Детская школа искусств №8. На струнах души…

4069
Детская школа искусств №8. На струнах души…

Здесь дали в руки кисти нам и лиры,
Открыли тайны радуги и нот;
Здесь дружное созвездье муз счастливых
В чудесную страну Искусств ведет!

(из Гимна ДШИ №8)

Это был один из обычных рабочих будничных дней, похожий на череду точно таких же дней журналиста. Мы приехали на съемки в Детскую школу искусств №8 ближе к вечеру. Расположились в актовом зале. Оператор настроил аппаратуру. На сцене выстроились немного напряженные перед объективом камеры учащиеся – участники образцового художественного коллектива – детского эстрадно-джазового ансамбля «ДЖАЗ-ТАЙМ».

– Я на одну минутку отлучусь, – сказал их преподаватель и скрылся за дверью.

И вдруг началось что-то необыкновенное. В тишине зазвучал саксофон, его мягко подхватили клавишные, нежные звуки гитары рассказали свою историю под равномерный ритм ударных. Ребята играли самозабвенно, не обращая внимания ни на кого и ни на что, полностью растворившись в звуках музыки.

Я закрыла глаза, погружаясь в сладкую негу. Ребята на сцене творили настоящее искусство импровизации. Спустя какое-то время я поймала себя на мысли, что уже забыла, зачем мы сюда приехали, и лишь хотела, чтобы эти чудесные звуки никогда не смолкали. А еще, чтобы моя дочь училась в этой школе.

В течение следующих нескольких часов мы перемещались из кабинета в кабинет: заглянули к художникам, музыкантам, театралам. И везде, куда бы мы ни приходили, нас встречали удивительно одухотворенные, наполненные смыслом глаза преподавателей и учеников.

Много ли в нашей повседневной жизни есть моментов, когда мы можем остановиться в бесконечной гонке и послушать себя? Что говорит нам наше сердце, о чем просит душа? Часто ли мы спрашиваем себя: в чем наше предна-значение, что мы несем в этот мир?

Я очень часто смотрю в глаза людям и очень редко вижу в них огонек и желание жить, творить, стремление наполнить свои дни смыслом.

Глядя на этих бесконечно одаренных детей, наблюдая за преподавателями, их жестами, взглядами, слушая их речь, я поняла, что вот сейчас, в этот самый момент, они живут, они дышат любовью к своему делу. И именно они несут свет в наш мир.

«Издалека долго…»

Посёлок Управленческий расположен в одном из красивейших уголков России и Среднего Поволжья – на вершинах Сокольих гор в Красноглинском районе.

Инициатором открытия Детской музыкальной школы №8 был Николай Дмитриевич Кузнецов, выдающийся ученый, академик, генеральный конструктор авиационных и ракетных двигателей. Он отдавал много сил и энергии развитию инфраструктуры поселка Управленческий для комфортного проживания своих сотрудников и членов их семей, для гармоничного духовно-нравственного развития будущих поколений земляков, – и в 1959 году в поселке открылась Детская музыкальная школа №8.

За прошедшие 60 лет стены школы повидали немало талантливых ребят, здесь звучала прекрасная музыка, рождались интересные, творческие проекты.

В 1972 году школа обрела новое здание на улице Сергея Лазо. Под крышей нового, уютного дома собрались творческие детские коллективы: хоры, оркестр, ансамбли, а педагогический коллектив пополнился преподавателями классов гитары, домры, аккордеона.

Уже тогда учащиеся школы с завидным постоянством получали высокие награды, на творческие встречи с известными музыкантами страны и региона собирались полные залы слушателей. А какие незабываемые музыкально-театральные постановки придумывали для учащихся школы преподаватели-музыканты!

Значимыми для школы и жителей

п. Управленческий стали даты открытия в школе художественного (2000 год) и театрального (2006 год) отделений. Это произошло благодаря инициативе директора Евгения Александровича Сапрыкина. Именно тогда школа получила гордое название «Детская школа искусств»! Это придало огромное «ускорение» движению школы вперед, притоку контингента творческой молодежи и качественному обновлению содержания образовательных программ.

