ДМХШ №4 г.о. Самара. По ступеням мастерства к вершинам творчества

2369
ДМХШ №4 г.о. Самара. По ступеням мастерства к вершинам творчества

Современная жизнь, наполненная многочисленными событиями, встречами, рабочими переговорами заставляет нас подстраиваться под этот динамичный ритм жизни. Мы все спешим, торопимся в поисках лучшей профессии, интересного хобби и перспективного места работы. Для многих кажется неприемлемым засиживаться долго на одном месте, подтверждая эту точку зрения, некоторые психологи советуют менять работу каждые пять-семь лет, дабы избежать чувства антипатии и стресса. Но есть те, кого мысль о смене профессии не посещала ни через пять, ни через десять, ни даже через двадцать лет работы на одном и том же месте. Красивое словосочетание «верность профессии» хорошо характеризует весь коллектив Детской музыкально-хоровой школы №4 города Самары. В 2015 году эти педагоги отмечают 35-летие школы, которую создавали буквально по крупицам, год от года делая ее все более привлекательной!

Это учреждение дополнительного образования находится в поселке Управленческий Красноглинского района. Вот уже четвертый десяток педагоги воспитывают будущих певцов, пианистов, скрипачей, гитаристов. И, получив образование в этой музыкальной школе, многие ребята продолжают учиться музыке, поступая в музучилища, институты культуры, консерватории… Своими талантливыми учениками, их успехами и победами на конкурсах разного уровня школа давно прославилась на всю Самару! Но ничего бы этого не было, если бы в сентябре 1980 года директор школы № 127 Лев Николаевич Небритов на базе музыкальных кружков не открыл музыкально-хоровую студию. Через семь лет ее возглавила прогрессивный, современный директор Ольга Борисовна Ляховская. Эта уникальная женщина, будучи достаточно молодым директором, сразу стала очень мудрым руководителем. По сей день Ольга Борисовна возглавляет эту школу, а весь педагогический коллектив, который был подобран около тридцати лет назад, все также работает с ней в крепком, дружном, творческом тандеме!

Ольга ЛЯХОВСКАЯ, директор Детской музыкально-хоровой школы №4 г.о. Самара:

– В этой школе я работаю директором с 1987 года. Тогда здесь училось 75 человек. С тех пор многое изменилось… С 2003 года мы называемся Детской музыкально-хоровой школой №4 города Самара. И сегодня мы обучаем уже 349 человек! Своей первейшей задачей я считаю сохранение классической музыкальной школы.

Гордимся мы, конечно, своими выпускниками! Наши учащиеся, которые уже закончили школу, впоследствии приводят к нам учиться своих детей. Это особенно трогательно для нас, ведь нам доверяют самое дорогое, что есть в их жизни!

Безусловно, главная гордость педагогов школы – это ее выпускники, для которых музыка стала не только увлечением, но и профессией. Это особая когорта звездных ребят, которым коллектив школы подарил настоящую путевку в жизнь!

Сегодня подготовка ребят в школе осуществляется по четырем направлениям: музыкально-инструментальное (по классам фортепиано, баяна и аккордеона, скрипки, гитары), вокальному (эстрадному и академическому), общеэстетическому и театральному. Сохраняя традиции классической музыкальной школы, педагоги не забывают применять самые современные, инновационные подходы к образованию и разрабатывать авторские программы по разным предметам. Но самое главное для этого профессионального коллектива – научить детей любить музыку!

Софья НИКИТИНА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе:

– Школа развивается! Наши ученики ежегодно завоевывают огромное количество дипломов абсолютно по всем направлениям. Если говорить о наших нововведениях, то стоит сказать, что мы стали инициаторами хорового фестиваля «Хрустальный звон», который пользуется огромной популярностью в Красноглинском районе. А главное, абсолютное большинство наших педагогов владеют инструментом, а в наше время это большая редкость.

Сегодня 90% учеников музыкально-хоровой школы №4 принимают участие в конкурсах, фестивалях разного уровня. Это и международные, и региональные, и городские мероприятия. С каждым годом количество талантливых учеников, которые становятся гордостью для педагогов, увеличивается в разы. И так было всегда: педагоги школы никогда не останавливались на достигнутом, а всегда старались приумножать состоявшиеся успехи.

Ольга КАЛИНА, педагог дополнительного образования, хормейстер и педагог по вокалу:

– В 2000 году я решила, что нужно создавать хор мальчиков, и тогда он стал одним из первых в Самаре! Он прекрасно влился в два других наших хора, и мы начали выступать в составе сводного городского хора, которым руководил Заслуженный работник культуры РСФСР Владимир Михайлович Ощепков. Позже мы решили, что нужно создать хор первоклассников, поэтому теперь у нас действует четыре хоровых коллектива, вокальные ансамбли. В целом, работа кипит!

Ряды хористов не так давно дополнили кадеты, с первых дней они прекрасно влились в новый коллектив, и теперь уже кажется: так было всегда!

