ДМШ №12. Храм искусства

3447
ДМШ №12. Храм искусства

Приобщить ребенка к удивительному миру музыки, пробудить его душу, создать для маленького творца особый мир детства, игры, радости и красоты – задача архисложная, однако коллектив Детской музыкальной школы №12 с ней успешно справляется вот уже несколько десятилетий. Только высокопрофессиональный руководитель, способный мыслить и действовать на уровне глобальных перемен и заглядывать далеко в будущее, может вести свой корабль вперед. В этой школе таким лидером является Ирина Геннадьевна Чуракина.

Татьяна ШЕСТОПАЛОВА, руководитель Департамента культуры и молодежной политики Администрации городского округа Самара:

– Ирина Геннадьевна Чуракина работает в отрасли культуры уже более 30 лет. Это профессиональный, компетентный руководитель, за плечами которой – богатейший опыт работы. Вот уже восемь лет она возглавляет самарскую Детскую музыкальную школу №12. Под ее руководством школа активно развивается и достигает высоких результатов. Сохраняя традиции, заложенные предшественниками, Ирина Геннадьевна стремится к развитию и процветанию учреждения, уделяя большое внимание и внешнему облику школы, и творческому росту всего коллектива. Не секрет, что эффективность работы школы зависит от стиля управления командой единомышленников, от личных качеств руководителя. Ирине Геннадьевне удается быть одновременно требовательным и справедливым директором, и талантливым музыкантом.

В этом году Ирина Геннадьевна отмечает свой личный юбилей. Департамент культуры и молодежной политики поздравляет ее с этим знаменательным событием, желает вдохновения в работе, семейного благополучия и прекрасного настроения!

Сегодня в ДМШ №12 обучаются около 300 учеников на 6 отделениях: фортепианном, струнном, народном, духовом, теоретическом, вокально-хоровом. Обучение осуществляется по следующим специальностям: фортепиано, скрипка, гитара, балалайка, домра, баян, аккордеон, флейта, труба, синтезатор, академический вокал, народное и эстрадное пение. Однако, несмотря на широкое разнообразие дисциплин, предлагаемых образовательными учреждениями, в последнее время, к сожалению, родители всё реже задумываются о музыкальном образовании своих детей. Как подчеркивает Ирина Геннадьевна Чуракина: «Занятия музыкой требуют не только непрестанного труда и волевых усилий детей, но и несокрушимого родительского терпения». Возможно, именно поэтому родители и выбирают другие занятия для своего ребенка?! Мы, в свою очередь, напомним несколько причин, почему стоит отдать ребенка в музыкальную школу, которые определила музыковед, проректор Российской академии музыки имени Гнесиных Дина Кирнарская.

• Музыка-дисциплина. Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов. Музыка – это воспитание характера без риска травмы: как хорошо, что такое возможно!

• Музыка – математические способности. Ребенок начинает пространственно мыслить, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминает нотный текст и знает, что в музыкальной пьесе, как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить.

• Музыка смягчает нервы. Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны. Дети, занимающиеся музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы.

• Через музыку в успешный бизнес. Музыкальные занятия развивают навыки общения. За годы учебы ребенок-музыкант познакомится с галантным Моцартом, ершистым Прокофьевым, философичным Бахом… Играя, ему придется в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты. Теперь остается один шаг до таланта менеджера. Ведь для него едва ли не главное – понимать людей и, пользуясь своим пониманием, управлять ими.

Ирина ЧУРАКИНА, директор ДМШ №12:

– Занятия музыкой – это занятия для души. Жизнь была бы скучной и неинтересной без музыки. Увлечение этим видом искусства обогащает внутренний мир ребенка, делает его жизнь яркой. Музыка – это язык чувств. Пойте, когда этого требует душа, и играйте для души. Дарите радость себе и своим близким! Гордитесь собой и своими успехами! Вы – особенный человек!

Такие искренние слова напутствия мог дать человек, по-настоящему влюбленный в дело, которым занимается всю жизнь. Ирина Геннадьевна с самого детства знала, с чем будет связано ее профессиональное будущее. Она росла младшим ребенком в многодетной семье. В три года встала на коньки, а в десять – уже была кандидатом в мастера спорта по фигурному катанию. Однако ее желание играть на пианино и абсолютный слух победили спортивные успехи, и родители записали дочь в музыкальную школу.