Педагогическая самоотдача, личное творчество и умение увлечь учащихся любимым делом – эти качества сопровождали преподавательскую деятельность И.А. Быковой, О.А. Морозовой, М.С. Войтенко, Е.Е. Долгополовой, Е.И. Хаит, А.В. Маскалюк, Е.В. Литвиновой, членов Союза художников России Н.А. Шепелева, С.С. Сюткина.

Впоследствии в школе открылись классы духовых инструментов, а также классы академического и эстрадного вокала (2007 г.), многие из выпускников которого стали профессиональными музыкантами. А такие, как Инна Рахман и Диана Рахман, удостоены чести представлять Самарскую губернию в составе группы «D'Black Blues Orchestra» (руководитель В.Е. Аветисян) на концертных площадках международного уровня.

В 2009 году был создан замечательный детский эстрадно-джазовый коллектив «Джаз-Тайм», которому в 2017 году было присвоено звание «Образцовый художественный коллектив» (руководитель Сергей Евгеньевич Бутов).

В ДШИ №8 реализуются масштабные творческие проекты городского и регионального значений: «Волжский палисад дружбы», «Пора нам в оперу, друзья!», «Театр: пространство творчества», «А у нас олимпиада!», инициаторами которых являются Татьяна Валентиновна Ларина, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, и Татьяна Владимировна Солдаткина, заместитель директора по научно-методической деятельности, она активно способствует развитию конкурсной деятельности обучающихся и преподавателей школы. Благодаря Т.В. Солдаткиной конкурсная деятельность учащихся и преподавателей в учреждении за последние два года стала более широкой, результативной и качественной.

В сентябре 2017 года Детская школа искусств №8 была удостоена чести представлять достижения самарской школы художественного образования в период стажировки представителя муниципалитета города Тхонъен (Южная Корея) с целью обмена опытом. Для гостя провели мастер-классы по лепке, живописи, театральные тренинги, представили концертную программу с участием творческих коллективов и солистов разных специальностей.

У руля большого корабля

Конечно, яркие победы школы, в большей степени, – это заслуги директоров школы. Именно они с самого ее основания делали все возможное для роста и развития школы, сплочения творческого коллектива единомышленников.

Это Борис Николаевич Пиксанов, первый директор школы, Валентина Николаевна Обмоина, Ирина Александровна Алимкина, которая «находилась у руля» с 1974 по 1994 годы, Евгений Александрович Сапрыкин, руководивший школой с 1994 по 2011 годы. Их вклад в успешное развитие ДШИ №8 неоценим, и сегодня здесь о них вспоминают с благодарностью и уважением.

С конца 2011 года школу возглавляет Ольга Юрьевна Адайкина. В 1999 году она окончила музыкальное училище им. Д.Г. Шаталова по классу аккордеона и была приглашена преподавателем в школу. Совмещая учебу в Самарской государственной академии культуры и искусств с педагогической деятельностью в школе, в 2004 году успешно завершила обучение, получив квалификацию «Художественный руководитель оркестра русских народных инструментов». В сотрудничестве с преподавателем по классу домры Е.К. Бочковой Ольга Юрьевна на основе специально разработанной программы «Русские ложки» открыла новое направление в деятельности школы – ансамбль фольклорных инструментов учащихся. Навыки руководителя ансамбля впоследствии помогли развить организаторские способности на посту директора школы.

