году родители показали спектакль «Место», в котором они были и режиссерами, и актерами, и декораторами.

Сергей Омелянчук, родитель учеников 3-го и 10-го классов:

– Я как родитель в этой школе тоже являюсь участником образовательного процесса – и это мне очень нравится. Школа открыта для родителей, здесь мы не только участвуем в воспитании наших детей, но и сами развиваемся как личности. Но эта свобода и открытость требуют от родителей ответственности в поддержке этой школы. Наши родители – это садовники, а не сборщики плодов, они совместно с учителями растят наших детей.

Развитие межпредметных связей

Системно-деятельностный подход, на котором строится новый образовательный стандарт, имеет многолетний положительный опыт реализации в вальдорфской школе.

Развитие межпредметных связей в образовательном процессе, ориентация на качественные развернутые результаты достижений учеников вместо балльной системы оценок, гармонизация учебных нагрузок через развитие внеурочной деятельности, социализация – все эти приоритетные задачи новых ФГОС каждодневно в течение долгих 29 лет успешно реализуются в Самарской Вальдорфской школе.

Созвучна с требованиями ФГОС и педагогическая практика, ориентированная на становление личностных характеристик ученика. Исследования психологов, проводимые в школе в разные годы, подтверждают успешное развитие социально-эмоционального интеллекта и морального сознания учащихся.

Инна Асеева, психолог, кандидат психологических наук:

– Про вальдорфских детей часто говорят: «Они – другие». В наших исследованиях важно понять, что стоит за этой эмоциональной оценкой, в чем же они другие? Начиная со второго класса, мы проводим ежегодный мониторинг психического развития учеников, исходя из базовых характеристик, таких, как внимание, память, мышление, социальные компоненты, компоненты волевой саморегуляции.

Один из показателей начальных классов – навыки чтения. Оказалось, что в обще-образовательной школе, где проводился такой же мониторинг, навыки чтения у второклассников чуть лучше, чем у вальдорфских детей. Но когда мы попросили объяснить значение слов, то выяснилось, что ученики вальдорфской школы отличаются гораздо большей свободой вербального выражения, что является, по сути, свободой мышления. Когда вербальный интеллект значительно (и статистически подтверждено) развит у всех 25 детей в классе, это не что иное, как влияние обучающей среды.

Проводя исследования в старшей школьной ступени, мы вывели ключевые параметры переживания молодыми людьми экзистенциальной исполненности жизни – это свобода и ответственность. Именно эти качества дают человеку в современном мире ощущение полноценности. Определяют здравое отношение к жизни.

На сегодня школа выпустила уже 230 учеников. Бывшие ученики успешно продолжают обучение в технических и гуманитарных вузах, а их дальнейший образовательный маршрут простирается от самарских до лондонских колледжей, от Самарского университета до Кембриджа. Встретить «вальдорфцев» можно среди психологов, инженеров, телеведущих, скульпторов, переводчиков с японского, режиссеров, актеров, архитекторов, православных священников и пограничников.

Также выпускники приходят работать в школу учителями иностранного языка, живописи, классными учителями.

Быть учителем непросто во всех учебных заведениях, а в Вальдорфской школе к общим трудностям добавляются некоторые своеобразные аспекты.

Андрей Юртайкин, учитель истории и географии:

– Если ты работаешь без оценок, то приходится искать множество других способов пробудить активность, любознательность, желание учиться новому. Поэтому все каникулы уходят на участие в семинарах, на обучение и повышение квалификации.

В школе работает много мужчин, и в этом тоже большое преимущество школы.

Преемственность поколений

В школе сохраняется преемственность поколений, рядом с опытными кадрами успешно работают молодые. Им есть у кого учиться, например, у супругов Щерабатенко, которые в прямом смысле посвятили себя школе. Само собой, что их дети окончили вальдорфскую школу. Учителями в этой школе становятся люди, зачастую пришедшие сюда из других профессий. Многие из них сначала были родителями. Что привлекло их в столь трудную профессию? Возможность жить полноценной, творческой жизнью, самим строить настоящее, будущее своих детей.

Дмитрий Щербатенко, классный учитель 6-го класса:

– Учительская профессия, по сути, мужская. Если мы вспомним историю, то в дореволюционной России образование было преференцией сильного пола. В вальдорфской школе есть больше возможностей для самореализации, здесь нет давления, нет препятствий, мешающих профессиональному росту. Развитие – это всегда новизна, отказ от старого, разрыв шаблона. В педагогике надо чувствовать биение жизни, учитель не может вести урок «от сих до сих», он должен обладать широтой мышления, видеть потенциал ребенка, особенности его развития.

Оля Ахмерова, выпускница Самарской Вальдорфской школы:

– Учиться в Вальдорфской школе не просто хорошо – очень хорошо! Я недавно была на одном из семинаров, и у меня осталось такое большое впечатление от пережитого на нем! Оказывается, я столько всего могу, умею, не поверите! Это, конечно, давно для меня не новость, но как только у меня получилось на практике, я поняла, насколько велика ценность моего жизненного багажа! Я знаю, как общаться с людьми, как вести группы. Я эрудированна так, что могу оказывать поддержку женщине, которая ведет семинар, могу рисовать, вязать, шить, готовить, печь, жонглировать. Да, практически все на свете могу (просто некоторые навыки прежде не пробовала)! И все свои навыки я получила у себя в школе. Получила их, потому что использовала все возможности, которые школа предоставляла. Мой посыл такой: «Спасибо Вальдорфской школе» и «Используйте свои возможности, люди! Не закрывайте мир от себя!»

Педагогический коллектив приложил огромные усилия, чтобы создать действующую систему самоуправления, основанную на принципах коллегиальности.

Еженедельно, по четвергам, во всех вальдорфских школах мира педагоги собираются на учительскую конференцию, где обсуждаются происходящие в школе события, где каждый делится своими впечатлениями, наблюдениями, где обсуждаются школьные проблемы, где высказывается любой учитель. А несколько раз в году темой конференции становится отдельный класс или конкретный ребенок, его школьные проблемы, темперамент, характер. И учителя задаются вопросом: как помочь, как следует с ним работать на уроках, чтобы он эффективнее развивался? Ведь нет ничего важнее для учителя, чем жизнь и будущее каждого его ученика.

Школа растет и развивается, переходя от количества к качеству и наоборот – за счет новых направлений деятельности и растущей потребности в обучении. Существующие школьные площади не позволяют реализовать многие новаторские идеи – просто не хватает места.

Ольга Брысякина, директор Самарской Вальдорфской школы:

– Рядом со школой пустует бесхозная территория. Пытаемся при помощи городских властей получить ее, облагородить и использовать для развития школы.

Есть в школе и собственный проект пристроев к основному зданию, разработанный итальянским архитектором Луиджи Фьюмарой. Проект выполнен в стиле органической архитектуры, совмещающем ориентацию на учебную деятельность и на гармонизацию окружающего пространства. Новый архитектурный вид школьного здания станет украшением Самары.

В Вальдорфской педагогике есть многое из того, что присуще другим гуманным педагогическим системам. Детство и юность в ней – не подготовка к будущей взрослой жизни, они самоценные этапы жизни, именно от них зависит душевное и физическое здоровье личности.


Ева СКАТИНА
При подготовке материала использованы фото из архива Самарской Вальдорфской школы.

Оцените статья

0
Нет комментариев. Ваш будет первым!