Ни для кого не секрет, какую роль в нашей жизни играют первые учителя. Именно от них порой и зависит успех нашей карьеры. Ирине Геннадьевне в этом смысле повезло. Ее первый педагог – Галина Васильевна Талова, настоящий мастер своего дела. Именно на нее хотела быть похожей маленькая Ира. Ей посчастливилось принимать участие в конкурсах имени Кабалевского, она постепенно набиралась опыта и вскоре поступила в музучилище. Окончив его в 1987 году, Ирина Геннадьевна получила распределение в поселок Черновский Волжского района на должность директора Детской музыкальной школы, где проработала 20 лет. Она возглавила школу девятнадцатилетней девушкой, но молодость не помешала ей сразу погрузиться в работу и стать серьезным и успешным руководителем. Обладая широким кругозором, неординарным мышлением, мобильностью, энергией и трудолюбием, она стала вдохновителем многих инновационных идей в сфере музыкального образования. Ее коллектив сделался своего рода первооткрывателем нового, перспективного направления среди музыкальных школ области – отделения раннего эстетического образования. При этом Ирина Геннадьевна не переставала музицировать, она успешно совмещала роли директора и концертмейстера.

В 2007 году в жизни Ирины Чуракиной открылся новый период. Она была назначена на должность заместителя начальника управления культуры Администрации муниципального района Волжский Самарской области. Совместно со школами района ею были разработаны и реализованы три социально значимых проекта: «Моя школа, мое село, мой мир», «Новый взгляд», «Успех».

2010 год открыл новую страницу в судьбе Ирины Геннадьевны. Она возглавила Детскую музыкальную школу №12. В следующем году этому учреждению исполнится 50 лет. За плечами – богатейшая история, успехи и победы ее многочисленных учеников. В первый год в школе велось обучение всего по двум специальностям: фортепиано и баян. Постепенно появлялись новые направления, создавались творческие коллективы. За многочисленные успехи в 1983 году ДШИ №12 была занесена в Книгу почета управления культуры Куйбышевского облисполкома. А в 2013 году, спустя 30 лет, учреждение вошло в список «100 лучших школ России» Всероссийского образовательного форума «Школа будущего».

Сотрудники школы высоко держат планку профессионального мастерства, что подтверждают многочисленные сертификаты, дипломы и грамоты. Педагоги регулярно участвуют в научно-практических конференциях, выпускают методические пособия, посещают мастер-классы, прослушивания, консультации, ведь современная работа сотрудников музыкальной школы требует постоянного повышения квалификации. Как подчеркивает Ирина Геннадьевна: «Опыта теперь недостаточно, в нашей работе необходимы новые знания».

Валентина АЛПАТОВА, преподаватель, руководитель методического объединения «Народные инструменты»:

– Я работаю в этой школе с 1993 года. Конечно, для меня она самая лучшая. В чем ее уникальность? Думаю, в атмосфере добра, профессионализма и понимания, царящей в этих стенах. Выпускники школы до сих пор называют ее «любимым теплым теремком». Думаю, еще нашу школу отличает от других особое отношение к детям. Это отмечают даже родители. За многие годы работы мы становимся почти родными людьми друг другу, которые всё переживают вместе: и успехи, и невзгоды.

Мы начинаем заниматься с детьми дошкольного возраста, а заканчиваем учебу, когда им исполняется по 16-18 лет. Поэтому для нас важно не только научить их профессиональным навыкам, но и привить чувство вкуса, стиля.

Конечно, современное поколение детей сильно отличается от предыдущих. Но я могу сказать точно, что ребята, занимающиеся музыкой – эрудированные, воспитанные, вдумчивые, открытые. А еще дети учат нас не стареть. Их безудержная энергия дает положительный заряд для всех педагогов.