Гордость школы

Победы учеников на конкурсах, олимпиадах от регионального до международного уровней дают школе очередной повод гордиться своими учащимися: Игорь Макаров (лауреат именной премии Губернатора Самарской области для одаренных детей и подростков, 2018), Егор Григорьев, Вера Кутейникова (саксофон, преподаватель Е.А. Сапрыкин); Давид Мелконян (стипендиат Главы городского округа Самара одарённым детям, 2019 г., фортепиано, преподаватель И.В. Стеклова); Дарья Семякина (академическое сольное пение, преподаватель Н.А. Баженова); Ксения Юзефпольская, Ян Юзефпольский, Арина Шадрина, Полина Горбачева – победители региональных и всероссийских олимпиад по сольфеджио и музыкальной литературе (преподаватели Т.В. Ларина, Т.В. Солдаткина); Арина Шадрина (эстрадно-джазовый вокал, преподаватель С.Е. Бутов); Виктория Кирюшкина, Ирина Иванова, Екатерина Демкина, Наталья Ламзина, Алена Заярная (художественное отделение, преподаватели Ю.Г. Долгополова, С.С. Сюткина); Матвей Самохвалов, Татьяна Фролова, Анастасия Устьянцева (театральное отделение, преподаватели Е.В. Литвинова, А.В. Маскалюк).

Преданность любимому делу, самоотверженность в достижении цели, высокий профессионализм преподавателей – залог успеха в развитии природной одаренности учащихся.

В настоящее время обучение в школе осуществляется по двум видам образовательных программ: предпрофессиональные и общеразвивающие.

«Дети все разные, – говорит Татьяна Валентиновна Ларина, преподаватель сольфеджио и музыкальной литературы. – Многие из них хотят быстрого, легкого успеха. Они не осознают: добиться качественного результата в любом деле, в данном случае, в любом виде художественного творчества, можно только упорным трудом. Для тех, кто имеет высокий уровень мотивации к выбору творческой профессии в дальнейшем, выбирает обучение по предпрофессиональным программам, преподаватели выстраивают индивидуальную траекторию обучения».

О репутации учебного учреждения как комфортной образовательной среды, где детям интересно учиться, говорит тот факт, что на протяжении всех лет существования школы наблюдается приток детей нескольких поколений из одной семьи: сестры Гордеевы, семьи Ицковичей, Красногоровых-Зорькиных-Рахман, Суксиных, Колиниченко-Гоцуляк, Чжин, Ступкиных, Шепелевых, Назаровых-Паримбековых, Гоголевых, Шадриных, Давыдовых.

В семье Дарьи Давыдовой все братья и сестры занимались и занимаются в настоящее время в школе искусств, а сама она с

7 лет пришла учиться по классу фортепиано. «Музыка успокаивает, – говорит Даша. – Когда у меня будут свои дети, хотела бы, чтобы они занимались музыкой».

Ольга Юрьевна Адайкина утверждает: «Дети, прошедшие через систему художественного образования, – другие: они с младшего школьного возраста умеют организовать свое рабочее время и режим. Это им очень помогает в жизни, как показывает практика».

Школа гордится своими выпускниками разных лет, среди которых художественный руководитель и дирижер Русского оркестра «Серебряные струны», автор-разработчик учебных программ для музыкальных училищ А.Н. Афанасьев, солистка оперного театра г. Страсбурга Елена Стенькина, солистка Мариинского театра и Камерной филармонии г. Санкт-Петербурга, заслуженная артистка России, лауреат международных конкурсов, обладатель Гран-При в г. Тулуза Валерия Стенькина, кандидат искусствоведения, доцент СГСПУ М.В. Мжельская, солистка симфонического оркестра Катара Мария Медведева, преподаватель по классу академического вокала Шанхайского университета Ирина Гордеева, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин московской Детской музыкально-хоровой школы «Весна» Светлана Шулаева и многие-многие другие!

В разные годы в школе работали ее выпускники: Т.Г. Лазоренко, Т.В. Гейхман, Г.А. Татульян., М.М. Панфилова, А.В. Ионкин, М.Н. Шаркова, М.А. Ялдина. И в настоящее время продолжают работать: А.В. Авдеева, О.Л. Баженова, С.Е. Бутов, В.Д. Ваньков, Т.В. Ларина, А.И. Логинова, Н.Н. Москвитина, Т.В. Солдаткина, С.С. Сюткина, Е.М. Шадрина. Настоящим ветераном ДШИ №8 и подвижником самарской баянной традиции является Виктор Александрович Давыдов, отдавший делу преподавания в школе более 50 лет!