Однажды Георгий Струве сказал: «Хор – это прообраз идеального общества, основанного на едином устремлении и слаженном дыхании, общества, в котором важно услышать другого, прислушаться друг к другу, где не подавляется индивидуальность!»

Ольга КАЛИНА, педагог дополнительного образования, хормейстер и педагог по вокалу:

– Я очень горжусь своим делом, своими детьми. Конечно, наши ученики постоянно меняются. И каждый раз, когда выпускается один класс, думаешь: «Ушли самые лучшие!» А потом начинаешь работать с новым коллективом и понимаешь, что они тоже замечательные! Я постоянно над собой работаю, с детьми мы слушаем другие коллективы, обсуждаем их, анализируем, чтобы не останавливаться на достигнутом и постоянно двигаться вперед. Действительно, наша работа похожа на маленькое, но идеальное государство!

Каждый репертуар исполнителей этой школы продуман до мельчайших деталей. Особенно трепетно здесь относятся к военной тематике.

Ольга КАЛИНА, педагог дополнительного образования, хормейстер и педагог по вокалу:

– Каждый год мы обязательно выступаем на городских конкурсах. Мой самый любимый их них – «Праздник Белых журавлей», где мы исполняем военные песни.

И в нынешнем году, 27 ноября, мы также принимали участие в этом конкурсе. В целом, военная тематика занимает очень большое место в нашем репертуаре, мы очень много разговариваем с ребятами на тему войны, и мне даже иногда кажется, что я преподаю у них историю. Через музыку, пение мы многое рассказываем всем, кто нас слушает, и стараемся передать те эмоции, которые закладывал композитор в данное произведение.

Основной костяк педагогов школы работает в этих стенах около тридцати лет. И сегодня, думая о своих воспитанниках, они переживают лишь об одном: что не могут взять учиться в школу всех желающих и вынуждены устраивать вступительные конкурсы. А ученики, в свою очередь, радуют их своими талантами и новыми победами каждый год.

Лия БАКИРОВА, педагог дополнительного образования, преподаватель по классу скрипки и теоретических дисциплин:

– Я уверена, что дети сильно меняются в лучшую сторону благодаря нашим занятиям. Если в средних классах они часто не понимают, зачем они ходят в музыкальную школу, то, вырастая, они приходят со словами благодарности и говорят, что все полученные знания им пригодились и в дальнейшей учебе, и в целом в жизни. Когда это понимаешь, хочется вкладывать еще больше сил в тех, кого учишь, несмотря на то, что иногда встречаешь некое сопротивление от ребят, но это нормально для любого возраста…

Отчетный годовой концерт, который проходит в этих стенах каждый год, – очень важное мероприятие для педагогов и директора, учеников и их родителей. Здесь ребята делятся всем, что успели изучить за прожитый год. Самые высокие ноты, самые красивые костюмы, самые сложные песни – это все отчетное выступление. Здесь и слезы счастья родителей за своих детей, и радостные улыбки воспитанников за свои собственные успехи!

Дмитрий РЕЗВАНОВ, папа ученика:

– Можно сказать словами поэта: «Что такое Счастье? Соучастье в добрых человеческих делах!» Приятно видеть, как сын взрослеет, и принимать самое непосредственное участие в этом процессе. А когда видишь, как твой ребенок умеет делать то, чего не умеешь сам, например, играть на гитаре, это особенно ценно!

Анастасия ЕРЕМИНА, ученица школы:

– Совсем недавно у нас в школе проходил отчетный концерт, это уже стало нашей традицией. Конечно, на других сценах мы все испытываем волнения больше, чем на своей, родной. А во время выступления на отчетном концерте я всегда чувствую мурашки по коже от тех эмоций, которые я испытываю. Наверное, когда волнуешься меньше – более искренне можешь выступить!

В школе не работает ни один преподаватель, который бы не привел в эти стены учиться своих детей, а теперь здесь учатся уже и внуки педагогов! Здесь учатся целыми поколениями, настоящими династиями – разве не в этом заключается залог успешного учебного учреждения?!

Надежда МИФТИХАНОВА, выпускница школы:

– Все началось с моей мамы, она сама училась в этой школе у Ольги Борисовны Ляховской. А я пришла в это учебное учреждение, когда мне было пять лет, поэтому я сейчас ее уже закончила, но все равно продолжаю сюда приходить и заниматься! Музыкальная школа для меня – это второй дом.

Не так часто встретишь школу, в которой бы ее ученики могли назвать директора своим старшим другом, помощником, советчиком. Но эта уникальная школа является именно такой! Ольга Борисовна Ляховская для всех учеников не просто руководитель, а старший товарищ, который всегда подскажет, поможет и никогда не оставит в трудной ситуации. Поистине семейные, дружные отношения сложились и во всем коллективе школы. Да и разве может быть иначе, когда работаешь несколько десятилетий рука об руку?!