Что изменилось в школе за последние годы? С приходом нового директора Ирины Геннадьевны Чуракиной у нас увеличилось число творческих коллективов, в том числе и взрослых. Дети играют сами и могут наблюдать за игрой своих педагогов. На мой взгляд, это хороший воспитательный момент.

В школе функционирует несколько творческих коллективов: «Образцовый художественный коллектив» ансамбль скрипачей «Фантазия», «Образцовый художественный коллектив» эстрадный ансамбль «Радуга», Ансамбль скрипачей «Светлячок», Фольклорный ансамбль «Радуга», Ансамбль домристов «Золотые струнки», Младшая группа ансамбля домристов «Золотые струнки», Ансамбль старинной музыки «Волынка», «Народный самодеятельный коллектив» педагогический ансамбль русских народных инструментов «Самарские кружева», «Народный самодеятельный коллектив» педагогический ансамбль русских народных инструментов «Астория», «Народный самодеятельный коллектив» камерный фортепианный ансамбль «Каприччио», Ансамбль старинной музыки «Глория».

Творческий потенциал педагогов школы направлен на развитие способностей юных музыкантов, раскрытие их талантов, знакомство с лучшими образцами мировой музыкальной культуры, расширение детского кругозора и возможности самореализации ребят в дальнейшей жизни. Постоянство состава педагогического коллектива становится положительным качеством и фактором дальнейшего улучшения работы школы в том случае, когда длительное пребывание педагога в школе связано с его любовью к делу.

Людмила ШАТСКИХ, преподаватель, руководитель методического объединения «Фортепиано»:

– За 23 года работы в этой школе могу сказать, что перед педагогами сегодня открыты многие двери, то есть мы с учениками можем попробовать свои силы и принять участие в разных творческих конкурсах. Ежегодно более 150 побед приносят школе наши учащиеся. К тому же для педагогов созданы условия для саморазвития и повышения квалификации, что является главным залогом успешной работы.

Современные дети, конечно, очень развитые, поэтому иногда и нам, педагогам, приходится у них учиться. Порой мы вместе ищем ответы на сложные вопросы. Я думаю, преимущество таких небольших школ, как наша, – в индивидуальных занятиях. Контакт с детьми и их родителями устанавливается практически сразу. К тому же у нас замечательный, дружный коллектив, и мы не стесняемся учиться друг у друга.

Что для меня самое главное как для педагога? Получать отдачу от ребенка, видеть его заинтересованность в новых знаниях и добиваться хороших результатов.

Ирина Геннадьевна Чуракина задает активный, динамичный темп работы в нашей камерной школе. Она вывела нас на новый уровень работы и каждый день вдохновляет совершать новые подвиги.

Любовь ШЕВЕЛЁВА, преподаватель по фортепиано:

– У меня одна запись в трудовой книжке – 44 года в одной школе. Я всегда чувствовала себя на своем месте, потому что это дело всей моей жизни. Когда твой ученик играет хорошо – это ощущения, которые даже нельзя описать словами.

Русская музыкальная школа – уникальное явление в мире. Как бы ни было сложно, мы стараемся продолжать все традиции и сохранять все наработанные практики. Мы ведем активно сотрудничество с дошкольными образовательными учреждениями, школами и детскими библиотеками. Это позволяет проводить агитационную работу, направленную на пропаганду музыкального искусства среди детей и подростков. Направлено на повышение профессионального уровня преподавателей и улучшение качества образования наше взаимодействие с сузами и вузами города. Нам есть чем гордиться и есть куда двигаться вперед!

Успехи воспитанников ДМШ №12 широко известны в городе и за его пределами. Школа гордится своими выпускниками. Многие из них возвращаются в эти стены в качестве преподавателей. Среди них заместитель по учебно-воспитательной работе Яна Викторовна Савельева, преподаватель по классу скрипки Светлана Николаевна Боброва, преподаватель теоретических дисциплин Юлия Анатольевна Пак, концертмейстер Екатерина Юрьевна Бугрова.