За долгие годы в ДШИ №8 сложились целые династии. Сюткина Любовь Ивановна, председатель профсоюзного комитета школы, заместитель директора по административно-хозяйственной и организационной работе, работает преподавателем фортепиано, ее дочь Светлана окончила школу по классу фортепиано, получила высшее образование по специальности «Изобразительное искусство» и теперь преподает в школе, и уже ее дочь получает вторую специальность в школе. Она освоила скрипку и сейчас занимается по классу саксофона.

Нина Анатольевна Баженова, преподаватель хора и академического вокала, после окончания Института культуры пришла работать в ДШИ №8. Ее дочь, Оксана Леонидовна Баженова, преподает хор. И сейчас уже две внучки Нины Анатольевны учатся по специальностям «Хоровое пение» и «Духовые инструменты».

Татьяна Валентиновна Ларина отмечает: «После окончания Тольяттинского музыкального училища и Уфимского государственного института искусств я пришла работать в Детскую школу искусств №8 и уже никуда из нее не уходила. Здесь

родные стены и замечательный коллектив, особенная атмосфера единения людей. Мы стараемся быть плечом к плечу со своими коллегами всегда. Сплоченный коллектив может решать самые сложные задачи».

«Здесь на крыльях успеха мы дружно растём…»

И сегодня Детская школа искусств №8 верна своим традициям и любви к искусству.

«Созвездье муз счастливых» – концертная и конкурсно-выставочная деятельность 13 коллективов: оркестр русских народных инструментов (рук. В.А. Давыдов, А.А. Лебедева), сводный хор (рук. О.Л. Баженова, Е.М. Шадрина), вокальный ансамбль «Мелодия» (рук. О.Л. Баженова), ансамбли аккордеонистов (рук. О.Ю. Адайкина), домристов (рук. Е.К. Бочкова, Г.Г. Хусаинова), гитаристов (рук. Ю.А. Савкин), балалаечников (рук. Ф.В. Дюков, А.Л. Филиппов), фортепианный ансамбль (рук. И.В. Стеклова), ансамбль фольклорных инструментов «Соколики» (рук. О.Ю. Адайкина), ансамбль фольклорного пения «Задоринки» (рук. Е.Е. Леонова), детский театр «Вертикаль» (рук. А.В. Маскалюк, Е.В. Литвинова), педагогический ансамбль русских народных инструментов «Лад» (рук. Д.Ю. Власенко). В настоящее время учащиеся школы обучаются по 19 специализациям.

Сегодня Детская школа искусств №8 активно сотрудничает с Самарским институтом культуры, Самарским музыкальным училищем им. Д.Г. Шаталова, Тольяттинским музыкальным колледжем им. Р.К. Щедрина, с детскими музыкальными и художественными школами, школами искусств города Самары и Самарской области, общественными организациями ветеранов и инвалидов.

60-летняя история Детской школы искусств №8 – это только начало большого, увлекательного путешествия, и стоит лишь один раз попасть в ее стены, чтобы стало очевидным, что впереди ее ждет еще много побед!

Мы закончили съемки поздним вечером. Уставшие, но эмоционально наполненные, мы покидали Детскую школу искусств №8. На улице нас встретил густой, пушистый и, наверное, последний весенний снегопад. Хотелось улыбаться и играть в снежки, как в детстве, когда сугробы были больше, мечты смелее, а сердце свободнее. Мы сели в машину и в компании вальсирующих снежинок молча поехали домой. Не было желания ни слушать радио, ни разговаривать, потому что в душе все еще звучала музыка. Музыка, которая неизменно звучит в душе каждого, стоит лишь прислушаться к себе.


Материал подготовила Галина МИХАЙЛОВА
При подготовке материала использованы фото Алексея Беллера и из архива ДШИ №8.

Оцените статья

0
Нет комментариев. Ваш будет первым!