Успех любого учреждения во многом зависит от его руководителя. Ольга Борисовна Ляховская прославила свою девичью фамилию на весь город своей замечательной школой, которую создавала на протяжении нескольких лет. Однако для некоторых самарских краеведов эта фамилия была известна гораздо раньше. Ее прадед Иван Иванович за участие в революционных событиях в Польше 1860-х годов был выслан в Россию и случайно оказался в Самаре без денег, без друзей, без жилья, он знал только морское дело. Поэтому молодой поляк решил связать свою судьбу с крупнейшим на Волге пароходным акционерным обществом «Кавказ и Меркурий» и оставался сотрудником этой компании до самой смерти. Уважали его и самарцы, избравшие Ляховского гласным городской Думы. Имя Ивана Ивановича Ляховского занесено в историко-культурную энциклопедию самарского края. У него было пятеро детей, из них старший сын Иван Иванович впоследствии стал главным бухгалтером Самарского губернского банка. А один из его сыновей – Борис Иванович – был председателем Красноглинского районного общества инвалидов, в 1990 году был кандидатом в народные депутаты РСФСР. Это и есть отец героини нашей публикации – Ольги Борисовны Ляховской, директора Детской музыкально-хоровой школы №4. Интересная история ее семьи стала известна самарцам благодаря исследованиям Глеба Алексушина, Андрея и Ирины Демидовых.У Ольги Борисовны двое детей – Екатерина и Евгений – и уже четверо внуков: Григорий, Елизавета, Андрей и Михаил. Эта большая, дружная семья на отдыхе и в праздники всегда вместе! Молодое поколение подрастает и развивается. Но это уже другая история… Сама же Ольга Борисовна Ляховская продолжила прославлять фамилию известных близких своим талантом и призванием, посвящая все время любимой школе!

Ольга ЛЯХОВСКАЯ, директор Детской музыкально-хоровой школы №4 г.о. Самара:

– За эти тридцать лет мы выпустили огромное количество учеников. Очень хорошо помню один из выпускных вечеров. На викторине моим ученицам задали вопрос: «Как ругается Ольга Борисовна, когда кто-то не выполнил домашнее задание?» Они подумали и сказали: «Ольга Борисовна выслушивает все до последней ноты, хотя ничего не выучено, потом выдерживает паузу и говорит: “Дивная музыка”». Я, действительно, вспомнила, что я всегда так делала… Ведь проще остановить ребенка на первых нотах, понимая, что он ничего не выучил. Можно поставить сразу «два», но это совершенно не действенно! А когда он судорожно играет все два листа, хотя ничего не знает, на следующий раз уже задумается: стоит ли потом мучиться или лучше сразу все выучить. Значит, мой способ оказался действенным, если мои слова «дивная музыка» остались в памяти детей надолго!

Если педагог увлечен своим делом, дети это чувствуют и уже не могут быть равнодушными к предмету. А если все работают в тесном, дружном союзе, это обязательно приведет к успеху!

Софья НИКИТИНА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе:

– Для меня школа – это второй дом! Коллектив – это моя семья, мы все переживаем вместе: и горе, и радость. Я считаю, что здесь подобран очень профессиональный коллектив, инициативный и творческий, причем это не мое, субъективное мнение. Это отмечают и комиссии, которые к нам приезжают на проверку или на конкурсы, отчетные мероприятия. Хоть мы и маленькая школа, а ее рейтинг растет год от года. В этом и заключается заслуга нашего коллектива!

Ольга ЛЯХОВСКАЯ, директор Детской музыкально-хоровой школы №4 г.о. Самара:

– Поскольку мы – дополнительное образование, необязательное, вся учеба держится на интересе ребенка. Я думаю, что нашим детям здесь просто хорошо душой. Уже не один раз был случай, когда учителя общеобразовательной школы говорили: «У вас Федя учится? Что же он у вас там делает? Он у нас двоечник!» А у нас он участвует в оркестре народных инструментов, играет на баяне, это дело ему нравится, это у него получается, и уже скоро успешно закончит нашу школу… Безусловно, очень благодарны за это и его родители, потому что здесь он востребован. Вот такие метаморфозы происходят с детьми в нашей музыкально-хоровой школе!

Каждый педсовет директор повторяет своему коллективу, что они работают с лучшей частью человечества – детьми! Все педагоги искренне любят детей, поэтому случайных людей здесь и быть не может. За 35 лет работы уже накоплен необходимый профессиональный опыт, поддерживаются ранее заложенные в школьную жизнь традиции. Но впереди – огромное количество планов, которые ждут своего воплощения. За свою замечательную работу педагоги постоянно отмечаются множественными дипломами, наградами, грамотами, но самым главным для них всегда было одно – счастливые, успешные воспитанники. И вот уже 35 лет они сообща движутся по ступеням мастерства к вершинам творчества!


Наталья Сидорова
При подготовке материала использованы фото из архива ДМХШ №4 г.о. Самара.

Оцените статья

0
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...