Екатерина БУГРОВА, концертмейстер:

– Я работаю в этой школе уже почти 20 лет, а раньше здесь училась, поэтому могу провести параллель: как изменилась школа. В последнее время проводится огромное количество мероприятий, в которых мы участвуем, а многие из них и сами организуем. Одно из них – отчетный концерт фольклорного ансамбля «Радуга» «Самара-городок». В концерте прозвучали русские народные песни в исполнении солистов и самого руководителя ансамбля Оксаны Васильевны Сидоровой. Еще одно запоминающееся мероприятие, в котором принимала участие школа, – вечер салонной камерной музыки разных эпох и стилей «От клавесина до рояля». Выступление наших ансамблей в обстановке музея помогло посетителям совершить настоящее путешествие во времени…

Не зря говорят: «Одаренные дети – наше будущее». В ДМШ №12 много «звездочек» – предмет гордости преподавателей, всех перечислить трудно… Назовем лишь несколько фамилий: Иван Шевелев, Полина Саламатина, Елизавета Белозёрова, Мария Гасникова, Полина Рыжова, Ксения Устинова, Варвара Вязанкина, Ружена Хайкина, Софья Лаврова, Тимур Ибатуллин, Евгения Идрисова, Фёдор Серебров, Екатерина Пыжикова, Ксения Холомина, Илья Сувернев, Егор Красиков, Полина Кипран, Елизавета Давыдова, Кирилл Киреев, Алина Тюрнина, Иван Шипов, Юлия Тимченко… У каждого из них свои заслуги и грандиозные победы в конкурсах международного уровня.

Интересные программы, которые представляют школьные коллективы, находят самый живой отклик в сердцах слушателей. Учащиеся с огромным удовольствием выступают на шефских и благотворительных мероприятиях района и города. Юные музыканты-исполнители – желанные гости в детских садах, образовательных заведениях, социальных центрах, центрах детского творчества…

Марина РУБАН, преподаватель:

– Уже больше 20 лет я преподаю в этой школе. В 2000 году у нас был организован коллектив эстрадной песни «Радуга», по мере развития мы получили звание образцового эстрадного коллектива. Поскольку это очень востребованная область музыкального искусства, у нас открылось еще эстрадно-джазовое отделение. У детей появилась возможность изучать основы актерского мастерства, сценического движения и многие другие сопутствующие дисциплины. Благодаря этому детки раскрываются, забывают про стеснение, не боятся сцены и выступлений. Каждый ребенок в классе обязательно принимает участие в разных конкурсах и защищает честь школы.

В последнее время одной из актуальных тем, которой уделяется особое внимание в учебном процессе любого образовательного учреждения, является патриотическое воспитание молодежи.

Ирина ЧУРАКИНА, директор ДМШ №12:

– Связующим звеном с героическими годами служит цикл концертов-встреч «Связь поколений», который ежегодно проходит в стенах нашей школы. Ветераны войны приходят в школу и вспоминают подвиг народа, а силами учеников школы в канун годовщины Победы и других знаменательных дат для людей старшего поколения организуются разные мероприятия. Одно из самых значимых – VI Городской детско-юношеский фестиваль духовых оркестров «Марш Победы». Этот масштабный патриотический праздник надолго останется в сердцах горожан. Фестиваль стал одной из «визитных карточек» Самары.

За достаточно долгое время своего существования школа завоевала значительный авторитет среди городского населения. Многие ее выпускники приводят сюда своих детей, что свидетельствует о преемственности, о бережных традициях и позитивном отношении учащихся к своему образовательному учреждению, которому всегда было и будет характерно высокое качество заложенных передаваемых знаний.

Внимательно отслеживая изменения, происходящие в обществе, учитывая современные тенденции, преподаватели школы внедряют новые, востребованные детьми и их родителями направления образовательной деятельности, способствующие раскрытию творческих возможностей учащихся. В ДМШ №12 на протяжении многих лет применяются инновационные технологии. Стало развиваться новое направление детского творчества – компьютерное музицирование.

По мнению Ирины Геннадьевны Чуракиной, директор музыкальной школы должен проявлять себя сразу в нескольких ипостасях. Это и педагог, и организатор, и психолог. А главное, руководитель должен быть лидером, достойным подражания. Февраль месяц этого года для Ирины Геннадьевны станет особенным. Она отметит свой личный юбилей и продолжит, как и прежде, вести свой музыкальный корабль верным курсом!

Ирина ЧУРАКИНА, директор ДМШ №12:

– Для современных женщин 50-летний юбилей – это важная веха в жизни, после которой открываются новые возможности. Суета и беспечность остались позади, и теперь без зазрения совести можно посвятить все свое время активному образу жизни или путешествиям, спорту или любимому хобби. Зря некоторые думают, что 50 – это грустно. 50 – это свобода, это новый образ, это будущее!

Ираида МИРОНОВА, заместитель директора по научно-методической работе государственного бюджетного учреждения культуры «Агентство социокультурных технологий», Заслуженный работник культуры РФ:

– Ирина Геннадьевна Чуракина является директором одной из лучших музыкальных школ Самарской области – детской музыкальной школы №12 городского округа Самара, достойно развивая ее лучшие профессиональные педагогические традиции.

Являясь, прежде всего, музыкантом, Ирина Геннадьевна привносит в работу школы большой творческий импульс. Особо можно отметить насыщенную концертную деятельность учащихся и педагогов. Ставка делается на звучание школы в культурном пространстве города и области. Взаимодействуя с музеями, театрами, юные музыканты выполняют миссию просветительства среди детей и юношества.

Диапазон своей деятельности в должности директора Ирина Геннадьевна рассматривает достаточно широко: акценты делаются на развитие духового исполнительства как приоритетного направления в музыкальной жизни областного центра и России в целом. Ирина Геннадьевна является инициатором и создателем сводного городского духового оркестра «Самара-тутти». Ее инициатива буквально подхвачена сообществом других профессиональных музыкантов, результатом чего является создание за последние 3-5 лет около 7 новых оркестров. В наше время – это немало. Ирина Чуракина в совершенстве владеет практикой проектной деятельности в области организации городских патриотических фестивалей.

Ирина Геннадьевна – управленец высокого профессионального уровня. Знание законодательства и нормативных актов позволяет ей принимать участие в семинарах для директоров школ искусств, делиться богатым опытом управления коллективом. Среди эксклюзивных качеств Ирины Геннадьевны как человека можно отметить открытость и порядочность, желание всегда прийти на помощь любому специалисту. В работе и в жизни отдает себя сполна, не считаясь с личным временем.

Елена ПЛИШКО, главный консультант Управления реализации культурной политики Департамента стратегического планирования и развития отрасли Министерства культуры Самарской области, Заслуженный работник культуры Самарской области:

– С Ириной Геннадьевной Чуракиной мы знакомы более 20 лет. Могу сказать, что этот человек обладает яркими человеческими качествами. Ее профессионализм, душевная открытость, прямолинейность сочетаются с бескорыстностью и стремлением помочь. Любую работу она стремится сделать максимально качественно, будь то общественное поручение или дело, связанное с ее профессиональной деятельностью. Кажется, что ей по плечу любая работа, где она выкладывается на все сто процентов.

ДМШ №12 – это одно из самобытных учреждений нашего города, расположенное в старой части Самары, где живет определенная категория населения, не очень подверженная изменениям цивилизации, а это повышает требования к культуре и образованию. И главное, школе приходится выдерживать очень большую конкуренцию. Я очень уважаю весь педагогический коллектив школы, они идут трудным академическим путем. Педагогами реализуются программы с классической музыкой, основанные на лучших чертах отечественной педагогики. Большая заслуга преподавателей заключена в том, что они учат не только музыке, но и правильному отношению к жизни.

Дорогая Ирина! Прими самые искренние поздравления в твой юбилейный год! Желаю сохранить свет жизненного восприятия, свойственного молодому человеку. В работе с детьми такое позитивное мироощущение позволит принимать правильные решения, сохранять здоровье для себя и коллег. Пусть юбилей принесет только радостные и положительные эмоции. Мне хочется сказать, что 50 лет – это прекрасный период творческой жизни, пусть у тебя он пройдет на высоком подъеме.


Наталья СИДОРОВА
При подготовке материала использованы фото из архива ДМШ №12.

Оцените статья

+1

Оценили

Ольга Михайлова+1
Нет комментариев. Ваш будет первым!